Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, дипломная работа
Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ . Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения. Проанализировать полученные результаты.
Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.
Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Литература
На данном этапе проявляются внутренняя напряженность участников: «Я боюсь говорить присутствующим здесь все, что я о них думаю. Вдруг я кого-нибудь обижу?» (Иван); «Страшно раскрываться. В жизни очень много «обломов», и это сильнее, чем уверенность в чужой этической культуре» (Ник). Тренеру надо показать своим поведением, что все страхи и сомнения – естественны, что он их понимает и принимает к сведению. При этом совершенно необходимо запомнить характер страхов, опасений, ожиданий каждого участника и уже на этом этапе представить себе возможность развития отношений в группе.
На протяжении всего цикла занятий СПТ с целью сплочения группы и создания доброжелательной атмосферы мы использовали подвижные игры типа:»Пишущая машинка», «Молекулы», «Ходьба», «Ролевая гимнастика» и тому подобные.
В рамках тренинга могут быть использованы практически любые традиционные социально-психологические методы, которые позволяют получить диагностические сведения относительно себя, другого и группы. своеобразие использования этих методов заключается в данном случае в том, что их результаты адресуются не только психологу-исследователю, а всем участникам группы.
Как известно, существенная
роль в общении принадлежит
С этой же целью мы использовали упражнения «Кто есть кто?»: участники игры отвечают на вопросы ведущего:
1. Если бы вам пришлось сменить профессию, то какую бы вы выбрали?
2. Что бы вы сделали с выигрышем на сумму десять миллионов рублей?
3. Какие три предмета вы взяли бы с собой на необитаемый остров?
4. Если бы у ас
появилась возможность
5. Какое музыкальное произведение вы хотели бы прослушать без помех?
6. Какое блюдо вы
заказали бы в роскошном
7. Какой реальный человек (из истории или современник) вызывает у вас наибольшие симпатии?
8. Какое человеческое качество вам очень приятно?
9. Если бы вам пришлось
выбирать страну для
10. Ваше заветное желание?
Затем ведущий зачитывает по очереди ответы, а участники должны отгадать автора. После идет обсуждение, кого угадывали чаще других, кто больше всех угадывал, почему ребята именно так ответили на тот или иной вопрос, какие мотивы им двигали и так далее.
Или, например, упражнение «Скульптура»: участники разбиваются на пары и поочередно лепят друг друга скульптуру. Скульптуре нужно придать то выражение лица, ту позу, которые являются типичными для данного участника. Необходимо подобрать материал, цвет, подумать над ситуацией, в которой этот человек мог бы наиболее полно себя выразить, придумать название своей скульптуре. Это упражнение формирует чувствительность к невербальным средствам общения; фиксирует внимание участников на своих психологических особенностях; выявляет реакции участников друг на друга; развивает умение творческого, нестандартного выражения отношения друг другу.
Последующие занятия дают возможность углубить затронутую линию исследования, позволяя участникам наряду с сознанием первого впечатления проследить динамику и детализацию своего образа в глазах членов группы, параллельно с развитием собственных представлений о партнерах. Сюда входит, в частности, продвижение в понимании того, каким образом интерпретируется их поведение, какие им приписывают мотивы, какой гаммой чувств сопровождается их проявление и тому подобное.
Другой важный диагностический блок, соответствующий решению различного типа рефлексивных задач, подразумевает одновременно два основных значения термина «рефлексия», утвердившихся в современной психологической литературе. Во-первых, понимание рефлексии, как познание субъектом самого себя. Как уже отмечалось, входе групповой работы участники постоянно обращаются к своему внутреннему миру с тем, чтобы учиться распознавать, дифференцировать его состояния, уметь их вычленять, подвергать анализу и адекватно выражать. С этой задачей участники справлялись с трудом и только к концу тренинга удалось добиться положительных результатов.
Во-вторых, в социальной психологии рефлексия рассматривается как важнейшая составляющая межличностного восприятия. Здесь имеется ввиду рефлексия как один из механизмов человеческого взаимопонимания , как способность представлять себя на месте другого человека , мысленно видеть , «проигрывать»за него ту или иную ситуацию / /.
В контексте рассматриваемой программы тренинга используются различные варианты так называемой рефлексометрической процедуры. Здесь широко практикуется открытое «прочтение» (вербальное или невербальное)за другого(глазами другого) различных групповых ситуаций ,построение прогнозов той или иной психологической позиции партнера, которые затем сопоставляются с самой эксплицируемой позицией ,а также с прогнозами других участников группы.
Примером может служить следующее упражнение:» Одно время во всём мире было очень популярно движение хиппи . У них была традиция –делать надписи на футболках ,отражающие жизненную позицию ,девиз обладателя. Сейчас мы будем бросать этот мяч друг другу со словами :»Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано ...»,проговаривая текст ,который мог бы быть написан на футболке человека ,которому мы бросаем мяч. Тот кому бросили мяч ,должен сказать ,согласен он надеть футболку с такой надписью или нет .»
В качестве основы рефлексометрической
процедуры может быть использована
практически любсоциально-
Это упражнение вызвало у участников большой интерес. Оно наглядно показало, что одни и те же вещи разными людьми понимаются по-разному. В частности, «Позиция сбоку означает нейтральное отношение» (Иван), «А для меня сбоку – самый близкий друг» (Кира).
