Сюжет игры
– это связная последовательность игровых
ситуаций. От игр в более раннем возрасте
сюжетно–ролевые игры отличаются тем,
что одна игровая ситуация плавно перетекает
в другую, связанную с ней по смыслу. Например,
игра в «поездку на дачу» может протекать
так: сначала все вместе «едут на дачу»
на «машине» или на «электричке», затем
«папа» копает или поливает грядки, «мама»
готовит «еду», а «дети» ловят «кузнечиков»,
потом все вместе «идут в лес» за ягодами
или за грибами и так далее.
Такое усложнение
структуры игры – это важный признак развития
сознания малыша, показатель его способности
связывать разные жизненные ситуации
в единое целое и осуществлять в них последовательную
линию поведения. Сюжеты игры могут браться
из жизни или из книжки, могут подсказываться
новыми игрушками или предлагаться взрослым.
В сюжетно–ролевых
играх усложняются взаимоотношения персонажей:
они могут ссориться и мириться друг с
другом, спорить и договариваться о совместных
действиях, бороться или воевать. Взаимоотношения
самих детей тоже усложняются, ведь теперь
им надо договариваться не только о том,
во что играть и кто какую роль будет исполнять,
но и том, как будут развиваться события,
какие эпизоды включать в игру, а какие
нет, и кто кого победит. Поэтому, играя
друг с другом в сюжетно–ролевые игры,
дети начинают учиться азам делового общения.
На первых порах здесь очень важно участие
взрослого, который учит детей договариваться
и искать справедливые и взаимоприемлемые
решения всех спорных вопросов.
Накапливая
игровой опыт, ребёнок становится способен
разыгрывать всё более сложные сюжеты:
увеличивается число сменяющих друг друга
игровых ситуаций и количество героев,
ребёнок может начать играть за разных
персонажей по очереди, усложняются действия
героев и их взаимоотношения. Многие дети
с удовольствием разыгрывают сюжеты увлёкших
их книг и фильмов. В четыре–пять лет много
играющие дети обычно уже готовы включаться
в такую игру, если её организует взрослый,
в пять – пять с половиной лет – играть
в неё самостоятельно или с другими детьми.
Дети, с которыми играют мало, если и достигают
уровня сложных сюжетно–ролевых игр,
то уже в школьном возрасте [4, с. 276]
Играя в
сюжетно–ролевую игру, ребёнок уже удерживает
в сознании не только смысл конкретного
игрового действия, но и его включённость
в сюжет, его смысловые связи с другими
эпизодами игры. Тем самым смысловое строение
сюжетно-ролевой игры оказывается многоуровневым,
и эта многоуровневость впоследствии
становится основой для сложного социального
поведения, где каждое действие также
должно быть включено в разные смысловые
связи одновременно.
Не умея
соотносить свои действия с многоуровневыми
смысловыми структурами, человек окажется
беспомощным во многих социальных ситуациях
(профессиональных, семейных, политических
и так далее) и не сможет осмысленно в них
действовать. Таким человеком легко манипулировать,
и он чаще всего оказывается пешкой в руках
разного рода начальников и лидеров или
даже просто хитрецов и мошенников. Иными
словами, детский опыт сюжетно–ролевых
игр является шагом на пути к последующей
личностной самостоятельности человека.
Развитие
сюжетно–ролевых игр не останавливается
с концом старшего дошкольного возраста.
Расцвет творческих сюжетных игр обычно
приходится на 7–10 лет, когда дети, если
им есть с кем играть и у них есть на это
время, могут придумывать и разыгрывать
целые приключенческие повести. Если ребёнку
играть не с кем, то игра может переходить
во внутренний план, т.е. превращаться
в мечты и свободное фантазирование. В
последующие годы творческие сюжетные
игры могут перерастать в придумывание
всевозможных историй, увлечение театром,
изобразительным искусством.
Таким образом,
в сюжетно–ролевой игре основное внимание
старшего направлено на социальные отношения
людей. Именно поэтому ребенок и начинает
обыгрывать знакомые темы – магазин, больница,
школа, транспорт – и многие другие. Игра
позволяет также «переиграть» события,
которые закончились неудачей, помочь
примириться с потерей и эмоционально
подготовиться к будущим событиям, вызывающим
радостное или тревожное волнение (поступление
в школу, поездка в гости или на рыбалку
и тому подобное)
2.2 Сюжетно–ролевая игра в формировании
волевых качеств старших дошкольников
Большую
часть своего времени дети старшего дошкольного
возраста заняты не общением, учением
или домашним трудом, а игрой, в ней идет
процесс воспитания в такой же мере, как
и в остальных видах деятельности. Если
родители или воспитатель замечают, что
в общении или труде у ребенка недостает
тех или иных качеств личности, то в первую
очередь нужно позаботиться об организации
таких игр, где соответствующие качества
могли бы проявиться и развиться [23, с.
