Коррекция трудностей межличностного общения с помощью метода социально-психологического тренинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ . Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения. Проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.

Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

- уверенность – неуверенность  в отношениях с людьми;

- субъективная оценка  причин затрудненного общения  ( в себе – в партнере).

Для того, чтобы получить более полную картину отношений студента с окружающими его людьми и выявить трудности, встречающиеся при взаимодействии, мы в своей работе использовали стандартизированную анкету о затрудненном общении. Сущность этой методики состоит в том, что на вопрос: «Ч то мешает Вам вступать в контакт и поддерживать общение с окружающими людьми?»-предлагается 17 вариантов ответа, причем некоторые ответы имеют подпункты, которые указывают на наличие причин затрудненного общения в самом испытуемом или окружающих.

Например, ответ № 6:

Скрытность, замкнутость, сдержанность.

  1. С Вашей стороны;
  2. Со стороны окружающих.

Процедура основана на откровенном выборе тех трудностей, которые встречаются у испытуемых в общении с окружающими людьми. Количество выборов неограниченно.

Цель применения данной методики виделась нам в том, что испытуемые получают перечень возможных затруднений, многие из которых могли не осознаваться. Таким образом, появляется вероятность того, что спектр трудностей в сознании испытуемых будет расширен, более глубоко осознан и проанализирован.

С помощью стандартизированной  анкеты мы попытались отметить некоторые тенденции при осознании встречающихся трудностей испытуемыми и сравнить полученные данные с удовлетвореностью-неудовлетворенности общением этих же испытуемых.

В целях наиболее полного  и точного изучения картины удовлетворенности-неудовлетворенности  общением. Здесь испытуемые должны были сами оценить в баллах степень удовлетворенности своим общением и взаимоотношениями с людьми в следующих сферах своего взаимодействия с окружающими:

1. В обществе друзей,

2. В школе,

3. В семье,

4. С лицами своего пола,

5. С лицами противоположного пола.

Этот опросник содержит восемь вопросов, каждый из которых включает пять вышеназванных подпунктов. Предлагается пять вариантов ответа в баллах:

5 – ответ «никогда»

4 – очень редко

3 – иногда

2 – довольно часто

1 – очень часто

Например, вопрос № 5:

Приходилось ли вам чувствовать  себя лишним?

  1. В обществе друзей,
  2. В школе.
  3. В семье,
  4. С лицами своего пола,
  5. С лицами противоположного пола.

На основании этой методики для каждого испытуемого  были определены коэффициент общей  удовлетворенности общением ( среднее арифметическое набранных баллов по всем восьми признакам ), коэффициент удовлетворенности по каждой категории ( среднее арифметическое полученных баллов по каждой категории ) и коэффициент удовлетворенности по каждому признаку ( среднее арифметическое полученных баллов по каждому признаку ).

С помощью методики диагностики  уровня развития взаимоотношений мы определили общий уровень развития взаимоотношений личности, который формально  выражается в условных  числовых  единицах по шкале  0-1 . Методика содержит восемь вопросов , касающихся  разных аспектов взаомоотношений между людьми . Предлагается четыре варианта ответов :

+2 – описанная характеристика  взаимоотношений проявляется в  Вашем общении с окружающими  практически всегда,

+1 – характеристика проявляется часто,

-1 – характеристика  проявляется редко, 

-2 – характеристика  не проявляется практически никогда.

Необходимо дать несколько  вариантов, ориентируясь на каждую из групп и сфер общения в отдельности , членами которых испытуемые являются.

Чтобы иметь представление  о выраженности у испытуемых тенденции  к проявлению определенных форм поведения  в конфликтных ситуациях, мы использовали тест К.Томаса.

Следующая используемая методика разработана швейцарским  психологом Максом Люшером в 1947 году. Тест является проективным методом для опосредованного изучения личности , основанным , как все проективные методы , на построении специфической , пластичной стимульной ситуации , создающей условия , наиболее благоприятные для прояления эмоциональных состояний и индивидуальных  особенностей личности.

