Межличностные отношения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:21, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время психология активно изучает особенности личности детей с проблемами в развитии, принципы создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, профилактики социально-психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях современного общества.
Специалисты давно обратили внимание на проблему неуспеваемости отдельной части учащихся начальной школы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
1. Научные подходы к проблеме межличностного общения детей с задержкой
психического развития………………………………………..
1.1. Общение в системе межличностных отношений: понятие,
структура, основные аспекты……………………………………………..
1.2. Современные представления о развитии личности детей с ЗПP …..
1.3. Развитие межличностного общения детей дошкольного возраста ...
1.4. Особенности развития межличностного общения детей с ЗПP…….
2. Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения
детей с задержкой психического развития……………………..
2.1. Цели, задачи и база исследования…………………………………….
2.2. Описание методик исследования…………………………………….
2.3. Результаты исследования……………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Глоссарий……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

межличност отношения дошк диплом.docx

— 1.00 Мб (Скачать файл)



3. С кем ты хотел  бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Обработка данных и интерпретация результатов

На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали  – из списка фамилий группы, расположенных  в алфавитном порядке и сгруппированных  по половому признаку; по горизонтали  – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Таблица 1

Матрица социометрических положительных  выборов 

 

Напротив фамилии каждого  испытуемого заносятся данные о  сделанных им выборах. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие  цифры этих выборов обводятся  кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.

Далее можно вычислить  социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:

C =

M  

n - 1


где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных  выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. таблицу 2).

Таблица 2

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа

Количество полученных выборов 

«Звезды» 

В два раза больше, чем  среднее число полученных выборов  одним испытуемым

«Предпочитаемые» 

В полтора раза больше, чем  среднее число полученных выборов  одним испытуемым

«Принятые» 

 

 

«Непринятые» 

В полтора раза меньше, чем  среднее число полученных выборов  одним испытуемым

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два  раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым


 

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется  по формуле:

 

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:  

Замечено, что, наблюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что ему еще не известно, проходит мимо его внимания. Поэтому  эффективнее оказывается другой, более активный и целенаправленный метод — эксперимент. Психологический эксперимент позволяет целенаправленно вызывать определенные формы поведения. В эксперименте специально создаются и видоизменяются условия, в которых находится ребенок. Специфика эксперимента в детской психологии заключается в том, что экспериментальные условия должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности. Необычные лабораторные условия могут смутить ребенка и вызвать отказ от деятельности. Поэтому эксперимент должен быть приближен к естественным условиям жизни ребенка.

2. Проективная методика Р. Жиля

Для исследования сферы межличностных  отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена  детская проективная методика Рене Жиля.

Цель методики состоит  в изучении социальной приспособленности  ребенка, а также его взаимоотношений  с окружающими

Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных  ситуациях, важных для ребенка и  затрагивающих его отношения  с другими людьми.

Перед началом работы с  методикой ребенку сообщается, что  от него ждут ответов на вопросы  по картинкам. Ребенок рассматривает  рисунки, слушает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место  среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или  иное место в группе. Он может  выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых  заданиях ребенку предлагается выбрать  типичную форму поведения. Таким  образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка  к разным окружающим его людям (к  семейному окружению) и явлениям.

Экспериментатору можно  рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой  можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления  ребенком его выборов, выяснить, может  быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты  в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках..

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого  ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная  методика межличностных отношений  позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно  разделить на две большие группы переменных:

1) Переменные, характеризующие  конкретно-личностные отношения  ребенка: отношение к семейному  окружению.

2) Переменные, характеризующие  самого ребенка и проявляющиеся  в различных отношениях.

Переменные, характеризующие  конкретно-личностные отношения ребенка  с другими людьми:

- отношение к матери;

- отношение к отцу;

 отношение к матери  и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);

- отношение к братьям  и сестрам; 

- отношение к бабушке,  дедушке и другим близким взрослым  родственникам; 

- отношение к другу  (подруге);

- отношение к учителю  (воспитателю).

