Методика организации сюжетно - ролевых игр по формированию волевых качеств старшего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:57, курсовая работа
Описание работы
Целью данной курсовой является исследование изучения проблемы формирования волевых качеств детей с помощью сюжетно-ролевых игр старшего дошкольного возраста. Объект исследования – воспитательный процесс детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование волевых качеств детей Задачи исследования: Рассмотреть понятие воли и характеристику волевых качеств. Изучить особенности развития волевых качеств у дошкольников. Определить методы и приемы развития волевых качеств у старших дошкольников. Рассмотреть понятие игра и особенности сюжетно-ролевых игр. Подобрать диагностический инструментарий и изучить начальный уровень сформированности волевых качеств детей. Подобрать методы проведения сюжетно-ролевых игр по формированию волевых качеств старших дошкольников.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Формирование волевых качеств старшего 6 дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе 6 1.1 Понятие воли. Общая характеристика волевых качеств. 6 1.2 Особенности развития волевых качеств старшего дошкольного возраста 10 1.3 Методы и приемы формирования волевых качеств у старших дошкольников 17 Глава 2. Методика организации сюжетно–ролевых игр в старшем дошкольном возрасте 21 2.1 Понятие «игра». Особенности сюжетно–ролевой игры. 21 2.2 Сюжетно–ролевая игра в формировании волевых качеств старших дошкольников 31 2.2 Методы диагностики и изучение начального уровня сформированности волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста 37 2.3 Методы проведения сюжетно-ролевых игр по формированию волевых качеств старших дошкольников. 49 Список литературы 54
Итак, развитие
воли в дошкольном возрасте является важным
условием дальнейшего воспитания и обучения
ребёнка. Никакое систематическое обучение
и воспитание невозможно, если ребёнок
не владеет собой, если он действует только
под влиянием непосредственных побуждений,
не умея подчинить свои действия указаниям
воспитателя и родителей, требованиям
воспитательной программы. На развитие
воли решающее влияние оказывает воспитание.
Глава 2.
Методика организации сюжетно–ролевых
игр в старшем дошкольном возрасте
2.1 Понятие «игра». Особенности сюжетно–ролевой
игры.
Игра наряду
с трудом и ученьем – один из основных
видов деятельности человека, удивительный
феномен нашего существования. По определению
Г.К. Селевко - игра - это вид деятельности
в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного
опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением. В психологии
понятие «игра» выступает как ведущая
деятельность ребенка–дошкольника, определяющая
его дальнейшее психическое развитие,
прежде всего потому, что игре присуща
воображаемая ситуация. Успешное решение
задач воспитания требует пристального
внимания к проблемам детской игры. Игра
– наиболее доступный для детей вид деятельности,
способ переработки полученных из окружающего
мира впечатлений, знаний. В игре ярко
проявляются особенности мышления и воображения
ребенка, его эмоциональность, активность,
развивающаяся потребность в общении.
Игра –
подлинная социальная практика ребенка,
его реальная жизнь в обществе сверстников,
поэтому столь актуальной для дошкольной
педагогики является проблема использования
игры в целях всестороннего воспитания,
и в первую очередь формирования нравственной
стороны личности.
Таким образом,
игра является той формой организации
жизнедеятельности дошкольника, в условиях
которой педагог может, применяя различные
методы, формировать личность ребенка,
ее общественную направленность.
Рассматривая
особенности сюжетно – ролевой игры, в
первую очередь остановимся на её структуре.
В каждой
игре свои игровые условия – участвующие
в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.
Тема и сюжет – это те сферы действительности, которые
отражаются в игре. Сначала ребёнок ограничен
рамками семьи и поэтому игры его связаны
главным образом с семейными, бытовыми
проблемами. Затем, по мере освоения новых
областей жизни, он начинает использовать
более сложные сюжеты – производственные,
военные и так далее.
