Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, дипломная работа
Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ . Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения. Проанализировать полученные результаты.
Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.
Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Литература
Потенциальное преимущество
Наблюдая происходящие в группе взаимодействия , участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения . Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения , формирование его Я-концепции.
Группа может также облегчить процесс самоисследования и интроспекции. Часто люди знают , чего они хотят , но требуется соучастие и принятие их группой , чтобы стала возможной попыткой самораскрытие . Когда такая попытка самораскрытия и изменения поощряется другими , то , как следствие , усиливается уверенность в себе / /.
В контексте СПТ проблема
В повседневном межличностном общении далеко не всегда представлены минимальные условия конструктивной обратной связи :субъект не всегда получает реальные сведения о том , как его воспринимает партнер по общению ; порой информация поступает от коммуникатора обратной связи в форме , неспособствующей ее принятию. В результате она может не восприниматься , отторгаться реципиентом , либо восприниматься искаженно. Такая деформация обратной связи осложняет общение, делая его поверхностным, даже фрустрирующим , затрудняя выход человека из мира собственных иллюзий.
В практике СПТ эмпирически вычленены некоторые условия , которые являются необходимыми предпосылками конструктивной обратной связи. В качестве таковых условий выступают следующие / / :
1. Обратная связь в оценочной
форме либо вовсе
2. Важным условием обратной
3. В СПТ обратная связь является
также специфичной . Специфичность
обратной связи облегчает
4. Характерно также , что в группе СПТ обратные связи исходят от неккольких или всех членов группы , и это выступает существенной предпосылкой принятия информации. Т.Е. группа играет роль обобщенного другого , обратная связь от которого может оказаться более релевантной действительному поведению и в этом смысле более надежной , чем обратная связь , исходящая от отдельного человека.
5. Следует упоминуть о такой
важной предпосылке
6. Обратная связь должна
7. Важнейшим условием
Продолжал разговор о
Рассматривая СПТ как метод
психологической коррекции
По-видимому , глубокими и богатыми по своим возможностям в СПТ являются методы оценки эффективности , основанные на неформализованных опросах самых участников тренинга. Например , по результатам , полученным К.Роджерсом , в целом три четверти участников оценивают опыт группы как очень полезный для себя. Рекомендуя подобный опрос учасников как метод замера эффективности СПТ , нельзя , конечно , упускать из виду определенный скепсис части психологов в отношении к практике самоотчетов как подходу , недостаточно строгому и объективному . Однако , необходимо подчеркнуть , что в случае СПТ значительно острее , чем обычно , встает дилемма – довольствоваться строгими , неограниченными данными , опускающими гамму в высшей степени интересных для исследователя аспектов , либо , несколько потеряв в строгости , выиграть в полноте охвата исследуемого явления . Кроме того , важно принять во внимание , что субъективные ощущения , фиксируемые участниками в ответах , часто являются тем самым эффектом , который выступает основной целью тренинга. Если участник , например , сообщает , что в результате он перестал испытывать определенный дискомфорт в общении , то такая субъективная оценка , вероятно , не уступает по своей значимости какому-либо объективному показателю .
Таким образом , можно сказать , что наиболее эффективной формой обучения общению является социально-психологический тренинг. СПТ существенно облегчает и ускоряет процесс овладения знаниями , умениями и навыками эффективного социального поведения , способствует форсированной оптимизации коммуникативных возможностей человека , необходимых для организации полноценного продуктивного взаимодействия с другими людьми в практической деятельности и межличностных отношениях , создает возможности для более полного самопознания и самоопределения.
Г Л А В А 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
В рамках
данного исследования нами
Цель – разработать и
Объектом нашего исследования явилось межличностное общение. Предметом – трудности межличностного общения.
Гипотеза исследования заключается в том , что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ .
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
Испытуемыми в нашем
Обращение к данному возрасту
неслучайно. Для этого возраста
вопросы межличностных
Одной из ярко выраженных
Исследование проводилось в
на первом этапе были выявлены испытуемые , неудовлетворенные своими взаимоотношениями с людьми и испытывающие определенные трудности в общении. В этих целях были использованы методики :
На втором этапе был проведен социально-психологический тренинг, программа которого была разработана, исходя из полученных результатов тестирования.
На третьем этапе исследования было проведено контрольное тестирование по перечисленным выше методикам.
Особенности общения у старшеклассников были выявлены с помощью стандартизированного самоотчета. Самоотчет представляет собой опросник с закрытыми вопросами ; всего в самоотчете содержится 16 вопросов. Эта методика помогла нам выявить следующие параметры межличностного общения:
- удовлетворённость -
неудовлетворённость своими
- с какими категориями лиц и в какой степени эта удовлетворённость проявляется;
- наличие трудностей процессуально – динамического характера в процессе общения;
- соответствие сложившихся
отношений с людьми по
- наличие способности эффективно строить свои отношения с другими людьми;
- отношение со стороны
окружающих по критерию