Коррекция трудностей межличностного общения с помощью метода социально-психологического тренинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ . Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения. Проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.

Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

           Потенциальное преимущество условий  группы – это возможность получения  обратной связи и поддержки  людей , имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия происходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим , пользующимся доверием и доверяющим , окруженным заботой , заботящимся , получающим помощь и помогающим. Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчить разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям , экспериментировать с различными стилями  отношений среди равных партнеров . Возникает определенное ощущение комфортности , когда находишься с равными партнерами , а не с психотерапевтом   /    /.

            Наблюдая  происходящие в группе  взаимодействия , участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения . Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения , формирование его Я-концепции.

             Группа может также облегчить процесс самоисследования и интроспекции. Часто люди знают , чего они хотят , но требуется соучастие и принятие их группой , чтобы стала возможной попыткой самораскрытие . Когда такая попытка самораскрытия и изменения поощряется другими , то , как следствие , усиливается уверенность в себе /       /.

            В контексте СПТ проблема усвоения , традиционная для процессов  обучения , по существу преобразуется  , во-первых , в проблему  получения  участником сведений о том , как он воспринят в различных ситуациях группового взаимодействия , а во-вторых , в проблему принятия этих сведений. Известно , что механизмы психологической защиты активно участвуют в построении и образа себя , и образа другого , проявляясь , в частности , в тенденции охранять привычное мнение , отторгая , либо искажая информацию , расценивая как неблагоприятную , разрушающую первоначальное представление .  Организация общения в группе тренинга ориентирована , в первую очередь , на создание ситуации доверительного общения , поскольку лишь отношения  уважения , взаимной поддержки , доверия рождаются откровенность , минимизируют  закрытость партнеров в общении. Важнейшими образующими такой ситуации в группе тренинга выступают реализуемые здесь специфические формы межличностной обратной связи , а также особая недирективная позиция ведущего в группе /       /.

          В повседневном межличностном  общении далеко не всегда представлены минимальные условия конструктивной обратной связи :субъект не всегда получает реальные сведения о том , как его воспринимает  партнер по общению ; порой информация поступает от коммуникатора обратной связи в форме , неспособствующей ее принятию. В результате она может не восприниматься , отторгаться реципиентом , либо восприниматься искаженно. Такая деформация обратной связи осложняет общение, делая его поверхностным, даже фрустрирующим , затрудняя выход человека из мира собственных иллюзий.

           В практике СПТ эмпирически  вычленены  некоторые условия  , которые являются необходимыми предпосылками конструктивной  обратной  связи. В качестве таковых условий выступают следующие /          / :

            1. Обратная связь в оценочной  форме либо вовсе неинформативна , либо актуализирует защитные  механизмы реципиента , препятствующие ее восприятию и способствующие формированию ответной негативной реакции на коммуникатора обратной связи. Эмпирический опыт тренинга показывает , что неоценочный характер обратной связи , в частности , представление ее через описание эмоциональных состояний , чувств , сопутствующих восприятию тех или иных проявлений человека , повышает вероятность того , что она будет выслушана и воспринята .

             2. Важным условием обратной связи  в СПТ является ее неотсроченность. Наиболее полезной выступает обратная связь «по горячему следу» , конечно , с учетом готовности к ней реципиента. Отсроченная межличностная информация  по поводу чего-то происходящего давно может быть просто искажена фактором времени. К тому же , со временем может снизится значимость происшедшего события , собственного поведения при этом и отношения к енму других людей.

              3. В СПТ обратная связь является  также специфичной . Специфичность  обратной связи облегчает реципиенту  ее принятие и продуктивное  использование , поскольку в этом случае обратная связь относится к конкретному поведению , отдельному поступку , а не к поведению вообще. Специфичность обратной связи облегчает ее реципиенту ориентацию в ситуации общения.

              4. Характерно также , что в группе  СПТ обратные связи исходят от неккольких или всех членов группы , и это выступает существенной предпосылкой принятия  информации. Т.Е. группа играет роль обобщенного другого , обратная связь от которого может оказаться более релевантной действительному поведению и в этом смысле более надежной  , чем обратная связь , исходящая от отдельного человека.

              5. Следует упоминуть о такой  важной предпосылке эффективной  обратной связи , как ее релевантность  потребности и коммуникатора  и  реципиента. Обратная связь может оказаться деструктивной , если не учитывается потребность личности , которой она адресуется.

             6. Обратная связь должна ориентироваться  на свойства , которые могут быть  реалоно изменены. Нельзя , например , говорить о том , что прямо  вытекает из фмзической неполноценности человека – это только вызовет фрустрацию и ненужные переживания.

             7. Важнейшим условием конструктивной  обратной связи является  открытость  в общении , что позволяет каждому  представить себя таким образом  , чтобы , во-первых , коммуникатор сформировал соответствующее  отношение , и , во-вторых , достаточно откровенно передал его в обратной связи. В контексте группы тренинга принцип открытости  общения отнюдь не противоречит  стремлению человека к охране своей глубоко оичной сокровенной сферы. Каждый участник реализует ту меру открытости , к тоторой он готов в ситуации доверительного общения по мере того , как она складывается в ходе развития группы.

             Продолжал разговор о  достоинствах  активных групповых методов , нельзя не упомянуть об их катарсическом эффекте , тем самым они приобретают психо-профилактическое значение , что весьма полезно для здоровых людей , у которых накапливается психическое напряжение. С помощью таких методов , как , например , ролевые игры , по мнению В.Г. Лооса , снижается уровень невротизма.

