Коррекция трудностей межличностного общения с помощью метода социально-психологического тренинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза исследования заключается в том, что трудности межличностного общения можно скорректировать путем участия испытуемых с специально разработанной программе СПТ . Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические подходы к определению трудностей межличностного общения. Определить типичные трудности межличностного общения у учащихся 11 классов. Разработать программу СПТ по коррекции трудностей межличностного общения. Проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Проблема трудностей общения и их коррекция в современной психологии.
1.1 Теоретические подходы к определению трудностей общения.
Социально-психологический тренинг как эффективный метод коррекции трудностей общения.

Глава 2 Экспериментальное исследование
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Программа социально-психологического тренинга и его результаты.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Ролевые игры в наибольшей степени позволяют реагировать  принцип активности  участников группы СПТ , а также принципы исследовательской , творческой позиции участников и объективизации поведения.

 Благодаря тому , что  социальная роль обобщает в  себе определенную систему общественных  отношений , соответствующих норм  и правил поведения, изображение  ее в игре дает возможность играющим лучше осознать как инструментальное содержание социальной роли , так и соответствующие ей нормы поведения.  Несмотря на то, что общий способ поведения задается исполнителю той или иной сициальной роли обществом , в силу индивидуальных особенностей, конкретное исполнение у каждого человека имеет определенную «личностную окраску». Насколько неповторима в своем проявлении каждая личность, настолько разнообразны «стили» исполнения одной и той же роли разными людьми. Таким образом, ролевая игра дает возможность проявления своей индивидуальности , творческих возможностей , развивает умение «входить в положение других» , лучше понимать их позиции и чувства , а также создает условия для лучшего осмысления норм и правил поведения и общения. Это способствует осознанию значимости социально-психологических факторов в повседневной  деятельности, общении с другими людьми, способствует  выработве умения более объективно анализировать и , следовательно, лучше понимать свое собственное поведение и поведение других.

Одна из сложностей ролевой  игры заключается во вхождении участников в роли, а именно на этом основывается успех метода. Причина – психологический  барьер, отношение к любой игре как к детской забаве , неуместной при изучении серьезных вещей. Здесь важно умение руководителя , а также характер задаваемой ситуации . Понятие социально-психологической ситуации включается в данном случае такие компоненты , как сюжет игры , поставленная социально-психологическая проблема , характер заданных отношений , ролей и конкретных обстоятельств. При выборе и разработке ситуаций, используемых для целей СПТ необходимо соблюдать два обязательных условия :

  1. Создание ситуации и характер поставленных в ней проблем должны быть адекватны реальной действительности ;
  2. Ситуации и проблемы должны быть значимыми для участников.

Одна и та же ситуация может проигрываться несколько  раз, чтобы дать возможность участникам тренинга побывать в разных ролях  и предложить свои варианты решений. После ролевой игры проводится групповая  дискуссия : обсуждается адекватность предложенных , решений а также уместность, правдоподобность , целесообразность ролевого  поведения участников.

Значительное место  в разработанной нами программе  СПТ занимают невербальные техники. Давно признано , что , хотя «говорим мы голосом, беседуем мы всем телом», отчего учителя риторики стремились научить не просто правильному выбору слов , но также соответствующим вспомогательным социальным приемам красноречия – голосовым  и жестовым (Белл). Достоинством невербальных техник помимо их значительного «терапевтического» потенциала (связанного с большей спонтанностью и эмоциональностью невербальных реакций человека) , является то , что они в наибольшей степени способствуют расширению социально-перцептивной сферы субъекта , воспитывая сензитивность к невербальному (наиболее «правдивому» ) языку человеческого общения. Кроме того ,невербальные техники более эффективны при обработке и оптимизации навыков взаимодействия на уровне «любимой» и «личной дистанции» - расстояния наиболее продуктивных межличностных контактов.

Разновидностью невербальных вспомогательных техник , используемых при гркпповом обучении общению  является проективный рискнок (или  проективное  рисование). Темы рисунков подбираются так, чтобы представить членам группы возможность выразить графически или рисунком свои чувства , материал прошлого общения , межличностные взаимоотношения, личностные изменения , произошедшие за время обучения  и так далее.

