Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:37, дипломная работа
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на преодоления агрессивности поведения с помощью развития социальных умений.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
Определить степень разработанности проблемы в теории и практике психологии.
Определение понятийного аппарата.
Выявить значение социальных умений в снижении агрессивности подростков.
Определить эффективность разработанной системы коррекции агрессивного поведения с использованием элементов развития социальных умений у подростков в тренингах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ………………………………. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «АГРЕССИЯ». ВИДЫ АГРЕССИИ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ АГРЕССИИ 16
1.3. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ЗА
АГРЕССИВНОСТЬЮ 44
1.4. АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 54
ВЫВОДЫ 68
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 70
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 70
2.2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ 73
2.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 78
2.3.1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 80
2.3.2.ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИНГА 88
2.3.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА……………………………………………………….….100
ВЫВОДЫ 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10
На основе разных типов поведения и направленности личности, можно условно выделить четыре группы подростков:
Д.И. Фельдштейн считает, что развитие ребенка осуществляется в деятельности. Подросток же стремится к утверждению себя, своей позиции как взрослый, среди взрослых, поэтому желательно обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. И в качестве такой деятельности Д.И. Фельдштейн называет социально признаваемую деятельность, участвуя в которой подросток приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. [44;65] В итоге подросток осознает себя и признается окружающим, как равноправный член общества. Сообразно этому Д.И. Фельдштейн считает, что для воздействия на первую группу подростков следует опираться на такие качества их личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству. А также организация работы в небольших коллективах по 2-3 человека, где подросткам время от времени поручается руководство работой товарищей, что способствует приобщению этих детей к просоциальной деятельности, изменению к себе, сверстникам и взрослым.
Для подростков второй группы важно сформировать умения командовать и подчиняться, уметь разрешать конфликтные отношения с окружающими.
На третью группу подростков особо воздействует ритм и напряженность социально одобряемой деятельности, вовлечение их в поисковые работы, которые дают возможность пробудить в этих детях интерес к самоутверждению, проявлению своего «Я», занятию уважаемого места среди сверстников.
Подросткам четвертой группы помогает войти в систему социально признаваемой деятельности пробуждение интереса к жизни, положительные переживания, нахождение значимых перспектив. Организация скользящего графика работ, темпы коллективной деятельности, при подчеркнутой личной ответственности, создают условия для вхождения этих детей в систему разнообразной просоциальной деятельности. В связи с этим выделение нескольких типов агрессивных подростков и условная типология воспитательной работы с ними позволяют целенаправленно воздействовать на каждого ребенка.
Анализируя агрессивность как свойство личности, Т.П. Смирнова приводит диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени. (Приложение 1) Опыт работы с агрессивными детьми позволяет указать Т.П. Смирновой на три важнейшие характерологические особенности подобных детей:
Ю.Б. Можгинский в беседах с подростками, совершившими жестокие криминальные действия, обнаруживается один интересный феномен: многие из них не отрицают мораль, этические нормы. Они говорят о том, что любили своих родителей, слушали их замечания и старались правильно себя вести. Однако с какого-то момента наставления родителей перестали ими восприниматься; подростки отмечают момент, когда в силу каких-то непонятных причин они стали абсолютно глухими к словам своих близких, а в их реакциях на окружающее появилась оппозиционность и агрессивность. Многолетние наблюдения особенностей психики подростков с жестокой маломотивированной агрессией позволяют говорить о том, что в их поведении, главным образом, прослеживаются две основные патологические тенденции: нарушение эмоций и кризис личности.[30;8]
Одной из особенностей тяжелой агрессии у детей и подростков является резкое усиление потенциала разрушения и жестокости, наблюдаемое в группе сверстников. В ней у подростка отмечается почти полное исчезновение страха наказания, неосознанная подчиненность общей воле группы в сочетании с обостренным желанием утвердиться в качестве полноправного ее члена. По статистике, из всех убийств, совершенных в 1997 году в Москве подростками, половина — групповые. Ю.Б. Можгинский считает, что одной из причин проявления агрессии является наличие психопатии, определяющиеся основными критериями — нарушением адаптации в социальной среде и стойкостью неправильного поведения. К. Леонгард (1981) приводит различные варианты типов акцентуации, среди которых наряду с клиническими (возбудимый, гипертимный, тревожный, аффективно-лабильный и др.) присутствуют и характеристики, скорее, литературного свойства: демонстративный, педантичный, аффективно-экзальтированный, застревающий. Есть примеры, когда люди, имеющие ту или иную акцентуацию, достаточно адаптированы как в деловом, так и в лично-бытовом плане. Однако отрицать клиническое значение акцентуаций характера и психопатических черт личности в генезе преступлений также было бы неверно. Это значение особенно усиливается при возрастных динамических изменениях течения жизни. Как подчеркивал А. Е. Личко, акцентуации выявляются только при резких биологических изменениях в организме. Частота и глубина «эмоциональной нестабильности», а также риск появления аномалий личностного реагирования увеличиваются в период подросткового кризиса. Общеизвестны психологические особенности этого кризиса: оппозиционность, негативизм, отрицание авторитетов, критиканство, пренебрежение к мнению взрослых, страсть к сотворению кумиров и т. д. Чтобы стать причиной патологии поведения, они должны быть длительными, достаточно глубоко выраженными, иметь свой патологический алгоритм развития. Ю.Б. Можгинский предлагает два варианта такого «нестандартного», «нетипового» агрессивного поведения:
По данным
работы одного из судебно-психиатрических отделе
Ускорение биологических и психологических процессов в периоды кризисов приводит к тому, что психопатологические феномены возникают как бы внезапно. Так, у вполне благополучного подростка неожиданно для окружающих вдруг появляется патологическая эмоциональная черствость, жестокость, склонность к агрессии и насилию. Период созревания патологии протекает подспудно, не успевая, в силу повышения скорости физиологических процессов в организме, подать сигналы наверх, в область видимых поведенческих актов. Поэтому психические расстройства в период кризисов часто выявляются внезапно.
