Методика организации сюжетно - ролевых игр по формированию волевых качеств старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является исследование изучения проблемы формирования волевых качеств детей с помощью сюжетно-ролевых игр старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – воспитательный процесс детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование волевых качеств детей
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие воли и характеристику волевых качеств.
Изучить особенности развития волевых качеств у дошкольников.
Определить методы и приемы развития волевых качеств у старших дошкольников.
Рассмотреть понятие игра и особенности сюжетно-ролевых игр.
Подобрать диагностический инструментарий и изучить начальный уровень сформированности волевых качеств детей.
Подобрать методы проведения сюжетно-ролевых игр по формированию волевых качеств старших дошкольников.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Формирование волевых качеств старшего 6
дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе 6
1.1 Понятие воли. Общая характеристика волевых качеств. 6
1.2 Особенности развития волевых качеств старшего дошкольного возраста 10
1.3 Методы и приемы формирования волевых качеств у старших дошкольников 17
Глава 2. Методика организации сюжетно–ролевых игр в старшем дошкольном возрасте 21
2.1 Понятие «игра». Особенности сюжетно–ролевой игры. 21
2.2 Сюжетно–ролевая игра в формировании волевых качеств старших дошкольников 31
2.2 Методы диагностики и изучение начального уровня сформированности волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3 Методы проведения сюжетно-ролевых игр по формированию волевых качеств старших дошкольников. 49
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

2 курсовая.docx

— 575.24 Кб (Скачать файл)

Проведенное исследование показало, что волевые качества детей старшего дошкольного возраста характеризуются средним и низким уровнем сформированности и развития упорства и целеустремленности.

 

2.3 Методы проведения сюжетно-ролевых игр по формированию волевых качеств старших дошкольников.

 

Для формирования волевых качеств детей мы предлагаем провести программу.

Цель программы: формирование волевых качеств старших дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры.

Задачи программы:

- определить диагностические методики;

- определить перечень сюжетно - ролевых игр;

- помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли;

- формировать у детей волевые качества;

- формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре;

- формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

- закрепить знания о труде врача, продавца, парикмахера.

Содержание программы:

1 Этап. Предварительная работа:

- беседы о профессиях с использованием  иллюстраций, рассматриванием картин;

- чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков  «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

Работа с родителями: со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»

По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.

2 Этап. Проведение первого констатирующего  эксперимента

3 Этап. Проведение формирующего эксперимента

1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель: формирование волевых качеств посредством того, что участники должны выполнить свою роль

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет. Развивать интерес и уважение к профессии продавца. Роли и ролевые действия в игре «Магазин» представлены в таблице 4.

Построение ролевого диалога в схематичном виде представлено в таблице 5.

2. Сюжетно-ролевая игра  «Больница»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

 Роли и ролевые действия в игре «Больница» представлены в таблице6.

Построение ролевого диалога в схематичном виде представлено в таблице 7.

 

3. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Задачи:

- развивать интерес и уважение к профессии парикмахера. Знакомство с правилами поведения в парикмахерской;

- развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли.

- способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Роли и ролевые действия в игре «Парикмахерская» представлены в таблице 8.

Построение ролевого диалога в схематичном виде представлено в таблице 9.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде приобретает формирование таких личностных характеристик как воля.

В курсовой работе мы рассмотрели процесс появления и развития у дошкольника таких волевых процессов, как терпеливость, упрямство, выдержка и т. п. Безусловно, нами не были рассмотрены все точки зрения относительно этой проблемы, но все основные мнения и факты были учтены. Так же мы рассмотрели особенности и привели методы организации сюжетно-ролевых игр. Так же мы провели начальный этап диагности формирования волевых качеств детей. Благодаря этому мы получили довольно полное представление о волевых качествах личности старших дошкольников.

Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка только начинается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с помощью педагогов и родителей они смогут делать что-то не слишком привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется волевое поведение. Это серьезный шаг в становлении воли и произвольности дошкольника. Задача взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.

В игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых, эпохальные события (космические полеты, арктические экспедиции) и т.д. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр.

В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы - магазин, больница, школа, транспорт - и многие другие. Игра позволяет также «переиграть» события, которые закончились неудачей, помочь примириться с потерей и эмоционально подготовиться к будущим событиям, вызывающим радостное или тревожное волнение (поступление в школу, поездка в гости или на рыбалку и тому подобное).

Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным. 
Список литературы

 