Проективный рисунок  стимулирует выражение чувств , отношений, состояний и причин , позволяющих лучше понять содержание последних, динамику их и направление. Уже сам по себе процесс изображения, трансформирования на язык красок образов личностного значимого материала может играть положительную роль, способствовать осознанию внутреннего мира , конфликтов, проблем, выделению и выражению существенного в них.

Существует много методических приемов , которые используются в проективном рисовании. В нашу программу мы включили :

- тематическое рисование  (все рисуют на тему, выбранную  группой или предложенную руководителем) ;

- совместное рисование  (вся группа рисует что-то на  одном листе).

Активное отношение  человека к окружающему миру и  к самому  себе – основная предпосылка , лежащая в основе разработанной  нами программы СПТ. Эта предпосылка находит свое выражение и при постановке целей тренинга , состоящих всегда в формировании активного и творческого отношения участников к требованиям предлагаемых обстоятельств , в которых необходимо выбрать и освоить оптимальный способ поведения. И сама процедура тренинга спланирована так, чтобы на всех этапах обучения участники могли чувствовать себя субъектами деятельности.

Для составления программы  тренинга использованы следующие источники :

  1. методические рекомендации , составленные Ю.Н. Емельяновым и Л.А.Петровской,
  2. упражнения из цикла тренинга московского психотерапевта А.Б.Добровича,
  3. упражнения из программы тренинга межличностного общения А.С. Прутченкова,
  4. упражнения из «сценария встреч»  Е.Мелибруда ,
  5. упражнения по психотерапии П.Гаека , Э. Бакаларжа , К. Рудестама ,
  6. психогимнастические упражнения , разработанные С.И. Макшановым и Н.Ю.Хрящевой ,
  7. упражнения из программы СПТ  Вачкова.

Таким образом, мы посчитали  необходимым комплексно подойти  к составлению программы для  данного цикла тренинга и включили в нее,  помимо таких традиционных для СПТ методов , как групповая дискуссия и ролевая игра , еще и вспомогательные невербальные техники, детальное описание которых будет дано в  2.2.

 

 

Глава 2. Программа социально-психологического тренинга и его результаты .

 

Методика проведения занятий СПТ предусматривает  ряд этапов:

  1. Диагностика и подбор участников в группу.

Здесь мы руководствовались  полученными результатами по выше перечисленным  методикам . Мы предложили поучаствовать  в СПТ тем  студентам, которые  были неудовлетворенны своими взаимоотношениями с окружающими у которых уровень развития взаимоотношений был ниже среднего , а также тем , которые испытывали большое количество затруднений в общении. И поскольку перечень этих затруднений был довольно обширен, мы выбрали характерные для большинства испытуемых :непонимание со стороны окружающих ,боязнь быть непонятым ;не уверенность при вступлении в контакт с незнакомыми людьми ; отсутствие отзывчивости , чуткости к людям ; нетерпимость к недостаткам других. При подборе участников ,естественно ,учитывалось желание испытуемых и добровольность прихода в группу . В результате обследования студентов в группу СПТ мы отобрали 12 человек :4 юношей и 8 девушек .

  1. Установление принципов групповой работы .

Комплектованию группы предшествует рассказ руководителя о том ,что такое тренинг , и каковы его цели и возможности , какие результаты могут быть получены. Затем вырабатываются принципы работы в группе:

  1. Искренность в общении,
  2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени ,
  3. Невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы,
  4. Активность , ответственность каждого за результаты работы группы,
  5. Принцип «здесь и теперь»,
  6. Право каждого члена группы сказать « стоп»- прекратить обсуждение его проблем,
  7. Каждый участник говорит за себя ,от своего имени,
  8. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения,
  9. Обращение между всеми участниками и ведущими на ты.

Программа основывается на принципе постепенности ,поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего. Стратегическую линию программы можно изобразить таким образом:

Получение новой информации о себе.

 

Переосмысление представлений  о своем образе «Я».

 

Выстраивание нового типа отношений с самим собой  и окружающими.

 

Закрепление позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов реагирования.

 

Программу СПТ можно  условно разделить на диагностический  и формулирующий этапы.

На первом этапе участники  ориентируются в ситуации. Настрой  на первых занятиях в большинства  участников – заинтересованный, у некоторых – скептический. На этом этапе группа находится в сильной зависимости от ведущего. От него ждут совета, инструкций, группа настроена на получение готовой информации, прямых рекомендаций. Одновременно – это этап ориентации участников в группе: кто с кем близок в плане трудностей общения. кто как на кого реагирует. Группа обсуждает зачастую несущественные вопросы, участники дают друг другу советы, которые еже много раз давались «за кругом» и не помогали.