Тест Люшера основан  на предположении о том , что выбор  цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние, и также  наиболее устойчивые черты личности.

В контексте задачи повышения  компетенции в общении проблема диагностики приобретает ряд  новых прикладных аспектов.Традиционно  диагностика – это решение  психологом задачи установления исходного  уровня изучаемого свойства, качества или состояния,  которое в дальнейшей работе выступает объектом воздействия, что мы и проделали на первом этапе исследования.

В контексте СПТ задача разработки диагностических процедур выступает достаточно специфично по сравнению с традиционным ее содержанием . Здесь появляется принципиально новая грань : дело состоит не столько в том , чтобы каждому участнику обеспечить условия самостоятельного решения этой задачи с помощью других. Имеется ввиду , что в качестве субъекта диагностики- того , кто осуществляет  диагностическую процедуру и получает  ее результаты – оказываются наряду  с психологом непосредственно сами участники трентнга. Основу диагностической процедуры в этом случае составляет получение участниками межличностной обратной связи друг от друга.

С  точки зрения принятой методологической позиции, диагностика – это  уже обучение. Как показывает опыт , в некоторых случаях рещение диагностической задачи выступает лишь первичной , подготовительной стадией , а в других случаях СПТ сводится к оказанию помощи в самодиагностике и этим ограничивается : получив новые для себя сведения , человек самостоятельно , человек самостоятельно  работает  , используя  их для оптимизации общения /      /.

Таким образом , СПТ важную роль играет роль в эффективном общении. Он позволяет не только правильно оценить себя каждому из участников , но и сформулировать умение адекватно  воспринимать  людей, анализировать их намерения , индивидуальные особенности личности , ее поведение не только по выссказываниям , но и по мимике, жестам, действиям.

Проанализировав результаты тестов, мы определили  типичные трудности  межличностного общения. Поэтому разрабвтывая программу СПТ , мы  ставили следующие  цели :

  1. Развитие установки на социально-психологическую активность.
  2. Коррекция и формирование некоторых социально-психологических умений и навыков.
  3. Развитие у участников способности к эмпатии.
  4. Развитие невербальныхформ контакта , овладение приемами кодирования и декодирования невербальных средств общения людей.

Автор данной работы      

 

 

Для участия в группе СПТ были отобраны учащиеся 11 класса. Учитывался возраст участников (17 лет), поскольку из эмпирической практики тренинга известно, что ,во-первых, не должно быть большого возрастного разрыва между участниками группы СПТ , а во-вторых, обучению лучше поддаются относительно молодые люди. Фактор образования также сыграл свою роль : желателен одинаковыу уровень образования.

Цикл занятий был  расчитан на 20 часов : группа занималась в течение  5 дней по  4 часа. Мы отдаваль себе отчет в том , что  для данной программы тренинга нужно большее колличество часов, но , к сожалению, по ряду причин для этого не было возможности.

Следующий важный вопрос – принципы организации диалогизации взаимодействия, то еость полноценного межличностного  общения, основанного на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении   участников от взаимных подозрений, неискренности, страха.

Следующий принцип организации  работы группы – принцип психологического события. В жизни мало полагаться толоко на эволюционные пути развития личности , в частности, ее коммуникативных качеств. Для реализации личностных перемен, перестройки отношений нужны «острые моменты, взрывы , потрясения», которые, по мнению А.С. Макаренко, должны быть не только конфликтными , но и созидательными. Поэтому в учебно-тренировачной группе должны использоваться такие приемы , как откровенное обсуждение поведения участников, элементы психодраммы , и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.

Одно из ведущих  - принцип  самодиагностики, провоцируемой группой для каждого из участников. Руководитель включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы каждый из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предлагаемых путях их решения. После формирования самодиагноза важна психологическая поддержка группы.

