Коррекция трудностей межличностного общения с помощью метода социально-психологического тренинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ . Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения. Проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.

Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

          Г.Гибш и М. Форверг предлагают свою классификацию трудностей общения, разработанную в русле коммуникативного аспекта проблемы затрудненного общения. Они отмечают :

        1.Ситуативные трудности, которые возникают в общении из-за различного понимания ситуации, вызванного неодинаковой степенью включенности общающихся в ситуационный контекст.

        2. Смысловые трудности возникают из-за непонимания одним человеком другого по причине необходимого контекста , когда какое-либо высказывание воспринимается вне смысловой связи с предыдущим содержанием.

         3. Мотивационные трудности появляются в двух случаях : либо в результате сокрытия  коммуникатором мотивов коммуникации , либо из-за того, что они недостаточно ясны ему самому, так что его намерения в ркальных ситуациях взаимодействия ничем не проявляются.

       4. «Барьеры представлений о другом»- они возникают из-за того, что коммуникатор не имеет точного представления о своем партнере, ошибочно оценивает его культурный уровень, потребности, интересы и т.п.

        5. Трудности коммуникации , относящейся к этой группе , появляются в результате отсутствия  обратной связи, а также из-за некоторых особенностей формы передачи сообщения.

        6. Прагматические трудности коммуникации, возникающие в результате различных прагматических отношений между системой навыков и их потребителями /     /.

        Иной подход к построению классификации трудностей общения реализован в исследовании А.А. Рояк, выполненном в аспекте «затрудненное общение и проблема деятельности».

       Исследуя особенности общения и взаимоотношений в процессе игровой деятельности, А.А. Рояк предположила, что «трудности в отношениях могут быть вызваны либо теми или иными нарушениями операциональной стороне детской деятельности, либо какими-то дефектами в формировании мотивационной сферы детской личности»         /          /.

         В соответствии с этим были выделены два класса трудностей общения – операционального и мотивационного характера.

         Операциональные трудности понимались как трудности исполнительской стороны игровой деятельности, возникающие из-за недостатка знаний , умений , способов их реализации.

         В этом плане трудностей выделены три подгруппы :

         1. К первой подгруппе отнесены трудности , возникающие  в связи с  недостаточной сформированностью у ребенка необходимого уровня игровых навыков и умений. Дети, испытывающие трудности такого характера , добры и уживчивы , стремятся к общению со сверстниками, однако сверстники не принимают их в свои игровые объединения, поскольку те  не  привлекают  их своими игровыми умениями   /        /.

         2. Трудности несформированности способов  построения «деловых» взаимоотношений со сверстниками  возникают , по мысли автора , из-за отсутствия  умения  управлять  своим поведением. Дети с трудностями общения такого характера импульсивны, не имеют сдерживать себя, однако умеют играть, обладают положительными личностными качествами – добры , уступчивы и т.д.   Однако, несмотря на это, в большинстве случаев они оказываются вне игры , потому что  невольно ее дезорганизуют /     /.

         3. Операциональные трудности, принадлежащие к третьему типу, наиболее выразительны, поскольку возникают как результат сочетания трудностей первого и второго типов. Основная причина их появления – недостаток сформированности способов построения «деловых» взаимоотношений, сопровождающийся недостаточным овладением игровыми навыками /    /.

          Во второй класс были объединены трудности мотивационной стороны деятельности;  среди них также было выделено три группы :

  1. Трудности, отнесенные к первой подгруппе, возникающие из-за несформированности потребности в общении . Ребенок, обладающий трудностями такого характера, предпочитает пребывать в одиночестве, заполняя его различными компенсаторными интересами – любовью к животным , потребностью заботиться о них и т.п.
  2. Трудности, появляющиеся в результате вытеснения  мотивов общения какими-либо другими мотивами и целями, возникают в результате преобладания у ребенка потребности в какой-то иной деятельности ( рисовании , лепке и т.д. ). Поэтому ребенок , испытывающий трудности такого характера, играет со сверстниками, вступает с ними  в общении  постольку,  поскольку игра и общение могут удовлетворить его основные потребности .

       3.  Трудности общения, принадлежащие к третьей группе мотивационны трудностей, возникают из-за неправильной  сформированности мотивов  общения, например, при преобладании  мотивов эгоистического характера.

