Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, дипломная работа
Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ . Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения. Проанализировать полученные результаты.
Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.
Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Литература
Г.Гибш и М. Форверг предлагают свою классификацию трудностей общения, разработанную в русле коммуникативного аспекта проблемы затрудненного общения. Они отмечают :
1.Ситуативные трудности, которые возникают в общении из-за различного понимания ситуации, вызванного неодинаковой степенью включенности общающихся в ситуационный контекст.
2. Смысловые трудности возникают из-за непонимания одним человеком другого по причине необходимого контекста , когда какое-либо высказывание воспринимается вне смысловой связи с предыдущим содержанием.
3. Мотивационные трудности появляются в двух случаях : либо в результате сокрытия коммуникатором мотивов коммуникации , либо из-за того, что они недостаточно ясны ему самому, так что его намерения в ркальных ситуациях взаимодействия ничем не проявляются.
4. «Барьеры представлений о другом»- они возникают из-за того, что коммуникатор не имеет точного представления о своем партнере, ошибочно оценивает его культурный уровень, потребности, интересы и т.п.
5. Трудности коммуникации , относящейся к этой группе , появляются в результате отсутствия обратной связи, а также из-за некоторых особенностей формы передачи сообщения.
6. Прагматические трудности коммуникации, возникающие в результате различных прагматических отношений между системой навыков и их потребителями / /.
Иной подход к построению классификации трудностей общения реализован в исследовании А.А. Рояк, выполненном в аспекте «затрудненное общение и проблема деятельности».
Исследуя особенности общения и взаимоотношений в процессе игровой деятельности, А.А. Рояк предположила, что «трудности в отношениях могут быть вызваны либо теми или иными нарушениями операциональной стороне детской деятельности, либо какими-то дефектами в формировании мотивационной сферы детской личности» / /.
В соответствии с этим были выделены два класса трудностей общения – операционального и мотивационного характера.
Операциональные трудности понимались как трудности исполнительской стороны игровой деятельности, возникающие из-за недостатка знаний , умений , способов их реализации.
В этом плане трудностей выделены три подгруппы :
1. К первой подгруппе отнесены трудности , возникающие в связи с недостаточной сформированностью у ребенка необходимого уровня игровых навыков и умений. Дети, испытывающие трудности такого характера , добры и уживчивы , стремятся к общению со сверстниками, однако сверстники не принимают их в свои игровые объединения, поскольку те не привлекают их своими игровыми умениями / /.
2. Трудности несформированности способов построения «деловых» взаимоотношений со сверстниками возникают , по мысли автора , из-за отсутствия умения управлять своим поведением. Дети с трудностями общения такого характера импульсивны, не имеют сдерживать себя, однако умеют играть, обладают положительными личностными качествами – добры , уступчивы и т.д. Однако, несмотря на это, в большинстве случаев они оказываются вне игры , потому что невольно ее дезорганизуют / /.
3. Операциональные трудности, принадлежащие к третьему типу, наиболее выразительны, поскольку возникают как результат сочетания трудностей первого и второго типов. Основная причина их появления – недостаток сформированности способов построения «деловых» взаимоотношений, сопровождающийся недостаточным овладением игровыми навыками / /.
Во второй класс были объединены трудности мотивационной стороны деятельности; среди них также было выделено три группы :
3. Трудности общения, принадлежащие к третьей группе мотивационны трудностей, возникают из-за неправильной сформированности мотивов общения, например, при преобладании мотивов эгоистического характера.
Так , по мнению , А.А Рояк, наиболее часто данный вид трудностей ,
возникают из-за неправильной сформированности мотивов общения, например, при преобладании мотивов эгоистического характера. Так ,по мнению А.А.Рояк, наиболее часто данный вид трудностей испытывают дети , которые вступают в общение со сверстниками исключительно ради
удовлетворения потребности в самоутверждении , проявляющейся в форме желания занимать главенствующее положение в игре / /.
В аспекте «затрудненное общение и проблема отношений « можно выделить три уровня анализа :
1. Истоки
затрудненного общения (
2. Трудности, возникающие в зависимости от индивидуально-личностных свойств и предпочтений в общении ( межличностный выбор, субъективная значимость другого, эмоциональность как основа трудностей )
3. Влияние типа акцентуации и
самоотношения на
«Потребность в общении может удовлетворяться в различных группах. Первичной группой, имеющей исключительно большое значение для социализации ребенка, является семья. Трудности общения в семье, неудовлетворенность своим положением отрицательно сказывается на развитие личности, предрасполагают к возникновению психических и нервных заболеваний ребенка / /. Как показали результаты исследований польского педагога и психолога Ю. Ромбовского, отрицательное отношение ребенка к родителям или членам семьи в течение длительного времени приводит к возникновению постоянных трудностей в контактах с окружающими».
