Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:21, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время психология активно изучает особенности личности детей с проблемами в развитии, принципы создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, профилактики социально-психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях современного общества.
Специалисты давно обратили внимание на проблему неуспеваемости отдельной части учащихся начальной школы.
Введение…………………………………………………………………….
1. Научные подходы к проблеме межличностного общения детей с задержкой
психического развития………………………………………..
1.1. Общение в системе межличностных отношений: понятие,
структура, основные аспекты……………………………………………..
1.2. Современные представления о развитии личности детей с ЗПP …..
1.3. Развитие межличностного общения детей дошкольного возраста ...
1.4. Особенности развития межличностного общения детей с ЗПP…….
2. Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения
детей с задержкой психического развития……………………..
2.1. Цели, задачи и база исследования…………………………………….
2.2. Описание методик исследования…………………………………….
2.3. Результаты исследования……………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Глоссарий……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………
Содержание
Введение………………………………………………………… 1. Научные подходы к
проблеме межличностного 1.1. Общение в системе
межличностных отношений: 1.2. Современные представления о развитии личности детей с ЗПP ….. 1.3. Развитие межличностного
общения детей дошкольного 1.4. Особенности развития межличностного общения детей с ЗПP……. 2. Эмпирическое исследование
особенностей межличностного 2.1. Цели, задачи и база исследования……………………………………. 2.2. Описание методик исследования… 2.3. Результаты исследования………………… Заключение…………………………………………………… Глоссарий……………………………………………………… Список использованных источников……………………………………… Приложение А……………………………………………………………... . |
3
5
5 14 35 42
50 50 54 61 70 73 74 78 |
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время психология активно изучает особенности личности детей с проблемами в развитии, принципы создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, профилактики социально-психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях современного общества.
Специалисты давно обратили внимание на проблему неуспеваемости отдельной части учащихся начальной школы. Это явление рассматривалось многими известными психологами и педагогами. Отдельно стоит отметить работы Н.С. Иванова, В.И. Зыковой, Т.Л. Власовой и М.С. Певзнера. Результатом этих исследований стало выделение ряда детей в особую группу, которую нельзя отнести к умственно отсталым. В рамках имеющихся знаний дети этой группы показали достаточную способность к обобщениям. Данная группа детей получила название дети с задержкой психического развития (ЗПP).
Исследования педагогов
и психологов выявили замедленный
темп формирования социальных отношений
у данной группы детей, недостаточность
знаний о них. Процесс формирования
межличностных отношений у
В процессе развития ребенка познавательные функции формируются при общении со взрослыми, поэтому этому следует уделить особое внимание. У детей с 3ПP наблюдается неэффективность межличностного общения, что препятствует его взаимоотношениям с ровесниками и не может негативно не сказываться па его психическом развитии.
Существует ряд
Первые отечественные работы относятся ко второй половине 50-х - началу 60-х гг. Институт коррекционной педагогики РАО (бывший Институт дефектологии АПН СССР), проводил дополнительную коррекционную работу с группами таких детей, В конце 60-х появились работы исследовавшие причины возникновения ЗПP у детей.
В те же годы аналогичные
работы проводились и па Западе.
В Англии и США практиковалось
обучение таких детей в
Большую роль исследователи отвели межличностному общению детей старшего дошкольного возраста, как одному из наиболее важных факторов развития детей с ЗПP.
На сегодняшний день проблема детей с ЗПP остается одной из наиболее актуальных в психологии и педагогике не только в России, но и в мире.
Цель исследования: изучение формирования межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1.Изучить особенности
межличностного общения детей
с 3ПP: а) в системе «ребенок-ребенок»
2. Изучить особенности
межличностного общения
Объект исследования: старшие дошкольники с задержкой психического развития, а также нормально развивающиеся дети.
Предмет исследования: развитие межличностных отношений детей с ЗПР с другими детьми и со взрослыми.
Гипотеза исследования: социальное окружение оказывает важнейшее значение па формирование межличностных отношений детей с ЗПP в среде сверстников и со взрослыми. Также на развитие межличностного общения влияют и особенности личности детей с ЗПP, их эмоциональная сфера.
Методы исследования. В исследовании использовали
анамнестический метод, метод экспертных
оценок, анкетирование родителей и педагогов
исследуемых дошкольников, применяли
экспериментально-
Глава 1. Научные подходы к проблеме межличностного общения детей е задержкой психического развития
1.1. Общение в системе
межличностных отношений:
Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям1:
- в нем участвует небольшое число людей (чаще всего — группа из 2-3 человек);
- это непосредственное
взаимодействие: его участники находятся
в пространственной близости, имеют
возможность видеть, слышать, касаться
друг друга, легко
- это так называемое
личностно-ориентированное
Перечисленные критерии позволяют отличить межличностное общение как особый вид от межгруппового и массового общения, обозначить границу, отделяющую личностно-ориентированное общение от социально-ориентированного.
Чем менее стереотипным является
восприятие людьми друг друга, чем глубже
уровень взаимного
Основной структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Это означает, что каждый из участников общения существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, реструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.
Таким образом, интерес для исследователей межличностного общения представляет именно межличностное поведение (или «трансакция», если использовать термин психолога Н.Н. Авдеевой)2, обладающее новыми качествами, в сравнении с индивидуальными действиями каждого участника вне ситуации взаимодействия. Соответственно, к числу основных проблем, требующих изучения, можно отнести анализ условий, при которых «встреча между людьми» оказывается возможной и необходимой; а также содержательное описание процессов, происходящих в ходе межличностного взаимодействия, и способов, позволяющих людям достичь определенного уровня взаимности или препятствующих этому.
Определить предметную область межличностного общения помогает семантика слова «общение». Как показывают исследования в обыденном сознании с этим словом связываются три группы значений:
1) объединение, создание общности, целостности («хорошая компания, друзья»);
2) передача сообщений,
обмен информацией («
3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер («глубоко понимать друг друга»).
Фиксация выделенных значений посредством особых терминов (например, «межличностный контакт», «межличностная коммуникация», «межличностное взаимодействие», «межличностные отношения») задает систему базовых понятий теории межличностного общения.
Так, понятие «межличностный контакт» (от лат. contactus — касание) становится одним из инструментов исследования проблемы возникновения условий общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом направлены (физически и психологически) друг на друга. Тем самым они не только признают сам факт существования друг друга, но и вступают во взаимодействие, создавая условия для передачи информации по каналам связи. В соответствии с видом контакта (деловой, душевный) складываются отношения между людьми.
Понятие «межличностная коммуникация» направлено на анализ способов обмена сообщениями между партнерами, их приема и переработки.
Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.
Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт люден друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений.
Легко заметить, что за каждым из выделенных понятии обнаруживается относительно самостоятельное проблемное поле, отражающее разнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения. Для упорядочения этого разнообразия полезными оказываются различные виды классификаций.
Одна из возможных классификаций
основана на зависимости межличностного
общения от различных мотивов
и целей его участников. Если целью
общения выступают
Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них3:
- ритуальный, или социально-ролевой
уровень; целью общения на
- деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным — доминирует Я-Вы контакт;
- интимно-личностный уровень;
цель — удовлетворение
В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели:
1) контактная функция
— установление контакта как
состояния обоюдной готовности
к приему и передаче сообщений
и поддержанию взаимосвязи в
виде постоянной
2) информационная функция — обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
3) побудительная функция
- стимуляция активности
4) координационная функция
- взаимное ориентирование и
5) функция понимания -
адекватное восприятие и
6) эмотивная функция - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
7) функция установления
отношений - осознание и фиксация
своего места в системе
8) функция оказания влияния
— изменение состояния,