Другим диагностическим умением, оказывающимся предметом работы в рассмотренной программе тренинга, является эмпатия. Будучи также формой проникновения во внутренний мир партнера, эмпатия, как известно, отличается от рефлексии. Если рефлексия принадлежит в основном к сфере когнитивного, рационального, то эмпатия представляет собой в первую очередь явление эмоционального плана.
Эмпатическая способность включает в себя способность к эмоциональному проникновению в переживания другого человека и способность к эмоциональному отклику на эти переживания. Как и в случае с рефлексией, в методическом отношении тренинг строился таким образом, чтобы каждый из его участников получил возможность, с одной стороны, понять и оценить уровень своих эмпатических способностей, а с другой – получить необходимый материал и возможность для их совершенствования. С этой целью в групповой работе мы использовали различные формы прочтения чувств за другого с последующим сопоставлением такого «прочтения» с самой реальностью и с результатами решения аналогичных задач другими участниками группы. к этой же группе упражнений можно отнести упражнение «Подарки»; все участники по кругу высказываются : «Что бы я подарил сидящему рядом?». Называется то, что по мнению говорящего, могло бы по-настоящему обрадовать человека, которому сделали такой подарок. Затем тот, кому подарили, благодарит и объясняет, действительно ли он был бы рад этому подарку. И почему?
Одна из задач данной программы тренинга – развитие невербальных средств общения. впечатление, получаемое нами от другого человека, менее чем на 10 % определяется вербальной коммуникацией, то есть словами, которые он произносит. Гораздо большее значение имеет так называемая невербальная коммуникация, охватывающая все средства общения, кроме самих слов и их прямых значений. Поэтому мы широко использовали упражнения, направленные на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.
Мы предложили участникам следующие темы, которые они должны были раскрыть пантомически: «Попросить уступить себе место в общественном транспорте», «Попросить прощения», «Какой я есть?» и «Каким бы я хотел быть?». Для снятия напряжения в группе предлагалось такие упражнения: побыть каким-либо животным, передать что-либо соседу, а остальные участники должны были угадать, что хотел показать каждый из членов группы.
Невербальные упражнения вызвали большой эмоциональный резонанс у участников : «Я был неприятно удивлён ,насколько я ограничен в выражении своих мыслей ,эмоций , чувств невербальным способом» (Ник), «Я обнаружил, что умею обижаться . И всё-таки я играл на себя, а хулигана» (Виктор).
После определённой тренировки в расшифровке невербальных сообщений ,участникам были предложены упражнения «Язык тела» и «сила языка».
Игра «Язык тела» : имеется набор карточек в количестве 48 штук с определённым изображением:
12 карт с изображением человеческой руки ,
12 карт с изображением головы ,
12 карт с изображением человеческой фигуры ,
12 карт с изображением двух человеческих фигур.
На каждой карте любой серии, кроме рисунка, имеется название одной из следующих эмоций: скорбь, жадность, любовь, надежда, восторг, одиночество, чувство вины, радость, страх , упрямство, ярость , печаль.
Участники по очереди вытаскивают карточку . Их задача—изобразить эмоцию, название которой стоит на карте , изображённым на карте способом , то есть:
- если на карте изображена рука ,то демонстрируя эмоцию, можно использовать лишь руки и плечи,
- если изображена голова ,то можно использовать любую форму невербальной вокализации( визжать , пищать, мурлыкать) , можно менять выражение лица , двигать головой,
- если изображена человеческая фигура, то можно использовать все тело, но не голос.
- если изображены две человеческие фигуры, то свою эмоцию можно изобразить, вовлекая в игру еще одного участника.
Можно использовать звуки и все тело, но говорить нельзя.
Участники должны отгадать, какую эмоцию хотел показать каждый из них. В ходе этого упражнения необходимо целиком отдаваться эмоциям, чувствовать их в каждой мышце, нужно предоставить своему телу возможность говорить.
Игра «Сила языка» направлена на развитие другого элемента невербальной коммуникации – акустического.
Задача состояла в том, чтобы сказать одну и ту же фразу с разным эмоциональным содержанием, то есть участники должны были изобразить перечисленные выше эмоции, используя только голос.
На что здесь следовало обратить внимание? Какие эмоции участники воспринимали легко, а какие вызывали трудности в их определении. Получится ли у игроков, испытывавших трудности с изображением некоторых эмоции, распознать их у других? Представляют интерес индивидуальные различия восприятии некоторых эмоций.
В результате этих двух упражнений участники получили представление об особенностях своего экспрессивного поведения, которые не осознаваясь ими, вызывали недоразумения в общении. Участники были удивлены тем, как много может сказать осанка, жест, рука, положенная на плечо и тому подобное.
Приемы психологической коррекции общения могут быть включены ролевые игры. В отличии от так называемых деловых игр, проводимых по определенным правилам и в этом смысле частично формализованных, ролевые игры являются свободными. В этом случае нет не готового сценария, не правил игры в строгом смысле этого слова, а есть только заданная ведущим ситуация – обычно какая-либо характерная ситуация общения – и соответствующие ей смысловое содержание ролей. Участники группы по собственному усмотрению, постоянно импровизируя, развивают заданную тему. При этом в отличие от групповой дискуссии, когда участники психологически находятся вне обсуждаемой проблемы, рассматривая ее как бы со стороны, в ходе игры им приходится решать заданную ситуацию изнутри и не ограничиваясь простым анализом, а соответствующим образом, действуя в конкретных игровых условиях.