Межличностные отношения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:21, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время психология активно изучает особенности личности детей с проблемами в развитии, принципы создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, профилактики социально-психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях современного общества.
Специалисты давно обратили внимание на проблему неуспеваемости отдельной части учащихся начальной школы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
1. Научные подходы к проблеме межличностного общения детей с задержкой
психического развития………………………………………..
1.1. Общение в системе межличностных отношений: понятие,
структура, основные аспекты……………………………………………..
1.2. Современные представления о развитии личности детей с ЗПP …..
1.3. Развитие межличностного общения детей дошкольного возраста ...
1.4. Особенности развития межличностного общения детей с ЗПP…….
2. Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения
детей с задержкой психического развития……………………..
2.1. Цели, задачи и база исследования…………………………………….
2.2. Описание методик исследования…………………………………….
2.3. Результаты исследования……………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Глоссарий……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

межличност отношения дошк диплом.docx

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка  можно зафиксировать в специальном  протоколе.

Анализ результатов  теста 

Количественный анализ

На основании данных протокола  вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

  • высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
  • средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
  • низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка  анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера  эмоционального опыта ребенка в  данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением  обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный  эмоциональный выбор, вероятнее  всего будут обладать наивысшим  индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Детский рисунок. Психологический тест

С помощью детского рисунка  можно лучше понять ребенка, окунуться  в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего  мира. По рисункам ребенка можно  определить его отношение к семье, к каждому из близких, к детскому саду, узнать о беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности, о чем мечтает малыш.

На сегодняшний день существует ряд серьезных диагностических  методик и тестов, базирующихся на изучении рисунков. Провести глубокий анализ детского рисунка, определить полную картину психологического состояния  и развития ребенка, конечно, может  только специалист. Но основы рисуночных методик довольно просты, и самостоятельно проанализировать детские рисунки  могут сами родители, воспитатели  и педагоги.          Я полностью разделяю мнение специалистов, которые считают рисунок самым  достоверным источником информации о внутреннем мире ребенка.

Самый популярный тест «Рисунок семьи» (для маленького ребенка окружающий мир – это, прежде всего, семья), как и большинство других методик, можно проводить с ребенком старше 3-4 лет, который уже рисует «осознанно». Когда ребенок рисует человека уже не в виде «головоногих» (шарик с ручками и ножками), а отдельно изображает туловище и голову.

Важно для проведения теста:

1. Для рисования лучше  всего предложить ребенку карандаши,  которые позволяют при анализе  рисунка учесть линии, силу  нажима и штриховку. Для сюжетного  анализа и анализа цветовой  гаммы можно рисовать красками.

2. Предложите ребенку  порисовать в обычный день, когда  у ребенка «ровное» настроение. То есть не стоит тестировать  ребенка, если он эмоционально перевозбужден, например, после праздничного дня или после посещения поликлиники, или если в семье произошла конфликтная ситуация. Такой рисунок может отражать ситуативное эмоциональное состояние.

3. Не стоит делать выводов  по одному рисунку и отдельному  элементу, не связанному с другими  элементами на рисунке. Каким  бы информативным ни казался  рисунок, тестирование желательно  повторить два-три раза с разницей  в 1-2 недели. Определенные выводы  можно делать, если настораживающие  вас элементы рисунка – это  стиль рисования ребенка.

 Например, папа уехал  в командировку и ребенок на  рисунке семьи не нарисовал  его. В этом случае естественно,  что ребенку не хватает папы. И не стоит делать вывод  о каких-то проблемах в отношениях, если обычно папа всегда присутствует  на рисунках.

4. Во время рисования  взрослый должен присутствовать, но, не вмешиваться в процесс  рисования: не предлагать что-то  или кого-то нарисовать, не задавать  вопросы и не комментировать  детский рисунок. Взрослый нужен  для того, чтобы наблюдать за  процессом создания картинки, чтобы  увидеть, кого и что ребенок  нарисовал сначала, в каком  порядке, обратить внимание, если  какие-то элементы не уместились, почему. Например, самые маленькие  детки, если им предложить нарисовать  свободный рисунок начинают рисовать  маму, но потом могут начать  рисовать всю семью и себя. В этом случае мама получается  большая, а все остальные члены  семьи значительно меньше. Конечно,  для 3х летнего ребенка мама  зачастую самый главный человек,  но в этой ситуации большое  значение имеет неумение соблюсти  пропорции, и другие возрастные  особенности.