             Рассматривая СПТ как метод  психологической коррекции общения  , необходимо остановиться на  вопросах , касающихся оценки его  эффективности. Получение такого  рода оценок сталкиваться с рядом трудностей , скрывающих , за собой проблемы мотодологического характера . Например , проблему замера  когнитивного эффекта (например , прироста информированности) , и, в особенности прироста разнообразных эффектов , столь сложно и щекотливо переплетающихся в контексте тренинга , едва ли можно считать вполне удовлетворительно разрешаемой сегодня эмоциональных   /    /.

             По-видимому , глубокими и богатыми  по своим  возможностям в СПТ являются методы оценки эффективности , основанные на неформализованных опросах самых участников тренинга. Например , по результатам , полученным К.Роджерсом , в целом три четверти участников оценивают опыт группы как очень полезный для себя. Рекомендуя подобный опрос учасников как метод замера эффективности СПТ , нельзя , конечно , упускать из виду определенный скепсис части психологов в отношении к практике самоотчетов как подходу , недостаточно строгому и объективному . Однако , необходимо подчеркнуть , что в случае СПТ значительно острее , чем обычно , встает дилемма – довольствоваться строгими , неограниченными данными , опускающими гамму в высшей степени интересных для исследователя аспектов , либо , несколько потеряв в строгости , выиграть в полноте охвата исследуемого явления . Кроме того , важно принять во внимание , что субъективные ощущения , фиксируемые участниками в ответах , часто являются тем самым эффектом , который выступает основной целью тренинга. Если участник , например , сообщает , что в результате он перестал испытывать определенный дискомфорт в общении , то такая субъективная оценка , вероятно , не уступает по своей значимости какому-либо объективному показателю .

            Таким образом , можно сказать , что наиболее эффективной формой обучения общению является социально-психологический тренинг. СПТ  существенно облегчает и ускоряет процесс овладения знаниями , умениями и навыками эффективного социального поведения , способствует форсированной оптимизации коммуникативных возможностей человека , необходимых для организации полноценного продуктивного взаимодействия с другими людьми в практической  деятельности  и межличностных отношениях , создает возможности для более полного  самопознания и самоопределения.

 

 

 

 

 

 Г Л А В А  2  Экспериментальное исследование

             2.1  Организация и методы исследования.

      В рамках  данного исследования нами была  проведена работа с группой  старшеклассников с применением   активных методов социально-психологическойь  подготовки.

        Цель – разработать и опробировать  программу СПТ для коррекции трудностей межличностного общения 

     

            Объектом  нашего исследования явилось межличностное общение. Предметом – трудности межличностного общения.

Гипотеза исследования заключается в том , что трудности  межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ .

Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

  1. Изучить  теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения .
  2. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов.
  3. Разработать  программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения .
  4. Проанализировать полученные результаты.

          Испытуемыми в нашем исследовании  явились учащиеся  11 класса  в колличестве  12  человек.

           Обращение к данному возрасту  неслучайно. Для этого возраста  вопросы межличностных взаимоотношений  являются первостепенными.  При  этом общение выступает как  важнейшее условие и одно из  основных средств формирования «Я-концепции» , развития самосознания личности , а также формирования ее эмоционально-потребностной сферы , реализации ведущих социогенных потребностей индивида (потребность в  признании  эмоциональном  насыщении ,  самовыражении, обмене информацией , защите, самоутверждении и др.).

           Одной из ярко выраженных потребностей  является потребность занять  достойное положение среди сверстников.  Это достигается в первую очередь за счет развития  комплекса индивидуально-личностных  свойств  которые выступают как значимие и ценимые для данного возрастного периода и которые определяют успешность взаимодействия со сверстниками.

            Исследование проводилось в три  этапа :

 на первом этапе  были выявлены испытуемые , неудовлетворенные  своими взаимоотношениями с людьми и  испытывающие  определенные  трудности  в  общении. В этих целях были использованы методики :

  1. Стандартизированный самоотчет об особенностях межличностного общения.
  2. Методика оценки и измерения удовлетворенности  общением.
  3. Стандартизированная анкета о затрудненном общении (методики по измерению особенностей межличностного общения и затруднений в нем разработаны   доцентом кафедры  СГУ   И.Э. Стрелковой.)
  4. Методика  КОС , с помощью которой определяются уровни проявления  коммуникативных и организаторских  способностей.
  5. Методика  диагностики  уровня   взаимоотношений.
  6. Тест описания  поведения  К.Томаса.
  7. Цветовой тест  Люшера.

На втором этапе был  проведен социально-психологический  тренинг, программа которого  была разработана, исходя из полученных результатов тестирования.

На третьем этапе  исследования было  проведено  контрольное  тестирование по  перечисленным  выше  методикам.

Особенности общения  у старшеклассников были выявлены с  помощью  стандартизированного самоотчета.  Самоотчет  представляет  собой опросник с закрытыми   вопросами ;  всего в самоотчете содержится  16 вопросов. Эта методика помогла нам  выявить  следующие параметры межличностного общения:

- удовлетворённость - неудовлетворённость своими отношениями  с окружающими;

- с какими категориями лиц и в какой степени эта удовлетворённость проявляется;

- наличие трудностей  процессуально – динамического  характера в процессе общения;

- соответствие сложившихся  отношений с людьми по отношению  к окружающим;

- наличие способности эффективно строить свои отношения с другими людьми;

- отношение со стороны  окружающих по критерию понимания  – непонимания4

Информация о работе Коррекция трудностей межличностного общения с помощью метода социально-психологического тренинга