Ещё одной
особенностью является то, что игра на
один и тот же сюжет постепенно становится
более устойчивой, длительной. Если в 3–4
года ребёнок может посвятить ей только
10–15 минут, а затем ему нужно переключиться
на что–то другое, то в 4–5 лет одна игра
уже может продолжаться 40–50 минут. Старшие
дошкольники способны играть в одно и
то же по несколько часов подряд, а некоторые
игры у них растягиваются на несколько
дней [4, с. 250].
Младшие
дошкольники имитируют предметную деятельность
– режут хлеб, трут морковку, моют посуду.
Они поглощены самим процессом выполнения
действий и подчас забывают о результате
– для чего и для кого они это сделали.
Для средних
дошкольников главное – отношения между
людьми, игровые действия производятся
ими не ради самих действий, а ради стоящих
за ними отношений.
Для старших
дошкольников важно подчинение правилам,
вытекающим из роли, причём правильность
выполнения этих правил ими жёстко контролируется.
Игровые действия постепенно теряют свое
первоначальное значение. Собственно
предметные действия сокращаются и обобщаются,
а иногда вообще замещаются речью [3, с.
37].
В развитии
игры выделяются 2 основные фазы или стадии.
Для первой стадии (3–5 лет) характерно
воспроизведение логики реальных действий
людей; содержанием игры являются предметные
действия. На второй стадии (5–7 лет) моделируются
реальные отношения между людьми, и содержанием
игры становятся социальные отношения,
общественный смысл деятельности взрослого
человека [58, с. 238].
Игра как
способ переживания эмоционально–напряжённых
ситуаций.
Ещё одна
очень важная особенность сюжетно – ролевой
игры заключается в том, что в ней ребёнок
имеет возможность переработать обуревающие
его эмоциональные впечатления и «отыграть»
эмоциональное напряжение.
Разыгрывая
то, что сильно взволновало, обрадовало
или даже испугало и рассердило его, ребёнок
овладевает этим впечатлением и встраивает
его в свою картину мира. Игра хороша тем,
что она позволяет ребёнку преобразовать
ситуацию [17, с. 142].
Сюжетно
– ролевые игры учат ребёнка основам трёх
очень важных видов человеческого общения
– ролевого, делового и дружеского.
Ролевое
общение – это общение людей как носителей
определённых социальных ролей: продавца
и покупателя, врача и пациента, клиента
и банковского служащего и так далее. Это
общение строится по чётко определённым
правилам и нормам, которые определяют,
как вступить в контакт, что уместно сказать
в той или иной ситуации, как закончить
общение.
Ролевое
общение используется в часто встречающихся
стандартных социальных ситуациях и служит
для того, чтобы каждый из партнёров мог
быстро и эффективно достичь своих целей.
Цели партнёров здесь согласуются друг
с другом, а сценарий взаимодействия заранее
известен обоим и не вызывает возражений.
Стоит иметь в виду, что на уровне ролей
люди могут общаться не только в «деловых»
ситуациях, но и просто поддерживая взаимоотношения
друг с другом: например, участвуя в светской
беседе или кокетничая с представителями
противоположного пола.
Играя в
дочки–матери, в магазин, в школу, в посещение
врача или в приём гостей, ребёнок знакомится
со многими повседневными ролями. И благодаря
этому он увереннее себя чувствует с настоящими
гостями или у настоящего врача, и ему
становится легче общаться в реальных
ситуациях ролевого взаимодействия.
Задавая
нормы общения в разных ситуациях, ролевое
общение является в определённом смысле
фундаментом, на котором строятся другие
виды общения – прежде всего деловое и
дружеское.
Деловое
общение – это умение договариваться
с другими людьми, убеждать их и находить
взаимоприемлемые решения спорных вопросов.
Играя в
ролевые игры с другими детьми, ребёнок
должен договариваться с ними – о том,
во что играть и кто кем будет в игре, о
том, как будут развиваться события и чем
всё закончится. Чем сложнее игра, тем
больше в ней моментов, по которым надо
договариваться и находить общие решения.
