Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 18:58, дипломная работа
Одиночество человека - сложная проблема, обусловленная социальными, психологическими экономическими и культурными факторами. Многие годы поддерживался тезис о том, что одиночество - неизменный спутник отчуждения - присуще только западному, капиталистическому миру, а в социалистическом обществе, в силу его гуманистического характера, одиночества быть не может. Тезис этот, однако, со всей очевидностью расходился с действительностью. Проблема одиночества, безусловно, существовала, т.к., во-первых, социально-экономические условия, хотя и играют важную роль, сами по себе не способны устранить из жизни человека все проблемы, а во-вторых, социализм вовсе не так идеален, каким его старались показать.
Введение 3
ГЛАВА I. Одиночество как социально-психологическая проблема у молодых людей 13
1.1. Социально-психологическая характеристика проблем у молодых
людей 13
1.2. Одиночество как феномен современной социальной психологии 36
1.3. Факторы, влияющие на появление одиночества у девушек и юношей 57
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование переживания одиночества у молодых людей 81
2.1. Особенности выборки и описание исследуемых методик 81
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 101
2.3. Тренинг по оптимизации переживания одиночества у молодых людей 122
Заключение 100
литературА 104
ГЛАВА I. Одиночество как социально-психологическая проблема у молодых людей 13
1.1. Социально-психологическая
характеристика проблем у
людей 13
1.2. Одиночество как
феномен современной
1.3. Факторы, влияющие на появление одиночества у девушек и юношей 57
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование переживания одиночества у молодых людей 81
2.1. Особенности выборки
и описание исследуемых
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 101
2.3. Тренинг по оптимизации переживания одиночества у молодых людей 122
литературА 104
Введение
Самым популярным занятием просвещенного человечества стал поиск века» - всеобщих препятствий к благоденствию и долговечности человека и его земного существования. Заключается оно в том, что мы, люди, повсеместно пытаемся исцелить себя не от того, от чего надо исцелять. Иными словами, исцеляем от благ, оставляя процветать сами болезни. Одиночество как раз и относится к числу таких упорно излечиваемых природных и духовных благ.
Одиночество человека - сложная проблема, обусловленная социальными, психологическими экономическими и культурными факторами. Многие годы поддерживался тезис о том, что одиночество - неизменный спутник отчуждения - присуще только западному, капиталистическому миру, а в социалистическом обществе, в силу его гуманистического характера, одиночества быть не может. Тезис этот, однако, со всей очевидностью расходился с действительностью. Проблема одиночества, безусловно, существовала, т.к., во-первых, социально-экономические условия, хотя и играют важную роль, сами по себе не способны устранить из жизни человека все проблемы, а во-вторых, социализм вовсе не так идеален, каким его старались показать.
Тем не менее, социально - экономические и идеологические процессы, которые происходили в России на протяжении последних полутора десятилетий, резко обострили вопросы адаптации личности к новым условиям, проблемы ее самореализации, практического выживания в сложном мире. Факт состоит в том, что общество, основанное на рыночной экономике, создает больше возможностей для самореализации и самовыражения личности, предоставляет ей большую свободу, но оно же требует от нее большей самостоятельности и инициативности, готовности к постоянной конкуренции. Достаточно быстрый и глобальный (в масштабах огромной страны) переход от одного жизненного уклада к другому не может не порождать ощущение потерянности, брошенности, отчужденности у большого количества людей.
Достаточно распространённым является мнение, что проблема одиночества более актуальна для людей старших возрастных групп. Действительно, им сложно изменять социальные стереотипы. Но современная социальная ситуация такова, что по ряду причин сильный стресс испытывает и молодежь.
Основными из них являются следующие: 1) нарушение связи между поколениями в семье, что, в свою очередь, может быть обусловлено материальным неблагополучием семьи, увеличением рабочего времени родителей, их алкоголизмом и криминальным поведением и т.д.; 2) разрушение системы организации досуга детей и молодежи, особенно по месту жительства, которая и ранее была далека от совершенства, а теперь отсутствует практически полностью; 3) сложность трудоустройства в соответствии с полученными образованием и квалификацией, вследствие чего значительная часть молодежи вынуждена работать временно или вообще без юридического оформления на работу, что становится причиной постоянной тревоги и напряженности, лишает постоянного круга общения; 4) уменьшение числа заключаемых браков и увеличение среднего возраста вступления в первый брак, что связано и с общей демографической ситуацией в стране, и с экономическими проблемами молодых семей, в частности с высокими ценами на жилье.
Таким образом: 1) изучение восприятия и переживания одиночества имеет практическую актуальность, поскольку эти переживания влияют на эффективность деятельности человека, а в молодом возрасте на формирование его личности; 2) в современной науке недостаточно теоретических и практических исследований, которые позволили бы составить достаточно полное представление об особенностях восприятия и переживания одиночества юношами и девушками.
Проблема одиночества
является комплексной
Одиночество в объективном понимании представляет собой специфическую ситуацию, сложившуюся в системе социальных, культурных, межличностных связей и отношений человека, для которой характерного изолированное положение в тех или иных аспектах этих связей и отношений.
Данная
ситуация может восприниматься
как нежелательный, личностно
неприемлемый для человека
На переживание одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть, т.е. модальность переживания зависит не от меры реального одиночества, а от оценки его меры в сопоставлении с идеалом.
Характер переживания одиночества связан с различными психологическими свойствами личности, среди которых можно назвать выраженность аффилиативной потребности, тревожность и др.