На этом этапе выясняется ,что ждёт от тренинга каждый из участников , с какой целью они пришли сюда , как участники воспринимают себя , какими хотят стать и хотят ли измениться, какие видят для этого средства ; выясняется ,насколько адекватно человек воспринимает других людей,возникающие вокруг ситуации и мир в целом;субьект узнает , как другие люди воспринимают его,что ценят в нём больше всего , что не принимают, отвергают ,происходит сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне»,то «встречаются» оценка и самооценка , выявляются основные способы и приёмы взаимодействия человека с другимит людьми ,стратегия и тактика общения, способы реагирования в сложных ситуациях , конфликтоустойчивость , инициация общения, умение добиваться результата .На этой основе определяются наиболее адекватные и эффективные поведенческие реакции и, с другой стороны, формы поведения ,от которых следовало бы избавиться ,то есть нежелательные в виду их неэффективности.

Таким образом , результатом  первой половины тренинга должны стать : формирование более адекватной Я- концепции, осознание необходимости проектирования общения и активной работы по выработке специальных коммуникативных навыков.

Формирующих этап направлен  на отработку индивидуальных техник общения через обучения различным  способам конструктивного общения ,умение разрешать конфликты, избегать их и добиваться желаемого результата .

А теперь более подробно о том ,как мы решали поставленные задачи на каждом из этапов тренинга.

На начальной фазе тренинга необходимо было снять состояние  напряжённости у участников и создать атмосферу доверия между участниками и тренером .Здесь можно говорить о трёх моментах:

  1. Проблема обращения («ты» или «вы»).

В данной группе решение  этой проблемы не отняло много времени , поскольку все участники были примерно одного возраста и почти все знакомы друг с другом , поэтому обращение на «ты» не вызвало больших проблем.

2. Представление участников  друг другу (знакомство).

Предлагалось придумать  себе такое имя ,которым бы участники  хотели ,чтобы их называли в группе .Представление происходит по кругу. Прежде чем представиться ,каждый повторяет имена тех участников, которыеуже высказались до него. Таким образом ,незаметно для участников вводятся нормы поведения в группе:

  1. Необходимость внимательно выслушивать каждого :
  2. С самого начала участники должны осознать необходимость откровенных , личностно значимых высказываний.

Участникам группы было интересно узнать ,почему каждый из них выбрал именно это имя. С помощью этой процедуры были получены очень интересные диагностические сведения, необходимые для дальнейшей работы в группе СПТ : « Почему Иван? Нехитрое, простое имя. На Древней Руси было очень распространено. Это имя ассоциируется с силой русского народа»; «Виктор, потому что так зовут моего кумира – Виктора Цоя, а Цой для меня – это что-то загадочное»; «Ликой меня назвали в детстве. Детство – это счастье, радость, непосредственность, чего так не хватает сейчас»; «Мне неохота было думать, вот и пришло в голову назвать себя Седым. просто, ни у кого нет, поэтому екто не забудет это имя».

  1. Высказывания участников о своих ожиданиях от тренинга, целях прихода сюда, с одной стороны, и о сомнениях и опасениях, с другой.

Многим членам группы было очень трудно сформулировать цель, о которой они пришли в группу СПТ. они пытались уйти от ответа: «Я хочу, чтобы все люди были счастливы» (Алёна); или: «Интересно узнать, что же такое СПТ и чему тут учат» (Иван). Но потом им удалось более конкретно сформулировать свои цели: «Научиться самой решать свои проблемы, а не перекладывать их на плечи других» (Ио); «Научиться легко устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми» (Ирина, Кира, Виктор); «Я – эгоистка, очень обидчивая. Хочу быть более внимательной к людям , уметь поставить себя на их место» (Алёна); «Хочу относиться к людям снисходительно, и видеть в них больше хорошего» (Оля); «У меня есть свои принципы, от которых я не могу отойти и от которых только страдаю, я предъявляю слишком высокие требования к окружающим, и поэтому люди часто отворачиваются от меня. Я хочу научиться гибкости в общении» (Юля).

Информация о работе Коррекция трудностей межличностного общения с помощью метода социально-психологического тренинга