Коррекция трудностей межличностного общения с помощью метода социально-психологического тренинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ . Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения. Проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.

Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

         По этому поводу можно привести  стадии распада отношений , предложенные  Л.Ли :

         - осознание неудовлетворенности  ;

         - выражение неудовлетворенности ;

         - переговоры ;

         - решение ;

          - трансформация ;

          Каждый конкретный  случай включает  в себя либо полный , либо неполный  набор фраз , причем последовательность  их может меняться ,некоторые появляются больше одного раза и т.д.  /     /.

          Проанализировав проблему эмоциональных отношений , а также проблему распада , можно сделать вывод о том , что трудности в общении зависят :

  1. От эмоционального отношения к человеку , с которым происходит общение ;
  2. От того , на каком уровне эмоциональных отношений находятся общающиеся лица ;
  3. От того , чем является распад эмоциональных отношений для данного человека.

                 Важно остановиться на одной проблеме трудностей в общении – неудовлетворенности значимыми отношениями. А.А. Кронин и Е.А. Кронин в основе неудовлетворенности выделяют следующие рассогласования :

  1. Непринятие чувств – результат рассогласования реального и желаемых чувств ;
  2. Нетерпимость к поведению – результат рассогласования реального м желаемого поведения ;
  3. Когнитивная напряженность – результат рассогласования реальных и желаемых целей .

Кроме того , авторы три  исходных вида реальных дисгармоний :

        Непроницаемость – результат  рассогласования истинных и 

приписываемых реальных отношений 9конфликт между чувствами одного

партнера и мыслями  другого ).

                 Неоткровенность – результат  рассогласования истинных и демонстрируемых  реальных отношений ( конфликт  между чувствами и поведением ).

                  Недоверие – результат рассогласования демонстрируемых и приписываемых реальных отношений (конфликт между поведением одного партнера и мыслями другого).

                  Указанные дисгармонии – основные  нарушения в сфере реальных 

       отношений.  Сопряженные друг с другом , они нередко образуют еще четыре

устойчивых симптомокомплекса 6

  1. Миф , слепота в отношениях – сочетание неоткровенности одного

      партнера  и непроницаемости второго на фоне доверия первому.

  1. Ритуальная ложь – сочетание неоткровенности одного и недоверия

      второго  на фоне адекватного понимания  отношений первого. 

               3.неоправданная подозрительность  – сочетание непроницательности  и недоверия к партнеру на  фоне его откровенности.

               4. Последний , наиболее тяжелый вид нарушений – разлад – характеризуется одновременным сочетанием неоткровенности ,непроницательности и недоверия. Если разлад имеет место во всех типах отношений , то общение становится невыносимым , поскольку любые чувства , действия и мысли партнеров провоцируют рассогласования отношений , не оставляя никаких объективных оснований для чувства удовлетворенности /      /.

                Сфера человеческого общения  многогранна , она функционирует как единая система , звенья которой неразрывно связаны между собой . И если нарушится хотя бы одно звено , звено значимых отношений или любое другое – это неизбежно приведет к внутреннему рассогласованию , а в итоге – трудностям в общении.

                 В данной работе уже отмечалось , что основа трудностей в общении кроется в самом человеке , его индивидуально-личностных свойствах . Такие черты личности , как неуверенность в себе , замкнутость , подозрительность , эгоцентричность , тревожность и другие являются составляющими трудностей , что и подтвердили исследования Т.В. Ивановой , которая изучала индивидуально-психологические особенности студентов , испытывающих трудности в общении /      /.

                  Разрабатывая практические приемы  развития и совершенствования  коммуникативной компетенции необходимо постоянно помнить , ее основе лежит не простое владение  языком и другими кодами  общения , а особенностями личностями индивида личности в целом , в триединстве его чувств ,мнений и действий , развертывающихся в конкретном социальном контексте. Вот почему ключевые способы повышения коммуникативной компетенции нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции , а на путях развития социально- психологического воображения , позволяющего видеть мир с точки зрения других людей .