Так , по мнению , А.А Рояк, наиболее часто данный  вид трудностей ,

 возникают из-за  неправильной  сформированности мотивов общения,            например, при преобладании мотивов эгоистического  характера. Так ,по   мнению А.А.Рояк, наиболее часто данный вид трудностей испытывают дети ,   которые вступают в общение со сверстниками исключительно ради

 удовлетворения потребности в самоутверждении , проявляющейся в форме желания занимать главенствующее положение в игре /    /.

      В   аспекте «затрудненное общение  и проблема отношений « можно выделить три уровня анализа :

       1. Истоки  затрудненного общения (потребность  в общении , мотивы общения  , легкость вступления в контакт).

        2. Трудности, возникающие в зависимости от индивидуально-личностных свойств и предпочтений в общении ( межличностный выбор, субъективная значимость другого, эмоциональность как основа трудностей )

        3. Влияние типа акцентуации и  самоотношения на возникновение трудностей в общении.

        «Потребность в общении может удовлетворяться в различных группах. Первичной группой, имеющей исключительно большое значение для социализации ребенка, является семья. Трудности общения в семье, неудовлетворенность своим положением отрицательно сказывается на развитие личности, предрасполагают к возникновению психических и нервных заболеваний ребенка /    /.  Как показали результаты исследований польского педагога и психолога Ю. Ромбовского, отрицательное отношение ребенка к родителям или членам семьи в течение длительного времени приводит  к возникновению постоянных трудностей в контактах с окружающими».

          Другой важный момент – мотивы общения. В.Г. Ананьев писал: « самое важное –критерий избирательности в общении, мотивы , по которым осуществляется общение и которым определяется объем общительности. В одной ситуации человек может быть общительным , в другой – замкнутым. Это целиком определяется мотивами».

          Классификацию мотивов общения  предложила С.В. Белохвостова , занимавшаяся изучением общения подростков.

          Классификация включает четыре основных группы: деловая мотивация, социально-перцептивная, аффективная, познавательная мотивация.

          Деловая мотивация побуждает человека вступить в контакт с целью найти лучший вариант  выполнения какого-либо действия. Аффективную мотивационную окрашенность имеют те контакты , которые обусловлены стремлением найти в общении утешение. Здесь можно выделить несколько видов аффективных мотивов :

  1. Вступление в контакт в состоянии личного неблагополучия с целью эмоциональной саморазрядки.
  2. Выбор собеседника на основе свойственных ему эмпатийных качеств.
  3. Выбор собеседника, обусловленный отношением симпатии к нему /     /

Таким образом , проанализировав  мотивы общения , можно сделать вывод ,

что трудности в общении возникают , когда люди , вступая в общение друг с другом , имеют при этом разную мотивацию.

           Наше  общение избирательно ,поэтому   хотелось бы остановиться на  субъективной значимости другого  человека. А.А. Бодалев пишет : «Субъективная значимость другого человека представляет собой феномен , проявляющийся и формирующийся в общении людей с друг с другом. Сутью его является более или менее сильное переживание человеком ценности для него другой личности «. Субъективная значимость другого человека характеризуется тенденцией к увеличению , когда этот другой своими действиями отвечает имеющимся у личности потребностям или , наоборот , блокирует их удовлетворение – поэтому субъективная значимость может иметь как позитивный , так и негативный характер /       /.

          Благодаря фактам , полученным в  исследованиях А.А. Бодалева , можно  считать также доказанным положение  о зависимости других людей   от позиции человека по отношению  к самому себе. Это различие выступает в том , что активные по своей натуре люди в ситуациях неуспеха обнаруживают тенденцию к расширению имеющегося круга общения , в то время , как пассивные в подобных ситуациях, наоборот , стремятся его сузить /        /.

          Б.Д. Парыгин пишет: «Внутренней основой и необходимой предпосылкой взаимного понимания людьми друг друга во всех случаях оказывается возможность их идентификации , их взаимного уподобления друг другу. Здесь же заложена возможность и самосознания индивидуальности. Если внешними проявлениями взаимопонимания является способность к сочувствию  и соучастию, к сопереживанию и симпатии , к согласию и согласованности в совместных действиях , то внутренней , глубинной основой всех этих проявлений оказывается способность к взаимному уподоблению , к идентификации. Человек испытывает симпатии к другому человеку , сочувствует и сопереживает ему , если он способен почувствовать или представить себя на месте другого , если для него понятна , близка и приемлема точка зрения и позиция того человека /         /. Видимо , здесь мы подошли к глубинной причине трудностей общения – это неспособность к идентификации или невозможность ее .

