Межличностные отношения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:21, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время психология активно изучает особенности личности детей с проблемами в развитии, принципы создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, профилактики социально-психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях современного общества.
Специалисты давно обратили внимание на проблему неуспеваемости отдельной части учащихся начальной школы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
1. Научные подходы к проблеме межличностного общения детей с задержкой
психического развития………………………………………..
1.1. Общение в системе межличностных отношений: понятие,
структура, основные аспекты……………………………………………..
1.2. Современные представления о развитии личности детей с ЗПP …..
1.3. Развитие межличностного общения детей дошкольного возраста ...
1.4. Особенности развития межличностного общения детей с ЗПP…….
2. Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения
детей с задержкой психического развития……………………..
2.1. Цели, задачи и база исследования…………………………………….
2.2. Описание методик исследования…………………………………….
2.3. Результаты исследования……………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Глоссарий……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

межличност отношения дошк диплом.docx

— 1.00 Мб (Скачать файл)

При анализе результатов  методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются  случаи взаимных выборов. На основании  ответов детей в каждой из методик  составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.

Следует подчеркнуть, что  далеко не всякая группа имеет столь  четкую социометрическую структуру. Встречаются  такие группы, в которых все  дети получают примерно равное количество положительных выборов. Это свидетельствует  о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми  членами группы. По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений  и является наиболее благоприятной.

Вычислив удельный вес  каждой статусной группы, педагог  получает статусный портрет группы дошкольников. Статусная структура группы дошкольников оценивается следующим образом: чем больше в коллективе высокостатусных детей, тем он благополучней, т.к. высокий статус является благоприятным фактором развития личности, поскольку он предоставляет ребенку признание сверстников, положительную оценку окружающих, формирующую высокую самооценку, интенсивность и разнообразие контактов, эмоционально обогащающих социальную жизнь ребенка. Низкий статус тормозит, делает противоречивым и неблагоприятным развитие личности. Дефицит общения у принятого и изолированного ребенка обедняет его эмоциональную жизнь. Он лишен возможности приобретать личный опыт разнообразного общения, наращивать социальную компетентность. У ребенка, лишенного достаточного признания в группе, формируется заниженная самооценка. Особенно опасно положение отверженных, как правило, они - объекты групповой агрессии, что создает для личности хронически стрессовую ситуацию, лишает возможности самоутверждаться; постепенно складывается и становится привычным конфликтный стиль взаимоотношений со средой как единственно доступный для ребенка. Психологи отмечают, что в длительно действующей ситуации отвержения вступают в силу защитные механизмы личности: неизбежно созревает состояние внутреннего взрыва, приводящего к самоизоляции личности, коллектив становится для ребенка незначимым, он игнорирует жизнь группы, его мнение. Изолированные и отвергаемые дети, не имея возможности удовлетворить базовую социальную потребность в общении, ищут признания на стороне, уходят в неблагополучные криминальные компании.

Диагностическим показателем  уровня социального самочувствия личности является статусная структура: если доля высоких статусов превышает  долю низких, а число изолированных  и отверженных детей минимально (один - два человека), то статусная  структура считается благополучной; если эти доли равны, а число изолированных  и отверженных составляет два - три  человека - среднеблагополучной; если же преобладают низкие статусы и число изолированных и отверженных более трех - неблагополучной.

Из  методов, выявляющих субъективные аспекты отношения к другому  была применена проективная методика исследования межличностных отношений Рене Жиля. Начиная с 4 лет можно использовать эту методику для определения того, с кем ребенок стремится общаться, как он относится к своим сверстникам. Методика позволяет выявить следующие данные:   

  • чье общество — сверстников или взрослых — ребенок предпочитает;   
  • наличие внутрисемейных конфликтов;   
  • стиль поведения ребенка в конфликтных ситуациях.

При обработке результатов  особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку.

На сегодняшний день существует ряд серьезных диагностических  методик и тестов, базирующихся на изучении рисунков. Провести глубокий анализ детского рисунка, определить полную картину психологического состояния  и развития ребенка, конечно, может  только специалист. Но основы рисуночных методик довольно просты, и самостоятельно проанализировать детские рисунки  могут сами родители, воспитатели  и педагоги. С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребенка можно определить его отношение к семье, к каждому из близких, к детскому саду, узнать о беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности, о чем мечтает малыш. Самый популярный тест «Рисунок семьи» (для маленького ребенка окружающий мир - это прежде всего семья), как и большинство других методик, можно проводить с ребенком старше 3-4 лет, который уже рисует «осознанно».

