Коррекция трудностей межличностного общения с помощью метода социально-психологического тренинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ . Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения. Проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.

Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Использование ролевой  игры в диагностических целях характеризуется рядом аспектов. Простейший из них состоит в том, что побуждая действовать в разнообразных ролевых ситуациях, игра тем самым полнее раскрывает участников друг к другу, обеспечивает добавочный материал для обратных связей и групповой дискуссии и дает тем самым новые возможности для диагностики себя, других и группы в целом. Кроме того, при всем богатстве реальных жизненных условий, люди нередко оказываются лишенными возможности получить некоторые значимые формы опыта. Иногда они избегают, например, экспериментировать в сфере общения просто потому,  что опасаются негативных последствий в случае неудачи. Игра дает возможность сравнительно безопасно опробовать новые формы поведения и оценить себя и партнеров в этих ситуациях. Условный характер игры позволяет также ослабить весьма существенную в рамках тренинга проблему подачи и принятия обратной связи, содержащий неблагоприятные для реципиента сведения. Острота открытого негативного суждения смягчается уже тем фактом, что оно относится не к реальной, а к игровой ситуации. Эти же механизмы делают возможным более свободное проявление негативных эмоций, не находящих себе выхода в обычных условиях. В игре участники могут позволить себе эти эмоции. Чувства и проявления враждебности, подозрительности, тревоги и тому подобные, будучи вполне реальными и являясь существенными элементом опыта группового общения, теперь как бы защищаются и оправдываются фактом игры.

примеры ситуаций для разыгрывания:

  1. Студент забыл свою шапку в одной из аудиторий СГУ, а ключ у вахтера. Вахтер не имеет права давать ключи студентам.
  2. Две подруги и парень одной из них ходили на день рождения. Время прошло незаметно было очень весело. Но девушка посчитала, что ее подруга оказывает излишнее внимание ее кавалеру.
  3. Из-за нелетной погоды самолет, в котором вы летели , был вынужден произвести посадку в промежуточном пункте. Вы сидите в аэропорту чужого города и ожидаете, когда установится летная погода. Рядом с вами сидит человек, который чем-то привлек ваше внимание, показался интересным, и вам захотелось познакомиться с ним. По натуре вы очень общительный человек, не выносите одиночества и ожидания. сосед же, напротив, угрюм и замкнут. «Разговорите» неразговорчивого соседа.
  4. К ректору приходит выпускник СГУ, который получил распределение в отдаленный район области. он пришел сюда с целью поменять распределение. У ректора есть вакантные места , но он не любит менять своих решений.
  5. Вы со своим другом  вместе идете на день рождения. Подарок купил друг, и, на ваш взгляд, его покупка – верх безвкусицы. Дайте понять ему это.

Разрабатывая игровые  ситуации и конкретные роли, мы старались  ставить участников группы в наиболее трудные ( с коммуникативной точки  зрения ) для них положения.

После проигрывания участники, которые наблюдали за игровой  ситуацией, высказывали свои суждения. Обсуждение велось в следующих направлениях:

- Какие индивидуально-психологические  особенности участников проявились  в игре?

- Каково соотношение невербальных и вербальных средств общения? Было ли между ними рассогласование?

- Соответствовало ли пространство общения его целям?

- Какие приемы использовали  участники для установления контакта?

- Можно ли говорить  о наличии скрытых целей и  мотивов у собеседников?

После обсуждения игры наблюдателями  слово представилось участникам:

- Какие чувства они  испытывали при общении с партнером?

- Какие цели ставили перед собой, вступая в диалог? Удалось ли из достичь?

- Почему именно так  расположились по отношению к собеседнику?

- Какие приемы использовали, благодаря которым удалось установить  контакт?

Анализируя происшедшее, мы постоянно обращали внимание на приемы активного слушания ( см. приложение 1), на барьере общения, правила эффективной  коммуникации. Вот примеры высказываний на этом этапе работы: « Я поняла, как много может значить простое прикосновение» (Алена), « Я получил хороший опыт, как добиваться своих целей, избегая конфликтов» (Виктор), « Я удивилась, что могу разговорить человека» (Оля).

