Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 04:05, дипломная работа
Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей развития образного мышления детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретический аспект развития мышления младших школьников.
1.1 Проблема мышления и его формирование в младшем школьном возрасте
1.2 Особенности развития образного мышления младших школьников
1.3 Возможности развития образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства
Вывод по 1 главе
ГЛАВА 2. Опыт
2.1. Обзор методик по проблеме изучения
2.2. Задания, упражнения, игры способствующие развитию мышления
2.3.
Вывод по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Мышление в отличие от восприятия выходят за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определённые теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Основными элементами, с которыми оперирует мысль, являются понятия (отражение общих и существенных признаков каких-либо предметов и явлений), суждения (установление связи между предметами и явлениями; оно может быть истинным и ложным), умозаключения (вывод из одного или нескольких суждений нового суждения), а также образы и представления.[58, С. 144]
К основным операциям мышления относят: анализ (мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением), синтез (объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически заданных частей), конкретизацию (применение общих законов к конкретному случаю, операция, обратная обобщению), абстрагирование (выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует), обобщение (мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений), а также сравнение и классификацию. [58, С. 148]
Важно отметить, что основные мыслительные операции можно представить как обратимые пары: анализ—синтез, выявление сходства выявление различий, абстрагирование—конкретизация.
Основными видами мышления являются теоретическое (к которому, в свою очередь, относят понятийное и образное), а также практическое (к нему относятся наглядно-образное и наглядно-действенное).
К основным свойствам ума относятся [31, С. 156]:
— любознательность и пытливость (стремление узнать как можно больше и доскональнее);
— глубина (умение проникать в сущность предметов и явлений);
— гибкость (умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах);
— критичность (умение поставить под сомнения сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения);
— логичность (умение мыслить стройно и последовательно);
— быстрота (способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки).
При определении мышления как важнейшего самостоятельного элемента в структуре психики принято указывать на такие его особенности, как развитие на сенсорно-образной основе; обратимость мыслительных действий; опосредованность — отвлеченность — обобщенность или «концептуальность»; оперирование классами, категориями и системами объектов; речевую форму существования, выражения и передачи; сложный операциональный состав, включающий такие «эксклюзивные» операции, как извлечение противоречий в знании и их синтез; увеличение на множество порядков познавательных и деятельностно-преобразующих возможностей индивида; обеспечение логического самопознания и рационального само изменения. [31, С. 58]
Мышление обнаруживает себя во всех «срезах» психической жизни: от процессуального до личностного.
Мышление является важнейшей составляющей в общей динамике психики, развертывается в виде активности, процесса, последовательности операций и действий, деятельности.
Мыслительный процесс порождает, генерирует, производит продукты или эффекты мышления, которые организуются в единую концептуальную систему или систему понятий, мыслей, идей, знаний, оформленную на уровне вербального и вербально-символического кодирования.
Мыслительный процесс может направляться на установление связей «я» с проживаемыми психическими состояниями и впечатлениями, в том числе, актами самого мышления; в этой роли, в частности, мысли-о-мысли, он становится процессом сознания.
Мышление в процессуально-
Функциональная эффективность выявляет еще одну необходимую ипостась мышления — существование как внутри личностного мыслительного потенциала, то есть «умственных задатков», а также развивающихся умственных способностей, одаренности.
На пути осуществления мыслительного потенциала и способностей формируются качества «личности мыслящей», указывающие на устойчивые индивидуальные особенности проявления ее «ума», к примеру, быстроту и гибкость мышления, креативность, проблемность, рефлексивность, продуктивность и т.д.
Функционально-ориентированный, результативный процесс мышления, имеющий «стилевые» характеристики в соответствии с мыслительными способностями и качествами ума личности, должен найти адекватные формы презентации для достижения своего социально-требуемого «диалогизма» [25, С. 168]; мысль-для-других выражается символически, схематически, в речевой и смешанной формах.
Между всеми названными способами существования мышления есть множество хорошо изученных гармоничных отношений взаимной детерминации, причинно-следственных связей и отношений однозначного соответствия. Лучше всего они обнаруживаются в онтогенетических и социогенетических процессах. Но не менее очевидно, что между ними могут быть выявлены и многие конфликтные соотношения, объясняющие, к примеру, низкую результативность тонко организованного мыслительного процесса, или «невидимую» в процессах и результатах мышления умственную одаренность, или не находящие достойных форм социального выражения мыслительные способности, или слабое влияние развитого мышления на активность и глубину осознания текущей жизни.
Не сформированность и конфликтность различных ипостасей мышления усиливаются, по-видимому, и за счет зависимостей каждой из них от чувственно-образной основы, которая так же, как отмечалось, имеет сложную процессуально — продуктивно — функционально — качественную структуру.
Теория такой исключительной по важности психической формы, как мышление, определила собой на многие культурные эпохи главную линию развития психологии — рационалистическую. Действительно, внимание ученых и к психике всегда влекло их к тому, чтобы понять, благодаря какому свойству собственной души они могут исследовать и понимать психическое. То есть их творческая психологическая мысль, становясь предметом рефлексии, направляла творчество к самому мышлению, что позволило проявиться множественным психологическим подходам к мышлению [78, С. 245].
В отечественной психологии основное внимание было уделено исследованиям закономерностей мыслительной деятельности. Особенно это касается теорий мышления Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.
Отечественные традиции позволяют подойти к обоснованию мышления с позиции синтеза многих аспектов мысли: социально-культурного, деятельностного, когнитивно-структурного, процессуально-динамического, знаково-символического, ментального, сознательного, личностного и т.д. В 80—90-е годы исследования такого рода были осуществлены O.K. Тихомировым, К.А. Абульхановой-Славской, М.А. Холодной, Л.М. Веккером.
На основе сказанного можно сделать вывод, что мышление – это процесс производства умозаключений с логическими операциями над ними. Почти так, но в этот процесс, изменяя его, вмешиваются эмоции. Эмоции, впрочем, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Из жизни известны примеры того, как под влиянием эмоционального подъёма человек оказывался способен на неожиданные, неординарные решения проблем. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоной оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задач. Регулятивная функция эмоции в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведётся в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.
Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников), а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутнённого сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).
Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального и иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:
Информация о работе Образное мышление младших школьников на уроках изобразительного искусства