При проведении
диагностических методик необходимо выполнять
несколько основных правил, без которых
результаты исследования не будут достоверными:
1) точно
выполнять инструкции, иначе содержание
задания, а, следовательно, и полученный
результат могут полностью измениться;
2) многие
методики требуют специального "стимульного
материала", то есть карточек,
текстов, картинок для предъявления
ребенку;
3) внимательно
следить за тем, чтобы возраст
детей совпадал с тем, на который
рассчитана данная методика. Некоторые
методы можно использовать в разных возрастных
группах, но при этом надо обращать внимание
на инструкцию и способ подачи материала
для каждого возраста;
4) полученные
результаты также не могут
быть одинаковы для разного
возраста, поэтому нужно быть
внимательными при их интерпретации,
обязательно сверять их с типичными
для детей данного возраста;
5) не
работать с детьми через силу,
без их добровольного желания,
заинтересовать детей, не упоминать,
что проверяете ребенка; можно
включить обследование в процесс
любой совместной деятельности,
игровой, но только в том случае,
если ребенок может и в процессе
игры сосредоточиться, принять задание.
[12. с.130]
Для диагностики
уровня развития волевых качеств у старших
дошкольников мы использовали следующие
методики:
"Не подглядывай» (автор И.В. Дубровина). Метод проводится
с целью выявления уровня развития таких
волевых качеств как целеустремленность
и упорств.
Ребенку
сообщается, что ему принесли интересную
игру, но, прежде чем начать в нее играть,
нужно подождать, пока к игре будет приготовлено
все необходимое. Главное – не подглядывать,
что делает взрослый, "а то будет неинтересно
играть". Ребенку предлагается посидеть
3 мин с закрытыми глазами, а в это время
создается видимость активной подготовки
к игре (перекладывание деталей конструктора,
стук). Через 3 мин ребенок получает обещанную
игру. Если дошкольник не выдерживает
и открывает глаза раньше, делается вид,
что нарушение правил не замечено, и игра
отдавалась ребенку. Если дети все эти
3 мин не открывает глаза, испытание продлевается
до 4 мин, но не более.
При обработке
результатов учитывается время, которое
смог выдержать каждый ребенок, не открыв
глаза (время ожидания), и количество подглядываний
каждого ребенка. Затем подсчитывается,
сколько детей выдержали 3 минуты, затем
2 и 1 минуту, также подсчитывается количество
подглядываний по группе.
Полученные
результаты сравниваются со стандартными
оценками уровней:
I высокий
уровень – время ожидания более
трех минут, ни одного подглядывания;
II средний
уровень – время ожидания от
2 до 3 минут, 1 - 2 подглядывания;
III низкий
уровень – время ожидания менее
2 минут, более 3 подглядываний.
Следующая
методика, "Закрась фигуры"
проводится с целью определить уровень
упорства и целеустремленности в структуре
монотонной деятельности. Для проведения
методики используется тестовый бланк,
на котором в два ряда нарисованы контуры
различных 20 фигур (круг, квадрат, треугольник,
четырехугольник), в каждом ряде располагается
по 10 фигур (см. приложение 1).
Детям
предлагается инструкция: "Закрасьте
эти фигурки очень аккуратно, не выходя
за контур".
Методика
проводится индивидуально с каждым ребенком
и заканчивается, как только ребенок начинает
проявлять небрежность или отказывать
от работы. Одна аккуратно закрашенная
фигура оценивалась в 1 балл. Максимальное
количество баллов – 20.
Полученные
результаты сравниваются со стандартными
оценками уровней:
I очень
высокий – 20 баллов;
II высокий
уровень – 19-15 баллов;
III средний
уровень – 14- 9 баллов;
IV низкий
уровень – 8-4 балла;
V очень
низкий уровень – 3 и менее
баллов.
Методика "Картинки и кружки" исследование
проводится с целью определить уровень
упорства и целеустремленности.
В ходе
проведения методики используются парные
бланки, на одном из которых сверху и снизу
изображено по 2 кружка, а на другом различные
картинки (см. приложение 2). Ребенку одновременно
показываются 2 бланка (с кружками и картинками),
и предлагается внимательно смотреть
поочередно на каждый кружок – сначала
на верхние, потом на нижние. На картинки
смотреть нельзя. Правильность выполнения
фиксируется исследователем по направлению
взгляда испытуемого.
Анализ
выполнения проводится по следующим критериям:
10 баллов высшая оценка – ставится в том
случае, если ребенок при выполнении всех
заданий не отвлекается на картинки. Невыполнение
условий для каждого задания снижает оценку
на 1 балл.
Полученные
результаты сравниваются со стандартными
оценками уровней:
I высокий
уровень – 9-10 баллов;
II средний
уровень – 6-8 баллов;
III низкий
уровень – 3-5 баллов;
III очень
низкий уровень – 1-3 балла.
Проанализируем результаты диагностического
исследования развития волевых качеств
отдельно по каждой методике.
