Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 20:18, дипломная работа
Цель исследования: подобрать оптимальные диагностические методы, влияющие на эффективность подбора персонала в торговую организацию на вакансию секретаря-референта.
Задачи исследования:
1) Ознакомиться с научной литературой по избранной теме;
2) Проанализировать методы профессионального подбора, существующие
на рынке труда в настоящее время;
3) Подобрать методы диагностики;
4) Провести эмпирическое изучение интеллектуальных способностей;
5) Провести эмпирическое изучение коммуникативных способностей;
6) Проанализировать полученные результаты.
Введение…………………………………………………………………...
3
Глава 1. Изучение проблемы подбора персонала…………………..
6
1.1.
Особенности организации профессионального подбора………
6
1.2.
Современные методы подбора персонала………………………
8
1.3.
Методы психологической диагностики при тестировании кандидатов как способ подбора персонала………………………
16
16
Глава 2. Эмпирическое исследование подбора персонала в торговую организацию…………………………………………………
30
2.1.
Цель, гипотеза и задачи исследования…..……………………..
30
2.2.
Методика исследования…………………………………………...
37
2.3.
Результаты исследования и их обсуждение………………………
39
Заключение……………………………………………………………….
60
Библиография…………….………………………………………………
Многофакторная оценка интеллекта предполагает исследование следующих интеллектуальных способностей:
Тесты общих и
специальных способностей
Методика Д. Векслера. В мировой психодиагностической практике исследования интеллекта одним из самых распространенных инструментов является методика Д. Векслера. Методика состоит из одиннадцати отдельных субтестов, что позволяет использовать ее как для измерения уровня общего интеллектуального развития, так и для оценки частных интеллектуальных способностей. Методика Векслера может быть с успехом использована при решении задач, связанных с профориентацией (выбор профессиональной сферы, соответствующей структуре интеллекта), Подбором и оценкой персонала (Подбор специалистов и руководителей с высоким интеллектуальным потенциалом, гуманитарной, естественнонаучной или технической структурой интеллекта).
Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена. Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Методика состоит из четырех отдельных субтестов и позволяет измерять как общий уровень социального интеллекта, так и частные способности к пониманию поведения (способность предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию поведения, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия). Методика является стандартизированным психологически тестом, имеет четкий алгоритм проведения и интерпретации и поэтому весьма проста в использовании. Оригинальное содержание стимульного материала вызывает неизменный интерес обследуемых. Используется при решении широкого круга прикладных задач: для подбора руководителей; прогноза успешности адаптации на новом рабочем месте; для подбора персонала, способного эффективно работать с клиентами; подбора претендентов для выполнения деятельности, требующей разумного социального авантюризма (политики, имиджмейкеры, крупье и т.п.) [М.И. Магура, 2003].
Личностные опросники предназначены для выявления личностных особенностей, черт характера. Они измеряют такие черты личности, как самооценка, коммуникабельность, уровень личностной зрелости, тревожность, склонность к риску, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, склонность к лидерству и др. (например, тест Кеттелла) или по совокупности данных позволяют отнести человека к тому или иному психологическому типу. Существуют как комплексные тесты, описывающие личность в целом, так и тесты на какое-либо определенное качество (например, тесты на способность к самоконтролю, способ принятия решений, агрессию и др.). Некоторые тесты предназначены для выявления патологий характера и личностного развития (например, MMPI) [М.И. Магура, 2003].
Особо можно выделить тесты на выявление уровня мотивации и ценностные ориентации. Изредка используются проективные тесты, например, кандидата просят нарисовать что-либо или проинтерпретировать картинку или фотографию. Психолог, анализируя результаты, полученные при использовании проективных тестов, дает заключение об особенностях мотивации, личности человека, о его склонностях. Такие тесты трудоемки при обработке, но дают достаточно надежную информацию о кандидате при их грамотной интерпретации.
Наиболее часто используемыми при подборе в российских компаниях методами исследования личности являются 16-факторный личностный опросник Кеттелла, MMPI и личностный опросник Айзенка.
Прогностическая валидность личностных опросников, то есть их способность предсказывать будущую профессиональную успешность кандидатов, не слишком высока. Это обуславливает все меньшее их использование при подборе в последние годы. Однако личностные опросники, оказываются, достаточно полезны, в тех случаях, когда надо отсеять претендентов, очевидно не подходящих для данной работы: например, малообщительных людей, если работа требует большого числа социальных контактов, или высоко тревожных, если работа требует высокой эмоциональной устойчивости [М.И. Магура, 2003].
Тесты, использующиеся в подборе, могут иметь двойное применение:
подбор претендентов, имеющих наибольшие шансы на успешное выполнение работы;
отсев претендентов, не соответствующих требованиям должности или профессии.
В большинстве случаев тесты являются более надежными и достоверными в предсказании негативных результатов, поэтому в современной практике управления они чаще используются как инструмент первоначального отсева и ограничения круга претендентов, тогда как окончательный подбор производится с использованием менее формализованных методов.
Использование компьютерной техники при использовании тестов открывает новые возможности, облегчая не только саму процедуру тестирования, но и резко сокращая время обработки полученных результатов.
Сегодня у большинства компаний подход к применению тестов стал значительно более взвешенным, чем это было 15-20 лет тому назад. Тесты применяются в комплексе с другими методами подбора как дополнение к менее формализованным процедурам и рассматриваются как одни из этапов проверки качеств кандидата, тогда как окончательное решение остается за руководителем подразделения, где имеется вакантная должность [М.И. Магура, 2003].
Итак, на наш взгляд, использование тестирования при подборе персонала позволяет значительно уменьшить влияние субъективных факторов, как правило, недоступные другим подходам и методам оценки потенциальных возможностей людей.