Цель исследования:
изучить особенности
Задачи:
1.Теоретический анализ проблемы одиночества;
2. Эмпирическое исследование
особенностей переживания
3. Разработать тренинг
по оптимизации переживания
Гипотеза: мы предполагаем, что переживание одиночества студентами обладает следующими особенностями:
1) большая часть молодых людей, имеет средний и высокий уровень переживания одиночества,
2) молодые люди не могут найти между собой общий язык.
Объект исследования
- одиночество как социально-
Предмет исследования - особенности
переживания одиночества у
Методы: теоретические: анализ литературы по проблеме исследования эмпирические: психологическое тестирование, опросник, беседа, тренинг.
Методики:
1.Диагностика Д.Рассела, М. Фергюсона «Уровень субъективного ощущения одиночества»
2.Опросник С.Г.Корчагина
«Определения и глубины
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения. Основная часть включает в себя две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов.
ГЛАВА I. Одиночество как социально-психологическая проблема у молодых людей
1.1. Социально-психологическая
характеристика проблем у
Проблемами юности занимались такие психологи и педагоги, как И.С. Кон (Психология ранней юности, 1989), Д.И. Фельдман (Психология современного подростка, 1987), А.В. Толстых (Возрасты жизни, 1988), И.В. Дубровина (Формирование личности старшеклассника, 1989), А.А. Реан (Психология юности, 2003) и другие.
Возрастные границы, в пределах которых находятся большинство студентов, являются весьма условными, и наиболее часто составляют промежуток от 15–16 лет до 21–25 лет, что совпадает с периодом юности.
Юность представляет собой период жизни после отрочества до взрослости – чрезвычайно значимый период в жизни человека, в процессе которого происходит формирование и осмысление многих жизненно важных вопросов.
Молодые годы — это время овладения профессией, приобретения экономической ответственности, полное включение во все виды социальной и общественной жизни страны. На этой стадии у многих складывается собственная семья и строится свой образ жизни: вступление в брак, установление круга знакомств, связанных с общей учебной деятельностью. На учебе осваиваются профессиональные роли и позиции, начинается интенсивная профессиональная подготовка.
Психолог А.В. Толстых пишет: «Молодость но своей природе оптимистична: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, трудится над утверждением своего человеческого предназначения, и хотя он сталкивается с трудностями па этом пути, они все же не кажутся еще непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности, как правило, кратковременны и проходят и бурном потоке жизни, освоения все новых и новых возможностей. Цель молодости и заключается в реализации возможностей саморазвития» [35, с. 159].
На пороге самостоятельной жизни человек делает свой выбор — кем быть и каким быть; он психологически готов иступить в самостоятельную жизнь. С окончанием школы происходит встреча идеальных жизненных планов и социальной реальности; юноши и девушки отстаивают, утверждают, подтверждают свой выбор.
С окончанием школы юноши и девушки делают второй шаг к отделению от семьи — они вступают в самостоятельную жизнь в обществе. В отличие от дошкольников, перед ними открываются, как правило, две возможности: продолжить образование или пойти работать. Об этой возрастной группе уже нельзя говорить вообще: ее социально-психологические свойства зависят не столько от паспортного возраста, сколько от социально-профессионального положения. Образование, которое продолжается и на этом тише развития, является уже не общим, а специальным, профессиональным, даже учеба в вузе может рассматриваться как вид трудовой деятельности.
Вхождение в самостоятельную жизнь в обществе, начало собственной индивидуальной биографии не проходит гладко и бесконфликтно, поэтому кризис в данном случае неизбежен. С поступлением в высшие учебные заведения начинается новая эпоха в жизни человека. Феноменология кризиса юности имеет свои особенности у юношей и девушек, ориентированных на продолжение образования. Но эта феноменология имеет и общие, сходные черты.
Для описания феноменологии кризиса юности необходимо указать исходные условия его развития. При выходе в самостоятельную жизнь перед молодыми людьми открывается широкое пространство приложения сил и способностей. Субъективно — весь мир перед ними и они войдут в него тем путем, который каждый наметил для себя. В своем выборе юноши и девушки выстроили перспективу своей жизни. Выход в самостоятельную жизнь начинается с реализации личных жизненных планов.
Свои опасности и трудности подстерегают юношей и девушек, поступивших в учебные заведения и подтвердивших тем самым свои жизненные планы. Достижение первоначальной цели приносит удовлетворение. Но утех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учебой, другой разочаровывается в специальности, третий сомневается в правильности выбора высшего учебного заведения. Процесс адаптации первокурсников к вузу обычно сопровождают отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неподготовленностью к обучению в вузе; неумением осуществлять психологическое саморегулирование собственного поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычного, повседневного контроля педагогов; поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживанием быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие и так далее.
В силу недостаточности жизненного опыта в поведении юношей и девушек проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости и даже представлением о собственной неполноценности. В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональном и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения. «Студент, который раньше на обозримых семинарах мог, как ученик, сотрудничать с профессором, — отмечают В. И. Слободчиков и Н. А. Исаев, - должен теперь в потоке людей слушать лекцию. Откуда-то издалека он слушает, как незнакомец читает лекцию. Какими бы важными и героическими ни были попытки организовать семинарскую работу уже на первых семестрах, эти семинары не могут стать подлинной альтернативой массовости из-за огромного числа участников. Это возможно лишь позже, когда около половины всех начинающих «испарится». Но подобное «испарение» многих тысяч молодых людей в каждом случае идет рука об руку с отчаянием и чувствами неполноценности и может надолго оставить след в последующей жизни» [34, с. 322].
Для юношей и девушек,
сделавших своим выбором