            Б.Д. Парыгин отмечает , что при  самом искреннем стремлении человека  без всякой « игровой деформации»  передать свое психическое состояние и настроение другому , это оказывается иногда затрудненным из-за индивидуальных особенностей общающихся. Но и наличие индивидуально-типологической созвучности , сходства партнеров по общению не гарантирует им абсолютного проникновения в духовный мир человека , бесконечно богатый содержанием и многочисленными оттенками и полутонами чувств и настроений , должен передаваться другому человеку с помощью мимики , жестов , слов и движений , которые зачастую выражают лишь всплески этих состояний /         /.

           Нельзя не учитывать и те  трудность , которые неизбежны  на стадии восприятия , дешифровки и понимания внутреннего состояния индивида  по внешним признакам выражения – речи , мимике , формам поведения.  Объясняется эта трудность и индивидуальной наполненностью речи , на что обращал в свое время внимание Л.С. Выготский , отмечавший : «Понятия , как они встречаются в нашей житейской речи , не являются понятиями в собственном смысле  этого слова. Они являются скорее общими представлениями о вещах»  /         /

            Играет здесь роль и «многоликость»  человека , многоструктурность его  внутреннего мира. Она варьирует  в широком диапазоне от обычного  разнообразия до неисчислимого  многообразия так называемых  « я образов». Степень внутренней расчлененности личности во многом зависит от уровня ее коммуникативности с окружающими .Есть основания предполагать , что относительная духовная изолированность человека , его одиночество и замкнутость в себе как индивидуальности  будет способствовать и умножению его внутреннего мира , «я образов». Тем самым индивид компенсирует внутри себя недостающий ему мир человеческого общения /        /.

            Подводя итоги выше сказанного , следует отметить , что межличностный  выбор характеризует внутренний  мир личности , ее идеалы , ценностные ориентации , интересы и потребности . « Одним  из  важнейших компонентов  внутреннего , субъективного мира личности является осознание ею своих взаимоотношений. Это и позволяет личности выработать к ним  определенные оценочные и установочные отношения. Именно осознание и является , по существу , «их  личностной оценкой»     /       /.

            Картина затрудненного общения  будет неполной , если мы не  обратимся к эмоциям ; ведь  эмоции – основа отношений  . В.Н. Мясищев пишет : «Общение не только информационное и предметное взаимодействие , оно сопровождается обменом эмоциональных состояний , почему и возникает , устанавливается эмоциональный контакт и удовлетворяются потребности в общении»    /    /.

            Потребность в эмоциональном контакте можно трактовать как переживаемую «не всегда осознанную» нужду человека в двусторонних или многосторонних отношениях , в которых человек :

  1. Чувствует себя предметом  интереса и симпатии со стороны других людей ;
  2. Солидарен с окружающими , переживая горести и радости /       /.

       Наиболее базисным с эмоциональным отношением является чувство принятия  или непринятия другого , глобальная симпатия или антипатия , положительное или отрицательное отношение /   /. Общающиеся лица в основном на подсознательном уровне автоматически учитывают сумму эмоций , признаний , степень благожелательности. Эта сумма сравнивается с собственным эмоциональным отношением к партнеру. Восприятие , трактовка , оценка эмоционального отношения партнера являются содержанием апперцепции . Иногда это отношение находится в равновесии (я люблю – он любит) ,но часто ассиметрично :я уважаю – он не уважает ; он заинтересован – я безразлична /      / .

         Л.Я. Гозман пишет :»В условиях , когда  у человека есть возможность выбора партнеров , продолжение отношений зависит от его решения . В каждый момент взаимодействия субъект осуществляет выбор между продолжением или прекращением отношений

          Эмоциональные отношения в своем  развитии проходят ряд фильтров , психологическое содержание которых  определяется как типом отношений , так и этапом развития взаимодействия. Если пара не прошла через какой-либо фильтр , взаимоотношения в ней прекращаются или сохраняются  вынужденно. Положительные чувства партнеров друг к другу либо исчезают , либо сменяются неприязнью и враждебностью»  /         /.  Распад эмоциональных отношений  является для человека исключительно тяжелым переживанием и оказывает деструктивное воздействие на его психическое состояние . Основной причиной распада эмоциональных отношений следует считать  особенности взаимодействия внутри пары , т.е. сам процесс общения.

Информация о работе Коррекция трудностей межличностного общения с помощью метода социально-психологического тренинга