Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 04:05, дипломная работа
Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей развития образного мышления детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретический аспект развития мышления младших школьников.
1.1 Проблема мышления и его формирование в младшем школьном возрасте
1.2 Особенности развития образного мышления младших школьников
1.3 Возможности развития образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства
Вывод по 1 главе
ГЛАВА 2. Опыт
2.1. Обзор методик по проблеме изучения
2.2. Задания, упражнения, игры способствующие развитию мышления
2.3.
Вывод по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРЧТВЕННОЕ БРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БУРЯТСКОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломная работа
Выполнил (а): студент (ка)
IV курса 143 группа
Научный руководитель:
Зав. кафедрой:
Улан-Удэ 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретический аспект развития мышления младших школьников.
Вывод по 1 главе
ГЛАВА 2. Опыт
2.1. Обзор методик по проблеме изучения
2.2. Задания, упражнения, игры
способствующие развитию
2.3.
Вывод по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Увлечение компьютерными играми, комиксами, видео и телеинформацией способствует стандартизации мышления детей, приводит к объединению их собственной фантазии. Анализ педагогической практики, показывает, что в последнее время в рисунках детей появляются тревожные сигналы, проявляющиеся в том, что все чаще встречаются «образы зла», выбираемые как любимые детьми, проявлениями ранней эротизации, жестокости, агрессии в детских рисунках.
Детские рисунки часто выполнены на основе имеющихся представлений, то есть образов ранее воспринятых предметов и явлений, взятых в различных комбинациях. При этом, если восприятие младшего школьника, при отсутствии определенной педагогической направленности, может быть схематичным и фрагментарным, то такими остаются и его представления.
На развитие представлений ребенка особое воздействие оказывает воображение, развиваемое художественным творчеством. Художественное воображение является главным компонентом образного мышления. Воображение имеет универсальную, общечеловеческую ценность как компонент любой творческой деятельности и творческого отношения к жизни, в чем бы они ни проявлялись. Развитое воображение необходимо человеку, так как лишенный воображения, он всегда становится в тупик перед новым, не может постичь его сущности и подходит к нему с шаблонными, стереотипными представлениями.
Развитие образного мышления, изучение методов совершенствования изобразительной деятельности младших школьников имеет социальное, педагогическое, психологическое значение. Однако, недостаточный учет и адаптированность к постоянно изменяющимся современным условиям, снижает эффективность применяемых на практике методических систем. Для решения поставленных перед предметом изобразительное искусство задач по развитию творческих способностей младших школьников, требуется проведение дополнительных исследований по разработке и экспериментальной проверки методической системы, способствующей эффективному развитию образного мышления учащихся и учитывающей положительные и отрицательные результаты применения на практике других методических систем.
Проблема:
Цель данной работы: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей развития образного мышления детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: мышление детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: процесс развития образного мышления младшего школьника на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза: Процесс совершенствования изобразительной деятельности младшего школьника, развития образного мышления будет идти эффективнее если:
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-
2. Изучить возрастные и индивидуальные особенности проявления и возможности развития образного мышления младших школьников в процессе обучения их изобразительной деятельности.
3. Разработать диагностическую программу исследования.
4. Разработать развивающую программу.
5. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной программы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ
психолого-педагогической
2. Эмпирические: эксперимент в единстве его этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методологическая основа
Практическая значимость
База исследования: МБОУ СОШ №26, 3-А класс.
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Для человека свойственен высший познавательный процесс, название которому – мышление. Мышление — это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. В житейской практике мышление может ассоциироваться со здравым смыслом, интуицией… В действительности, оно не имеет ничего общего ни с тем, ни с другим. Оно представляет собой способность учиться, решать поставленную задачу. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Оно порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Мышление — это особого
рода теоретическая и практическая
деятельность, предполагающая систему
включенных в нее действий и операций
ориентировочно-
Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Рис. 1 основные виды мышления.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов. [4, с 120]
Информация о работе Образное мышление младших школьников на уроках изобразительного искусства