Методика организации сюжетно - ролевых игр по формированию волевых качеств старшего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:57, курсовая работа
Описание работы
Целью данной курсовой является исследование изучения проблемы формирования волевых качеств детей с помощью сюжетно-ролевых игр старшего дошкольного возраста. Объект исследования – воспитательный процесс детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование волевых качеств детей Задачи исследования: Рассмотреть понятие воли и характеристику волевых качеств. Изучить особенности развития волевых качеств у дошкольников. Определить методы и приемы развития волевых качеств у старших дошкольников. Рассмотреть понятие игра и особенности сюжетно-ролевых игр. Подобрать диагностический инструментарий и изучить начальный уровень сформированности волевых качеств детей. Подобрать методы проведения сюжетно-ролевых игр по формированию волевых качеств старших дошкольников.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Формирование волевых качеств старшего 6 дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе 6 1.1 Понятие воли. Общая характеристика волевых качеств. 6 1.2 Особенности развития волевых качеств старшего дошкольного возраста 10 1.3 Методы и приемы формирования волевых качеств у старших дошкольников 17 Глава 2. Методика организации сюжетно–ролевых игр в старшем дошкольном возрасте 21 2.1 Понятие «игра». Особенности сюжетно–ролевой игры. 21 2.2 Сюжетно–ролевая игра в формировании волевых качеств старших дошкольников 31 2.2 Методы диагностики и изучение начального уровня сформированности волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста 37 2.3 Методы проведения сюжетно-ролевых игр по формированию волевых качеств старших дошкольников. 49 Список литературы 54
Проведенное
исследование показало, что волевые качества
детей старшего дошкольного возраста
характеризуются средним и низким уровнем
сформированности и развития упорства
и целеустремленности.
2.3 Методы проведения сюжетно-ролевых игр по
формированию волевых качеств старших дошкольников.
Для формирования волевых качеств детей
мы предлагаем провести программу.
Цель
программы: формирование волевых качеств старших
дошкольников посредством сюжетно - ролевой
игры.
Задачи
программы:
- определить
диагностические методики;
- определить
перечень сюжетно - ролевых игр;
- помочь создать
игровую обстановку, наладить взаимодействие
между теми, кто выбрал определённые роли;
- формировать
у детей волевые качества;
- формировать
у детей умение играть по собственному
замыслу, стимулировать творческую активность
детей в игре;
- закрепить
знания о труде врача, продавца, парикмахера.
Содержание программы:
1 Этап. Предварительная работа:
- беседы о профессиях с использованием
иллюстраций, рассматриванием картин;
- чтение художественной литературы:
Маяковский «Кем быть?», Михалков
«А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут
ремёсла?»
Работа с родителями: со стороны родителей
была оказана помощь в оформлении игровых
уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»
По ходу игры воспитатель помогает создавать
игровую обстановку, наладить взаимоотношения
между теми, кто выбрал определённые роли;
помогает реализовать в игре впечатления,
полученные детьми ранее.
2 Этап. Проведение первого констатирующего
эксперимента
3 Этап. Проведение формирующего эксперимента
1.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: формирование
волевых качеств посредством того, что
участники должны выполнить свою роль
Задачи: помогать
детям налаживать взаимодействие в совместной
игре, развернуть сюжет. Развивать интерес
и уважение к профессии продавца. Роли
и ролевые действия в игре «Магазин» представлены
в таблице 4.
Построение ролевого диалога в схематичном
виде представлено в таблице 5.
2. Сюжетно-ролевая игра
«Больница»
Задачи:
помогать детям налаживать взаимодействие
в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать
словарь, развивать речь детей
Роли
и ролевые действия в игре «Больница»
представлены в таблице6.
Построение
ролевого диалога в схематичном виде представлено
в таблице 7.
3. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Задачи:
- развивать
интерес и уважение к профессии парикмахера.
Знакомство с правилами поведения в парикмахерской;
- развивать
у детей умение самостоятельно развивать
сюжет игры; согласовывать тему; распределять
роли.
- способствовать
установлению в игре ролевого взаимодействия
и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать
правильные взаимоотношения детей в коллективе.
Роли и ролевые
действия в игре «Парикмахерская» представлены
в таблице 8.
Построение
ролевого диалога в схематичном виде представлено
в таблице 9.