Необходимо отметить и принцип натурной материализации изучаемых социалоно-психологических  феноменов. Благодаря материализации многие проявления человеческой психики  предстают перед членами группы не только ву виде абстрактных теоретических понятий , а будуче лично глубоко пережиты, становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предлагаемых феноменов каждым участником СПТ.

Одним из новых принципов  является, несомненно, принцип личностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Речь идет о замене традиционного субъект-объектного подхода на качественно иной – субъект-субъектный подход, то есть выход на уровень межличностного общения.

Активные методы, которые  использовались нами при проведении занятий тренинга, можно условно объединить в три основных блока :

1.Групповая дискуссия.

2.Ролевые игры,

3.Техники невербвльного  взаимодействия

Групповая дискуссия  – способ организации общения  участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, видеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устранить эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучать участников анализу ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность возможного решения большинства проблем.

Как отмечает Ю.Н. Емельянов, ситуация групповой дискуссии стимулирует  глубинные ассоциации, заставляет участников высказывать то ,чего они не могут сформулировать в других условиях. Этому способствует эмоционально-заразительная атмосфера интеллектуального соперничества в ходе дискуссии, что провоцирует участников на спонтанные реакции. Это позволяет принять такое решение, которое выступает в форме группового суждения, разделяемого исли не всеми , то большинством членов группы. Последнее и обуславливает внушающее и убеждающее воздействие дискуссии на мнение участников.

В вопросе о классификации  дискуссий основания у многих авторов существенно различаются.  Г.В. Быков делит дискуссии по трем основаниям :

1. по уровню профессиональности (публичные и профессиональные),

2. по уровню паритетности (инфицированные, гетерогенные и  гомогенные, или с давлением и  без давления),

3. по социометрической связности (агрегированные и дисперсные), когда каждый защищает интересы либо своей подгруппы, либо только свои.

Н.Н. Богомолова и Л.А. Петровская полагают, что в качестве значимых целей научной дискуссии  могут выступать :

1. Сбор и упорядочение  информации по проблеме;

2. Поиск альтернативных  подходов , их теоретических интерпретаций  и методологических обоснований  ;

3. Выбор оптимальной  альтернативы.

По степени управляемости можно  выделить три типа дискуссий :

  1. Слидером ;
  2. Без явного лидера;
  3. С  переменным лидерством (Захаров , Хрящева.)

Т.А.Ковалев с точки  зрения направленности делит дискуссии  на

1. тематические – когда обсуждаются  общие значимые для всех участников

группы проблемы ;

2.биографические – ориентированные  на индивидуальный прошлый опыт 

учасников ;

  1. интеракционные – когда предметом дискуссии является структура и содержание отношений и взаимоотношений между участниками группы, складывающиеся «здесь и теперь».

Можно сказать, что дискуссия  является групповым процессом принятия

  решений путем поиска истины методом взаимного исключения при полной

свободе высказывания противоположных  точек зрения. При этом одновременно удовлетворяется потребности участников в самоутверждении и осуществляется процесс выработки групповых  решений.

Ролевая игра обладает всеми достоинствами групповой дискуссии. Их различие : при групповой дискуссии участники находятся «вне» проблемной  ситуации, в ходе ролевой игры находят адекватное решение «изнутри» ее. Это достигается использованием психологических механизмов игровой деятельности. Для СПТ , в частности  важна такая характеристика ролевой игры , как ее ярко выраженная эмоциональная окрашенность . Игровая деятельность обычно вызывает у участников ее многообразие переживания. Они могут быть связаны с пробой собственных сил , с самоутверждением, с удовольствием, получаемым от игровых действий или от самого процесса общения и так далее.  Поэтому , несмотря на условность игровой ситуации, чувства, которые испытывает играющий , являются подлинными, реальными.  Реальными являются и желания, замыслы, которые в ней разыгрываются , реальные вопросы, проблемы, которые ркшаются , при условии , что они значими для играющего.

Информация о работе Коррекция трудностей межличностного общения с помощью метода социально-психологического тренинга