Методы разрешения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.
Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Файлы: 1 файл

Секция «Менеджмент» Методы разрешения конфликтов и ведения перег.docx

— 117.63 Кб (Скачать файл)

3. Возможно возникновение конфликтной  ситуации во взаимодействии руководителя  с определенной неформальной  группой, не согласной с задачами  или стилем управления, реализуемыми  руководителем. Интересно отметить, что конфликты такого рода нечасто начинаются как групповые. На первых этапах обмена конфликтными действиями, участниками могут казаться руководитель и отдельный член группы. Однако крайне редко человек решается на конфликт внутри группы своего постоянного членства, не будучи уверенным, в поддержке со стороны референтной микро-группы. В результате любой межличностный конфликт в малой группе, в том числе с руководителем, быстро становится групповым.

4. Конфликт может возникнуть и вследствие разрыва отношений внутри какой-либо подгруппы. В случае если остальные члены группы не подключаться к конфликту, он закончится частичным переструктуированием неформальных связей в группе, так как члены распавшейся группировки должны будут найти свое место в других сообществах. В противном случае, произойдет значительное изменение группы в целом в отношении ее статусной и лидерской иерархий.

5. Возможны нормативные групповые  конфликты. Они связаны с феноменом  группового давления большинства  на меньшинство, не желающее  принимать нормы и ценности  большинства.

6. Типичными для групповой деятельности  являются конфликты между лидерами.

7. Наконец, весьма распространены  конфликты между неформальным  лидером и руководителем группы.

В социальной психологии при анализе  конфликтов принято обсуждать причины  конфликтов, их структуру, динамику развития и функции.

 

Способы или методы разрешения конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Однако все  они могут быть сведены к следующим  четырем основным:

1) тактика ухода, или избегания  конфликта;

2) силовое подавление, или метод  насилия;

3) метод односторонних уступок  или приспособления;

4) тактика компромисса или сотрудничества.

Нетрудно заметить, что за основание  в этой классификации тактик управления конфликтом берется степень готовности сторон пойти навстречу друг другу в возникшем противоборстве.

Рассмотрим каждую из этих тактик более детально.

 

Наименьшей степенью готовности сторон пойти навстречу друг другу отличается тактика ухода от конфликта, которую иногда называют методом избегания. Тем не менее, это весьма популярный способ поведения в конфликтной ситуации; к ней нередко прибегают как участники конфликта, так и те, кто по своему должностному статусу должен выступать в роли посредника при его урегулировании. Суть этой тактики состоит в игнорировании конфликтной ситуации, отказе от признания ее существования, оставлении «сцены», на которой развертывается конфликт, самоустранении или физически или же в психологическом смысле. Эта тактика означает, что человек, оказавшийся в конфликтной ситуации, предпочитает не предпринимать никаких конструктивных шагов по ее разрешению или изменению.

На первый взгляд может показаться, что эта тактика должна оцениваться  только негативно. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что, как  и всякий метод, эта линия поведения  в конфликте имеет свои плюсы  и минусы.

Достоинства тактики избегания  состоят в следующем:

1) она быстро осуществима, поскольку  не требует изыскания ни интеллектуальных, ни материальных ресурсов. Так,  например, руководитель, избегая конфликта,  может не отвечать на очередную  письменную просьбу подчиненного  о предоставлении ему тех или  иных льгот, поскольку эта просьба  является необоснованной;

2) дает возможность отсрочить  или даже предотвратить конфликт, содержание которого является  несущественным с точки зрения  стратегических целей данной  организации или группы.

Но в этой тактике есть и минусы. Так, при определенных условиях она  может повести к эскалации  конфликта, поскольку причина, его  вызвавшая, тактикой избегания не преодолевается, а только консервируется, И если эта проблема реальна, существенна, то это затягивание может привести только к обострению, а не улаживанию конфликта.