Понятно, что существенно изменить что-то в себе, в своем поведении нелегко и невозможно с помощью какого-то одноразового приема, после которого можно прекратить все усилия. Поэтому необходимо постоянное включение в занятия СПТ новых упражнений, которые дают возможность взглянуть на себя и на других людей в совершенно другой ситуации. Посмотреть, как они себя проявляют в новых условиях. но здесь нельзя не упомянуть и другой момент: когда выполняешь новое задание, не имея готовых рецептов или образцов поведения, проще внести какие-то изменения в свой стиль взаимодействия с другими людьми.

В плане решения второй задачи мы использовали следующие упражнения: «Ядерная катастрофа» (см. приложение 2). Это упражнение используется дл я исследования процесса принятия решения группой , учить эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи; предоставляет информацию относительно партнеров коммуникации, руководства и доминирования в группе и может внести вклад в сплоченность членов группы.

С этой же целью мы включили в программу тренинга такое упражнение: « Все участники группы – труппа драматического театра. Ею был поставлен новый спектакль, с которым она должна была ехать на конкурс в Париж. Вещи собраны, через час – самолет. Но тут директор театра ( на эту роль назначает тренер) сообщает, что по независящим от него причинам на гастроли не может поехать весь состав труппы, утвержденный ранее. Три человека должны остаться. Инструкция: директор должен оставить три человека, но ехать на гастроли хотят все». Это упражнение тоже направлено на принятие группового решения, но в отличие от «Ядерной катастрофы» здесь участники включены в ролевую ситуацию, поэтому это обсуждение будет носить несколько иную окраску, более яркий эмоциональный фон, так как появляется личная заинтересованность в решении данного вопроса. Эту процедуру мы проводили не один раз. Мы меняли ситуацию и участника, который исполняет роль директора , чтобы посмотреть , как будут развиваться события при другом стиле руководства и при других обстоятельствах. А также это упражнение даёт благодатную почву для запуска в себе активных творческих процессов , потому что гибкость,адаптируемость,приспособляемость имеют прямое отношение к социальному аспекту творчества.

После каждого упражнения мы проводили обсуждение процесса принятия решений. Нас интересовали такие вопроссы:

- Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения соглассия?

- Существовал ли общегрупповой  стиль взаимодействия, кто его  задавал?

- Кто участвовал в  обсуждении,а кто нет ?Почему?

- Кто оказал влияние  ?

-Какие действия предпринимали  участники для «простаскивания»  своих мнений?

-Как улучшить принятие  решения группой ?

-Какие чувства возникали  у участников в процессе работы  и после её окончания, их  причины и последствия?

« Яещё раз убедился, что  предпочитаю отказаться от своего мнения ради других»  (Ник) ,» Я избегаю  брать ответственность на себя в  решении каких-либо сложных вопроссов ,но здесь у меня сложилось мнение, что иногда это необходимо , и когда я попробовал, то оказался прав» ( Иван),  «Я поняла ,что чтобы чего-нибудь добиться, нужно отстаивать своё мнение,если считаешь, что ты права» (Лика).

Для изучения разных стилей общения , для развития у себя более  точного восприятия других людей, для  овладения навыками хорошего слушания и принятия обратных связей было предложено упражнение «Разыгрывание скетчей». Участникам предлагается один из коммуникативныхстилей, описанных семейным терапевтом В. Сатир:

  1. Умиротворяющий- угождающий и соглашающийся человек ,непрестанно извиняющийся и старающийся любой ценой не вызвать волнения.Умиротворяющийся чувствует свою бесполезность и беспомощность.
  2. Обвиняющий – противоположен умиротворяющему, упрекает , провоцирует, считает других виновными. Обвиняющий действует высокомерно и обьясняет объяктивными причинами свои недостатки. Говорит громким ,властным голосом,мышцы лица и тела напряжены.
  3. Человек–компьютер – ультрарассудительный, спокойный, холодный и собранный человек, избегающий выражать чувства, демонстрировать эмоции и переживания.Говорит монотонно ,абстрактно , выглядит негибким и зажатым.
  4. Уводящий в сторону – высказывает неревантные и приводящие в недоумение суждения. Позы тела кажутся неуклюжими, интонации могут не соответствовать словам.

