Методика организации сюжетно - ролевых игр по формированию волевых качеств старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является исследование изучения проблемы формирования волевых качеств детей с помощью сюжетно-ролевых игр старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – воспитательный процесс детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование волевых качеств детей
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие воли и характеристику волевых качеств.
Изучить особенности развития волевых качеств у дошкольников.
Определить методы и приемы развития волевых качеств у старших дошкольников.
Рассмотреть понятие игра и особенности сюжетно-ролевых игр.
Подобрать диагностический инструментарий и изучить начальный уровень сформированности волевых качеств детей.
Подобрать методы проведения сюжетно-ролевых игр по формированию волевых качеств старших дошкольников.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Формирование волевых качеств старшего 6
дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе 6
1.1 Понятие воли. Общая характеристика волевых качеств. 6
1.2 Особенности развития волевых качеств старшего дошкольного возраста 10
1.3 Методы и приемы формирования волевых качеств у старших дошкольников 17
Глава 2. Методика организации сюжетно–ролевых игр в старшем дошкольном возрасте 21
2.1 Понятие «игра». Особенности сюжетно–ролевой игры. 21
2.2 Сюжетно–ролевая игра в формировании волевых качеств старших дошкольников 31
2.2 Методы диагностики и изучение начального уровня сформированности волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3 Методы проведения сюжетно-ролевых игр по формированию волевых качеств старших дошкольников. 49
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

2 курсовая.docx

— 575.24 Кб (Скачать файл)

Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:

  • постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
  • поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
  • постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямыми инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
  • создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.

Развитие воли ребенка тесно связано с изменениями мотивов поведения, которые происходят в дошкольном возрасте. Группы мотивов, которые ребенок выдвигает на первый план, становятся для него наиболее важными, это ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь другим мотивами.

В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны:

  1. развитие целенаправленности действий;
  2. возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.
  3. установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;

Стремление к цели – феномен развития. Целенаправленность, идущая изнутри ребенка (от его желаний и интересов) начинает складываться в раннем возрасте. И обычно проявляется только в постановке целей, чем в их достижении и доведения дела до конца. Потому что слишком часто внешние обстоятельства отвлекают ребенка.

В дошкольном детстве постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания, которое зависит от трудности задания и длительности его выполнения. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют успехи и неудачи при выполнении заданий. Если у младших школьников неудача в достижении цели их не огорчает, то детей 5-6 лет эти неудачи выбивают их из колеи, если деятельность успешна, то дети стараются довести дело до конца.

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, которая заканчивается победой одной из них.

Основным средством формирования произвольности и сознания является речь. Благодаря речи ребенок способен взглянуть на себя со стороны, рассматривать себя и свои действия как некий объект, который можно изменить, преобразовать.

Ядро психологической концепции Л.С. Выготского составляет тезис: "С помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к самому себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает овладеть этим объектом посредством организации и планирования собственных действий и поведения".1

Наиболее интенсивно произвольность развивается именно в дошкольном возрасте, когда поведение ребенка начинает опосредоваться не внешними средствами (предметом или словом взрослого), а внутренними образом взрослого и представлением ребенка о его поведении. Эта способность формируется и наиболее ярко проявляется в ведущей деятельности дошкольника ролевой игре, которая была названа Выготским школой произвольного поведения. В ряде исследований отечественных психологов было показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением. В исследовании Л.И. Божович обнаружилось, что дошкольники способны длительно и старательно заниматься скучным для них делом (выписывание одних и тех же букв), когда они изображают в игре учеников, выполняющих свои обязанности. [13. с.57]

В работе З.В. Мануйленко изучалась способность дошкольников длительно сохранять заданную позу, не изменяя ее и удерживая как можно дольше. В одной из серий опытов ребенок должен был удерживать определенную позу по заданию взрослого, в другой – выполняя роль "часового", охраняющего "фабрику". Оказалось, что выполнение этого трудного для дошкольника задания значительно эффективнее происходит в игре.

Итак, ролевая игра дошкольника в органической и естественной форме сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольного действия: с одной стороны, повышение мотивированности, с другой осознанности поведения. Сюжетно - ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого, и произвольного поведения в дошкольном возрасте.[10. с.352]

Однако, как отмечает Е.О. Смирнова, в ролевой игре отсутствует сознательный контроль своего поведения. В ней действия ребенка мотивируются и опосредуются образом действия другого человека (ролью), но не осознанием своего поведения.