Тем не менее, несмотря на свои недостатки, эта тактика все же может быть применена при наличии следующих  конкретных условий:

1) при небольшой значимости причин, породивших противоборство: если  непосредственная причина, породившая  конфликт, является лишь «верхушкой  айсберга», лишь свидетельствует  о наличии других глубинных  предпосылок конфликта. Естественно  в этих условиях следует воздержаться  от растраты сил на несущественные  проблемы, сохранив их для решения  других глубинных задач, когда  они обнаружатся в полной мере;

2) при некоторых временных параметрах  конфликта: если конфликт возник  в такое время, когда нет  возможности потратить его на  урегулирование противоборства, поскольку  существуют другие, более значимые  с точки зрения целей организации  неотложные проблемы;

3) при ограниченности имеющихся  сведений о конфликте, отсутствии  достаточной информации и необходимости  дополнительной работы для сбора  данных, которые обеспечивали бы  эффективное завершение конфликта;

4) при наличии у одной из  конфликтующих сторон более мощных  сил, которые в состоянии быстро  и успешно разрешить конфликт. Так, опытный военачальник воздерживается  от полномасштабного боя до  подхода резервов и только  после их прибытия начинает  мощное наступление на противника. Именно такой тактики придерживался  Кутузов во время войны с  Наполеоном.

Тактика ухода, или избегания характеризуется  и определенными действиями участников конфликта, специфическими формами  их поведения. Использование этой тактики  достаточно отчетливо обнаруживается в следующих характерных признаках  поведения конфликтантов:

• утаивании, засекречивании информации, необходимой для урегулирования возникшего конфликта, с целью недопущения  его возможного обострения при ознакомлении людей с «взрывоопасной» информацией;

• отказе от признания самого факта  существования причин конфликта  в расчете на то, что он, так  или иначе, решится сам собой, без активного участия противоборствующих сторон;

• затягивании под теми или иными  предлогами окончательного решения  проблемы, вызвавшей противоборство.

 

1.1.2 Силовое подавление

Во многом противоположно рассмотренному способу ухода силовое подавление, или метод насилия. Использование  его свидетельствует о более  высокой степени готовности к  разрешению конфликта, по крайней мере, у одной из сторон. Его сущность состоит в принудительном навязывании  одной из сторон своего решения. Для  использования этой тактики также  существуют определенные предпосылки, благоприятствующие ее успеху. Такими предпосылками для использования  силовых методов могут быть:

1) решающий перевес одной из  сторон в имеющихся материальных  и психологических ресурсах. Например, перевес администрации, конфликтующей  с рабочим коллективом завода;

2) возникновение чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительных действий. Примером может служить стремительный  марш-бросок отряда российских  десантников в Косово на завершающей  стадии военного конфликта между  Югославией и НАТО в 1999 г.;

3) внезапно возникшая необходимость  принятия непопулярного решения,  которое будет заведомо негативно  встречено другой стороной. Именно  таким было решение Российского  правительства в августе 1998 г. о прекращении выплат по государственным кредитным обязательствам, приведшее к глубокому финансовому кризису; к действиям того же порядка относятся и решения администрации предприятия о снижении зарплаты или увеличении рабочего дня в условиях грозящего предприятию банкротства;

4) бесспорная правомерность действий  стороны, имеющей силовое преимущество, когда эти действия связаны  с обеспечением жизненно важных  для данной структуры проблем,  например, немедленное увольнение  работника, допустившего поступок, нанесший серьезный материальный  или моральный ущерб организации.  К числу таких поступков могут  быть отнесены разглашение работником  коммерческой тайны, неоказание  медицинским работником неотложной  помощи пациенту, срыв занятий  преподавателем и т.п.;

5) любые проявления деструктивных  форм поведения со стороны  членов организации, такие, например, как пьянство, наркомания, хищения  имущества, прогулы, нарушение  техники безопасности и т.п.

Силовая тактика также имеет  свои специфические проявления и  на поведенческом уровне. Здесь она  выражается в следующих поведенческих  формах:

• использовании преимущественно  принудительных, силовых методов  воздействия при ограниченном привлечении  воспитательных средств, которые в  рассмотренных условиях могут оказаться  такими же малоэффективными, как в  ситуации, описанной И.А. Крыловым в  басне «Кот и повар»;

• применении жесткого, приказного стиля  общения, рассчитанного на беспрекословное  подчинение одной стороны конфликта  другой;

• использовании в целях обеспечения  успеха силовой тактики механизма  конкуренции, который был известен уже древним римлянам под названием  метода «разделяй и властвуй»  и который нередко применяется  и поныне под более обтекаемым названием механизма сдержек и противовесов; эти механизмы чаще всего используются на практике в виде сочетания средств наказания для нерадивых и мер поощрения для добросовестных работников.