Глава 2. Эмпирическое исследование подбора персонала в торговую организацию.
Гипотеза дипломной работы: при подборе сотрудников на вакансию секретаря-референта руководитель данной организации в первую очередь ориентируется на коммуникативные и интеллектуальные способности, а также на опыт работы претендентов, следовательно, и методы диагностики должны выявлять коммуникативные и интеллектуальные способности, а также и опыт работы.
Целью данного эмпирического исследования является: изучить личностные особенности и подобрать диагностические методы, влияющие на эффективность трудоустройства персонала в торговую организацию на вакансию секретаря-референта.
Задачами эмпирического исследования являются:
1)Подобрать диагностические методы исследования;
2)Провести эмпирическое изучение интеллектуальных способностей;
3)Провести эмпирическое изучение коммуникативно-организаторских склонностей;
4)Проанализировать полученные результаты.
Испытуемые.
Исследование проводилось на базе торговой компании г. Москвы. В исследовательскую группу вошли кандидаты (женщины) на вакансию секретаря-референта в возрасте от 20 до 25 лет в количестве 20 человек.
В тестировании при подборе кандидатов в торговую компанию приняли участие 20 женщин в возрасте от 20 до 25 лет, все с определенным опытом работы в других организациях по специальности секретарь-референт от полугода до пяти лет, имеющие среднее специальное, среднее техническое и высшее образование. Двое из участвующих являлись студентами, обучающимися в вузе, т.е. с высшим неоконченным образованием (Таблица 1).
Таблица 1. Общие сведения о кандидатах
№ |
Ф.И.О. кандидата |
Год рождения |
Образование |
Опыт работы |
1. |
Н. Анастасия Михайловна |
1993 |
Сред.-спец. |
0,5 |
2. |
И. Ольга Николаевна |
1992 |
Сред.-спец. |
1 |
3. |
К. Любовь Петровна |
1993 |
Н/высшее |
0,5 |
4. |
Т. Елена Владимировна |
1993 |
Н/высшее |
0,5 |
5. |
Х. Ирина Юрьевна |
1991 |
Сред.-спец |
1 |
6. |
С. Светлана Ивановна |
1988 |
Высшее |
0,5 |
7. |
Е. Людмила Федоровна |
1989 |
Высшее |
3,5 |
8. |
И. Татьяна Алексеевна |
1988 |
Высшее |
3 |
9. |
Н. Елизавета Дмитриевна |
1988 |
Сред.-спец. |
5 |
10. |
Б. Анна Геннадьевна |
1988 |
Сред.-спец. |
2 |
11. |
К. Нина Олеговна |
1990 |
Сред.-спец. |
1 |
12. |
К. Юлия Игоревна |
1991 |
Сред.-спец. |
1,5
|
№ |
Ф.И.О. кандидата |
Год рождения |
Образова ние |
Опыт работы |
13. |
П. Дарья Константиновна |
1989 |
Сред.-спец. |
2,5 |
14. |
Д. Валентина Петровна |
1988 |
Сред.-спец. |
4 |
15. |
Т. Мария Михайловна |
1991 |
Сред.-спец. |
2 |
16. |
Ф. Ксения Леонидовна |
1993 |
Сред.-спец. |
0,5 |
17. |
А. Александра Львовна |
1992 |
Высшее |
0,5 |
18. |
Г. Екатерина Дмитриевна |
1990 |
Сред.-спец. |
3,5 |
19. |
С. Алла Николаевна |
1990 |
Сред.-спец. |
2,5 |
20. |
К. Оксана Ивановна |
1991 |
Сред.-спец. |
1 |
Методы исследования.
Нами была выбрана серия диагностических методик, которые мы решили использовать в качестве тестового материала при подборе кандидатов в строительную компанию на вакансию секретаря-референта.
Наше исследование состояло в том, что в процессе подбора кандидатов в торговую компанию был включен этап тестирования персонала.
После проведения первой подборочной беседы и заполнения бланка анкеты кандидатам на работу предлагалась серия следующих методик:
Для решения 1-ой задачи (эмпирическое изучение интеллектуальных способностей) использованы следующие методики: «Прогрессивные матрицы» и «Тест социального интеллекта».
«Прогрессивные матрицы», автор: Равен
Тест проводится с учетом контроля времени.
Инструкция: в протоколе обследования по данной методике (см. приложение).
Цель данной методики: измерение уровня невербального интеллекта.
Измеряет отдельные стороны: способность к систематизации в мышлении, точность внимания, планомерность и методичность выполнения задания.
Экспериментальный материал: карточки с 60-ю заданиями, бланк ответов
Обработка результатов (1-ый вариант): ответы сопоставляются с ключом. За совпадение с ключом начисляется 1 балл. Затем считается общая сумма баллов по всему тесту и эта сумма баллов переводится в проценты, при учете, что 60 баллов – это 100 % .
Обработка результатов (2-ой вариант): ответы сравниваются с ключом. За совпадение начисляется 1 балл. Определяется сумма баллов по всей сумме и в итоге. Затем количество баллов по сериям сопоставляется с «нормальной композицией баллов». Диапазон отклонения должен быть от 0 до 4 – это норма.
Итоговая сумма сопоставляется с «процентильной таблицей» (см. приложение). И в соответствии с возрастом переводится в IQ баллы.
Выводы по уровням развития к 1-ому варианту:
более 95 % (от 57 до 60 баллов) - высокий интеллект;
75-94 % (от 45 до 56 баллов) - интеллект выше среднего;
25-74 % (от 15 до 44 баллов) - средний интеллект;
5-24 % (от 3 до 14 баллов) – интеллект ниже среднего;
Информация о работе Методы психологической диагностики при подборе кадров