 Изучение внутрисемейных отношений часто проводятся с использованием методики «Рисунок семьи»,  а «Рисунок «Я в детском саду» позволяет проверить психологическую комфортность пребывания детей в группе детского сада.

Для решения поставленной цели были использованы следующие методики:

  • Социометрическая методика
  • Исследование межличностных отношений (методика Р. Жиля)
  • Исследование уровня тревожности у детей.
  • Изучение внутрисемейных отношений у дошкольников с ЗПР (методика «Рисунок семьи»)
  • Изучение взаимоотношений в группе сверстников (по рисунку «Я в детском саду»).

Экспериментальной базой  исследования стали две группы старшего дошкольного возраста дошкольного образовательного учреждения.

В исследовании приняло участие  десять детей с диагнозом «задержка психического развития» и десять нормально развивающихся детей. Дети были условно обозначены: экспериментальная группа – дети с ЗПР, контрольная группа – дети НПР.

Возраст детей обеих групп  совпадали (6 – 6,5 лет). Все дошкольники экспериментальной группы имели поставленный медико-педагогическими комиссиями диагноз задержки психического развития. У большинства из них отмечались также разные хронические заболевания.

Исследование проводилось  с каждым ребенком индивидуально  в форме беседы по картинкам и  по вопросам. Дети указывали, в каком  месте картинки они хотели бы находиться, рассказывали, как они вели бы себя в той или иной ситуации. Результаты фиксировались в альбоме с  вербальными и графическими заданиями, а также в протоколе.

Наблюдение за детьми и  беседа с ними во время выполнения экспериментальных заданий показали, что они полностью включались в предлагаемые жизненные ситуации, воспринимая их как реальные. Все  это служило подтверждением того, что использованные методики были адекватны  поставленным задачам.

 

2.2 Описание методик исследования

 

1. Социометрическая  методика

Социально-психологический  тест, разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности  в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам 

симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых  сплоченных образований во главе  с

неформальными лидерами.

Обследованию может подвергнуться  любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая  некоторый опыт взаимодействия и  общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы ты хотел играть?») и негативные («С кем бы ты не хотел играть?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Перед началом опроса - инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить  группе цель исследования, подчеркнуть  важность его результатов для  группы, показать, как нужно выполнять  задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Возможны три основных способа выбора:

1) Количество выборов  ограничивается 3 - 5;

2) разрешается полная  свобода выбора (каждый может  записать столько решений, сколько  пожелает);

3) испытуемый ранжирует  всех членов группы в зависимости  от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов  предпочтительнее первый способ. С  точки зрения надежности и достоверности  полученных результатов - третий, Кроме  того, методом ранжирования удается  снять опасение за отрицательный  выбор.

Остановимся на описании некоторых  из методик, соответствующих возрастным особенностям дошкольников 4—7 лет.

Капитан корабля 

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок  корабля (или игрушечный кораблик) и  задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был  капитаном корабля, кого из  группы ты взял бы себе в  помощники, когда отправился бы  в дальнее путешествие? 

2. Кого пригласил бы  на корабль в качестве гостей?

3. Кого ни за что  не взял бы с собой в плавание?

4. Кто еще остался на  берегу?

Как правило, такие вопросы  не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени  сверстников, с которыми они предпочли  бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных  выборов у сверстников (1-й и 2-й  вопросы), могут считаться популярными  в данной группе. Дети, получившие отрицательные  выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Два домика

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором  нарисованы два домика. Один из них  — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов  этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо  связаны с размещением сверстников  в красном и черном домиках.

Игра  «Секрет»

Исследование  проводится с детьми 6—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую половину дня. Каждого ребенка «по секрету» от остальных воспитатель просит по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки (необходимо заранее подготовить е красочные, сюжетные картинки.

 

Метод вербальных выборов 

Старшие дошкольники (5—7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников  они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку  следующие вопросы:

1. С кем ты хотел  бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2. Кого ты позвал бы  к себе на день рождения, а  кого ни за что не позовешь?

Фамилия, имя, отчество

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

 

 

 

+

+

   

+

       

2

 

 

 
 

+

+

 

+

       

3

 

 

 

+

 

+

       

+

 

4

 

 

 

+

+

           

+

5

 

 

 
         

+

+

+

 

6

 

 

 

+

       

+

 

+

 

7

 

 

 
     

+

+

 

+

+

 

8

 

 

 
     

+

+

+

     

9

 

 

 
     

+

+

+

     

10

 

 

 
       

+

+

+

   

Кол-во выборов (M)

0

4

3

2

3

6

5

2

4

1

Кол-во взаимных выборов 

0

3

2

2

3

3

3

1

3

0

Информация о работе Межличностные отношения дошкольников