Как правило, чем больше ребёнок играет
в ролевые игры с другими детьми, тем больше
у него навыков делового общения и тем
увереннее он себя чувствует в ситуациях,
где надо кого–то убеждать и с кем–то
договариваться.
Впрочем,
бывают и исключения – прежде всего в
тех случаях, когда ребёнок, играя с другими
детьми, привыкает подчиняться более напористым
партнёрам. Именно поэтому так важно, чтобы
сначала совместную игру детей организовывал
взрослый, который учил бы детей договариваться,
умерял бы пыл тех, кто стремится всегда
командовать, и помогал бы более робким
высказывать своё мнение [21, с. 171].
Наконец,
ролевые игры учат детей ещё одному очень
важному виду общения – дружескому.
Это общение,
в которое люди вступают не ради достижения
каких–то целей, а ради него самого, ради
удовольствия от эмоциональной близости
с другим человеком и возможности разделить
с ним свои чувства, ради радости совместной
деятельности и чувства, что тебя понимают,
принимают и, если будет надо, поддержат.
Конечно, играя в ролевые игры с другими
детьми, ребёнок только начинает учиться
дружескому общению, но это начало очень
важно. Ибо именно оно закладывает потребность
в дружеском общении и побуждает к нему
стремиться в отношениях с другими людьми.
Другой
важный аспект – это развитие структуры
игры. Если с ребёнком не играть, он будет
играть примитивно. Именно это и происходит
во многих семьях. В результате всё чаще
место сюжетно–ролевой игры даже у старших
дошкольников начинает занимать игра–манипуляция
с игрушками.
В наиболее
простые ролевые игры начинают играть
практически все дети. А дальше всё зависит
от родителей и других взрослых: если они
много играют с ребенком, его игры постепенно
становятся всё более сложными и интересными.
Как правило,
дети с удовольствием включаются в игру,
предлагаемую мамой или папой, если только
она не чересчур сложна для ребёнка. Играя
со взрослым, ребенок подражает ему, эмоционально
вовлекается в разыгрываемые взрослым
события и благодаря этому постепенно
осваивает всё более сложные формы игрового
поведения.
Поэтому
сначала новый уровень игры достигается
именно в совместных со взрослыми играх,
и лишь постепенно к этому уровню подтягивается
спонтанная игра ребенка.
Если же
взрослые (или старшие дети) мало играют
с ребёнком, развитие его игровой деятельности
обычно останавливается на одной из ранних
стадий. А соответственно, тормозится
и развитие его внутреннего мира.
Сюжетно–ролевая
игра имеет две линии – сюжетную и ролевую.
Рассмотрим сюжетную линию. В два–три
года ребенок вдруг начинает вести себя
странно. Он вдруг раскладывает разные
предметы перед собой на стуле или на столе,
начинает по очереди ими манипулировать,
что–то бормотать себе под нос. Ребенок
может играть сервизом в шкафу, мамиными
и папиными вещами, может даже начать озвучивать
картинки в книжке. Родители обычно не
обращают внимания на такую деятельность
ребенка, что в ней может быть полезного?
Однако это и есть игра. Первая составляющая
сюжетно–ролевой игры – режиссерская.
Старший
дошкольник, владеющий режиссерской игрой,
сумеет без особых проблем подыграть реальному
партнеру в сюжетно–ролевой игре. Кроме
того, он может играть в одну и ту же игру
по–разному, придумывая все новые события
и повороты в сюжете, осмыслять и переосмыслять
различные ситуации, встречающиеся в его
жизни. Особую значимость режиссерская
игра приобретает в связи с тем, что она
в одной из своих характеристик полностью
совпадает со спецификой воображения.
Способность видеть целое раньше частей
– вот та основа игры и воображения, без
которой ребенок никогда не сможет стать
«волшебником» [22, с. 75].
А
что же делает маленький режиссер
на самом деле? Он соединяет
различные, вроде и не связанные
друг с другом предметы логическими
связями, сюжетом. Каждый предмет
у него получает свои отличительные
свойства, все они оживают, говорят.
