Образное мышление младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 04:05, дипломная работа

Описание работы

Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей развития образного мышления детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретический аспект развития мышления младших школьников.
1.1 Проблема мышления и его формирование в младшем школьном возрасте
1.2 Особенности развития образного мышления младших школьников
1.3 Возможности развития образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства
Вывод по 1 главе
ГЛАВА 2. Опыт
2.1. Обзор методик по проблеме изучения
2.2. Задания, упражнения, игры способствующие развитию мышления
2.3.
Вывод по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 259.38 Кб (Скачать файл)

Теории, объясняющие процесс  мышления, можно разделить на 2 большие  группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.

Идея заранее существующих интеллектуальных способностей – задатков – характерна для многих работ  в области мышления, выполненных  в немецкой школе психологии. Наиболее отчетлива она представлена, в гештальттеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

В современной психологии влияние идей осуждаемых теорий прослеживается в понятии схемы. Давно замечено, что мышление, если оно не связанно с какой-либо конкретной, внешне детерминированной задачей, внутренне подчиняется определённой логике. Эту логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, называют схемой.

Предполагается, что схема  рождается на внутренней речи, а  затем руководит развёрткой мысли, придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Схема не есть нечто раз и навсегда заданное. Она имеет свою историю развития, которое происходит за счёт усвоения логики, средств управления мыслью. Если некоторая схема используется довольно часто без особых изменений, то она превращается в авторизированный навык мышления, в умственную операцию.

Другие концепции интеллекта предполагают признание не врождённости умственных способностей, возможность  и необходимость их прижизненного развития. Они объясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого.

Предметы и явления  действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерности связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать  прямо, непосредственно, он познаёт  косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через  известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления – его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Обобщение  существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредствам  речи, языка. Словесное  обозначение относится не только  к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона сущности, явления, качества, количества и т.д. – широчайшие обобщения, выраженные словом.

Мышление – высшая ступень  познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляем, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным  образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются  перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения.

Реальный процесс мысли  – это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово – устное и письменное. Благодаря языку мысли не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколения. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и прочие. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации. Облекаясь в словестную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредствам речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и рече-двигательными. Мышление также неразрывно связанно и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность – основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мышление – функция  мозга, результат его аналитико-синтетической  деятельности. Оно обеспечивает работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

1.2 Формирование мышления у младших  школьников.

Одной из наиболее известных  теорий формирования и развития мышления человека является теория, разработанная Ж. Пиаже. Он придумал ряд экспериментальных задач и пришёл к выводу о том, что в своём развитии мышление детей проходит через 4 стадии:

    1. Стадия сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни от рождения до 2-х лет.
    2. Стадия дооперационного мышления. На данной стадии находятся дети от 2-х до 6-7 лет. В это время у детей формируется речь и начинается процесс её соединения с мышлением. Здесь же идёт интериоризация внешних действий с предметами, то есть, превращение какого-либо процесса или явления из внешнего, по отношению к человеку, во внутреннее. Например совместной, раздельной между несколькими людьми, деятельности во внутренний, психологический процесс. Однако выполнять операции ребёнок ещё не может.
    3. Стадия конкретных операций. На этой стадии находятся дети в возрасте от 7-8 лет до 11-12 лет. Они могут выполнять операции с конкретными предметами, причём действия, входящие в состав таких операций, становятся обратимыми. Однако дети этого возраста ещё не в состоянии выполнять операции с абстрактными понятиями.
    4. Стадия формальных операций. Она включает детей в возрасте от 11-12 лет до 14-15 лет.

Л. С. Выготский изучал процесс развития понятий у детей примерно в том же диапазоне возрастов, с которыми имел дело Ж. Пиаже.

Л. С. Выготский выделил  следующие стадии формирования понятий  у детей:

  1. Стадия синкретического мышления. Дети, находятся на этой стадии, не справляются с решением задачи по формированию понятий, и вместо поиска существенных признаков понятия подбирают предметы на случайной основе (синкрет это случайное, неупорядоченное множество предметов).
  2. Стадия комплексного мышления. Предметы на данной стадии объединяются детьми в группы на основе общих для них, объективных признаков. Однако эти признаки являются случайными, несущественными для сравниваемых предметов. К тому же выделяемые детьми признаки случайным образом могут варьировать в одном и том же эксперименте: вначале ребёнок подбирает предметы по одному признаку, затем по другому, и т.д.
  3. Стадия псевдо понятий. На этой стадии дети действуют, казалось бы, правильно, подбирая предметы по их существенным признакам. Создаётся впечатление, что они понимают, что означает соответствующее понятие. Однако в этих определениях не выделяются существенные признаки соответствующих предметов.
  4. Стадия настоящих понятий. На данной стадии дети не только правильно действуют, но и дают верные словестные определения понятиям, выделяя в них наиболее общие и существенные признаки соответствующих предметов.

П. Я. Гальперин предложил  ещё одну теорию развития мышления, которую он назвал теорией планомерного (поэтапного) развития умственных действий. Эта теория представляет и научно обосновывает процесс постепенного превращения внешних, практических действий с материальными предметами во внутренние, умственные действия с понятиями. Этот процесс закономерно проходит через следующие этапы:

  1. Этап формирования ориентировочной основы действия. На данном этапе человек, у которого должно быть сформировано новое умственное действие, подробно знакомится с действием, его составом и предъявляемыми к нему требованиями, то есть ориентируется в нём.
  2. Этап выполнения действия во внешней, развёрнутой форме, с реальными материалами предметами. На этом этапе соответствующее действие практически выполняется в его полном составе на реальных, материальных предметах и тщательно обрабатывается.
  3. Этап выполнения действий в плане громкой речи. Здесь обработанное на предыдущем этапе действие проговаривается вслух с начала и до конца, но практически не выполняется.
  4. Этап выполнения действия в плане речи «про себя». На данной этапе действие проговаривается человеком про себя, то есть, с помощью, так называемой беззвучной речи. Голосовые связки человека работают, но окружающие люди его не слышат.
  5. Этап выполнения действия в плане внутренней речи. Это завершающий этап формирования умственного действия, на котором оно становится полностью внутренним, оказывается связанным с внутренней речью, выполняется быстро и автоматически, так что кажется, что человек мгновенно, не раздумывая, даёт ответ на поставленный вопрос.

Информация о работе Образное мышление младших школьников на уроках изобразительного искусства