Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:57, курсовая работа
Целью данной курсовой является исследование изучения проблемы формирования волевых качеств детей с помощью сюжетно-ролевых игр старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – воспитательный процесс детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование волевых качеств детей
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие воли и характеристику волевых качеств.
Изучить особенности развития волевых качеств у дошкольников.
Определить методы и приемы развития волевых качеств у старших дошкольников.
Рассмотреть понятие игра и особенности сюжетно-ролевых игр.
Подобрать диагностический инструментарий и изучить начальный уровень сформированности волевых качеств детей.
Подобрать методы проведения сюжетно-ролевых игр по формированию волевых качеств старших дошкольников.
Введение 3
Глава 1. Формирование волевых качеств старшего 6
дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе 6
1.1 Понятие воли. Общая характеристика волевых качеств. 6
1.2 Особенности развития волевых качеств старшего дошкольного возраста 10
1.3 Методы и приемы формирования волевых качеств у старших дошкольников 17
Глава 2. Методика организации сюжетно–ролевых игр в старшем дошкольном возрасте 21
2.1 Понятие «игра». Особенности сюжетно–ролевой игры. 21
2.2 Сюжетно–ролевая игра в формировании волевых качеств старших дошкольников 31
2.2 Методы диагностики и изучение начального уровня сформированности волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3 Методы проведения сюжетно-ролевых игр по формированию волевых качеств старших дошкольников. 49
Список литературы 54
Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:
Развитие воли ребенка тесно связано с изменениями мотивов поведения, которые происходят в дошкольном возрасте. Группы мотивов, которые ребенок выдвигает на первый план, становятся для него наиболее важными, это ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь другим мотивами.
В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны:
Стремление к цели – феномен развития. Целенаправленность, идущая изнутри ребенка (от его желаний и интересов) начинает складываться в раннем возрасте. И обычно проявляется только в постановке целей, чем в их достижении и доведения дела до конца. Потому что слишком часто внешние обстоятельства отвлекают ребенка.
В дошкольном детстве постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания, которое зависит от трудности задания и длительности его выполнения. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют успехи и неудачи при выполнении заданий. Если у младших школьников неудача в достижении цели их не огорчает, то детей 5-6 лет эти неудачи выбивают их из колеи, если деятельность успешна, то дети стараются довести дело до конца.
Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, которая заканчивается победой одной из них.
Основным средством формирования произвольности и сознания является речь. Благодаря речи ребенок способен взглянуть на себя со стороны, рассматривать себя и свои действия как некий объект, который можно изменить, преобразовать.
Ядро психологической концепции Л.С. Выготского составляет тезис: "С помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к самому себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает овладеть этим объектом посредством организации и планирования собственных действий и поведения".1
Наиболее интенсивно произвольность развивается именно в дошкольном возрасте, когда поведение ребенка начинает опосредоваться не внешними средствами (предметом или словом взрослого), а внутренними образом взрослого и представлением ребенка о его поведении. Эта способность формируется и наиболее ярко проявляется в ведущей деятельности дошкольника ролевой игре, которая была названа Выготским школой произвольного поведения. В ряде исследований отечественных психологов было показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением. В исследовании Л.И. Божович обнаружилось, что дошкольники способны длительно и старательно заниматься скучным для них делом (выписывание одних и тех же букв), когда они изображают в игре учеников, выполняющих свои обязанности. [13. с.57]
В работе З.В. Мануйленко изучалась способность дошкольников длительно сохранять заданную позу, не изменяя ее и удерживая как можно дольше. В одной из серий опытов ребенок должен был удерживать определенную позу по заданию взрослого, в другой – выполняя роль "часового", охраняющего "фабрику". Оказалось, что выполнение этого трудного для дошкольника задания значительно эффективнее происходит в игре.
Итак, ролевая игра дошкольника в органической и естественной форме сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольного действия: с одной стороны, повышение мотивированности, с другой осознанности поведения. Сюжетно - ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого, и произвольного поведения в дошкольном возрасте.[10. с.352]
Однако, как отмечает Е.О. Смирнова, в ролевой игре отсутствует сознательный контроль своего поведения. В ней действия ребенка мотивируются и опосредуются образом действия другого человека (ролью), но не осознанием своего поведения.
В игре ребенок действует за другого, опосредуя свои действия "чужими" словами и правилами. Следующий уровень развития произвольности связан с осознанием своего поведения. Наиболее успешно этот шаг осуществляется в играх с правилом. Игра с правилом отличается от ролевой тем, что здесь правило открыто, т. е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Когда ребенок начинает действовать по правилу, перед ним впервые возникает вопрос: как надо вести себя? Верно ли я делаю? Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднялось на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. [7. с.356]
Как отмечает Е.О. Смирнова, простые игры содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение игровых правил. Во-первых, игры обычно имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным, наглядным. Наглядность таких правил и их простота (бежать по сигналу, не переступать нарисованной на земле черты и т. п.) делают возможным даже для трехлетнего малыша контроль за их выполнением – сначала в поведении других, а потом и в собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себе определенные требования, причем добровольно, без нажима. Во-вторых, естественному усвоению правил способствует то, что игровые действия осуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры. И наконец, в-третьих, многие игры имеют сюжетно-образный характер, являются ролевыми, что облегчает ребенку управление своим поведением. Активность воображения дошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований. Итак, игра не теряет своего значения на протяжении всего дошкольного и даже школьного возраста. [8.с.270]
Таким образом, центральная роль в процессе формирования волевых качеств ребенка принадлежит взрослому, который не просто доносит до ребенка правило действия, но и делает его аффективно-значимым. Только в том случае, если правило приобретает побудительную силу, оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное, а не навязанное действие ребенка. Дошкольник уже не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, но действует сам, контролируя собственные действия.
Для того, чтобы возникла собственная деятельность ребенка, необходим этап поддержки, когда взрослый своим присутствием, оценками, образцами и поддерживает, и стимулирует его активность. И лишь тогда, когда данный предмет становится мотивом собственных действий ребенка, независимо от присутствия взрослого, можно говорить о сформированности новой деятельности и о новой форме волевого и произвольного поведения.
Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.