В игре ребенок действует за другого, опосредуя свои действия "чужими" словами и правилами. Следующий уровень развития произвольности связан с осознанием своего поведения. Наиболее успешно этот шаг осуществляется в играх с правилом. Игра с правилом отличается от ролевой тем, что здесь правило открыто, т. е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Когда ребенок начинает действовать по правилу, перед ним впервые возникает вопрос: как надо вести себя? Верно ли я делаю? Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднялось на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. [7. с.356]

Как отмечает Е.О. Смирнова, простые игры содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение игровых правил. Во-первых, игры обычно имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным, наглядным. Наглядность таких правил и их простота (бежать по сигналу, не переступать нарисованной на земле черты и т. п.) делают возможным даже для трехлетнего малыша контроль за их выполнением – сначала в поведении других, а потом и в собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себе определенные требования, причем добровольно, без нажима. Во-вторых, естественному усвоению правил способствует то, что игровые действия осуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры. И наконец, в-третьих, многие игры имеют сюжетно-образный характер, являются ролевыми, что облегчает ребенку управление своим поведением. Активность воображения дошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований. Итак, игра не теряет своего значения на протяжении всего дошкольного и даже школьного возраста. [8.с.270]

Таким образом, центральная роль в процессе формирования волевых качеств ребенка принадлежит взрослому, который не просто доносит до ребенка правило действия, но и делает его аффективно-значимым. Только в том случае, если правило приобретает побудительную силу, оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное, а не навязанное действие ребенка. Дошкольник уже не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, но действует сам, контролируя собственные действия. 

Для того, чтобы возникла собственная деятельность ребенка, необходим этап поддержки, когда взрослый своим присутствием, оценками, образцами и поддерживает, и стимулирует его активность. И лишь тогда, когда данный предмет становится мотивом собственных действий ребенка, независимо от присутствия взрослого, можно говорить о сформированности новой деятельности и о новой форме волевого и произвольного поведения.

Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.

 

1.3 Методы и приемы формирования волевых качеств у старших дошкольников

 

Наблюдения психологов показывают, что многие родители недооценивают волевые возможности своих детей, не доверяют их силам, стремятся опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, при родителях становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи чаще интересуют вопросы образовательной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители часто не придают большого значения.

Один из основных факторов в воспитании воли  режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов  хорошее средство воспитания воли.

Планирование и подведение итогов дня, помогают ребенку осознать свою жизнь во времени. Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер, оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый. Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях. [17. с.6]

Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует и, особенно, когда выполняет трудовые поручения взрослых. Для того чтобы воспитать в ребенке трудолюбие, настойчивость и аккуратность необходимо чтобы смысл действий ребенка оказался бы для него совершенно ясным, а результат – желанным и привлекательным. Чтобы ребенок отчетливо представлял, для чего (или для кого) он что–то делает.

Коллективная ролевая игра и игра с правилами является настоящей школой воспитания воли дошкольника. Потом правила игры можно усложнять, но желательно, чтобы все они предусматривали определенное ограничение спонтанной активности, сдерживание непроизвольных, импульсивных реакций. Например, показывая ребенку картинки с изображениями знакомых животных: зайчика, собаки, кота. Ребенок должен их называть, но не сразу (и в этом вся трудность), а только после того, как взрослый скажет: "Раз–два–три, говори!" Такая задержка высказывания очень нелегко дается детям. В то же время именно она делает игру интересной и полезной. За каждый вовремя данный ответ можно вручать награду – палочку или кружок из бумаги. Если так играют двое или несколько детей, можно устроить соревнование, кто больше получит призов.

Если в младшем дошкольном возрасте развитие произвольности ребенка особенно эффективно в игре, то позже, в 5–6 лет, возможны и другие методы. Очень полезны беседы с дошкольником о его настроении, о его действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах взрослый как бы выводит ребенка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя.

Выделяют основные направления в развитии воли дошкольника, на которые следует обратить родителям особое внимание. Это развитие целенаправленности действий, определение соотношения между целью действий и их мотивом и возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий. Следует похвалить ребенка за проявленное волевое усилие, помощи при затруднении, при неудаче выразить уверенность в конечном успехе, помочь добиться его. Ведь в формировании целенаправленности он очень важен. Развитию воли способствуют разные виды деятельности дошкольника и прежде всего игровая. Каждая игра требует выполнения правил, которые имеются не только в подвижных, дидактических, но и ролевых играх. Подчинение им вырабатывает у детей выдержку, терпение, самостоятельность, настойчивость, самоограничение и другие волевые качества.

Прекрасные возможности для развития воли содержит в себе трудовая и бытовая деятельность. В процессе этих видов деятельности ребёнок учится осознавать цель планировать свои действия, запоминать их последовательность (например, уборка комнаты, уход за цветами и т. д.), преодолевать трудности. Ценно, что трудовые обязанности (которые нужно постепенно усложнять) дают возможность не эпизодически, а систематически, регулярно упражнять волю ребёнка. Родители развивают волю ребёнка и когда формируют у него культурно–гигиенические навыки, культуру поведения в обществе взрослых и детей, когда помогают овладеть ребёнку ездой на велосипеде, катанием на коньках, лыжах. Развитие воли нельзя отрывать от нравственного воспитания ребёнка, овладения им нормами поведения. Ведь важно, ради каких целей, под влиянием каких мотивов совершается волевое действие.

Многое в нашей жизни происходит по правилам, которые сначала бессознательно, а потом и сознательно усваивает ребенок. Поэтому сознательное действие по правилу означает, что ребенок не только знает, что и как нужно делать, но и хочет все делать правильно. Но сначала правила усваиваются бессознательно.

Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

Для воспитания взрослым (воспитателям и родителям) необходимо:

–  ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

–  направлять, помогать в достижении цели;

–  приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

–  воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх–головоломках и т.п.

–  учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

–  спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).

Информация о работе Методика организации сюжетно - ролевых игр по формированию волевых качеств старшего дошкольного возраста