Заключение
Подводя
итоги всему вышесказанному, хочется в
очередной раз подчеркнуть всю значимость
дошкольного детства как периода, определяющего
весь дальнейший процесс личностного
развития человека. Особую роль в данном
периоде приобретает формирование таких
личностных характеристик как воля.
В курсовой
работе мы рассмотрели процесс появления
и развития у дошкольника таких волевых
процессов, как терпеливость, упрямство,
выдержка и т. п. Безусловно, нами не были
рассмотрены все точки зрения относительно
этой проблемы, но все основные мнения
и факты были учтены. Так же мы рассмотрели
особенности и привели методы организации
сюжетно-ролевых игр. Так же мы провели
начальный этап диагности формирования
волевых качеств детей. Благодаря этому
мы получили довольно полное представление
о волевых качествах личности старших
дошкольников.
Конечно,
в дошкольном возрасте формирование воли
и произвольности ребенка только начинается.
В этот период дети только начинают самостоятельно
определять и осознавать свои действия.
Но если с помощью педагогов и родителей
они смогут делать что-то не слишком привлекательное
для них в данный момент ради какой-то
другой, более значимой цели, это уже явный
признак того, что у них появляется волевое
поведение. Это серьезный шаг в становлении
воли и произвольности дошкольника. Задача
взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать
желания ребенка, а в том, чтобы помочь
ему понять (осознать) собственные желания
и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.
В игре дети
отражают окружающее их многообразие
действительности. Они воспроизводят
сцены из семейного быта, из трудовой деятельности
и взаимоотношений взрослых, эпохальные
события (космические полеты, арктические
экспедиции) и т.д. Отражаемая в детских
играх действительность становится сюжетом
ролевой игры. Чем шире сфера действительности,
с которой сталкиваются дети, тем шире
и разнообразнее сюжеты игр.
В сюжетно-ролевой
игре основное внимание ребенка направлено
на социальные отношения людей. Именно
поэтому ребенок и начинает обыгрывать
знакомые темы - магазин, больница, школа,
транспорт - и многие другие. Игра позволяет
также «переиграть» события, которые закончились
неудачей, помочь примириться с потерей
и эмоционально подготовиться к будущим
событиям, вызывающим радостное или тревожное
волнение (поступление в школу, поездка
в гости или на рыбалку и тому подобное).
Сюжетно-ролевые
игры ведут к закреплению у ребенка необходимых
волевых качеств личности. Коллективные
игры с правилами кроме этой задачи решают
еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Самостоятельность
человека в середине игрового сюжета безгранична,
она может возвращаться в прошлое, заглядывать
в будущее, многоразово повторять одно
и то же действие, которое приносит и удовлетворение,
дает возможность ощутить себя значащим,
всемогущим, желанным.
Список литературы
Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка. – СПб., 2004. – 270– 280с.
Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 366с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество: Учебник
для студ. вузов / В.С. Мухина //– 4– е изд.
– М.: Издательский центр "Академия",
1999. – 456с.
Психологический словарь: термины и понятия
общей психологии, социальной, возрастной
и педагогической психологии и другое / В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский. – Москва: Педагогика, 1993. – 448с.
Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности
у детей дошкольного возраста. Детская
психология / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. – М.: Дрофа,
2006. – 270 с.
Суровцева, А.В. Воспитание воли ребенка
в семье /А.В. Суровцева // Дошкольное воспитание. –
2008. – № 3. – С. 8– 13.
Мельникова, Л.В. О значении развития воли у ребенка: (по И.А. Сикорскому [1842– 1919 гг.]) / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун // Научно – исследовательские материалы по истории
российской психологии. – Ярославль; Тверь; Красногорск, 2001. – Т. 3. – 352-357с.
Александрова, Н.И., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики "нерешаемая задача" / Н.И. Александрова
Т.И. Шульга // Вопросы психологии. – 1987. – № 6. – 130-132с.
Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых
качеств личности детей старшего дошкольного
возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А.Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – 57-61с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПБ., Тыхтылова, Е.А. Влияние уровня волевой активности
на формирование индивидуальности старших
дошкольников / Е.А. Тыхтылова // Психология обучения. - 2009. - № 9. - С. 34-43. 2009. – 158с.
Левина, Н.А. Система работы по эмоционально-волевому
развитию : ст. и подгот. группы / Н.А. Левина. – Волгоград: Корифей, 2009. – 96 с.