Участники, демонстрируя определённый коммуникативный стиль, включаются в дискуссию друг с другом.Остальные члены группы наблюдают взаимодействие.Через 5 минут наблюдатели комментируют своё восприятие дискуссии. Затем участники делятся с группой впечатлениями, возникшими в данной ситуации. « Никогда не думала , что я могу так хорошо «уводить в сторону»(Ио), «Меня раздражало моё поведение угодничества , беспомощности» (Алёна). Потом процедура повторяется с другими участниками . Необходимо , чтобы каждый член группы имел возможность поучавствовать хотя бы один раз.

«Преувеличенное или  полное изменение поведения» - это  упражнение используется для расширения осознания поведения и возможного его изменения. Участнику нужно выбрать нежелательное личное поведение , или группа помогает ему выбрать поведение , которое им не осознаётся , но очевидно для других. Если член группы не осознаётся ,но очевидно для других. Если член группы не осознаёт идентифицированного поведения, он должен преувеличить его. Например, участник, в поведении которого проявляется тенденция постоянно извиняться ,начинает каждое предложение словами «извините ,пожалуйста» для расширения осознания этого поведения .Если член группы осознаёт поведение и считает его нежелательным, он должен постараться полностью изменить его. Подходящим изменением поведения для робкого члена группы будет хвастливый разговор громким авторитарным тоном. После «исполнения» роли ,участники делятся своими наблюдениями и чувствами с группой: «Я ясно осознала в себе то, о чем догадывалась раньше, но не хотела замечать» (Алёна), «Не знаю, но мне кажется, что даже изменив свое поведение, отношение ко мне людей не изменится» (Ирина).

Графические методы –  это работа с невербальным материалом. В силу проективного характера, их результаты, как показывает опыт, менее подвержены контролю сознания, а это весьма важный аргумент в пользу их применения.

Участникам было предложено нарисовать свой «Автопортрет», используя  цветные карандаши или фломастеры. Затем каждый член группы по очереди  показывал свою работу остальным  участникам. Им разрешалось внести в рисунок свои дополнения или какие-либо изменения, демонстрируя тем самым свое ведение и восприятие автора. Здесь следовало обратить внимание на то, кто вносил дополнения в автопортрет чаще других, что именно было дорисовано, как на это отреагировали остальные члены группы и сам автор. «Я удивилась, но судя по рисунку, Иван воспринял меня как бездельницу» (Кира), «Я была поражена, увидев такой маленький портрет Ио» (Оля).

Тренеру также необходимо отметить:

- какой преоблдающий  цвет в рисунке;

- размер рисунка и  размеры отдельных частей тела, отсутствие каких-либо частей  тела;

- расположение рисунков  в пространстве (на листе левая  сторона и низ связаны с  отрицательно-окрашенными и депрессивными  эмоциями, с неувереностью, пассивностью; правая сторона и верх – с положительно окрашенными эмоциями, конкретностью действий, энергии, активностью);

- штриховку, контур, нажим,  стирание.

На последнем занятии  мы предложили участникам нарисовать совместный рисунок дома, в котором  бы они хотели жить, а затем нарисовать себя в той части листа, где они чувствовали бы себя лучше всего. Этот рисунок дал очень много информации о положении дел в группе, о самих участниках. обращалось внимание , каклй цвет преобладал (каждый член группы рисовал своим цветом), что нарисовал каждый из участников, соответствовал ли цвет нарисованному предмету, где и как изобразили себя на рисунке участники, какие чувства испытывали члены группы во время рисования и тому подобное.

Закончили мы курс тренинга упражнением «Чертополох и роза»: группа, как обычно, образует круг. В центре находится один предмет, вызывающий положительные оссоциации и один предмет, вызывающий скорее отрицательное отношение – например, конфеты и сигаретный окурок.Один из участников берет боа предмета, которые в ходе упражнения считаются символическими дарами. Затем оба предмета он передает кому-нибудь из остальных, сообщая при этом, за что он их дает. Конфету – за то, что в нем в этом вызывает возражения. Новый владелец обоих этих предметов благодарит и таким же образом пе


Информация о работе Коррекция трудностей межличностного общения с помощью метода социально-психологического тренинга