Коррекция агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на преодоления агрессивности поведения с помощью развития социальных умений.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
Определить степень разработанности проблемы в теории и практике психологии.
Определение понятийного аппарата.
Выявить значение социальных умений в снижении агрессивности подростков.
Определить эффективность разработанной системы коррекции агрессивного поведения с использованием элементов развития социальных умений у подростков в тренингах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ………………………………. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «АГРЕССИЯ». ВИДЫ АГРЕССИИ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ АГРЕССИИ 16
1.3. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ЗА
АГРЕССИВНОСТЬЮ 44
1.4. АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 54
ВЫВОДЫ 68
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 70
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 70
2.2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ 73
2.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 78
2.3.1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 80
2.3.2.ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИНГА 88
2.3.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА……………………………………………………….….100
ВЫВОДЫ 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

Файлы: 1 файл

диплом Коррекция агрессивности подростков..doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

1) фрустратор – причина,  вызывающая фрустрацию;

2) ситуация фрустрационная;

3) реакция фрустрационная.

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций – гневом, раздражением, чувством вины и пр. [45;734]

Д. Майерс считает фрустрацию – «всё то, что препятствует достижению цели, фрустрация усиливается, когда наша целеустремлённость имеет очень сильную мотивацию, когда мы ожидаем получить удовольствие, а получаем, грубо говоря, шиш».  [27;490]

 Отсюда вытекает следующее: энергия агрессии не обязательно разряжается на своей первопричине. Постепенно человек научается подавлять гнев и вымещать его опосредованно, особенно когда несдержанность может повлечь за собой неодобрение или наказание  со стороны окружающих.  Вместо прямого ответа мы переносим враждебные чувства на более безобидные мишени. 

Д. Майерс по этому поводу приводит  «анекдот о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и всё это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса». [27; 491] 

Прямое выражение  агрессии              Смещённая агрессия

                                                              


Агрессия, направленная                                 Агрессия, направленная

          вовне                                                       внутрь (например, суицид)


Подстрекательство к агрессии                  Другие возможные реакции

                                                                                   (например, уход)


 

 

                                                          Фрустрация

                                                                   (цель)       

Рис. 2. Классическая теория фрустрации – агрессии.

         Рассмотрим случай приведённый  Р. Бэрон и Д. Ричардсон, когда  фрустрация способствует агрессии.

-  Две чикагские  девушки, 13 и 15 лет, фигурируют  в обвинительном заключении по делу убийства из огнестрельного оружия их 60-летнего отца. Сёстры признались, что планировали убийство с того самого дня, когда отец их якобы избил.  

      В данной ситуации  способствовало решению девушек убить отца  сильная предварительная провокация (избиение).   Таким  образом, на агрессию влияет агрессивное поведение других людей из социального окружения, причём даже простое присутствие других людей может влиять на проявление агрессии.   

С другой стороны фрустрация не всегда ведёт к агрессии.  Так  исследования Леонарда Берковитц  позволили ему пересмотреть теорию фрустрации - агрессии.  Он выдвинул предположение о том, что фрустрация вызывает озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Озлобление  нарастает, когда тот, кто вызывает у вас фрустрацию, имел возможность не совершать фрустрирующего действия.  Фрустрированный человек  особенно часто раздражается бранью, когда агрессивные подначки провоцируют высвобождение его с трудом сдерживаемого гнева. Иногда пробка вылетает из горлышка бутылки и без провокации.  Но стимулы, ассоциированные с агрессией, усиливают агрессию.  Например,  Л. Берковитц обнаружил, что таким стимулом является находящееся в поле зрения оружие. В поставленном им эксперименте дети после игры с игрушечным оружием с большей готовностью разрушали постройку из кубиков, сделанную другим ребенком. В другом эксперименте разозленные мужчины посылали своему «мучителю» электрические разряды большей силы, когда в поле их зрения находились винтовка или револьвер (предположительно оставленный по недосмотру после предыдущего эксперимента), чем в том случае, когда «случайно оставленными предметами» были ракетки для бадминтона.   Берковитц обнаружил, что половина всех убийств в США была совершена с помощью огнестрельного оружия и что если дома хранится оружие, то велика вероятность того, что будут убиты скорее домашние, чем незваные гости. «Оружие не только позволяет совершить преступление, — говорит автор, — оно может также стимулировать это преступление. Палец тянется к курку, но и курок тянется к пальцу». [27;492].  Можно убить ножом, но это труднее; легче совершить убийство, когда нажимаешь на курок, и от жертвы тебя отделяет значительное расстояние.

