Коррекция трудностей межличностного общения с помощью метода социально-психологического тренинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ . Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения. Проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.

Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)


      

                           МОСКВА   2 0 0 5г.

 

                                О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

 

Введение

Глава 1  Проблема трудностей общения и их коррекция в современной         психологии. 

1.1  Теоретические подходы к определению трудностей общения.

    1. Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.

 

Глава 2  Экспериментальное  исследование

2.1  Организация и методы исследования.

2.2  Программа социально-психологического тренинга и его результаты.

 

Заключение

Приложения

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             В В Е Д Е Н И Е 

 

        Сфера  общения в последние  два-три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Одной из ведущих проблем психологии общения является проблема неудовлетворенности общения, трудностей, возникающих в процессе межличностного взаимодействия. Интерес к данной проблеме продиктован прежде всего общественно-практической значимостью исследования и связан  с поисками путей и возможностей формирования и развития оптимального общения, приносящего удовлетворение партнерам. Общение является элементом любой деятельности. От умения легко устанавливать контакты с людьми, находить контакты с людьми, находить индивидуальный подход к собеседнику, выбирать наиболее эффективную тактику общения во многом зависит успешность совместной деятельности . Отсюда понятно значение развития у человека личностных качеств, предопределяющих оптимальность его общения.

         Наиболее эффективной формой  обучения общению является социально-психологический тренинг ( сокращенно – СПТ ). СПТ направлен , прежде всего на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия. Наиболее существенным результатом тренинга может стать понимание  участниками собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию.

          Объектом  нашего исследования  явилось межличностное  общение.  Предметом – трудности межличностного  общения. 

Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ .

Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

  1. Изучить  теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения .
  2. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов.
  3. Разработать  программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения .
  4. Проанализировать полученные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г Л А В А  1. Проблемы трудностей общения и их коррекции в современной   психологии                                                                                                                                                                                                       

            1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения 

    В отечественной  психологической науке накоплено значительное количество работ, посвященных решению методологических, теоретических, экспериментально-методигических и прикладных проблем, возникающих при исследовании такой области , какой является психология общения. В последние годы ведущие специалисты по проблемам общения Ф.Ломов, А.А.Леонтьев , Б.Д.Парыгин предложили оригинальные научные программы, формирующие задачи, принципы пути дальнейшего изучения феменологии, закономерностей и механизмов общения, и прогнозирующие характер последствий, которые будут иметь реализации этих проблем. Среди выдвинутых характеристик теоретически и практически значимыми выступают вопросы трудностей общения.

           Проблема затрудненного общения  является одной из актуальных  в проблематике психологии общения в целом, ее решение имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Вместе с тем, в настоящее время проблема затрудненного общения и его оптимизации – одна из наименее исследованных социально- психологических проблем. Ее успешное решение требует комплексного подхода. Данное требование обуславливается, во-первых, многоаспектностью проблемы, во-вторых, социально-психологической многоликостью явления затрудненного общения, обширностью феменологического «поля» понятия «трудность общения», в-третьих, специфичностью статуса проблемы в структуре социально-психологической проблематики, ее связью с обширным спектром самостоятельных психологических и социально-психологических проблем /       /.

           Изучению трудностей общения,  трудностей взаимоотношений уделяли  внимание следующие ученые : В.Ф. Галыгин , А.П. Егидес , А.А. Бодалев , И.И. Ильина , Г.М. Микнин Н.Н. Обозов, Е.Д. Парыгин ,А.А. Рояк , В.В. Столин, Ф.В. Цуканова , Е.И. Головаха, Е. Мелибруда, И.Э. Стрелкова , Я.Я. Гозман и другие . Каждый  из перечисленных авторов рассматривает трудности в общении в каких-то определенных аспектах. Одним из таких аспектов является вопрос об особенностях межличностных отношений, которые складываются и формируются в процессе общения и в которых затруднения общения выявляются с наибольшей очевидностью.

           Главным регулятором устойчивости, глубины, интимности межличностных отношений является « привлекательность человека для человека». Восприятие и понимание людьми друг друга , взаимопонимание и поведение их могут иметь широкий диапазон вариаций, но состояние удовлетворенности – неудовлетворенности– основной критерий межличностных отношений /      / .

            Основой неудовлетворенности своим  общением и  взаимоотношения-ми с окружающими являются  трудности в общении.

            С чего же начинаются трудности в общении ? Прежде всего – с барьеров взаимопонимания .

            В.Ф. Галыгин  определяет барьер следующим образом : «Барьер – это «психологическое препятствие», мешающее оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванное либо особенностями ситуации, либо особенностями сообщения , либо особенностями личности. При этом причины возникновения такого рода препятствий усматриваются либо в особенности ситуации в широком смысле, либо в особенностях личностных характеристик коммуникатора и реципиента».

