Межличностные отношения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:21, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время психология активно изучает особенности личности детей с проблемами в развитии, принципы создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, профилактики социально-психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях современного общества.
Специалисты давно обратили внимание на проблему неуспеваемости отдельной части учащихся начальной школы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
1. Научные подходы к проблеме межличностного общения детей с задержкой
психического развития………………………………………..
1.1. Общение в системе межличностных отношений: понятие,
структура, основные аспекты……………………………………………..
1.2. Современные представления о развитии личности детей с ЗПP …..
1.3. Развитие межличностного общения детей дошкольного возраста ...
1.4. Особенности развития межличностного общения детей с ЗПP…….
2. Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения
детей с задержкой психического развития……………………..
2.1. Цели, задачи и база исследования…………………………………….
2.2. Описание методик исследования…………………………………….
2.3. Результаты исследования……………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Глоссарий……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

межличност отношения дошк диплом.docx

— 1.00 Мб (Скачать файл)



Таблица 5

Социометрическая  матрица. Контрольная группа

Фамилия, имя, отчество

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Владислав А.

 

 

+

+

   

+

       

2

Максим В.

 

 
 

+

+

 

+

       

3

Павел С.

 

 

+

 

+

       

+

 

4

Максим Ф.

 

 

+

+

           

+

5

Кирилл К.

 

 
         

+

+

+

 

6

Ваня С.

 

 

+

       

+

 

+

 

7

Сергей С.

 

 
     

+

+

 

+

+

 

8

Антон О.

 

 
     

+

+

+

     

9

Федя В.

 

 
     

+

+

+

     

10

Дима Я.

 

 
     

+

+

+

   

Кол-во выборов (M)

0

4

3

2

3

6

5

2

4

1

Кол-во взаимных выборов 

0

3

2

2

3

3

3

1

3

0

Социометрический статус (C)

0

0,44

0,33

0,22

0,33

0,66

0,55

0,22

0,44

0,11




Подсчитывается социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:

   
 

где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных  выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. таблицу 6).

Данные заносятся  в таблицу.

Таблица 6

Статусные группы

Статусная группа

Количество полученных выборов 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

«Звезды» 

В два раза больше, чем  среднее число полученных выборов  одним испытуемым

нет

Ваня С.

«Предпочитаемые» 

В полтора раза больше, чем  среднее число полученных выборов  одним испытуемым

Виоллета А

Сергей С.

«Принятые» 

 

 

Костя Ш

Ангел Д

Гена Ч.

Аня Л.

Юля Л.

Настя Я

Федя В.

Кирилл К.

Павел С.

Максим В.

Максим Ф.

Антон О

«Непринятые» 

В полтора раза меньше, чем  среднее число полученных выборов  одним испытуемым

 

нет

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два  раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Игорь М.

Саша К.

Витя К.

Владислав А.

Дима Я.




 

Среднее число  полученных выборов одним испытуемым вычисляется по формуле: 

Для экспериментальной и контрольной  группы К = 30:10=3.

 

Определение уровня благополучия взаимоотношений в  группе.

1. Уровень благополучия  взаимоотношений в группе определяется следующим образом: необходимо соотнести  число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—III), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (IV-V).

УБВ высокий при I + II + III >IV+V; т.е. большинство детей находятся  в благоприятных статусных категориях;

средний при I +III = IV + V; когда наблюдается одинаковое соотношение категорий;

низкий -  при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.

Вывод:

1.Исходя из обработанных  данных, уровень благополучия взаимоотношений  в экспериментальной и контрольной группе можно считать высоким, так как большинство детей (70% и 80 % - соответственно) находятся в благоприятных статусных категориях.

2. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV и V статусной категории

(он не должен  превышать 15 - 20%).

Обследовано 10 детей - 100 %

В  экспериментальной группе в IV и V статусной категории 3 ребенка, т.е. индекс изолированности составляет 30 %.

 В контрольной группе в   IV и V статусной категории 2 ребенка, т.е.

индекс изолированности составляет 20 %.

3. Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:  

В экспериментальной  группе КВ= (10 : 30)х100%=30%. Данный показатель свидетельствует о низком уровне взаимных выборов.

 

В контрольной  группе КВ= (20 : 30)х100%=66,7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.

Нормативные показатели:

1.Низкий уровень – коэффициент удовлетворенности -  33 % и ниже.

2.Средний уровень - коэффициент удовлетворенности -  34 –49 %

3.Высокий уровень - коэффициент удовлетворенности - 50 – 65 %

4. Сверхвысокий уровень - коэффициент удовлетворенности  - 66 % и выше

 

Результаты социометрического  исследования состояния межличностных  взаимоотношений в группе дошкольников с ЗПР в сравнении с группой  нормально развивающихся сверстников  показали в целом менее благоприятную социальную ситуацию. В частности, анализ результатов социометрического исследования показал довольно низкий уровень благополучия межличностных отношений. Значительное число детей (30%) оказалось в неблагоприятных статусных группах «изолированных», «непринятых». Низким оказался также взаимный выбор детьми друг друга. Не было в социометрической структуре их группы и так называемых «звезд».

 

Сравнительные результаты исследования дошкольников с помощью визуально-вербальной методики Р.  Жиля - (в начале и в конце периода занятий в группе)

В таблицах 1 и 2 отражены основные представляющие интерес для исследователя  параметры межличностных взаимоотношении  взрослого и дошкольника без нарушений и с нарушениями развития соответственно. Объектами межличностных отношений выступили: родители, сверстники, педагога так же отношение ребенка к самому себе (позиция «Я») и такие личностные характеристики, как общительность, закрытость и рефлексия, (строки таблиц).

В столбцах таблицы 7 и таблицы 8 и отражено количество правильно выполненных заданий каждым отдельным ребенком и средний балл.

Анализ результатов, показывает, что эмоциональные отношения  с людьми ближайшего окружения чрезвычайно  важны, как для нормально развивающихся  дошкольников, так и дошкольников с задержкой психического развития.

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

 

Объект отношения

Модальность отношения участников

 

Дети без нарушений  развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ср. балл

Родители

-10

+6

+7

+3

+7

+8

+6

+10

+10

+8

5,5

Друг (сверстник)

+4

+8

+19

+20

+20

+12

+8

+8

+20

+18

13,7

воспитатель

+4

+9

+9

+11

+13

+11

+9

+9

+13

+15

10,3

Я

+1

+3

+2

+2

+4

+4

+2

+3

+4

+4

2,9

Общительность

+2

+1

+2

+1

+3

+4

+1

+1

+4

+3

2,2

Закрытость

-1

-9

-9

-14

-16

-9

-9

-9

-1

-1

<span class="Normal_0020Table__Char" style=" font



Информация о работе Межличностные отношения дошкольников