                 Кто мешает человеку быть  коммуникативно  эффективным ?

  Прежде всего , он сам . Точнее , его излишнее  внимание к своему Я-образу , заслоняющее  осознание межличностной ситуации.  В этом лежат истоки недостаточного  умения  наблюдать , слушать , спрашивать , слушать , спрашивать и говорить с учетом уместности своих высказываний и невербальных проявлений .

                  Задача активного социально-психологического  обучения  состоит в том , что  бы  показав человеку его социальную природу и тем самым снизив субъективизм  понимания им межличностных ситуаций , сделать его более независимыми от собственного Я-образа и дать ему концептуальный инструментарий   к проблеме «Я-в-ситуации». Нужно на чувственно-практичес-ком опыте убедить человека в том , что успешность общения и любой деятельности обеспечивается межличностным взаимодействием , а не индивидуальными  усилиями , то есть основывается на понимании людьми того , что даже их субъективные достоинства всегда носят не индивмдуально-психологический , социально- психологический характер.

            В анализе особенностей и трудностей  общения значительную роль играет  изучение самоотношения субъекта  общения. Влияние отношения к  себе на отношение с другими  исследуется в разных аспектах . Американский психолог Г. Адамс и его коллеги обнаружили , что при недостаточно положительном отношении человека к своей личности у него часто возникают трудности в процессе  взаимодействия с другими людьми.

            Э. Фромм , К. Хорни , Х. Салливен и другие представители неофрейдистс-кого направления , считая способность к любви способностью развивающейся, утверждает  , что положительное отношение к себе не только не препятствует положительному отношению к другим людям , но и является его необходимым условием. По их мнению , человек , неиспытывающиц любви к себе , не способен испытывать это чувство по отношению к себе , не способен испытывать это чувство по отношению к кому-нибудь другому , ибо отношение к самому себе является той базой , на которой строится отношение к другим людям /          /.

             Ряд авторов указывает на необходимость  учета содержательных аспектов  отношения к себе . так, К Роджерс  , который подразделяет  отношение  к себе на самооценку ( оценку  себя как носителя определенных свойств и достоинства ) и самопринятие (принятие себя как уникальной индивидуальности  , обладающей не только достоинствами , и слабостями и недостатками ) , утверждает , что лишь высокий уровень самопринятия  обуславливает  положительное отношение к другим.

             А.В. Мкдрик , анализируя педагогический  аспект проблемы , отмечает , что  характер связи между отношением  к себе и отношением к другим  определяется тем ,  какие   качества субъекта в наибольшей  степени обеспечивают его высокую  самооценку . Если высокая оценка достигается за счет коммуникативных качеств , то связь должна быть положительной , если за счет инструментальных, несвязанных с общением , то характер связи представляется более проблематичным /          /.

              И. Кон пишет , что человек с низким самоуважением не может себя любить и высоко ценить.

              Фромм пишет , что у людей  с низким самоуважением возникает  больше проблем с сохранением  чувства идентичности или стабильности  концепции «Я», чем объясняется их стремление к общению в более «безопасной» среде.

               А.Кидрок отвечает , что люди с высоким самоуважением менее ранины , имеют незначительную потребность в безопасности и более готовы идти на риск. Эти свойства одновременно повышают их коммуникативную приспособляемость

                  Люди  с недостаточным самоуважением склонны оценивать других еще по негативной  шкале. Они собирают минусы и соответственно с тем в общении готовы меньше выдавать позитивных чувств /         /.

                 В.В. Столин выделяет уровни самопринятия субъекта :

                         1. Форма самопринятия , соответствующая  наиболее развитой личности , предполагает отношение к себе с симпатией и уважением , такое же отношение к другому и ожидание взаимной симпатии и уважения  от него.

                          2. В менее развитом  варианте для поддержания уважения и симпатии к себе личности необходимо отделить необходимо  отделить себя от  другого, носясь к нему без уважения и симпатии и ожидать враждебного к себе отношения.

