Методика организации сюжетно - ролевых игр по формированию волевых качеств старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является исследование изучения проблемы формирования волевых качеств детей с помощью сюжетно-ролевых игр старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – воспитательный процесс детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование волевых качеств детей
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие воли и характеристику волевых качеств.
Изучить особенности развития волевых качеств у дошкольников.
Определить методы и приемы развития волевых качеств у старших дошкольников.
Рассмотреть понятие игра и особенности сюжетно-ролевых игр.
Подобрать диагностический инструментарий и изучить начальный уровень сформированности волевых качеств детей.
Подобрать методы проведения сюжетно-ролевых игр по формированию волевых качеств старших дошкольников.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Формирование волевых качеств старшего 6
дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе 6
1.1 Понятие воли. Общая характеристика волевых качеств. 6
1.2 Особенности развития волевых качеств старшего дошкольного возраста 10
1.3 Методы и приемы формирования волевых качеств у старших дошкольников 17
Глава 2. Методика организации сюжетно–ролевых игр в старшем дошкольном возрасте 21
2.1 Понятие «игра». Особенности сюжетно–ролевой игры. 21
2.2 Сюжетно–ролевая игра в формировании волевых качеств старших дошкольников 31
2.2 Методы диагностики и изучение начального уровня сформированности волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3 Методы проведения сюжетно-ролевых игр по формированию волевых качеств старших дошкольников. 49
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

2 курсовая.docx

— 575.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4. «Роли и ролевые действия в игре «Магазин»

 

Роли

Ролевые действия

Заведующий магазином

Организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, беседует с покупателями

Покупатели

Перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек от кассира, по чеку получают товар

Продавец

Выдаёт товар по чеку, сверяет по чеку количество товаров, внимателен к покупателям

Кассир

Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, пробивает чек (рисует на чеке соответствующее количество палочек), выдаёт чек, сдаёт сдачу.

Шофёры

Доставляют определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от заведующего магазинов

Рабочие

Сгружают полученный товар на склад, разносят по отделам


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5 «Схемы построения ролевых диалогов в игре «Магазин»

 

Заведующий магазином

Покупатель

Рабочий

Продавец

Организует работу; Контролирует правильность и аккуратность работы

Предъявляет чек, делает заказ; Получает товары; Проверяет количество

Приносит товар со склада

Покупатели

Беседуют с покупателями (нравится ли им магазин, какие покупки хотят сделать и т.д.)

Устанавливают очередь Общаются Соблюдают правила поведения в общественном месте

 

Рабочий

Организует работу; Контролирует

   

Кассир

Организует и контролирует работу; Проверяет отчётность

Просит выдать чек; Называет, что хочет купить и сколько; Платит деньги; Получает чек

 

Шофёр

Даёт указание о доставке определённых товаров; Подписывает путевой лист; Контролирует.

 

Сгружает привезённый товар; Общаются.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6. «Роли и ролевые действия в игре «Больница»

Роли

Ролевые действия

Доктор

Ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт.

Медсестра

Выполняет назначение врача, делает уколы, ставят банки, горчичники.

Пациент

Приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

Регистратор

Заполняет карту больного, даёт талончик.

Медсестра процедурного кабинета

Делает уколы, прививки, ингаляции, прогревание.

Продавец в аптечном киоске

Отпускает лекарства по рецепту врача


 

Таблица 7. «Схемы построения ролевых диалогов в игре «Больница»

 

Медсестра

Процедурная медсестра

 

Доктор

Выполняет указания врача, помогает вести приём больных

По направлению, выданному доктором, производит соответствующие процедуры

 

Пациент

Выписывает направления на обследование

Делает уколы, берёт анализы, делает ингаляции

Выкупает лекарства по рецепту

Регистратор

Берёт карту больного, относит её к доктору

   

Шофёр (скорой помощи)

Выезжает к больным на дом

 

Даёт указания на доставку медикаментов в аптечный киоск

 

 

 

 

Таблица 8. «Роли и ролевые действия в игре «Парикмахерская»

Роли

 

Парикмахер

Получает заказ клиента; Делает прическу.

Маникюрша

Получает заказ клиента; Делает маникюр.

Кассир

Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге.

Уборщица

Убирает основной зал, меняет полотенца, моет инструменты.

Клиент

Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его.

Директор

Набирает парикмахеров, маникюрш, кассира, уборщицу; Организует работу, заказывает товар, оборудование; Беседует с клиентами.

     

 

 

Таблица 9. «Схемы построения ролевых диалогов в игре «Парикмахерская»

 

Директор парикмахерской

Клиент

Кассир

Парикмахер

Организует работу; Контролирует

Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются

 

Маникюрша

Организует работу; Контролирует

Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются

 

Кассир

Организует работу; Контролирует

Расплачивается за услугу; Получает сдачу; Общаются

 

Уборщица

Организует работу; Контролирует

   

Клиент

Беседует с клиентом; (нравится ли обслуживание)

Устанавливают очередь; Соблюдают правила поведения в общественных местах

Общаются

Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу Записывает в журнал

Шофёр

Даёт указание о доставке определённого товара; Подписывает путевой лист, контролирует

 

Расплачивается за привезённый товар


 

1 Выготский, Л.С. Психология развития ребенка // Л.С. Выготский. Москва: Эксмо, 2003. с.512.

2 Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

3 Жуков, М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков - М.: Академия, 2005. -160 с.

4 Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

5 Калугин, М.А. Развивающие игры для дошкольников / М.А. Калугин, Н.В. Новоторцева. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 224 с.

 

 


Информация о работе Методика организации сюжетно - ролевых игр по формированию волевых качеств старшего дошкольного возраста