Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, дипломная работа
Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ . Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения. Проанализировать полученные результаты.
Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.
Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Литература
По этому поводу можно
- осознание неудовлетворенности ;
- выражение неудовлетворенности ;
- переговоры ;
- решение ;
- трансформация ;
Каждый конкретный случай включает в себя либо полный , либо неполный набор фраз , причем последовательность их может меняться ,некоторые появляются больше одного раза и т.д. / /.
Проанализировав проблему эмоциональных отношений , а также проблему распада , можно сделать вывод о том , что трудности в общении зависят :
Важно остановиться на одной проблеме трудностей в общении – неудовлетворенности значимыми отношениями. А.А. Кронин и Е.А. Кронин в основе неудовлетворенности выделяют следующие рассогласования :
Кроме того , авторы три исходных вида реальных дисгармоний :
Непроницаемость – результат рассогласования истинных и
приписываемых реальных отношений 9конфликт между чувствами одного
партнера и мыслями другого ).
Неоткровенность – результат
рассогласования истинных и
Недоверие – результат рассогласования демонстрируемых и приписываемых реальных отношений (конфликт между поведением одного партнера и мыслями другого).
Указанные дисгармонии –
отношений. Сопряженные друг с другом , они нередко образуют еще четыре
устойчивых симптомокомплекса 6
партнера и непроницаемости второго на фоне доверия первому.
второго на фоне адекватного понимания отношений первого.
3.неоправданная
4. Последний , наиболее тяжелый вид нарушений – разлад – характеризуется одновременным сочетанием неоткровенности ,непроницательности и недоверия. Если разлад имеет место во всех типах отношений , то общение становится невыносимым , поскольку любые чувства , действия и мысли партнеров провоцируют рассогласования отношений , не оставляя никаких объективных оснований для чувства удовлетворенности / /.
Сфера человеческого общения многогранна , она функционирует как единая система , звенья которой неразрывно связаны между собой . И если нарушится хотя бы одно звено , звено значимых отношений или любое другое – это неизбежно приведет к внутреннему рассогласованию , а в итоге – трудностям в общении.
В данной работе уже отмечалось
, что основа трудностей в общени
Разрабатывая практические
Кто мешает человеку быть коммуникативно эффективным ?
Прежде всего ,
он сам . Точнее , его излишнее
внимание к своему Я-образу , заслоняющее
осознание межличностной
Задача активного социально-
В анализе особенностей и
Э. Фромм , К. Хорни , Х. Салливен и другие представители неофрейдистс-кого направления , считая способность к любви способностью развивающейся, утверждает , что положительное отношение к себе не только не препятствует положительному отношению к другим людям , но и является его необходимым условием. По их мнению , человек , неиспытывающиц любви к себе , не способен испытывать это чувство по отношению к себе , не способен испытывать это чувство по отношению к кому-нибудь другому , ибо отношение к самому себе является той базой , на которой строится отношение к другим людям / /.
Ряд авторов указывает на
А.В. Мкдрик , анализируя педагогический
аспект проблемы , отмечает , что
характер связи между
И. Кон пишет , что человек с низким самоуважением не может себя любить и высоко ценить.
Фромм пишет , что у людей
с низким самоуважением
А.Кидрок отвечает , что люди с высоким самоуважением менее ранины , имеют незначительную потребность в безопасности и более готовы идти на риск. Эти свойства одновременно повышают их коммуникативную приспособляемость
Люди с недостаточным самоуважением склонны оценивать других еще по негативной шкале. Они собирают минусы и соответственно с тем в общении готовы меньше выдавать позитивных чувств / /.
В.В. Столин выделяет уровни самопринятия субъекта :
1. Форма самопринятия , соответствующая наиболее развитой личности , предполагает отношение к себе с симпатией и уважением , такое же отношение к другому и ожидание взаимной симпатии и уважения от него.
2. В менее развитом варианте для поддержания уважения и симпатии к себе личности необходимо отделить необходимо отделить себя от другого, носясь к нему без уважения и симпатии и ожидать враждебного к себе отношения.
3. Отсутствие уважения к себе
, сознательно переживаемое и
сочетаемое с антипатией к
отличающемуся другому и ожидан
4. Бессознательное непринятие себя , сочетающееся с преувеличенным пиететом в адрес другого, олицетворяющие «не Я»-черты , неузнавание себя в сходном другом характеризует глубоко конфликтную личность.
А.В. Мудрик подчеркивает , что высокое самоуважение крайне важно для всего процесса развития личности (особенно в старшем подростковом возрасте и в ранней юности). Уровень самоуважения личности самым непосредственным образом влияет на то , как она реализует себя как субъект общения , определяет поведение человека в процессе общения , выбор партнеров по общению , отношение к ним.
Таким образом, анализ литературы по проблеме самоотношения позволяет подтвердить предположение В.В. Столина о том , что основа трудностей в общении кроется в самом , в его самоотношении / /.
Объектом нашего исследования
явилось межличностное
трудности межличностного
Гипотеза исследования заключается в том , что трудности межличностного
общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально
разработанной программе СПТ .
Для проверки выдвинутой
необходимо решить следующие задачи :
1 Изучить теоретические
2. Определить типичные трудности
межличностного общения у
3. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения.
4. Проанализировать полученные результаты.
Испытуемыми в нашем исследован
Обращение к данному возрасту неслучайно. Для этого возраста вопросы межличностных взаимоотношений являютсяпервостепенными. При этом общение выступает как важнейшее условие и одно из основных средств формирования «Я-концепции» , развития самосознания
1.2
С П Т как эффективный
метод коррекции трудностей
Проблема трудностей
общения исследуется в разных
аспектах. Одним из них является
развитие и совершенствование
навыков полноценного общения.
Психологическая коррекция обще
В отличии от традиционных методов обучения (слушание лекции , чтение литературы) , которые хоть и дают людям определенные социально-психологические знания , но не меняют , по мнению Форверга , их непосредственного поведения , активные методы обучения создают внутреннюю ориентацию на необходимость психологически грамотных действий и стимулирует их поиск в повседневной коммуникативной деятеятельности.
Основные достоинства активных
методов (или другое название
– социально-психологический
Существует ряд причин , обусловивших развитие и успех групповой терапии. Жизнь – это , прежде всего , социально явление. В сфере межличностных отношений , во время игры , в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. В свое время Девид Ризман назвал целое поколение «одинокой толпой» , желая показать этим , что часто в присутствии других мы чувствуем себя изолированными и одинокими. Таким образом , опыт , приобретаемый в специально организованных группах , оказывает противодействие отчуждению , помогая решению проблем , возникающих при межличностном взаимодействии . Группа оказывается микрокосмосом , обществом в миниатюре , отражающим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимодействие. Такие скрытые факторы , как давление партнеров , социальное влияние и конформизм , повседневно существующие в группах на работе и в группах по интересам , в семье , становятся очевидными в психокоррекционной группе и воздействуют на индивидуальные жизненные установки и изменения поведения. В результате аффективные переживания , происходящие , могут естественно переноситься во внешний мир / /.