Количественные
результаты диагностики уровня развития
волевых качеств старших дошкольников
по методике Дубровина А.Г "Не подглядывай"
на начальном этапе опытно-поисковой работы
представлены в приложении А, таблица1.
Как видно
из результатов, отраженных в таблице
1, результат времени ожидания 3 мин. и более
без единого подглядывания показали всего
3 человека (12%)
Большая
часть обследуемых, это 8 (33%) детей показали
результат ожидания от 2 мин. 2 сек. до 2
мин. 57 сек., количество подглядываний
1–2 раза. Самый низкий результат ожидания
от 0 мин. 44 сек. до 1 мин. 58 сек. показали
13 детей (54%), количество их подглядываний
варьирует от 1 до 5.
Диаграмма
1. Число подглядываний.
Диаграмма 2. Общий уровень
сформированности волевых качеств у дошкольников
Таким образом,
всего 3 человека имеют высокий уровень
развития упорства и целеустремленности,
средний уровень имеют 8 обследуемых. И,
наконец, большая часть группы, 13 человек
показали низкий уровень развития упорства
и целеустремленности.
Итак, полученные
в результате исследования данные позволили
выделить три группы детей, различающихся
по уровню развития таких волевых качеств
как упорство и целеустремленность.
Первая
группа, которая составила 54% дошкольников,
представлена детьми, у которых отмечается
слабое развитие таких волевых качеств,
как упорство и целеустремленность.
Для них
характерна эмоциональная неустойчивость,
что сказывается на качестве выполнения
задания. Необходимость выполнять определенное
действие (сидеть с закрытыми глазами)
в течение длительного времени, стало
препятствием на пути этих детей к достижению
цели (дождаться, пока им дадут игру).
Дети не
владеют подчинением своего поведения
определенной цели, не могут проявить
силу воли для достижения цели. Неразвитость
такого волевого качества как упорство,
характеризуется тем, что дети выдерживали
с закрытыми глазами короткий промежуток
времени. Соблазн узнать, что же происходит
вокруг, какую игру получит ребенок, проявлялся
в том, что дети начинали активно подглядывать,
думая, что этого никто не видит. Эти дошкольники
обладают низким уровнем развития волевых
качеств.
Вторая
группа, которая составила 33% дошкольников,
представлена детьми, у которых отмечается
средний уровень развития таких волевых
качеств как упорство и целеустремленность.
Дети не
смогли полностью сосредоточится на достижении
цели, отвлекались на шум, который специально
производил исследователь. Не выдерживая
однообразного, скучного занятия, дети
начинали подглядывать, но количество
подглядываний было небольшим и варьировалось
от 1 до 3. Эти дошкольники обладают средним
уровнем развития волевых качеств.
Третья
группа, численность которой составила
12%, представлена детьми, у которых отмечается
высокий уровень развития таких волевых
качеств как упорство и целеустремленность.
Дети продержались
с закрытыми глазами более 3 минут, не совершив
при этом ни одного подглядывания. Это
объясняется тем, что дети ставили перед
собой цель сидеть с закрытыми глазами,
пока им не дадут игру, и прикладывали
массу волевых усилий, чтоб достичь этой
цели – некоторые дети специально закрывали
глаза руками, сильно зажмуривались, чтоб
не подглянуть. Для ребенка 5–6 лет это
является очень высоким показателем развития
таких волевых качеств как упорство и
целеустремленность. Упорство проявлялось
и в том, что дети не пытались подглядывать,
сидели все 3 минуты, ни разу не открыв
глаза, не отвлекались на внешние раздражители
(постукивания, перекладывание игрушек
и т.д.).
По методике "Закрась
фигуры" на начальном этапе опытно-поисковой
работы детей, как видно из результатов,
никто из дошкольников не обладает очень
высоким уровнем развития упорства и целеустремленности.
Высоким уровнем обладают 7 человек (29%)
, 10 человек (41%) имеют средний уровень,
5человек (20%) – низкий, и 2 человека (8%) имеют
очень низкий уровень развития упорства
и целеустремленности. (таблица 2 Приложение
Б). Таким образом, основная часть детей
имеют средний уровень развития упорства
и целеустремленности.
Итак, полученные
в результате исследования данные, позволили
выделить четыре группы детей, различающихся
по уровню развития таких волевых качеств
как упорство и целеустремленность.
Диаграмма 1. Количество набранных баллов
Диаграмма 2. Общий уровень
сформированности волевых качеств у дошкольников
Первая
группа, которая составила 8% дошкольников,
представлена детьми, у которых отмечается
очень низкий уровень развития таких волевых
качеств как упорство и целеустремленность.
Дети смогли закрасить аккуратно очень
малое количество фигур (менее 3), не смогли
достичь поставленную перед ними цель
(аккуратно закрасить все фигуры).