 

 

1.2 Два подхода к разрешению  конфликта

1.2.1 Тактики «выигрыш — проигрыш»

Несмотря на отмеченные серьезные  слабости, именно эти две рассмотренные  тактики наиболее широко применяются  в практике регулирования конфликтов. И это массовое использование  методов ухода и борьбы не случайно. Существует ряд причин особой распространенности именно этих тактик, одинаково рассчитанных на выигрыш, победу одной стороны и проигрыш, поражение в конфликте другой стороны. Первая причина — исторического характера: именно тактики «выигрыш — проигрыш» как наиболее простые были первыми освоенными людьми способами разрешения конфликтов. За тысячелетия их использования людьми накоплен богатейший опыт их применения в самых разнообразных ситуациях. Вторая причина — психологического характера: использование этих тактик приобрело со временем почти автоматический, рефлексивный характер, стало устойчивым психологическим стереотипом, глубоко укоренившимся в человеческом сознании.

В силу этих причин методы избегания  и борьбы остаются преобладающими до сих пор при разрешении конфликтных  ситуаций. Даже в современном цивилизованном обществе, где большинство людей  отвечает на угрозу, избегая взаимодействия. Если же уход от конфликта невозможен, мобилизуются все ресурсы, чтобы  заставить другого подчиниться. Такая реакция возникает часто  неосознанно и до сих пор является универсальной. Хотя мы не спасаемся  от противника бегством в лес и  не сражаемся с ним с помощью  стрел и копий, большинство так  называемых «новых форм разрешения конфликтов сводятся в конце концов все к  тем же двум тактикам: 1) уход от общения, бегство, попытка прервать взаимоотношения; 2) силовые приемы, борьба, попытки  победить другого силой.

В обоих этих тактиках так или  иначе реализуется один и тот  же подход, выраженный формулой «выигрыш — проигрыш».

О широком распространении именно этого подхода свидетельствуют  такие широко распространенные в  современном обществе явления, как  увольнения работников, расторжения  браков, социально-политические конфликты  в виде забастовок, террористических актов, холодных и горячих войн, Ущерб, наносимый подобного рода методами разрешения конфликтов, настолько велик, что трудно поддается учету. Так, по свидетельству американских конфликтологов, увольнение только одного руководящего работника низшего звена в  промышленности наносит фирме финансовый ущерб в размере примерно 20 тыс. долл.

В связи с этим современная конфликтология оценивает тактики ухода и  борьбы, основанные на принципе «выигрыш - проигрыш» преимущественно негативно, квалифицируя их как проявления иррациональных, «ложных рефлексов» при разрешении конфликтов.

 

1.2.2 Тактики  «выигрыш — выигрыш»

Им противопоставляются основанные на принципе «выигрыш — выигрыш» цивилизованные, основательно рационализированные  методы: I) тактика односторонних уступок и 2) тактика компромиссов, взаимовыгодных соглашений или сотрудничества.

Эти тактики более многообразны и богаты по своему содержанию, хотя и более сложные для реализации на практике, поскольку требуют от участников конфликта определенного  уровня конфликтологической грамотности. Их общая черта — нацеленность на конструктивное разрешение конфликта, снижение уровня возникшей напряженности, повышение уровня сплоченности организации. Овладение этими тактиками является необходимым условием эффективности  современной управленческой деятельности.

1 Одна из разновидностей тактик подобного рода — метод односторонних уступок или приспособления.

Для успешного применения этого  метода также существует ряд специфических  предпосылок, связанных с конкретными  особенностями конфликтной ситуации:

1) обнаружившаяся в ходе конфликта  явная ошибка, допущенная одной  из сторон, например, администрацией  завода, при установлении норм  выработки производимой продукции;  в этих условиях невозможен  ни уход от конфликта, ни  его силовое подавление, а единственно  возможной тактикой, которая поможет  администрации «сохранить лицо»  станет уступка работникам в  виде, например, снижения до разумного  предела норм выработки. Подобный шаг администрации, несомненно, будет воспринят как проявление ее самокритичности, ее способности к объективной оценке требований работников, что в конечном итоге поведет к укреплению единства коллектива, повышению эффективности его работы;

Информация о работе Методы разрешения конфликтов