5. После того, как ребенок  закончил рисовать, попросите рассказать, что нарисовано на картинке  и кто есть кто. Ребенок может  дать логичное объяснение многим  непонятным или настораживающим  деталям рисунка.

Что не стоит делать:

1. Не стоит анализировать  «шаблонные» рисунки: выполненные  на детских занятиях и уроках  рисования, картинки, срисованные  с книжек и других образцов.

2. Не стоит пытаться  интерпретировать непонятные для  взрослых элементы, чтобы избежать  ложных выводов.

3. Не стоит «расшифровывать»  и обсуждать рисунки при ребенке,  делать ему замечания при анализе  выводов и задавать ребенку  вопросы «почему ты так нарисовал?».

Дети старше 5 лет уже  могут схематично представлять свои рисунки и рисовать с натуры.

Интерпретация рисунков

Цветовая гамма рисунка

Первые домашние тестирования по цветовому решению рисунков можно  провести ближе к 3 годам, когда ребенок  начинает старательно выбирать цвета  для своих рисунков. С помощью  цвета можно охарактеризовать эмоциональное  состояние ребенка. Предложите ребенку  нарисовать любую красивую картинку и дайте максимально большое  количество карандашей или красок, чтобы ребенку было из чего выбирать.

Теплые тона: желтый, оранжевый, розовый, и спокойные холодные цвета: зеленый, синий и голубой, считаются  цветами положительного эмоционального настроения и часто преобладают  в детских рисунках. Если ребенок  часто рисует красным цветом и  закрашивает им большие участки  рисунка – это может свидетельствовать  об эмоциональном перенапряжении и  даже рассматриваться как символ агрессии. Но руководствоваться этим одним признаком не стоит. У каждого  ребенка свои любимые цвета. Подвижные  и эмоциональные дети любят яркие  краски, например ярко-малиновый.

Часто присутствие на рисунках насыщенного фиолетового цвета  в большом количестве свидетельствует  о каком-то напряжении, которое испытывает автор, и должно насторожить родителей.

Темные и бледные цвета, а также серый и черный часто  выбирают скромные, тихие «серьезные»  дети, поэтому не стоит сразу пугаться такого цветового выбора ребенка. Однако если черный цвет значительно преобладает  в рисунках, ребенок рисует жирными  линиями в сочетании с сильным  нажимом, на рисунках присутствуют элементы, часто заштрихованные черным цветом, то нужно обратиться к детскому психологу. Эти признаки свидетельствуют о  подавленности и тревоге, которые  испытывает ребенок.

В возрасте 3-4х лет яркие  цвета дети используют для всего  «красивого» - разукрашивают им любимых  людей. Темные наоборот используются для  рисования того, что меньше всего  заслуживает внимание ребенка.

Анализируем детали: расположение предметов и силуэтов на листе, их размер и другие элементы.

Лист бумаги сравнивается с миром ребенка. Большинство  детей старается рисунком занять как можно больше места на листе  – это хорошо и нормально, так  как ребенок чувствует себя «центром»  своего мира. Если ребенок изображает мелкие рисунки, оставляя значительную часть листа пустой – это свидетельствует  о заниженной самооценке. Такой ребенок может ощущать себя очень слабым, например, из-за того, что кто-то из взрослых очень строг с ним.

Солнце, цветы, птицы –  светлые положительные элементы рисунка, свидетельствующие о душевном покое и позитивном эмоциональном  настрое.

Большое количество мелких деталей на рисунке может свидетельствовать  о том, что ребенок скрывает свои эмоции и многое держит в себе, о  важности для ребенка соблюдать  установленные правила и порядок.