 

                                                      интерпретируются                Бегство /

                                                     как страх                       уклонение


Фрустрация        отрицательные 


                       эмоции            интерпретируются          Агрессивные 


                                                       как гнев                       тенденции

Рис.3.  Теория Л. Берковитц  «Фрустрация – агрессия».

 

Л. Берковитц предположил, что фрустрация будет приводить  к агрессии в тех случаях, когда эмоциональные переживания человека оказывают на него негативное влияние и он интерпретирует свои негативные чувства как гнев.    Р. Бэрон и Д. Ричардсон приводят пример, когда у народности семаи – сенои полуострова Малакка фрустрация может вызвать страх, а не гнев.  Эти люди верят, что, когда желания человека не удовлетворены, он может стать жертвой нападения со стороны существ, которые причинят ему вред.[8;134]   Видимо, фрустрация вызывает агрессию, прежде всего у людей, которые усвоили привычку реагировать на фрустрацию агрессивным поведением. Либо как считают Дж.  Доллард и его коллеги подобное поведение не проявляется в  тот же момент времени прежде всего из-за угрозы наказания.  Однако Р. Бэрон и Д. Ричардсон в книге «Агрессия» утверждают, если предостеречь человека от нападения на того, кто его фрустрировал, предварительно запугав  наказанием, он всё еще более будет стремиться к агрессивным действиям.  Но при этом может произойти смещение агрессии на совершенно другого человека.   Более того,  Л. Берковитц считает, что фрустрация – один из множества аверсивных (aversion – антипатия, отвращение) стимулов, которые способны спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, создают  готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение, по мнению  Л. Берковитца, возникает тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии – средовые стимулы, провоцирующие злость или агрессию в целом. Эту модель можно представить следующим образом. 

Аверсивный стимул                    готовность к                


(фрустрация, боль,               агрессивному действию              агрессивное


          дискомфорт)                              +                                        поведение

                                         посылы к агрессии    

     Рис.4. Агрессия  как результат аверсивных стимулов  и посылов

 

В аверсивным стимулам относят:

- боль,

- жара,

- атакующее поведение,

- теснота.

Приведём несколько примеров, когда  тот или иной аверсивный стимул провоцирует агрессию.  Например,  исследователь Натан Эзрин поставил следующий эксперимент: к лапам крыс через прикрепленные электроды подавались болезненные разряды электрического тока. Эзрин планировал включать ток, а затем, как только крысы приблизятся друг к другу, прекращать подачу болевых импульсов. И стоило только крысам почувствовать боль, как они нападали друг на друга еще до того, как экспериментатор успевал выключить ток. Чем сильнее был разряд, соответственно и болевые ощущения, тем более яростным было нападение.  

Боль усиливает агрессивность также и у людей, например, при неожиданном  и сильном ушибе большого пальца ноги или при  головной боли. Л. Берковитц и его сотрудники продемонстрировали это на студентах Висконсинского университета, которым предлагалось подержать одну руку либо в чуть теплой, либо в холодной до боли воде. Те, кто опускали руку в ледяную воду, сообщали о растущем раздражении и досаде и о том, что готовы буквально осыпать проклятиями другого участника эксперимента, издававшего неприятные звуки. Полученные результаты позволили Берковитцу сделать вывод о том, что скорее аверсивная стимуляция, чем фрустрация, является основным спусковым механизмом враждебной агрессии.   Любое аверсивное событие: несбывшееся ожидание, личное оскорбление или физическая боль, может привести к эмоциональному взрыву. Даже мучительное депрессивное состояние повышает вероятность враждебного агрессивного поведения.

  Изменения климата могут влиять на поведение человека – это  отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха, а также жара. Уильям Гриффитт обнаружил следующее: по сравнению со студентами, заполнявшими опросники в помещении с нормальной температурой воздуха, те, кто выполняли ту же работу в ненормально теплой комнате (выше 32°С), сообщали о более выраженной усталости, агрессивности, а также более враждебно реагировали на появление посторонних.

