Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, дипломная работа
Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ . Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения. Проанализировать полученные результаты.
Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.
Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Литература
Использование ролевой игры в диагностических целях характеризуется рядом аспектов. Простейший из них состоит в том, что побуждая действовать в разнообразных ролевых ситуациях, игра тем самым полнее раскрывает участников друг к другу, обеспечивает добавочный материал для обратных связей и групповой дискуссии и дает тем самым новые возможности для диагностики себя, других и группы в целом. Кроме того, при всем богатстве реальных жизненных условий, люди нередко оказываются лишенными возможности получить некоторые значимые формы опыта. Иногда они избегают, например, экспериментировать в сфере общения просто потому, что опасаются негативных последствий в случае неудачи. Игра дает возможность сравнительно безопасно опробовать новые формы поведения и оценить себя и партнеров в этих ситуациях. Условный характер игры позволяет также ослабить весьма существенную в рамках тренинга проблему подачи и принятия обратной связи, содержащий неблагоприятные для реципиента сведения. Острота открытого негативного суждения смягчается уже тем фактом, что оно относится не к реальной, а к игровой ситуации. Эти же механизмы делают возможным более свободное проявление негативных эмоций, не находящих себе выхода в обычных условиях. В игре участники могут позволить себе эти эмоции. Чувства и проявления враждебности, подозрительности, тревоги и тому подобные, будучи вполне реальными и являясь существенными элементом опыта группового общения, теперь как бы защищаются и оправдываются фактом игры.
примеры ситуаций для разыгрывания:
Разрабатывая игровые ситуации и конкретные роли, мы старались ставить участников группы в наиболее трудные ( с коммуникативной точки зрения ) для них положения.
После проигрывания участники, которые наблюдали за игровой ситуацией, высказывали свои суждения. Обсуждение велось в следующих направлениях:
- Какие индивидуально-
- Каково соотношение невербальных и вербальных средств общения? Было ли между ними рассогласование?
- Соответствовало ли пространство общения его целям?
- Какие приемы использовали
участники для установления
- Можно ли говорить о наличии скрытых целей и мотивов у собеседников?
После обсуждения игры наблюдателями слово представилось участникам:
- Какие чувства они
испытывали при общении с
- Какие цели ставили перед собой, вступая в диалог? Удалось ли из достичь?
- Почему именно так расположились по отношению к собеседнику?
- Какие приемы использовали,
благодаря которым удалось
Анализируя происшедшее, мы постоянно обращали внимание на приемы активного слушания ( см. приложение 1), на барьере общения, правила эффективной коммуникации. Вот примеры высказываний на этом этапе работы: « Я поняла, как много может значить простое прикосновение» (Алена), « Я получил хороший опыт, как добиваться своих целей, избегая конфликтов» (Виктор), « Я удивилась, что могу разговорить человека» (Оля).
Понятно, что существенно изменить что-то в себе, в своем поведении нелегко и невозможно с помощью какого-то одноразового приема, после которого можно прекратить все усилия. Поэтому необходимо постоянное включение в занятия СПТ новых упражнений, которые дают возможность взглянуть на себя и на других людей в совершенно другой ситуации. Посмотреть, как они себя проявляют в новых условиях. но здесь нельзя не упомянуть и другой момент: когда выполняешь новое задание, не имея готовых рецептов или образцов поведения, проще внести какие-то изменения в свой стиль взаимодействия с другими людьми.
В плане решения второй задачи мы использовали следующие упражнения: «Ядерная катастрофа» (см. приложение 2). Это упражнение используется дл я исследования процесса принятия решения группой , учить эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи; предоставляет информацию относительно партнеров коммуникации, руководства и доминирования в группе и может внести вклад в сплоченность членов группы.
С этой же целью мы включили в программу тренинга
такое упражнение: « Все участники группы
– труппа драматического театра. Ею был
поставлен новый спектакль, с которым
она должна была ехать на конкурс в Париж.
Вещи собраны, через час – самолет. Но
тут директор театра ( на эту роль назначает
тренер) сообщает, что по независящим от
него причинам на гастроли не может поехать
весь состав труппы, утвержденный ранее.