Многие агрессивные поступки подростков являются следствием личностного кризиса. Часто приходится видеть, как признаки разлада личности в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.
Период подросткового
кризиса придает аффективным ра
Таким образом, подростковый возраст – трудный период психологического взросления ребёнка. Возникает чувство взрослости, желание эмансипации, сильная потребность общаться. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания, поступки, возрастает агрессивность. Причём происходит смена форм агрессии: частота физического нападения уменьшается за счет роста более «социализированных» форм, таких как оскорбление, соперничество, мстительность.
1) Сложность и многообразие форм проявления агрессивности приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его вполне однозначная трактовка и определение. Это позволяет различным авторам в зависимости от целей и задач исследований вкладывать в само понятие агрессии различное содержание.
2) Агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
3)Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; что агрессия - это инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты. Эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.
4) Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации - агрессии, Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии.
5) И последнее теоретическое направление, рассматривает агрессию прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии.
6) Теория социального научения утверждает, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличие от других теоретических направлений, теория этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.
7) К настоящему времени не получено убедительных доказательств изменения уровня агрессивности при аномалиях половых хромосом. По-видимому, повышенная агрессивность у лиц с различными хромосомными аномалиями является во многих случаях частью общей дезадаптации. Возможно, что некоторые дефекты наследственного аппарата связаны с агрессивностью опосредствованно, например, через умственную отсталость, школьную дезадаптацию.
8) Становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором участвуют множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средствами массовой информации.
Без системного рассмотрения проблемы агрессивности, учитывающего все особенности агрессивных детей, успех коррекционный работы будет весьма относительным и неустойчивым. Поэтому для исследования агрессивности подростков мы использовали следующие методы:
Метод наблюдения даёт возможность получить информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения ребенка и составления программы исследования. А также наблюдение можно использовать, когда психологическая информация не может быть получена никакими иными методами.
Итак, наблюдение представляет собой метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами исследования. Составляется схема наблюдения поведения. В качестве такой схемы можно использовать подход, основанный на принципах, заключенных в разработках С.Розенцвейга, который считал, что критическая или фрустрирующая ситуация является индикатором, позволяющим диагностировать нарушение поведения детей. Это справедливо потому, что невозможность удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия расценивается ребенком как негативная, неприятная, трудная ситуация. В результате ребенок начинает проявлять активность, направленную на изменение сложившегося положения. Детская активность чаще всего проявляется во внешнем плане в поведении и включает эмоциональные реакции, вербальные (слова) и невербальные (жесты, мимика) реакции и поступки. Вместе с тем, внутренний план тоже имеет немалое значение — это касается, в первую очередь, психологических защит.
Итак, поведение ребенка в критических ситуациях различается по направленности реакций:
— внешняя (экстрапунитивная) направленность характеризуется открытым проявлением агрессии, направленной на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение; в ответах обычно содержатся либо осуждение внешних атрибутов или участников ситуации, либо поручение другому лицу с требованием исправить положение, удовлетворить потребности;
— направленность на себя (интропунитивная) характеризуется также открытым выражением обвинения или требования, адресованных и самому себе; в ответах обычно содержатся либо покорное принятие фрустратора в виде блага, либо признание собственной вины или ответственности за разрешение и исправление ситуации;