Атакующее поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии. Эксперименты, проведенные в Кентском государственном университете Стюартом Тэйлором подтвердили, что преднамеренное оскорбление или причинение боли порождает ответную атаку, вызванную желанием отомстить. В большинстве упомянутых экспериментов один испытуемый из пары соревновался с другим на скорость реакции. После каждой серии испытаний победитель выбирал, назначал мощность электрических разрядов в наказание проигравшему. В действительности помощник экспериментатора неизменно увеличивал силу электрического разряда независимо от выбора победителя, о чем тот не догадывался. Были ли испытуемые милосердны друг к другу, когда их роли менялись? Чаще всего действует принцип «око за око, зуб за зуб».

Теснота — субъективное ощущение нехватки пространства — также является стрессогенным фактором. Давка на задней площадке автобуса, зажатость в пробке между медленно ползущим автотранспортом или переполненность спального помещения в студенческом общежитии создают ощущение неконтролируемости ситуации и это все возрастающее переживание может усиливать агрессию.

 Таким образом,  теории агрессии, базирующиеся на  понятиях «инстинкта» и «фрустрации», предполагают, что враждебные импульсы прорываются наружу с уровня глубинных эмоций; эти эмоции естественным образом «выталкивают» агрессию изнутри на поверхность.  Однако существует теория, согласно которой человек научается «вытаскивать» наружу свою агрессию.   Альберт Бандура агрессию рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения» [8;49]   Конечно,  здесь учитываются биологические и мотивационные факторы, но главный акцент делается на важности влияния социального научения.  Согласно А. Бандуре, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий, при которых они закрепляются.

Таблица 2

Теория социального  научения А.Бандуры

Агрессия  приобретается посредством

Биологических факторов (гормоны, нервная система)

Научения (непосредственный опыт, наблюдение)

Агрессия  провоцируется

Воздействием шаблонов (возбуждение, внимание)

Неприемлемым обращением (нападки, фрустрация}

Побудительными мотивами (деньги, восхищение)

Инструкциями (приказы)

Эксцентричными  убеждениями (параноидальные идеи)

Агрессия  регулируется

Внешними поощрениями и наказаниями

Викарным подкреплением (наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других)

Механизмами саморегуляции (гордость, вина)


     Рассмотрим, как агрессия приобретается.

-  Так, чтобы усвоить и осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии.   Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

    - Известно, что люди наделены нейропсихологическими механизмами, обеспечивающими возможность агрессивного поведения, но  активация этих механизмов контролируется сознанием.   Проще говоря, нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное.

- Один из способов усвоения человеком агрессивных реакций  - это прямое поощрение такого поведения и получение непосредственного опыта. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.  Доказательства этого эффекта были получены во многих экспериментах на животных. В этих исследованиях животные получали различные виды подкрепления (например, пищу, воду) за агрессивные нападки друг на друга. Получавшие подкрепление животные быстро приобретали выраженную наклонность к агрессивному поведению. Например, Ульрих, Джонстон, Ричардсон и Вольф обнаружили, что, прежде смирные, крысы быстро научались атаковать своих соседей по клетке, когда им давали воду только при условии агрессивного поведения. [8;50] Кроме непосредственного опыта, играет важную роль в усвоении агрессивных реакций, по мнению Бандуры и научение посредством наблюдения. Бандура обращает внимание на то, что небезопасно опираться на метод проб и ошибок. Такой способ усвоения агрессивного поведения не является адаптивным процессом, поскольку грозит опасными последствиями. Более безопасно наблюдать за агрессивным поведением других; при этом формируется «представление о том, как выстраивается поведение, а в дальнейшем его символическое выражение может служить руководством к действию». Причём нет необходимости демонстрировать вживую на сцене  образцы агрессивного поведения — их изображения в кинофильмах, телепередачах и в литературе достаточно для формирования эффекта научения у наблюдателей.  Ещё большее значение имеют случаи, когда люди наблюдают за тем, как примеры агрессии встречают одобрение или остаются безнаказанными - это часто вдохновляет на подобное поведение. В подобных случаях зрители овладевают новыми агрессивными приемами посредством викарного научения (научение через наблюдение научения других), а затем применяют их на практике.

Таким образом, показ образцов социальной агрессии часто вооружает детей, взрослых новыми формами агрессивного поведения, не входившими ранее в их поведенческий репертуар.   Когда агрессивные реакции усвоены, выступают факторы, отвечающие за их регуляцию: сохранение, усиление или контроль. Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение.

Информация о работе Коррекция агрессивности подростков