Переменные, характеризующие  особенности самого ребенка:

- любознательность;

- стремление к общению  в больших группах детей; 

- стремление к доминированию,  лидерству в группах детей; 

- конфликтность, агрессивность; 

- реакция на фрустрацию;

- стремление к уединению. 

Отношение к определенному  лицу выражается количеством выборов  данного лица, исходя из максимального  числа заданий, направленных на выявление  соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести  к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.

Проведите тестирование, а  затем обратитесь к ключу (таблица 3) для оценки полученных результатов.

Таблица 3

Ключ

№ 
шкалы

Значение шкал

Номера заданий

Общее 
количество 
заданий

1

Отношение к матери

1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

20

2

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

20

3

Отношение к матери и отцу как родительской чете

1-4, 6-8, 14, 17, 19

10

4

Отношение к братьям и  сестрам 

1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42

20

5

Отношение к бабушке и  дедушке 

1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

15

6

Отношение к другу (подруге)

1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40

20

7

Отношение к учителю (авторитетному  взрослому)

1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40

15

8

Любознательность 

5, 22-24, 26, 28-32

10

9

Лидерство

20-22, 39

4

10

Общительность

16, 22-24

4

11

Закрытость, отгороженность

9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42

15

12

Социальная адекватность поведения 

9, 25, 28, 32-38

10


 

Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития - и более старшего возраста.

Начиная с 4 лет можно использовать эту методику для определения  того, с кем ребенок стремится  общаться, как он относится к своим  сверстникам. Методика позволяет выявить  следующие данные:

- чье общество — сверстников  или взрослых — ребенок

- предпочитает;

- наличие внутрисемейных  конфликтов;

- стиль поведения ребенка  в конфликтных ситуациях.

Для проведения методики необходимы картинки с изображением различных  ситуаций из детской жизни (Приложение 2).

Ребенку одна за одной предлагаются картинки, по поводу каждой из которых взрослый задает вопросы.

1. Ты на прогулке за  городом. Покажи: где находишься  ты?

2. Размести на этом  рисунке себя и еще нескольких  человек. Скажи: что это за  люди?

3. Тебе и некоторым  другим дали подарки. Кто-то  один получил подарок гораздо  лучше, чем у других. Кого бы  ты хотел видеть на его месте?

4. Твои друзья идут  на прогулку. Где находишься ты?

5. С кем ты больше  всего любишь играть?

6. Вот твои товарищи. Они  ссорятся и, по-моему, даже дерутся.  Покажи, где находишься ты. Расскажи, что произошло.

7. Товарищ взял твою  игрушку без разрешения. Что ты  будешь делать: плакать, жаловаться, кричать, постараешься отобрать, начнешь бить?

Ситуации (1—2) помогают выяснить отношения, с какими людьми ребенок  предпочитает поддерживать. Если он называет только взрослых, это означает, что  он испытывает трудности в контактах  со сверстниками или сильную привязанность  к значимым взрослым. Отсутствие же на рисунке родителей может означать отсутствие эмоционального контакта с  ними.

Ситуации (3—7) определяют отношения  ребенка с другими детьми. Выясняется, есть ли у ребенка близкие друзья, кто получает вместе с ним подарки (3), находится рядом на прогулке (4), с кем малыш предпочитает играть (5).

Ситуации (6—7) определяют стиль  поведения ребенка в конфликтных  ситуациях и его умение решать их.

Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

 

Назначение теста 

Тест оценивает внутреннее отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся  у ребенка с окружающими людьми. Определение уровня тревожности ребенка.

Описание теста 

Тест оценивает тревожность  ребенка в типичных для него жизненных  ситуациях, где соответствующее  качество личности проявляется в  наибольшей степени. При этом сама тревожность  рассматривается как черта личности, функция которой состоит в  обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая  вместе с тем имеет отрицательные  следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность  сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что  существенно препятствует стремлению к достижению успехов. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптации ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство.

Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой  некоторую типичную для жизни  младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки показывают ребенку  в строго перечисленном порядке  один за другим. Беседа проходит в отдельной  комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция к тесту

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
  10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Информация о работе Межличностные отношения дошкольников