Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, дипломная работа
Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ . Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения. Проанализировать полученные результаты.
Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.
Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Литература
- уверенность – неуверенность в отношениях с людьми;
- субъективная оценка причин затрудненного общения ( в себе – в партнере).
Для того, чтобы получить более полную картину отношений студента с окружающими его людьми и выявить трудности, встречающиеся при взаимодействии, мы в своей работе использовали стандартизированную анкету о затрудненном общении. Сущность этой методики состоит в том, что на вопрос: «Ч то мешает Вам вступать в контакт и поддерживать общение с окружающими людьми?»-предлагается 17 вариантов ответа, причем некоторые ответы имеют подпункты, которые указывают на наличие причин затрудненного общения в самом испытуемом или окружающих.
Например, ответ № 6:
Скрытность, замкнутость, сдержанность.
Процедура основана на откровенном выборе тех трудностей, которые встречаются у испытуемых в общении с окружающими людьми. Количество выборов неограниченно.
Цель применения данной методики виделась нам в том, что испытуемые получают перечень возможных затруднений, многие из которых могли не осознаваться. Таким образом, появляется вероятность того, что спектр трудностей в сознании испытуемых будет расширен, более глубоко осознан и проанализирован.
С помощью стандартизированной
анкеты мы попытались отметить некоторые тенденции при осознании встречающихся
трудностей испытуемыми и сравнить полученные
данные с удовлетвореностью-
В целях наиболее полного
и точного изучения картины удовлетворенности-
1. В обществе друзей,
2. В школе,
3. В семье,
4. С лицами своего пола,
5. С лицами противоположного пола.
Этот опросник содержит восемь вопросов, каждый из которых включает пять вышеназванных подпунктов. Предлагается пять вариантов ответа в баллах:
5 – ответ «никогда»
4 – очень редко
3 – иногда
2 – довольно часто
1 – очень часто
Например, вопрос № 5:
Приходилось ли вам чувствовать себя лишним?
На основании этой методики для каждого испытуемого были определены коэффициент общей удовлетворенности общением ( среднее арифметическое набранных баллов по всем восьми признакам ), коэффициент удовлетворенности по каждой категории ( среднее арифметическое полученных баллов по каждой категории ) и коэффициент удовлетворенности по каждому признаку ( среднее арифметическое полученных баллов по каждому признаку ).
С помощью методики диагностики уровня развития взаимоотношений мы определили общий уровень развития взаимоотношений личности, который формально выражается в условных числовых единицах по шкале 0-1 . Методика содержит восемь вопросов , касающихся разных аспектов взаомоотношений между людьми . Предлагается четыре варианта ответов :
+2 – описанная характеристика взаимоотношений проявляется в Вашем общении с окружающими практически всегда,
+1 – характеристика проявляется часто,
-1 – характеристика проявляется редко,
-2 – характеристика
не проявляется практически
Необходимо дать несколько вариантов, ориентируясь на каждую из групп и сфер общения в отдельности , членами которых испытуемые являются.
Чтобы иметь представление о выраженности у испытуемых тенденции к проявлению определенных форм поведения в конфликтных ситуациях, мы использовали тест К.Томаса.
Следующая используемая методика разработана швейцарским психологом Максом Люшером в 1947 году. Тест является проективным методом для опосредованного изучения личности , основанным , как все проективные методы , на построении специфической , пластичной стимульной ситуации , создающей условия , наиболее благоприятные для прояления эмоциональных состояний и индивидуальных особенностей личности.
Тест Люшера основан на предположении о том , что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние, и также наиболее устойчивые черты личности.
В контексте задачи повышения компетенции в общении проблема диагностики приобретает ряд новых прикладных аспектов.Традиционно диагностика – это решение психологом задачи установления исходного уровня изучаемого свойства, качества или состояния, которое в дальнейшей работе выступает объектом воздействия, что мы и проделали на первом этапе исследования.
В контексте СПТ задача разработки диагностических процедур выступает достаточно специфично по сравнению с традиционным ее содержанием . Здесь появляется принципиально новая грань : дело состоит не столько в том , чтобы каждому участнику обеспечить условия самостоятельного решения этой задачи с помощью других. Имеется ввиду , что в качестве субъекта диагностики- того , кто осуществляет диагностическую процедуру и получает ее результаты – оказываются наряду с психологом непосредственно сами участники трентнга. Основу диагностической процедуры в этом случае составляет получение участниками межличностной обратной связи друг от друга.
С точки зрения принятой методологической позиции, диагностика – это уже обучение. Как показывает опыт , в некоторых случаях рещение диагностической задачи выступает лишь первичной , подготовительной стадией , а в других случаях СПТ сводится к оказанию помощи в самодиагностике и этим ограничивается : получив новые для себя сведения , человек самостоятельно , человек самостоятельно работает , используя их для оптимизации общения / /.