191].
Когда старший
дошкольник играет ту или иную роль, он
не просто фиктивно переносится в чужую
личность, принимая на себя роль и входя
в нее, он расширяет, обогащает, углубляет
свою собственную личность. На этом отношении
личности ребенка к его роли основывается
значение игры для развития не только
воображения, мышления, воли, но и личности
ребенка в целом. Игра – первая деятельность,
которой принадлежит особенно значительная
роль в развитии личности, в формировании
ее свойств и обогащении ее внутреннего
содержания, морально–волевых качеств.
В процессе
развития обычно личную значимость и привлекательность
приобретают, прежде всего, те действия
и те проявления личности, которые, став
доступными, еще не стали повседневными.
Именно новые, только народившиеся и еще
не укрепившиеся как нечто привычное приобретения
развития по преимуществу входят в игру.
Специалистами
в этой области подчеркивалось, что старшим
дошкольникам важно дать метод, путеводную
нить для организации приобретения знаний,
а это значит – вооружить их умениями
и навыками научной организации умственного
труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать
средства ее достижения, планировать работу
во времени. Для формирования целостной
и гармоничной личности необходимо систематическое
включение ее в самостоятельную деятельность,
которая в процессе особого вида игровых
заданий – самостоятельных работ – приобретает
характер проблемно–поисковой деятельности.
В педагогике
это одна из волевых сфер личности. Это
умение не поддаваться влиянию различных
факторов, действовать на основе своих
взглядов и побуждений.
Особую
роль в развитии воли у старших дошкольников
по всем перечисленным направлениям выполняют
игры, причем каждый вид игровой деятельности
вносит свой, специфический вклад в совершенствование
волевого процесса.
Конструктивные
предметные игры, появляющиеся первыми
в возрастном развитии ребенка, способствуют
ускоренному формированию произвольной
регуляции действий.
Сюжетно–ролевые
игры ведут к закреплению у ребенка необходимых
волевых качеств личности. Коллективные
игры с правилами кроме этой задачи решают
еще одну: укрепление саморегуляции поступков
[21, с. 184]
Самостоятельность
человека в середине игрового
сюжета безгранична, она может
возвращаться в прошлое, заглядывать
в будущее, многоразово повторять одно
и то же действие, которое приносит и удовлетворяет,
дает возможность ощутить себя значащим,
всемогущим, желанным.
Работа
со старшими дошкольниками обнаруживает
их психологическую потребность в прохождении
всевозможных испытаний для подтверждения
своей умелости, проявления волевых качеств
(упорства, решительности, выдержки и др.).
Мы под волевыми качествами понимаем особенности
волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных
специфических условиях, обусловленных
характером преодолеваемой трудности.
Традиционно в психологии изучают волевые
качества личности через проявление физического
усилия [24, с. 106].
Представляется
целесообразным рассмотреть основные
волевые качества личности и пути их формирования
посредством различных игр. Признаками
настойчивости является2:
- стремление постоянно доводить начатое
дело до конца;
- умение длительно преследовать цель,
не снижая энергии в борьбе с трудностями;
- умение продолжать деятельность при
нежелании ею заниматься или при возникновении
другой, более интересной деятельности;
- умение проявить упорство при изменившейся
обстановке.
- настойчивость характеризуется умением
личности мобилизовать свои возможности
для длительной борьбы с трудностями.
Признаками
упорства является:
- умение продолжать деятельность, несмотря
на неудачи и другие сложности; умение
превозмогать тягостные состояния;
- умение длительно добиваться намеченной
цели.
Вышеперечисленные
волевые качества можно развить у детей
дошкольного возраста с помощью игр–соревнований
типа «А ну–ка, мальчики и девочки!» Обязательно
после окончания игры необходимо совместно
подвести итоги игры и проанализировать
их3
Признаки
решительности4 :
- быстрое и обдуманное принятие решений
при выполнении того или другого действия
или поступка;
- выполнение принятого решения без колебаний,
уверенно;
- отсутствие растерянности при принятии
решений в затрудненных условиях и во
время эмоциональных возбуждений;
проявление
решительных действий в непривычной обстановке.
В играх
на развитие решительности определяется
время между сигналом учителя к началу
выполнения задания и собственно началом
ее выполнения.
