Образное мышление младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 04:05, дипломная работа

Описание работы

Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей развития образного мышления детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретический аспект развития мышления младших школьников.
1.1 Проблема мышления и его формирование в младшем школьном возрасте
1.2 Особенности развития образного мышления младших школьников
1.3 Возможности развития образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства
Вывод по 1 главе
ГЛАВА 2. Опыт
2.1. Обзор методик по проблеме изучения
2.2. Задания, упражнения, игры способствующие развитию мышления
2.3.
Вывод по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 259.38 Кб (Скачать файл)

Цель этой переработки  — определить следствия предыдущей активности, которые являются устойчивыми. Так, например, имеются системы, которые управляют записью предыдущих событий, разделением этой записи на потенциально устойчивые, согласующиеся друг с другом части и определением этой согласованности от элемента к элементу.

Как только подобная согласованная  последовательность замечена, в действие вступает другая система — та, которая порождает новую.

Формируется система более  высокого уровня, включающая в себя предыдущие в качестве элементов или частей.

И так далее. Так можно  представить себе, к примеру, формирование логических структур.

До сих пор мы рассматривали  естественные пути индивидуального  развития мышления. Данные, полученные за последние годы на стыке общей и социальной психологии, показывают, что формирование мышления можно стимулировать групповыми видами интеллектуальной работы. Было замечено, что коллективная деятельность по решению задач способствует усилению познавательных функций людей, в частности улучшению их восприятия и памяти. Аналогичные поиски в области психологии мышления привели ученых к выводу о том, что в некоторых случаях, за исключением только, пожалуй, сложной индивидуальной творческой работы, групповая умственная работа может способствовать развитию индивидуального интеллекта. Было установлено, например, что коллективная работа помогает генерированию и критическому отбору творческих идей.

Одна из методик организации  и стимулирования групповой творческой интеллектуальной деятельности получила название «брейнсторминг» (буквально «мозговой штурм»). Его проведение основано на следующих принципах:

Для решения некоторого класса интеллектуальных задач, для которых  трудно отыскать оптимальное решение, работая над ними индивидуально, создается специальная группа людей, между которыми особым образом организуется взаимодействие, рассчитанное на получение  «группового эффекта» — весомой  прибавки в качестве и скорости принятия нужного решения по сравнению  с индивидуальным его поиском.

В подобную рабочую группу включаются люди, которые отличаются друг от друга по психологическим  качествам, в совокупности необходимым  для нахождения оптимального решения (один, например, больше склонен высказывать  идеи, а другой — их критиковать; один обладает быстрой реакцией, но не в состоянии тщательно взвесить ее последствия, другой, напротив, реагирует медленно, но зато тщательно продумывает каждый свой шаг; один стремится к риску, другой склонен к осторожности и т.д.).

В созданной группе за счет введения специальных норм и правил взаимодействия создается такая атмосфера, которая стимулирует совместную творческую работу. Поощряется высказывание любой идеи, какой бы странной на первый взгляд она ни казалась. Допускается только критика идей, а не высказавших их людей. Все активно помогают друг другу в работе, особенно высоко оценивается оказание творческой помощи партнеру по группе.

В условиях так организованной групповой творческой работы человек  средних интеллектуальных способностей начинает высказывать почти в  два раза больше интересных идей, чем  в том случае, когда он думает над решением задачи один.

Индивидуальная и групповая  работа чередуются друг с другом. На одних этапах поиска решения задачи все думают вместе, на других — каждый размышляет в отдельности, на следующем  этапе все снова работают вместе и т.д.

Описанная техника стимулирования индивидуального мышления была создана и использовалась до сих пор в основном при работе со взрослыми. Однако нам думается, что она была бы весьма полезной и для развития мышления у детей, а главное — для сплочения детского коллектива и формирования у детей разного возраста необходимых в современной жизни умений и навыков межличностного общения и взаимодействия.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Исследование особенностей мышления младших школьников

Методика «Тип мышления»

Описание методики

Диагностика типа мышления респондента. Тип мышления - индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.

Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися в отечественной психологии классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словестно-логическое, наглядно-образное).

Независимо от типа мышления человек может характеризоваться  определённым уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображается преобладающие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей индивидуальной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Процедура проведения

1. Мне легче что-либо  сделать самому, чем объяснить  другому.

2. Мне интересно составлять  компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Даже в отлаженном  деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если  мне объясняют на предметах  или рисунках.

7. Я люблю играть в  шахматы.

8. Я легко излагаю свои  мысли как в устной, так и  в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу,  я четко вижу ее героев и  описываемые события.

10. Я предпочитаю самостоятельно  планировать свою работу.

11. Мне нравится все  делать своими руками.

12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки  с друзьями.

13. Я придаю большое  значение сказанному слову.

14. Знакомые мелодии вызывают  у меня в голове определенные  картины.

15. Разнообразные увлечения  делают жизнь человека богаче  и ярче.

16. При решении задачи  мне легче идти методом проб  и ошибок.

17. Мне интересно разбираться  в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа  ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить  предмет или животное, которых нет в природе.

20. Мне больше нравится  процесс деятельности, чем сам  результат.

21. Мне нравилось в детстве  собирать конструктор из деталей,  лего.

22. Я предпочитаю точные  науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность  и глубина некоторых стихов.

24. Знакомый запах вызывает  в моей памяти прошлые события.

25. Я не хотел (а) бы  подчинять свою жизнь определенной  системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту  математических формул.

28. Мне легко говорить  перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать  выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже  в том, что для других очевидно.

31. Я люблю заниматься  рукоделием, что-то мастерить.

32. Мне интересно было  бы расшифровать древние тексты.

33. Я легко усваиваю  грамматические конструкции языка.

34. Красота для меня  важнее, чем польза.

35. Не люблю ходить одним  и тем же путем.

36. Истинно только то, что  можно потрогать руками.

37. Я легко запоминаю  формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать,  когда я им что-то рассказываю.

39. Я легко могу представить  в образах содержание рассказа  или фильма.

40. Я не могу успокоиться,  пока не доведу свою работу  до совершенства.

 

Инструкция

У каждого человека преобладает  определённый тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке «+», если нет «-».

Информация о работе Образное мышление младших школьников на уроках изобразительного искусства