Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:21, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время психология активно изучает особенности личности детей с проблемами в развитии, принципы создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, профилактики социально-психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях современного общества.
Специалисты давно обратили внимание на проблему неуспеваемости отдельной части учащихся начальной школы.
Введение…………………………………………………………………….
1. Научные подходы к проблеме межличностного общения детей с задержкой
психического развития………………………………………..
1.1. Общение в системе межличностных отношений: понятие,
структура, основные аспекты……………………………………………..
1.2. Современные представления о развитии личности детей с ЗПP …..
1.3. Развитие межличностного общения детей дошкольного возраста ...
1.4. Особенности развития межличностного общения детей с ЗПP…….
2. Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения
детей с задержкой психического развития……………………..
2.1. Цели, задачи и база исследования…………………………………….
2.2. Описание методик исследования…………………………………….
2.3. Результаты исследования……………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Глоссарий……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………
Таблица 5
Социометрическая матрица. Контрольная группа
№ |
Фамилия, имя, отчество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Владислав А. |
|
+ |
+ |
+ |
||||||
2 |
Максим В. |
|
|||||||||
3 |
Павел С. |
|
+ |
||||||||
4 |
Максим Ф. |
|
+ | ||||||||
5 |
Кирилл К. |
|
|||||||||
6 |
Ваня С. |
|
|||||||||
7 |
Сергей С. |
|
|||||||||
8 |
Антон О. |
|
+ |
+ |
|||||||
9 |
Федя В. |
|
+ |
||||||||
10 |
Дима Я. |
|
+ |
+ |
+ |
||||||
Кол-во выборов (M) |
0 |
4 |
3 |
2 |
3 |
6 |
5 |
2 |
4 |
1 | |
Кол-во взаимных выборов |
0 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
0 | |
Социометрический статус (C) |
0 |
0,44 |
0,33 |
0,22 |
0,33 |
0,66 |
0,55 |
0,22 |
0,44 |
0,11 |
Подсчитывается социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. таблицу 6).
Данные заносятся в таблицу.
Таблица 6
Статусные группы
Статусная группа |
Количество полученных выборов |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
«Звезды» |
В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
нет |
Ваня С. |
«Предпочитаемые» |
В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
Виоллета А |
Сергей С. |
«Принятые» |
|
Костя Ш Ангел Д Гена Ч. Аня Л. Юля Л. Настя Я |
Федя В. Кирилл К. Павел С. Максим В. Максим Ф. Антон О |
«Непринятые» |
В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
нет | |
«Отвергнутые» |
Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым |
Игорь М. Саша К. Витя К. |
Владислав А. Дима Я. |
Среднее число
полученных выборов одним испытуемым
вычисляется по формуле:
Для экспериментальной и контрольной группы К = 30:10=3.
Определение уровня благополучия взаимоотношений в группе.
1. Уровень благополучия взаимоотношений в группе определяется следующим образом: необходимо соотнести число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—III), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (IV-V).
УБВ высокий при I + II + III >IV+V; т.е. большинство детей находятся в благоприятных статусных категориях;
средний при I +III = IV + V; когда наблюдается одинаковое соотношение категорий;
низкий - при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.
Вывод:
1.Исходя из обработанных
данных, уровень благополучия
2. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV и V статусной категории
(он не должен превышать 15 - 20%).
Обследовано 10 детей - 100 %
В экспериментальной группе в IV и V статусной категории 3 ребенка, т.е. индекс изолированности составляет 30 %.
В контрольной группе в IV и V статусной категории 2 ребенка, т.е.
индекс изолированности составляет 20 %.
3. Одним из показателей
благополучия складывающихся отношений
является коэффициент взаимности выборов.
Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности.
Коэффициент взаимности (KB) вычисляется
по формуле:
В экспериментальной группе КВ= (10 : 30)х100%=30%. Данный показатель свидетельствует о низком уровне взаимных выборов.
В контрольной группе КВ= (20 : 30)х100%=66,7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
Нормативные показатели:
1.Низкий уровень – коэффициент удовлетворенности - 33 % и ниже.
2.Средний уровень - коэффициент удовлетворенности - 34 –49 %
3.Высокий уровень - коэффициент удовлетворенности - 50 – 65 %
4. Сверхвысокий уровень - коэффициент удовлетворенности - 66 % и выше
Результаты социометрического
исследования состояния межличностных
взаимоотношений в группе дошкольников
с ЗПР в сравнении с группой
нормально развивающихся
Сравнительные результаты исследования дошкольников с помощью визуально-вербальной методики Р. Жиля - (в начале и в конце периода занятий в группе)
В таблицах 1 и 2 отражены основные
представляющие интерес для исследователя
параметры межличностных
В столбцах таблицы 7 и таблицы 8 и отражено количество правильно выполненных заданий каждым отдельным ребенком и средний балл.
Анализ результатов, показывает,
что эмоциональные отношения
с людьми ближайшего окружения чрезвычайно
важны, как для нормально
Таблица 7
Объект отношения |
Модальность отношения участников | ||||||||||
Дети без нарушений развития | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ср. балл | |
Родители |
-10 |
+6 |
+7 |
+3 |
+7 |
+8 |
+6 |
+10 |
+10 |
+8 |
5,5 |
Друг (сверстник) |
+4 |
+8 |
+19 |
+20 |
+20 |
+12 |
+8 |
+8 |
+20 |
+18 |
13,7 |
воспитатель |
+4 |
+9 |
+9 |
+11 |
+13 |
+11 |
+9 |
+9 |
+13 |
+15 |
10,3 |
Я |
+1 |
+3 |
+2 |
+2 |
+4 |
+4 |
+2 |
+3 |
+4 |
+4 |
2,9 |
Общительность |
+2 |
+1 |
+2 |
+1 |
+3 |
+4 |
+1 |
+1 |
+4 |
+3 |
2,2 |
Закрытость |
-1 |
-9 |
-9 |
-14 |
-16 |
-9 |
-9 |
-9 |
-1 |
-1 |
<span class="Normal_0020Table__Char" style=" font |