  1. Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка. – СПб., 2004. – 270– 280с.
  2. Ключникова, Е.А. Методика  диагностики  сформированности нравственно - волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста: [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.– метод. журн. – 2004. – № 5. – 57-61с.
  3. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 366с.
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина //– 4– е изд. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 456с.
  5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка // Л.С. Выготский. Москва: Эксмо, 2003. – 12с.
  6. Психологический словарь: термины и понятия общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии и другое / В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский. – Москва: Педагогика, 1993. – 448с.
  7. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
  8. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. – М.: Дрофа, 2006. – 270 с.
  9. Суровцева, А.В. Воспитание воли ребенка в семье /А.В. Суровцева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3. – С. 8– 13.
  10. Мельникова, Л.В. О значении развития воли у ребенка: (по И.А. Сикорскому [1842– 1919 гг.]) / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун // Научно – исследовательские материалы по истории российской психологии. – Ярославль; Тверь; Красногорск, 2001. – Т. 3. – 352-357с.
  11. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин; – 4-е издание. – Москва: Академия, 2007. – 384 с.
  12. Александрова, Н.И., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики "нерешаемая задача" / Н.И. Александрова Т.И. Шульга // Вопросы психологии. – 1987. – № 6. – 130-132с.
  13. Ключникова, Е.А. Методика  диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А.Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – 57-61с.
  14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПБ., Тыхтылова, Е.А. Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старших дошкольников / Е.А. Тыхтылова // Психология обучения. - 2009. - № 9. - С. 34-43. 2009. – 158с.
  15. Левина, Н.А. Система работы по эмоционально-волевому развитию : ст. и подгот. группы / Н.А. Левина. – Волгоград: Корифей, 2009. – 96 с.
  16. Левина, Н.А. Система работы по эмоционально-волевому развитию : ст. и подгот. группы / Н.А. Левина. – Волгоград: Корифей, 2009. – 96 с.
  17. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 2009. – 410 с
  18. Суровцева, А.В. Воспитание воли ребенка в семье /А.В. Суровцева // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 3. – С. 8-13.
  19. Тыхтылова, Е.А. Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старших дошкольников / Е.А. Тыхтылова // Психология обучения. – 2009. – № 9. – С. 34-43.
  20. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 236 с.
  21. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. / Л.Ф. Обухова. – М., Российское педагогическое агентство, 2006. – 374 с.
  22. Кравцова, Е.Е. Разбудить в ребенке Волшебника /Е.Е. Кравцова. – М.: Просвещение, 2006. – 138 с
  23. Калугин, М.А. Развивающие игры для дошкольников / М.А. Калугин, Н.В. Новоторцева. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 224 с.
  24. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
  25. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Стимульный материал к методике "Закрась фигуры"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Стимульный материал к методике "Картинки и кружки"

 

 

 

 

 

Приложение А

Таблица 1 – Результаты обследования по методике "Не подглядывай"

Имя ребенка

Время ожидания

Число подглядываний

Уровень развития

1.

Ирина Б.

3 мин. 20 сек.

0

высокий

2.

Даша Б..

2 мин 35 сек.

3

средний

3.

Алина Б.

1 мин. 58 сек.

3

низкий

4.

Катя Б.

2 мин. 25 сек.

5

средний

5.

Гектор Б

1 мин. 46 сек.

2

низкий

6.

Аня Д.

3 мин. 6 сек.

0

высокий

7.

Федор И.

2 мин. 13 сек.

1

средний

8.

Катя К.

1 мин. 30 сек.

3

низкий

9.

Оля К.

2 мин. 3 сек.

2

средний

10.

Данила К.

1 мин. 36 сек.

4

низкий

11.

Данил Л.

3 мин. 13 сек.

0

высокий

12.

Софья М.

1 мин. 46 сек.

1

низкий

13.

Оля М.

1 мин. 2 сек.

4

низкий

14.

Леша М.

1 мин. 12 сек.

3

низкий

15.

Данил М.

0 мин. 44 сек.

2

низкий

16.

Агата Н.

1 мин. 57 сек.

2

низкий

17.

Лиза П.

2 мин. 15 сек.

1

средний

18.

София П.

1 мин. 38 сек.

1

низкий

19.

Татьяна С.

2 мин. 33 сек.

0

средний

20.

Мария С.

2 мин. 14 сек.

4

средний

21.

Ярослав Ф.

1 мин. 42 сек.

2

низкий

22.

Тихон Ч.

1 мин. 18 сек.

1

низкий

23.

Настя Ш.

2 мин. 11 сек.

3

средний

24.

Маша Ч.

1 мин. 23 сек.

1

низкий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Таблица 2 – Результаты обследования по методике "Закрась фигуры"

Имя ребенка

Количество набранных балов

Уровень развития

1.

Ирина Б.

11

средний

2.

Гектор Б.

5

низкий

3.

Алина Б.

13

средний

4.

Катя Б.

18

высокий

5.

Даша Б.

8

низкий

6.

Аня Д.

17

высокий

7.

Федор И.

9

средний

8.

Катя К.

10

средний

9.

Оля К.

4

низкий

10.

Данила К.

11

средний

11.

Данил Л.

3

очень низкий

12.

Софья М.

10

средний

13.

Оля М.

14

средний

14.

Леша М.

18

высокий

15.

Данил М.

11

средний

16.

Агата Н.

7

низкий

17.

Лиза П.

16

высокий

18.

София П.

7

низкий

19.

Татьяна С.

16

высокий

20.

Мария С.

12

средний

21.

Ярослав Ф.

13

средний

22.

Тихон Ч.

18

высокий

23.

Настя Ш.

2

очень низкий

24.

Маша Ч.

19

высокий


 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Таблица 3 – Результаты обследования по методике "Картинки и кружки"

Имя ребенка

Количество набранных балов

Уровень развития

1.

Гектор Б.

5

низкий

2.

Ирина Б.

7

средний

3.

Алина Б.

4

низкий

4.

Катя Б.

5

низкий

5.

Даша Б.

5

низкий

6.

Аня Д.

3

низкий

7.

Федор И.

8

средний

8.

Катя К.

4

низкий

9.

Оля К.

7

средний

10.

Данила К.

5

низкий

11.

Данил Л.

6

средний

12.

Софья М.

4

низкий

13.

Оля М.

5

низкий

14.

Леша М.

6

средний

15.

Данил М.

2

очень низкий

16.

Агата Н.

7

средний

17.

Лиза П.

5

низкий

18.

София П.

3

низкий

19.

Татьяна С.

1

очень низкий

20.

Мария С.

4

низкий

21.

Ярослав Ф.

4

низкий

22.

Тихон Ч.

6

средний

23.

Настя Ш.

2

очень низкий

24.

Маша Ч.

2

очень низкий

Информация о работе Методика организации сюжетно - ролевых игр по формированию волевых качеств старшего дошкольного возраста