Левина, Н.А. Система работы по эмоционально-волевому
развитию : ст. и подгот. группы / Н.А. Левина. – Волгоград: Корифей, 2009. – 96 с.
Лисина, М.И. Формирование личности ребенка
в общении / М.И. Лисина. – М.: Просвещение,
2009. – 410 с
Суровцева, А.В. Воспитание воли ребенка
в семье /А.В. Суровцева // Дошкольное воспитание. –
2008. - № 3. – С. 8-13.
Тыхтылова, Е.А. Влияние уровня волевой активности
на формирование индивидуальности старших
дошкольников / Е.А. Тыхтылова // Психология обучения. – 2009. – № 9. – С.
34-43.
Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 236 с.
Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология.
Учебник. / Л.Ф. Обухова. – М., Российское
педагогическое агентство, 2006. – 374 с.
Кравцова, Е.Е. Разбудить в ребенке Волшебника
/Е.Е. Кравцова. – М.: Просвещение, 2006. –
138 с
Калугин, М.А. Развивающие игры для дошкольников
/ М.А. Калугин, Н.В. Новоторцева. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 224 с.
Сапогова, Е.Е. Психология развития человека
/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460
с.
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
Приложения
Приложение
1
Стимульный
материал к методике "Закрась фигуры"
Приложение
2
Стимульный
материал к методике "Картинки и кружки"
Приложение
А
Таблица
1 – Результаты обследования по методике
"Не подглядывай"
№
Имя ребенка
Время ожидания
Число подглядываний
Уровень развития
1.
Ирина Б.
3 мин. 20 сек.
0
высокий
2.
Даша Б..
2 мин 35 сек.
3
средний
3.
Алина Б.
1 мин. 58 сек.
3
низкий
4.
Катя Б.
2 мин. 25 сек.
5
средний
5.
Гектор Б
1 мин. 46 сек.
2
низкий
6.
Аня Д.
3 мин. 6 сек.
0
высокий
7.
Федор И.
2 мин. 13 сек.
1
средний
8.
Катя К.
1 мин. 30 сек.
3
низкий
9.
Оля К.
2 мин. 3 сек.
2
средний
10.
Данила К.
1 мин. 36 сек.
4
низкий
11.
Данил Л.
3 мин. 13 сек.
0
высокий
12.
Софья М.
1 мин. 46 сек.
1
низкий
13.
Оля М.
1 мин. 2 сек.
4
низкий
14.
Леша М.
1 мин. 12 сек.
3
низкий
15.
Данил М.
0 мин. 44 сек.
2
низкий
16.
Агата Н.
1 мин. 57 сек.
2
низкий
17.
Лиза П.
2 мин. 15 сек.
1
средний
18.
София П.
1 мин. 38 сек.
1
низкий
19.
Татьяна С.
2 мин. 33 сек.
0
средний
20.
Мария С.
2 мин. 14 сек.
4
средний
21.
Ярослав Ф.
1 мин. 42 сек.
2
низкий
22.
Тихон Ч.
1 мин. 18 сек.
1
низкий
23.
Настя Ш.
2 мин. 11 сек.
3
средний
24.
Маша Ч.
1 мин. 23 сек.
1
низкий
Приложение
Б
Таблица
2 – Результаты обследования по методике
"Закрась фигуры"
№
Имя ребенка
Количество набранных балов
Уровень развития
1.
Ирина Б.
11
средний
2.
Гектор Б.
5
низкий
3.
Алина Б.
13
средний
4.
Катя Б.
18
высокий
5.
Даша Б.
8
низкий
6.
Аня Д.
17
высокий
7.
Федор И.
9
средний
8.
Катя К.
10
средний
9.
Оля К.
4
низкий
10.
Данила К.
11
средний
11.
Данил Л.
3
очень низкий
12.
Софья М.
10
средний
13.
Оля М.
14
средний
14.
Леша М.
18
высокий
15.
Данил М.
11
средний
16.
Агата Н.
7
низкий
17.
Лиза П.
16
высокий
18.
София П.
7
низкий
19.
Татьяна С.
16
высокий
20.
Мария С.
12
средний
21.
Ярослав Ф.
13
средний
22.
Тихон Ч.
18
высокий
23.
Настя Ш.
2
очень низкий
24.
Маша Ч.
19
высокий
Приложение
В
Таблица
3 – Результаты обследования по методике
"Картинки и кружки"