Все дети,
попавшие в эту группу, вообще не смогли
завершить задание до конца. После закрашенных
5–7 фигур, ребенок отказывался от задания,
мотивируя это тем, что он уже устал. Это
характеризуется очень низким уровнем
развития упорства. Для этих дошкольников
характерна эмоциональная неустойчивость,
очень быстрая истощаемость, что привело
к резкому снижению качества выполняемого
задания. Это дошкольники обладают очень
низким уровнем развития волевых качеств.
Вторая
группа, которую составили 20% дошкольников,
представлена детьми, у которых отмечается
низкий уровень развития таких волевых
качеств как упорство и целеустремленность.
Дети смогли закрасить аккуратно малое
количество фигур (4–8), не смогли достичь
поставленную перед ними цель (аккуратно
закрасить все фигурки). Некоторые дети,
попавшие в эту группу, так и не смогли
завершить задание до конца. После закрашенных
8–10 фигур, ребенок отказывался от задания,
объясняя это тем, что он устал, ему тяжело.
Это характеризуется низким уровнем развития
упорства. Некоторые же дети наоборот
начинали торопиться, делать задание небрежно,
что повлекло к неаккуратному закрашиванию
фигур. Это дошкольники обладают низким
уровнем развития волевых качеств.
Третья
группа, численность которой составила
41% дошкольников, представлена детьми,
у которых отмечается средний уровень
развития таких волевых качеств как упорство
и целеустремленность. Недостаточный
уровень развития упорства проявляется
в том, что дети уже с самого начала начинали
закрашивать фигурки неаккуратно, хотя
задание требовало именно этого. В большинстве
своем дошкольники этой группы начинали
торопиться, делать задание небрежно,
что повлекло к неаккуратному закрашиванию
фигур. Эти дошкольники обладают средним
уровнем развития волевых качеств.
Четвертая
группа, которая составила 29% дошкольников,
представлена детьми, у которых отмечается
высокий уровень развития таких волевых
качеств как упорство и целеустремленность
(это второй показатель после среднего
уровня). Дошкольники смогли проявить
упорство и целеустремленность при выполнении
задания – аккуратно закрасить большинство
фигурок. Никто из детей этой группы не
отказался от выполнения задания, все
завершили задание до конца. Дошкольники
проявляли даже некоторую медлительность,
чтобы аккуратно закрасить фигуры и исключить
проявления небрежности. Эти дошкольники
обладают высоким уровнем развития волевых
качеств.
Данные,
полученные в результате проведения методики "Картинки
и кружки" (таблица 3 приложение
В).
Как видно
из результатов таблицы 3, никто из дошкольников
не имеет высокого уровня развития упорства
и целеустремленности. Средний уровень
имеют 8 человек (33%) , 12 человек (50%) имеют
низкий уровень, 4 человека (16%) имеют очень
низкий уровень развития упорства и целеустремленности.
Таким образом, основная часть детей, а
именно 50%, имеют низкий уровень развития
упорства и целеустремленности.
Диаграмма 2. Количество набранных
балов
Диаграмма 2. Общий уровень
сформированности волевых качеств у дошкольников
Итак, полученные
в результате исследования данные позволили
выделить три группы детей, различающихся
по уровню развития таких волевых качеств
как целеустремленность и упорство.
Первая
группа, которая составила 16% дошкольников,
представлена детьми, у которых отмечается
очень низкий уровень развития таких волевых
качеств как упорство и целеустремленность.
Дети этой группы не смогли достичь поставленной
перед ними цели (смотреть только на кружки).
Очень низкий уровень развития упорства
проявлялся в том, что дети большое количество
раз отвлекались на картинки. Некоторые
дошкольники вообще смотрели только на
картинки, даже не переводя взгляда на
кружки, начинали задавать вопросы по
картинкам (а это лев?) Т.е. дети были целиком
заинтересованы картинками. Это дошкольники
обладают очень низким уровнем развития
волевых качеств.
Вторая
группа, составила 50% дошкольников, представлена
детьми, у которых отмечается низкий уровень
развития таких волевых качеств как упорство
и целеустремленность. Дети этой группы
не смогли сосредоточиться только на кружках,
часто отвлекались на картинки. Дошкольники
слабо проявляли волевые усилия для достижения
поставленной цели (смотреть только на
кружки). Это дошкольники обладают низким
уровнем развития волевых качеств.
Третья
группа, составила 33% дошкольников, представлена
детьми, у которых отмечался средний уровень
развития таких волевых качеств как упорство
и целеустремленность. Дети этой группы
показали более высокий результат по сравнению
с двумя предыдущими группами. Дошкольники
пытались сосредоточиться только на кружках,
но картинки все равно отвлекали их. Отвлекаемость
на картинки детей этой группы характеризовалось
беглостью, непродолжительным их рассматриванием,
осознанием того, что на картинки смотреть
не надо, а надо смотреть на кружки. Это
дошкольники обладают средним уровнем
развития волевых качеств.