                           3. Отсутствие уважения к себе  , сознательно переживаемое и  сочетаемое с антипатией к  отличающемуся другому и ожиданием презрения от этого другого, также характеризует противоречивый этап в развитии личности.

                           4. Бессознательное непринятие себя , сочетающееся с преувеличенным пиететом в адрес другого, олицетворяющие «не Я»-черты , неузнавание себя в сходном другом характеризует глубоко конфликтную личность.

                            А.В. Мудрик подчеркивает , что высокое самоуважение крайне важно для всего процесса развития личности (особенно в старшем подростковом возрасте и в ранней юности). Уровень самоуважения личности самым непосредственным образом влияет на то , как она реализует себя как субъект общения , определяет поведение  человека в процессе общения , выбор партнеров по общению , отношение к ним.

                            Таким образом, анализ литературы по проблеме самоотношения позволяет подтвердить предположение В.В. Столина  о том , что основа трудностей в общении кроется в самом , в его самоотношении /          /.

          Объектом  нашего исследования  явилось межличностное  общение.  Предметом – 

             трудности межличностного общения.

             Гипотеза исследования заключается в том , что трудности межличностного 

            общения можно скорректировать  путем участия испытуемых с  специально 

            разработанной программе СПТ  .

            Для проверки выдвинутой гипотезы  и достижения поставленной цели

             необходимо решить следующие  задачи :

         1 Изучить  теоретические подходы  к определению трудностей межличностного  общения .

         2.  Определить типичные трудности  межличностного общения у учащихся     11 классов.

         3.  Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения.

         4.  Проанализировать полученные  результаты.

          Испытуемыми в нашем исследовании явились учащиеся  11 классов в колличестве  12  человек.

          Обращение к данному  возрасту  неслучайно.  Для этого возраста вопросы межличностных взаимоотношений являютсяпервостепенными. При этом  общение выступает как важнейшее  условие и одно из основных  средств формирования  «Я-концепции» , развития самосознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.2          С  П Т  как эффективный  метод коррекции трудностей общения.

 Проблема трудностей  общения исследуется в разных  аспектах. Одним из них является  развитие и совершенствование  навыков полноценного общения.  Психологическая коррекция общения все отчетливее вырисовывается как мера психопрофилактики , как  важный принцип психогигиены будущего.

          В отличии от традиционных методов обучения (слушание лекции , чтение литературы) , которые хоть и дают людям определенные социально-психологические знания , но не меняют , по мнению Форверга , их непосредственного поведения , активные методы  обучения создают внутреннюю ориентацию на  необходимость  психологически грамотных действий и стимулирует  их поиск в повседневной коммуникативной  деятеятельности.

           Основные достоинства активных  методов (или другое название  – социально-психологический тренинг  ) – способность побудить обучающихся  к самостоятельным и активным  действиям /          /.

            Существует ряд причин , обусловивших развитие  и успех групповой терапии.  Жизнь – это , прежде всего , социально явление. В сфере межличностных отношений , во время игры , в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. В свое время Девид  Ризман назвал целое поколение «одинокой толпой» , желая показать этим , что  часто в присутствии других мы чувствуем себя изолированными и одинокими. Таким образом , опыт , приобретаемый в специально организованных группах , оказывает противодействие отчуждению , помогая решению проблем , возникающих при межличностном взаимодействии . Группа  оказывается микрокосмосом , обществом в миниатюре , отражающим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимодействие. Такие скрытые факторы , как давление партнеров , социальное влияние и конформизм , повседневно существующие в группах на работе и в группах по интересам , в семье , становятся очевидными в психокоррекционной группе и воздействуют на индивидуальные жизненные установки и изменения поведения. В результате аффективные переживания , происходящие , могут естественно переноситься во внешний мир /         /.

Информация о работе Коррекция трудностей межличностного общения с помощью метода социально-психологического тренинга