Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, дипломная работа
Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ . Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения. Проанализировать полученные результаты.
Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.
Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Литература
МОСКВА 2 0 0 5г.
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Приложения
Литература
В В Е Д Е Н И Е
Сфера общения в последние два-три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Одной из ведущих проблем психологии общения является проблема неудовлетворенности общения, трудностей, возникающих в процессе межличностного взаимодействия. Интерес к данной проблеме продиктован прежде всего общественно-практической значимостью исследования и связан с поисками путей и возможностей формирования и развития оптимального общения, приносящего удовлетворение партнерам. Общение является элементом любой деятельности. От умения легко устанавливать контакты с людьми, находить контакты с людьми, находить индивидуальный подход к собеседнику, выбирать наиболее эффективную тактику общения во многом зависит успешность совместной деятельности . Отсюда понятно значение развития у человека личностных качеств, предопределяющих оптимальность его общения.
Наиболее эффективной формой обучения общению является социально-психологический тренинг ( сокращенно – СПТ ). СПТ направлен , прежде всего на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия. Наиболее существенным результатом тренинга может стать понимание участниками собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию.
Объектом нашего исследования
явилось межличностное
Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ .
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
Г Л А В А 1. Проблемы трудностей общения
и их коррекции в современной психологии
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения
В отечественной
психологической науке накоплен
Проблема затрудненного
Изучению трудностей общения,
трудностей взаимоотношений
Главным регулятором устойчивости, глубины, интимности межличностных отношений является « привлекательность человека для человека». Восприятие и понимание людьми друг друга , взаимопонимание и поведение их могут иметь широкий диапазон вариаций, но состояние удовлетворенности – неудовлетворенности– основной критерий межличностных отношений / / .
Основой неудовлетворенности
С чего же начинаются трудности в общении ? Прежде всего – с барьеров взаимопонимания .
В.Ф. Галыгин определяет барьер следующим образом : «Барьер – это «психологическое препятствие», мешающее оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванное либо особенностями ситуации, либо особенностями сообщения , либо особенностями личности. При этом причины возникновения такого рода препятствий усматриваются либо в особенности ситуации в широком смысле, либо в особенностях личностных характеристик коммуникатора и реципиента».
Б.Д. Парыгин дает следующее понимание барьера: «Под психологическими барьерами межличностного общения понимаются как осознаваемые, так и неосознаваемые трудности и препятствия общепсихологического и социально-психологического характера , которые возникают между индивидами ,вступающими друг с другом в контакт. При этом как степень , так и характер осознания таких препятствий различны» / /
Далее Б.Д. Парыгин отмечает, что понятие психологического барьера, как правило, употребляется для обозначения тех трудностей в деятельности человека, которые связаны с особенностями его психической структуры, его психического настроя и которые консервируют скрытый потенциал его активности. Понятие психологического, точнее ,социально – психологического барьера, можно и нужно употреблять и в гораздо более широком смысле, имея в виду все те психологические трудности, которые возникают на пути циркуляции информации в процессе общения индивида с окружающей средой. В таком случае правомерно различать два вида социально-психологических барьеров. Во-первых, это внутренние барьеры индивида, выступающего в качестве активного субъекта деятельности , Во-вторых, это психологические барьеры индивида, выступающего в качестве объекта внешнего по отношению к нему воздействия / /
Б.В. Парыгин пишет, что общей чертой всякого внутреннего барьера является то, что он задерживает или деформирует информационный процесс общения индивида с окружающей его средой.
Основная функция
Было бы неверно отвергать проблему сложности и противоречивости человеческого общения. Б.Д. Парыгин пишет, что психологические барьеры общения как проявление этих противоречий имеют реальные истоки, их природа довольно сложна и до настоящего времени еще мало изучена . В числе основных компонентов , из которых они складываются, следует назвать такие, как уникальность и неповторимость личности , выступающей в качестве субъекта общения , внутреннюю сложность, многоструктурность и расчлененность ее жизненного опыта, много функциональность речи, ролевой и игровой характер общения.
Я.А. Лупьяк выделяет следующие барьеры общения / / :
1. Барьер характера , который включает в себя :
1.1 Тип темперамента ;
1.2 Направленность (экстро – интроверсия) ;
1.3 Акцептуации.
2. Барьер отрицательных эмоций :
2.1. Барьер общения , вызванный горем ;
2.2. Барьер отвращения и брезгливости ;
2.3. Барьер презрения ;
2.4. Барьер общения , вызванный гневом ;
2.5. Барьер страха ;
2.6. Барьер плохого настроения.
3. Барьер восприятия.
4. Барьер речи (темп , ритм , громкостиь , четкость )
5. Барьер установки .
6. Барьер незнания .
Обобщение результатов исследований позволяет прийти к выводу , что наиболее полное и всестороннее описание феномена затрудненного общения можно осуществить в соответствии с такими критериями , как психологическая природа и факторы возникновения затрудненного общения , механизмы и закономерности его развития.
К настоящему времени не
Г.М. Кучинский считает, что трудности в общении – это неспособность к диалогу / /.
И. Э. Стрелкова пишет, что под психологическими трудностями общения следует понимать нарушение контактов и хода взаимодействия партнеров , возникновение всякого рода препятствий развития отношений , вплоть до их разрыва, когда общение складывается неблагоприятно и партнеры ( или один из них) испытывают эмоциональное неблагополучие , напряжение , что сопровождается дезадаптацией поведения / /.
На основе анализа проблемы можно предложить такое понимание трудностей. Трудности в общении – это прежде всего внутренние барьеры личности , которые являются своеобразными фильтрами , пропускающими через себя всю информацию и накладывающими отпечаток на ее восприятие и передачу.
Эти барьеры могут выступать как индивидуально – психологические свойства личности , препятствующие гармоническому воздействию ее с другими людьми.
Проанализировав основные тенденции, наметившиеся в решении вопроса о содержательном определении рассматриваемого феномена, мы пришли к выводу о принципиальной возможности их конструктивной систематизации в контексте проблемы понимания . В соответствии с этим затрудненное общение интерпретируется как специфический социально- психологический феномен, проявляющийся в реальных ситуациях взаимодействия в форме понимания людьми друг друга.
Невозможность достижения взаимного понимания участниками общения, - отмечает Е.В. Цуканова, - являясь одной из причин появления коммуникативных затруднений , обусловлена отсутствием следующих факторов :
- адекватного образа партнера
- адекватной ориентировки в собеседнике,
- способности принятия роли партнера по общению / /,
- способности моделирования внутреннего мира личности на основе внеш-
них признаков / / ,
- способности к интеркоммуникации
, овладению ее механизмами /
/
понимания мотивов поведения партнера , психологической совмести-
мости коммуникаторов / / ,
- общности ситуативного контакта / / .
Естественно , приведенный перечень факторов понимания людьми друг друга далеко не полный, однако, совершенно очевидно, что отсутствие даже кого –либо одного из них может привести к значительным трудностям взаимопонимания и общения.