Три человека должны остаться. Инструкция:
директор должен оставить три человека,
но ехать на гастроли хотят все». Это упражнение
тоже направлено на принятие группового
решения, но в отличие от «Ядерной катастрофы»
здесь участники включены в ролевую ситуацию,
поэтому это обсуждение будет носить несколько
иную окраску, более яркий эмоциональный
фон, так как появляется личная заинтересованность
в решении данного вопроса. Эту процедуру
мы проводили не один раз. Мы меняли ситуацию
и участника, который исполняет роль директора
, чтобы посмотреть , как будут развиваться
события при другом стиле руководства
и при других обстоятельствах. А также
это упражнение даёт благодатную почву
для запуска в себе активных творческих
процессов , потому что гибкость,адаптируемость,
После каждого упражнения мы проводили обсуждение процесса принятия решений. Нас интересовали такие вопроссы:
- Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения соглассия?
- Существовал ли общегрупповой стиль взаимодействия, кто его задавал?
- Кто участвовал в обсуждении,а кто нет ?Почему?
- Кто оказал влияние ?
-Какие действия предпринимали
участники для «простаскивания»
-Как улучшить принятие решения группой ?
-Какие чувства возникали
у участников в процессе
« Яещё раз убедился, что предпочитаю отказаться от своего мнения ради других» (Ник) ,» Я избегаю брать ответственность на себя в решении каких-либо сложных вопроссов ,но здесь у меня сложилось мнение, что иногда это необходимо , и когда я попробовал, то оказался прав» ( Иван), «Я поняла ,что чтобы чего-нибудь добиться, нужно отстаивать своё мнение,если считаешь, что ты права» (Лика).
Для изучения разных стилей общения , для развития у себя более точного восприятия других людей, для овладения навыками хорошего слушания и принятия обратных связей было предложено упражнение «Разыгрывание скетчей». Участникам предлагается один из коммуникативныхстилей, описанных семейным терапевтом В. Сатир:
Участники, демонстрируя определённый коммуникативный стиль, включаются в дискуссию друг с другом.Остальные члены группы наблюдают взаимодействие.Через 5 минут наблюдатели комментируют своё восприятие дискуссии. Затем участники делятся с группой впечатлениями, возникшими в данной ситуации. « Никогда не думала , что я могу так хорошо «уводить в сторону»(Ио), «Меня раздражало моё поведение угодничества , беспомощности» (Алёна). Потом процедура повторяется с другими участниками . Необходимо , чтобы каждый член группы имел возможность поучавствовать хотя бы один раз.
«Преувеличенное или
полное изменение поведения» - это
упражнение используется для расширения
осознания поведения и
Графические методы – это работа с невербальным материалом. В силу проективного характера, их результаты, как показывает опыт, менее подвержены контролю сознания, а это весьма важный аргумент в пользу их применения.
Участникам было предложено
нарисовать свой «Автопортрет», используя
цветные карандаши или
Тренеру также необходимо отметить:
- какой преоблдающий цвет в рисунке;
- размер рисунка и размеры отдельных частей тела, отсутствие каких-либо частей тела;
- расположение рисунков
в пространстве (на листе левая
сторона и низ связаны с
отрицательно-окрашенными и
- штриховку, контур, нажим, стирание.
На последнем занятии мы предложили участникам нарисовать совместный рисунок дома, в котором бы они хотели жить, а затем нарисовать себя в той части листа, где они чувствовали бы себя лучше всего. Этот рисунок дал очень много информации о положении дел в группе, о самих участниках. обращалось внимание , каклй цвет преобладал (каждый член группы рисовал своим цветом), что нарисовал каждый из участников, соответствовал ли цвет нарисованному предмету, где и как изобразили себя на рисунке участники, какие чувства испытывали члены группы во время рисования и тому подобное.
Закончили мы курс тренинга упражнением «Чертополох и роза»: группа, как обычно, образует круг. В центре находится один предмет, вызывающий положительные оссоциации и один предмет, вызывающий скорее отрицательное отношение – например, конфеты и сигаретный окурок.Один из участников берет боа предмета, которые в ходе упражнения считаются символическими дарами. Затем оба предмета он передает кому-нибудь из остальных, сообщая при этом, за что он их дает. Конфету – за то, что в нем в этом вызывает возражения. Новый владелец обоих этих предметов благодарит и таким же образом пе