Другой важный момент – мотивы общения. В.Г. Ананьев писал: « самое важное –критерий избирательности в общении, мотивы , по которым осуществляется общение и которым определяется объем общительности. В одной ситуации человек может быть общительным , в другой – замкнутым. Это целиком определяется мотивами».
Классификацию мотивов общения предложила С.В. Белохвостова , занимавшаяся изучением общения подростков.
Классификация включает четыре основных группы: деловая мотивация, социально-перцептивная, аффективная, познавательная мотивация.
Деловая мотивация побуждает человека вступить в контакт с целью найти лучший вариант выполнения какого-либо действия. Аффективную мотивационную окрашенность имеют те контакты , которые обусловлены стремлением найти в общении утешение. Здесь можно выделить несколько видов аффективных мотивов :
Таким образом , проанализировав мотивы общения , можно сделать вывод ,
что трудности в общении возникают , когда люди , вступая в общение друг с другом , имеют при этом разную мотивацию.
Наше общение избирательно ,поэтому
хотелось бы остановиться на
субъективной значимости
Благодаря фактам , полученным в
исследованиях А.А. Бодалева , можно
считать также доказанным
Б.Д. Парыгин пишет: «Внутренней основой и необходимой предпосылкой взаимного понимания людьми друг друга во всех случаях оказывается возможность их идентификации , их взаимного уподобления друг другу. Здесь же заложена возможность и самосознания индивидуальности. Если внешними проявлениями взаимопонимания является способность к сочувствию и соучастию, к сопереживанию и симпатии , к согласию и согласованности в совместных действиях , то внутренней , глубинной основой всех этих проявлений оказывается способность к взаимному уподоблению , к идентификации. Человек испытывает симпатии к другому человеку , сочувствует и сопереживает ему , если он способен почувствовать или представить себя на месте другого , если для него понятна , близка и приемлема точка зрения и позиция того человека / /. Видимо , здесь мы подошли к глубинной причине трудностей общения – это неспособность к идентификации или невозможность ее .
Б.Д. Парыгин отмечает , что при
самом искреннем стремлении
Нельзя не учитывать и те трудность , которые неизбежны на стадии восприятия , дешифровки и понимания внутреннего состояния индивида по внешним признакам выражения – речи , мимике , формам поведения. Объясняется эта трудность и индивидуальной наполненностью речи , на что обращал в свое время внимание Л.С. Выготский , отмечавший : «Понятия , как они встречаются в нашей житейской речи , не являются понятиями в собственном смысле этого слова. Они являются скорее общими представлениями о вещах» / /
Играет здесь роль и «
Подводя итоги выше сказанного
, следует отметить , что межличностный
выбор характеризует
Картина затрудненного общения будет неполной , если мы не обратимся к эмоциям ; ведь эмоции – основа отношений . В.Н. Мясищев пишет : «Общение не только информационное и предметное взаимодействие , оно сопровождается обменом эмоциональных состояний , почему и возникает , устанавливается эмоциональный контакт и удовлетворяются потребности в общении» / /.
Потребность в эмоциональном контакте можно трактовать как переживаемую «не всегда осознанную» нужду человека в двусторонних или многосторонних отношениях , в которых человек :
Наиболее базисным с эмоциональным отношением является чувство принятия или непринятия другого , глобальная симпатия или антипатия , положительное или отрицательное отношение / /. Общающиеся лица в основном на подсознательном уровне автоматически учитывают сумму эмоций , признаний , степень благожелательности. Эта сумма сравнивается с собственным эмоциональным отношением к партнеру. Восприятие , трактовка , оценка эмоционального отношения партнера являются содержанием апперцепции . Иногда это отношение находится в равновесии (я люблю – он любит) ,но часто ассиметрично :я уважаю – он не уважает ; он заинтересован – я безразлична / / .
Л.Я. Гозман пишет :»В условиях , когда у человека есть возможность выбора партнеров , продолжение отношений зависит от его решения . В каждый момент взаимодействия субъект осуществляет выбор между продолжением или прекращением отношений
Эмоциональные отношения в