              Б.Д. Парыгин дает следующее понимание барьера: «Под психологическими барьерами межличностного общения понимаются как осознаваемые, так и неосознаваемые трудности и препятствия общепсихологического и социально-психологического характера , которые возникают между индивидами ,вступающими друг с другом в контакт. При этом  как степень , так и характер осознания таких препятствий различны» /                  /

           Далее  Б.Д. Парыгин отмечает, что понятие психологического барьера, как правило, употребляется для обозначения тех трудностей в деятельности человека, которые связаны с особенностями его психической структуры, его психического настроя и которые консервируют скрытый потенциал его активности. Понятие психологического, точнее ,социально – психологического барьера, можно и нужно употреблять и в гораздо более широком смысле, имея в виду все те психологические трудности, которые возникают на пути циркуляции информации в процессе общения индивида с окружающей средой. В таком случае правомерно различать два вида социально-психологических барьеров. Во-первых, это внутренние барьеры индивида, выступающего в качестве  активного субъекта  деятельности , Во-вторых, это психологические барьеры индивида, выступающего в качестве объекта внешнего по отношению к нему воздействия /           /

            Б.В. Парыгин  пишет, что общей чертой всякого внутреннего барьера является то, что он задерживает или деформирует информационный процесс общения индивида с окружающей  его средой.

             Основная функция психологического  барьера- функция средства защиты  личности от внешнего воздействия  – заложена в самой природе человеческой общности. Любая конкретная общность людей является средством внутригруппового сплочения, солидарности,спаянности, взаимопонимания, направленного против центробежных тенденций, ведущих к ее разрушению. Если психологическими барьерами, ограждающими общность, является, как правило, внушающая сила коллективных представлений, ценностей , символов , норм и действий , то средствами психологической защиты автономии личности могут оказаться, наоборот, те барьеры или препятствия, которые последняя воздвигает на пути унифицирующего давления общности  /               / .

               Было бы неверно отвергать проблему сложности и противоречивости человеческого общения. Б.Д. Парыгин пишет, что психологические барьеры общения как проявление этих противоречий  имеют реальные истоки, их природа довольно сложна и до настоящего времени еще мало изучена . В числе основных компонентов , из которых они складываются, следует назвать такие, как уникальность и неповторимость личности , выступающей в качестве субъекта общения , внутреннюю сложность, многоструктурность и расчлененность ее жизненного опыта, много функциональность речи, ролевой и игровой характер общения.

           Я.А. Лупьяк выделяет следующие барьеры общения    /        / :

            1. Барьер характера , который включает в себя :

1.1 Тип темперамента ;

1.2 Направленность (экстро  – интроверсия) ;

1.3 Акцептуации.

            2. Барьер отрицательных эмоций :

2.1. Барьер общения , вызванный горем ;

2.2. Барьер отвращения и брезгливости ;

2.3. Барьер презрения  ;

2.4. Барьер общения  , вызванный гневом ;

2.5. Барьер страха ;   

2.6. Барьер плохого настроения.

           3. Барьер восприятия.

                  4. Барьер речи (темп , ритм , громкостиь , четкость )

                  5. Барьер установки .

                  6. Барьер незнания .

       Обобщение результатов исследований позволяет прийти к выводу , что наиболее полное и всестороннее описание феномена затрудненного общения можно осуществить в соответствии с такими критериями , как психологическая природа и факторы возникновения затрудненного общения , механизмы и закономерности его развития.

          К настоящему времени не сформировано  единого понимания затрудненного  общения. Е. В. Цуканова понимает под затрудненным общением неналаженное, расстроенное, неэффективное общение. Содержательной альтернативой последнему, как правило, служит высокоэффективное общение, наблюдающееся в оптимально функционирующих группах /     /.

        Г.М. Кучинский считает, что трудности в общении – это неспособность к диалогу /    /.

        И. Э. Стрелкова пишет, что под психологическими трудностями общения следует понимать нарушение контактов и хода взаимодействия партнеров , возникновение всякого рода препятствий развития отношений , вплоть до их разрыва, когда общение складывается неблагоприятно и партнеры (  или один из них) испытывают эмоциональное неблагополучие , напряжение , что сопровождается дезадаптацией поведения  /        /.

         На основе   анализа проблемы можно предложить такое понимание трудностей. Трудности в общении – это прежде всего внутренние барьеры личности , которые являются своеобразными фильтрами , пропускающими через себя всю информацию и накладывающими отпечаток на ее восприятие и передачу.

        Эти барьеры могут выступать как индивидуально – психологические свойства личности , препятствующие гармоническому  воздействию ее с другими людьми.

        Проанализировав основные тенденции, наметившиеся в решении вопроса о содержательном определении рассматриваемого  феномена, мы пришли к выводу о принципиальной возможности их конструктивной систематизации  в контексте проблемы  понимания . В соответствии с этим затрудненное общение интерпретируется как специфический социально- психологический феномен, проявляющийся в реальных ситуациях взаимодействия в форме понимания людьми друг друга.

        Невозможность достижения взаимного понимания участниками общения, - отмечает Е.В. Цуканова, - являясь одной из причин появления коммуникативных затруднений , обусловлена отсутствием следующих факторов :

       -  адекватного образа партнера

        -  адекватной ориентировки в собеседнике,

       -   способности принятия роли партнера по общению /     /,

        - способности моделирования внутреннего мира личности на основе  внеш-

           них признаков   /         / ,

         - способности к интеркоммуникации , овладению ее механизмами  /   /                                                                      

          понимания мотивов поведения партнера , психологической совмести-

          мости коммуникаторов    /     / ,

        - общности ситуативного контакта  /      /  .

              Естественно , приведенный перечень  факторов понимания людьми друг друга далеко не полный, однако, совершенно очевидно, что отсутствие даже кого –либо одного  из них может привести к значительным трудностям взаимопонимания и общения.

Информация о работе Коррекция трудностей межличностного общения с помощью метода социально-психологического тренинга