Таким образом, все неодушевленные
участники игры вдруг соединяются
сюжетом ребенка, а это и есть
агглютинация – вид воображения.
Следующая
составляющая сюжетно–ролевой игры – образно-ролевая.
Практически
каждый ребенок в определенном возрасте
вдруг превращается в кого–то – в животных,
во взрослых, даже в машины.
Следует
отметить, что образно–ролевая игра играет
важное значение для самостоятельной
психологической реабилитации. Игра позволяет
ребенку отвлечься, переключиться от проблем,
например, в общении со сверстниками. Когда
ребенок научился самостоятельно придумывать
сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской
игрой) и получил опыт ролевого поведения
(поиграл в образно–ролевую игру, попробовал
перевоплощаться), то возникает основа
для развития сюжетно–ролевой игры. Что
малыш приобретает в этой игре? Прежде
всего, как отмечал ЭльконинД.Б. [11, с. 278],
ребенок в этой игре отражает отношения,
специфические для общества, в котором
он живет. В сюжетно–ролевой игре основное
внимание ребенка направлено на социальные
отношения людей.
Именно
поэтому ребенок и начинает обыгрывать
знакомые темы – магазин, больница, школа,
транспорт – и многие другие. И если раньше
эти игры были очень богаты по содержанию,
то теперь они больше похожи на схемы,
чем на красочные описания тех или иных
событий. Это произошло в первую очередь
потому, что большинство ребят не знакомы
или плохо знакомы с различными сторонами
жизни. Усложнилось производство; труд
взрослых, раньше такой понятный и доступный
детям, оказался для них за семью печатями.
Многие дети не знают, чем занимаются их
родители, кто они по профессии. И если
раньше первое, что обыгрывали дети, был
труд их родителей, а естественное желание
быть «как мама» или «как папа» воплощалось
в исполнении профессий, то теперь дети
вынуждены свести все к «семейному быту».
И так сложилось, что основной игрой детей
стала игра в «дочки–матери». Конечно,
ничего плохого в этом нет, однако все
богатство сюжетов и взаимоотношений
между людьми сводится лишь к семейным
сценам, а остальные стороны действительности
и отношения внутри них оказываются вне
поля зрения ребенка. Это, безусловно,
обедняет игру и плохо сказывается на
развитии воображения.
Сюжетно–ролевая
игра – это модель взрослого общества,
но связи между детьми в ней серьезные.
Нередко можно наблюдать конфликтные
ситуации на почве нежелания того или
иного ребенка играть свою роль. Роль у
младших дошкольников зачастую получает
тот, у кого в данный момент находится
необходимый с точки зрения детей для
нее атрибут. И тогда получаются ситуации,
когда на машине едут два шофера или на
кухне готовят сразу две мамы. У детей
среднего дошкольного возраста роли формируются
уже до начала игры. Все ссоры из–за ролей.
У старших дошкольников игра начинается
с договора, с совместного планирования,
кто кем будет играть, а основные вопросы
теперь уже «Бывает так или нет?». Так,
дети учатся общественным связям в процессе
игры. Заметно сглаживается процесс социализации,
дети постепенно вливаются в коллектив.
В сущности, тенденция к тому, что в наше
время далеко не все родители отдают детей
в садик, потому и пугающая, что молодое
поколение испытывает значительные сложности
с общением, находясь как бы в изоляции
до самой школы.
Д.Б. Эльконин
решал вопрос о возникновении сюжетно–ролевой
игры и об особенностях ее в разные периоды
дошкольного детства. Детям разных возрастов
предлагалось играть в «самих себя», в
«мам и пап», в «своих товарищей». Дети
всех возрастов отказались играть самих
себя. Младшие дошкольники не могли мотивировать
своего отказа, старшие же прямо заявили,
что так играть нельзя. Дети показывали,
что без роли, без перевоплощения, не может
быть игры. Младшие дошкольники отказывались
также играть друг друга, так как не способны
еще были выделить специфических черт
друг у друга. Старшие дошкольники брали
на себя эту сложную задачу.