Таким образом , СПТ важную роль играет роль в эффективном общении. Он позволяет не только правильно оценить себя каждому из участников , но и сформулировать умение адекватно воспринимать людей, анализировать их намерения , индивидуальные особенности личности , ее поведение не только по выссказываниям , но и по мимике, жестам, действиям.
Проанализировав результаты тестов, мы определили типичные трудности межличностного общения. Поэтому разрабвтывая программу СПТ , мы ставили следующие цели :
Автор данной работы
Для участия в группе СПТ были отобраны учащиеся 11 класса. Учитывался возраст участников (17 лет), поскольку из эмпирической практики тренинга известно, что ,во-первых, не должно быть большого возрастного разрыва между участниками группы СПТ , а во-вторых, обучению лучше поддаются относительно молодые люди. Фактор образования также сыграл свою роль : желателен одинаковыу уровень образования.
Цикл занятий был расчитан на 20 часов : группа занималась в течение 5 дней по 4 часа. Мы отдаваль себе отчет в том , что для данной программы тренинга нужно большее колличество часов, но , к сожалению, по ряду причин для этого не было возможности.
Следующий важный вопрос – принципы организации диалогизации взаимодействия, то еость полноценного межличностного общения, основанного на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха.
Следующий принцип организации работы группы – принцип психологического события. В жизни мало полагаться толоко на эволюционные пути развития личности , в частности, ее коммуникативных качеств. Для реализации личностных перемен, перестройки отношений нужны «острые моменты, взрывы , потрясения», которые, по мнению А.С. Макаренко, должны быть не только конфликтными , но и созидательными. Поэтому в учебно-тренировачной группе должны использоваться такие приемы , как откровенное обсуждение поведения участников, элементы психодраммы , и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.
Одно из ведущих - принцип самодиагностики, провоцируемой группой для каждого из участников. Руководитель включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы каждый из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предлагаемых путях их решения. После формирования самодиагноза важна психологическая поддержка группы.
Необходимо отметить
и принцип натурной материализации
изучаемых социалоно-
Одним из новых принципов является, несомненно, принцип личностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Речь идет о замене традиционного субъект-объектного подхода на качественно иной – субъект-субъектный подход, то есть выход на уровень межличностного общения.
Активные методы, которые использовались нами при проведении занятий тренинга, можно условно объединить в три основных блока :
1.Групповая дискуссия.
2.Ролевые игры,
3.Техники невербвльного взаимодействия
Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, видеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устранить эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучать участников анализу ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность возможного решения большинства проблем.
Как отмечает Ю.Н. Емельянов,
ситуация групповой дискуссии
В вопросе о классификации дискуссий основания у многих авторов существенно различаются. Г.В. Быков делит дискуссии по трем основаниям :
1. по уровню профессиональности
(публичные и профессиональные)
2. по уровню паритетности (инфицированные, гетерогенные и гомогенные, или с давлением и без давления),
3. по социометрической связности (агрегированные и дисперсные), когда каждый защищает интересы либо своей подгруппы, либо только свои.
Н.Н. Богомолова и Л.А. Петровская полагают, что в качестве значимых целей научной дискуссии могут выступать :
1. Сбор и упорядочение информации по проблеме;
2. Поиск альтернативных
подходов , их теоретических
3. Выбор оптимальной альтернативы.
По степени управляемости
Т.А.Ковалев с точки зрения направленности делит дискуссии на
1. тематические – когда
группы проблемы ;
2.биографические –
учасников ;
Можно сказать, что дискуссия является групповым процессом принятия
решений путем поиска истины методом взаимного исключения при полной
свободе высказывания противоположных
точек зрения. При этом одновременно
удовлетворяется потребности
Ролевая игра обладает всеми достоинствами групповой дискуссии. Их различие : при групповой дискуссии участники находятся «вне» проблемной ситуации, в ходе ролевой игры находят адекватное решение «изнутри» ее. Это достигается использованием психологических механизмов игровой деятельности. Для СПТ , в частности важна такая характеристика ролевой игры , как ее ярко выраженная эмоциональная окрашенность . Игровая деятельность обычно вызывает у участников ее многообразие переживания. Они могут быть связаны с пробой собственных сил , с самоутверждением, с удовольствием, получаемым от игровых действий или от самого процесса общения и так далее. Поэтому , несмотря на условность игровой ситуации, чувства, которые испытывает играющий , являются подлинными, реальными. Реальными являются и желания, замыслы, которые в ней разыгрываются , реальные вопросы, проблемы, которые ркшаются , при условии , что они значими для играющего.