Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 04:05, дипломная работа
Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей развития образного мышления детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретический аспект развития мышления младших школьников.
1.1 Проблема мышления и его формирование в младшем школьном возрасте
1.2 Особенности развития образного мышления младших школьников
1.3 Возможности развития образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства
Вывод по 1 главе
ГЛАВА 2. Опыт
2.1. Обзор методик по проблеме изучения
2.2. Задания, упражнения, игры способствующие развитию мышления
2.3.
Вывод по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Обработка результатов (Приложение 1)
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определённому типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:
Интерпретация результатов
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
2.2. Задания, упражнения, игры, способствующие развитию мышления
Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Упражнения на формирование подобного умения достаточно подробно описаны в разделе по развитию памяти.
Упражнение №1 «На что это похоже?»
Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.
Упражнение №2. «Мысленный образ»
Минуту или две мысленно нарисуйте картину последнего праздничного ужина, на котором вы присутствовали: представьте людей, с которыми вы были, окружающую обстановку, убранство стола, вкус пищи, слова и звуки, которые до вас доносились. Итак, прежде чем продолжить чтение, прервитесь на некоторое время и попробуйте создать образ, стараясь не упустить из виду детали. Начинайте прямо сейчас.
Затем ответьте на следующие вопросы:
• Созданный вами образ получился четким или расплывчатым?
• Скажите, картина получилась более тусклой, чем реальная сцена, или нет?
• Детали выбранной вами конкретной сцены видны отчетливо все как одна или же некоторые из них выделяются больше, чем другие?
• Возникающая в вашем воображении картина цветная или просто сероватых оттенков?
• Если картина цветная, точны ли цветовые оттенки?
• Можете ли вы создать цельный зрительный образ всего помещения?
• Можете ли вы сохранить в воображении устойчивый образ вашей тарелки? Если это реально, скажите, становится ли он четче по истечении времени?
• Можете ли вы мысленно увидеть вашу тарелку, ваши руки, держащие нож и вилку, лицо сидящего напротив человека - и все это в одно и то же время?
• Можете ли вы почувствовать вкус блюд, которые вы ели?
• Можете ли вы обрисовать, как были одеты люди?
Упражнение №3. «Реальный предмет»
Представьте каждый из перечисленных далее предметов:
• лицо человека;
• друг детства;
• бегущая собака;
• ваша спальня;
• закат;
• летящий орел;
• журчащий ручей;
• капля росы;
• перистые облака;
• клавиатура компьютера;
• дубрава;
• снежная вершина;
• зубная щетка;
• ваша любимая пара обуви.
Если возникающие образы не так ярки, как вам бы хотелось, не пытайтесь насильно улучшить их. Вместо этого сосредоточьтесь на самой идее созерцания образа. Помните: все, что вы пытаетесь представить, имеет форму, качество, цвет и размер. Сфокусируйтесь сначала на форме, а затем погрузитесь в детали. Дайте время образу стать устойчивым и резким.
Упражнение №4. «Продолжи узор».
Упражнение из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребёнка проанализировать образец (левую часть) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребёнок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).
После того, как подобные задания уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветных обозначений. Инструкция остаётся такой же:
«Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая».
Упражнение №5. «Пять мысленных картин»
• Представьте себе пять голубых предметов (голубика, небо, обложка книги...).
• Проделайте то же самое с другими красками: красной, желтой, зеленой, пурпурной...
• Отчетливо представьте себе пять предметов, начинающихся с буквы "А" (артишок, амфора...).
• Проделайте то же самое с каждой буквой алфавита.
• Представьте пять предметов меньше вашего мизинца (колпачок ручки, горошина, нервная клетка...).
• Представьте пять предметов больше автобуса (кит, поезд...).
• Представьте себе пять предметов, находящихся под землей (корни, дождевые черви...).
• Представьте пять вещей, доставляющих вам радость (катание на лыжах, плавание в море, мороженое, прогулка по лесу...).
Упражнение №6. «Сложи фигуры»
Упражнение направлено на развитие умения анализировать и систематизировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру.
Инструкция: «Как ты думаешь,
каким получится результат при
наложении фигур
По трудности (замаскированности отношений по форме) задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура по размеру, что провоцирует ребёнка на то, что он не предполагает накрытие большей по размеру фигуры меньшей и выбирает результат смешения меньшей и большей фигур. Действительно, если ребёнок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане (мысленном наложении), а в наглядно-действенном, т.е. непосредственным наложением геометрических фигур.
2.3. Результаты исследования.
Урок №1
Тема четверти: «Художник и зрелище»
Тема: «Художник в цирке»
Цель: познакомить с темой четверти, с темой урока, расширять кругозор учащихся, научить правильно распределять место положение предметов на альбомном листе.
Информация о работе Образное мышление младших школьников на уроках изобразительного искусства