В качестве
формирования и развития решительности
у дошкольников можно использовать игру
«прыжок через пропасть», выполнять ее
следует в спортивном зале школы.
Признаками
выдержки являются:
- проявление терпения в деятельности,
выполняемой в затрудненных условиях;
- умение держать себя в конфликтных ситуациях;
- умение тормозить проявление чувств
при сильном эмоциональном возбуждении;
- умение контролировать свое поведение
в непривычной обстановке.
Подбор
игр на развитие данного волевого качества
связан с большими трудностями, так как
выдержка проявляется в естественных
условиях, проиграть которые трудно (для
этого необходимо преднамеренно вызвать
у игроков сильные эмоции, причем негативного
характера). Большую роль здесь смогут
сыграть сюжетно – ролевые игры5
Содержание
игровой деятельности, обусловленной
познанием окружающей жизни, является
также важнейшим условием воспитания
ребенка в игре. Естественно, что не каждая
игра может нравственно развивать ребенка.
Такую функцию может выполнить только
«хорошая» игра. Можно выделить ряд критериев,
которые ее характеризуют. Основными критериями
такой игры в старшем дошкольном возрасте
является увлеченность играми, содержание
которых отражает характерные общественные
явления (длительное пребывание в ролях,
соответствие поведения взятой роли взрослого);
содержательность целей игры; разнообразие
сюжетов и ролей (желание выполнить роль
взрослого любой профессии); проявление
нравственных чувств (сопереживание, радость
от общения, от достигнутых результатов).
Уровень
игры старших дошкольников находится
в прямой зависимости от руководства игровой
деятельностью со стороны воспитателя,
который передает детям свой нравственный
опыт, приобщает их к социальной жизни
взрослых людей.
Ребенок
старшего дошкольного возраста должен
обдуманно выбирать тему игры, намечать
ее план, примерную последовательность
действий, то есть ребенок должен в общих
чертах представить изображаемые события.
Дети в этом возрасте должны распределять
роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.
Важно, чтобы
к участию в играх привлекались родители
старших дошкольников, которые могли бы,
например, исполнять роль экспертов. Проводимая
психопрофилактическая работа с родителями
также может способствовать развитию
волевых качеств старших дошкольников.
Игра возникает
из потребности старшего дошкольника
узнать окружающий его мир, причем жить
в этом мире так, как взрослые. Игра, как
способ познания действительности, есть
одно из главных условий развития детского
воображения и самостоятельности. Не воображение
порождает игру, а деятельность ребенка,
познающего мир, творит его фантазию, его
воображение, его самостоятельность. Игра
подчиняется законам реальности, а ее
продуктом может быть мир детской фантазии,
детского творчества. Игра формирует познавательную
активность и саморегуляцию, позволяет
развивать внимание и память, создает
условия для становления абстрактного
мышления. Игра для старших дошкольников
– любимая форма деятельности. В игре,
осваиваются игровые роли, дети обогащают
свой социальный опыт, учатся адаптироваться
в незнакомых ситуациях.
Игровой
метод включения старшего дошкольника
в деятельность предполагает личностный
подход, когда воспитатель и родители
ориентированы на личностный подход в
целом, а не только на его функции как ученика.
Формирование
волевых качеств старшего дошкольника
является одним из условий его развития
в обучении. Необходимо взаимодействие
воспитателей и родителей по программе
формирования волевых качеств детей. Спонтанно
развиваемые волевые качества могут влиять
на появление аффекта неадекватности,
своеволия и отклоняющегося поведения.
Таким образом,
сюжетно–ролевые игры ведут к закреплению
у старшего дошкольника необходимых волевых
качеств личности. Коллективные игры с
правилами кроме этой задачи решают еще
одну: укрепление саморегуляции поступков.
Самостоятельность человека в середине
игрового сюжета безгранична, она может
возвращаться в прошлое, заглядывать в
будущее, многоразово повторять одно и
то же действие, которое приносит и удовлетворение,
дает возможность ощутить себя значащим,
всемогущим, желанным.
2.2 Методы диагностики и изучение начального
уровня сформированности волевых качеств
у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика
– это обоснование всех аспектов дидактического
процесса, направленное на определение
его результатов. Диагностирование является
своевременным выявлением, оценка и анализ
течения как учебно– воспитательного
процесса, так и индивидуального развития
ребенка. На необходимость такого диагностирования
указывают, в частности, ученые Л. Божович,
Л. Венгер, З. Гильбух, В. Мухина, Н. Карпенко,
Н. Серебрякова, А. Стребелева, В. Тарасун,
М. Шеремет и др. [6. с.448]