Закрытые шкафы, закрытые замки и другие закрытые элементы рисунка рассматриваются психологами, как секреты и запреты к  которым ребенок не допускается.

Фигуры и предметы, которые  нарисованы крупнее других – это  наиболее значимые в понимании ребенка  люди и предметы, но не обязательно  любимые. Так, на рисунки семьи мама, папа или бабушка может быть значительно  больше других членов семьи, а также  на рисунке может присутствовать большой автомобиль или телевизор.

Существует также закономерность восприятия важности человека и предмета и расположениях их на рисунке  в вертикальной плоскости. Так, если ребенок рисует себя ниже всех членов семьи, значит он считает, что его мнение никому не важно. Например, мама и телевизор, нарисованные выше других элементов рисунка говорит об их авторитете.

Самых близких и дорогих  для себя людей ребенок рисует рядом с собой, хорошо, если руки людей протянуты друг другу и  соприкасаются – это означает сплоченность и дружбу.

Ребенок рисует людей так, как воспринимает их, если он считает  людей близкими друг другу, он располагает  их на рисунке рядом. Например, мальчик  может нарисовать сестер рядом друг с другом, а себя на другой стороне  листа. Удаленность фигур свидетельствует  о разобщенности, отсутствии психологического контакта.

Любимых людей ребенок  часто рисует таким же цветом, как  и себя, их одежда может выделяться наличием мелких деталей – украшений, то есть быть красивее, чем у других.

Если на рисунке изображены вымышленные персонажи, нужно расспросить  ребенка о них подробнее - ребенок  в чем-то чувствует себя обделенным. С помощью них можно узнать чего ребенку не хватает в реальной жизни.

Анализируя детский рисунок  нужно внимательно рассмотреть  части тела рисованных персонажей.

Глаза – очень важный элемент фигур. Глаза выражают печаль, с помощью глаз люди плачут. Поэтому, если малыш постоянно рисует людей с большим глазами, то это, скорее всего, свидетельствует о внутренних тревогах и страхах. Взрослые как бы должны заметить эти большие глаза и защитить ребенка. Когда ребенок рисует с большими глазами только определенного человека – это означает, что, по мнению ребенка, он нуждается в помощи.

Губы выражают настроение персонажей: улыбку, грусть. Если герои  рисунков: сам ребенок, родители, друзья – улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка. Если у нарисованного персонажа  сильно выделен рот или вокруг рта нарисованы множественные линии  – признак того, что этого человека ребенок воспринимает как словесного агрессора, такой человек не обязательно  много говорит, он может, например, делать колкие замечания.

А если взрослый часто ругает ребенка, он может оказаться на рисунке  вообще безо рта. Отсутствие любой части  тела, если она есть у других персонажей, должна насторожить.

Голова для детей это  символ ума, самые умные герои  рисунков изображаются с большой  головой.

Уши не всегда рисуется дошкольниками, поэтому отсутствие ушей у всех персонажей ни стоит никак рассматривать. Ушами  люди слушают мнение других людей  о себе. Поэтому, если у всех фигур  есть уши, а у одного персонажа  нет – он может не слушать критику  о себе. Персонажи с очень большими ушами – должны больше слушать  мнение окружающих.

Округлые фигуры людей, расставленные  в разные стороны руки и ноги –  это типичные рисунки малышей. Если ребенок рисует угловатые или  вытянутые рисунки с прижатыми  или спрятанными руками и ногами – это может указывать на скрытность и замкнутость, на то что ребенку не с кем поделиться и он скрывает в себе чувства.

Руки – это символ общения, ими люди держаться, и взаимодействуют  с окружающими. Хороший признак, когда нарисованные фигуры протягивают  друг другу руки и соприкасаются. Это означает, что ребенок воспринимает отношения дружественными. Иные изображение  указывают на отсутствие сплоченности и взаимодействия.

 Маленькие, короткие, спрятанные ручки – символ  слабости – «ничего не могу  сделать, ничего не могу изменить  в этом мире». Замкнутые необщительные  дети могут нарисовать себе  такие руки.

Информация о работе Межличностные отношения дошкольников