Одиночество как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

Одиночество человека - сложная проблема, обусловленная социальными, психологическими экономическими и культурными факторами. Многие годы поддерживался тезис о том, что одиночество - неизменный спутник отчуждения - присуще только западному, капиталистическому миру, а в социалистическом обществе, в силу его гуманистического характера, одиночества быть не может. Тезис этот, однако, со всей очевидностью расходился с действительностью. Проблема одиночества, безусловно, существовала, т.к., во-первых, социально-экономические условия, хотя и играют важную роль, сами по себе не способны устранить из жизни человека все проблемы, а во-вторых, социализм вовсе не так идеален, каким его старались показать.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. Одиночество как социально-психологическая проблема у молодых людей 13
1.1. Социально-психологическая характеристика проблем у молодых
людей 13
1.2. Одиночество как феномен современной социальной психологии 36
1.3. Факторы, влияющие на появление одиночества у девушек и юношей 57
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование переживания одиночества у молодых людей 81
2.1. Особенности выборки и описание исследуемых методик 81
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 101
2.3. Тренинг по оптимизации переживания одиночества у молодых людей 122
Заключение 100
литературА 104

Файлы: 1 файл

Diplom_Pishenina.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)

Не спасает положения и указание на то, что одиночество – это комплексное переживание (чувство), выражающее «определенную форму самосознания» [78],[30]. С этой позиции, одиночество оказывается чем-то однопорядковым, например, с любовью. Может показаться, что это действительно так: если человек переживает одиночество, у него нет любви или любимого (любимой). Наоборот, одиночество может стать особенно обостренным и тягостным при неразделенной любви.

Таким образом, трактовать одиночество  как психическое состояние или  переживание невозможно, прежде всего, в силу его психологической не специфичности.

     Сторонники когнитивной  психологии считают, что «одиночество  наступает в том случае, когда  индивид воспринимает несоответствие  между двумя факторами – желаемым  и достигнутым уровнем собственных  социальных контактов» [60],[82]. Вот еще один пример такого подхода:  «Понятие одиночества связано с переживанием индивидом ситуаций, воспринимаемых как нежелательный и неприемлемый для него дефицит определенных отношений в их количественном и качественном измерении.

Важно различать эти субъективные чувства одиночества и объективную  социальную изоляцию индивида…»[24]. В  обоих случаях заметно влияние  теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера [10]. Аналогичное понимание предлагается и другими авторами. Например, Д.И. Янг пишет: «Одиночество        – отсутствие  или воображаемое отсутствие удовлетворительных социальных отношений» [11]. Признание роли когнитивных компонентов в феномене одиночества характерно и для сторонников других теоретических моделей. Так, придерживающийся экзистенциальных позиций Б.Миюскович отмечает: «… цель нашего исследования – показать одиночество как явление, характерное, прежде всего, для сознания, доказать, что оно есть «самосознательное осознание» изоляции…» [48], [20]. Действительно, трудно представить переживание человеком одиночества, если он его не осознает. Тогда он не в состоянии определить суть своего   состояния   и     переживания,   т.е.   не   может идентифицировать ситуацию. Максимум, на что он способен, переживать, не имея представления о сущности своего переживания и о его причинах.

    Есть основания думать, что когнитивный подход при  всех его достоинствах склонен  к теоретическим упрощениям в  данном вопросе. Известно, например, о наличии у животных аффилиативной  потребности, неудовлетворение которой переносится ими очень тяжело. Дж.Р. Оди приводит доказательства того, что одиночество переживают не только люди, обладающие сознанием и понятийным мышлением, но и животные, у которых нет ни того, ни другого [48]. Кроме того, некоторые особенности ощущений, переживаний и поведения человека и животных, оказавшихся в одиночестве (в данном случае мы имеем в виду изоляцию), оказываются очень похожими на психические явления, возникающие при сенсорной депривации [49].

Особенно ярко это прослеживается у Д.И. Янга.  «Иными словами, – пишет он, – точка зрения человека на его отношения в обществе – вот самая важная детерминанта, удовлетворённости человека своими дружескими связями и, следовательно, меры испытываемого им чувства одиночества»[101].

     Согласно  позиции Д.И. Янга, что одинок  тот, кто сам себя считает  одиноким. Клиент, явившийся к психотерапевту  и жалующийся на одиночество  – одинок; все остальные люди  – не одиноки: «…я не назову  одиноким человека, который в  социальном плане лишен общества других людей, но не проявляет никаких признаков психического расстройства»  [102]. Сходную с Д.И. Янгом позицию занимают и другие исследователи.

Например, Д.Майерс пишет: «Одиночество, постоянное или временное, – болезненное сознание того, что наши социальные взаимоотношения не столь обширны или значимы, как нам хотелось бы» [38]. Очевидно, это пример сильного искажения существа проблемы, сведённой к утилитарному психотерапевтическому подходу, связанный с не желанием взглянуть на нее       шире, чем это необходимо для решения узкопрофессиональных задач.

     Создается  впечатление, что многие авторы  постоянно смешивают причины  и следствия, ставят диагноз,  в котором «болезнь» отождествлена  с вызывающей ее причиной. Человек  в одиночестве ищет причину своих психологических проблем и приходит к выводу о том, что в них виновато одиночество, и, если ему удастся его преодолеть, то все образуется. Человек понимает, что его одиночество имеет какие-то причины, в том числе личностные, и идет к психотерапевту. В конечном счете, здесь имеет место почти то же самое, что и в медицине: некое заболевание (следствие) может быть вызвано вирусной инфекцией (причина), однако сам вирус – не болезнь, и одна и та же его концентрация в одном организме приведет к заболеванию, а другой организм может обладать иммунитетом против него. Так и одиночество нельзя свести ни к когнитивному диссонансу, ни к чувству или переживанию. Это – причина, способная вызвать диссонанс и негативные чувства, но она может не вызвать ни того, ни другого.

    Не лишним  будет указать, что сторонники  когнитивной трактовки столь  же часто называют одиночество  переживанием, как и сторонники  интеракционного и других подходов. Например, Л.Э. Пепло, М.Мицели, Б.Мораш  указывают: «Одиночество – это тяжелое эмоциональное переживание: глубоко одинокие люди очень несчастны» [61], [88].

В Психологическом словаре  даётся следующее определение: «одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние  человека, находящегося в изменённых (непривычных) условиях изоляции от других людей» [62]. Это определение свидетельствует о том, что авторы словаря сводят проблему одиночества к проблеме пространственно-временной изоляции. Оно для них тождественно физическому отсутствию рядом с человеком других людей.

Согласиться с таким  пониманием мы  полностью не можем, т.к. оно несколько искажает суть явления.

Совершенно противоположное  понимание одиночества предлагает Р.С. Немов, который пишет: «Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно    сопровождающееся   плохим     настроением   и     тягостными эмоциональными переживаниями» [43]. Можно отметить, что в этом определении, наоборот, полностью игнорируется объективная составляющая одиночества. Оно оказывается всего лишь одним из множества психических состояний, возникающих и развивающихся в эмоциональной сфере личности.

Одиночество превращается даже не в социально-психологическое, а в  просто психологическое явление, причем  исключительно негативное  по содержанию. С этим также трудно согласиться, потому что одиночество может переживаться по-разному, т.е. вызывать разные психические состояния. Следовательно, оно является не самим психическим состоянием, а условием его возникновения.

       Дж. де Джонг-Гирвельд и Д.Раадшелдерс  выделяют три измерения одиночества: 1) «эмоциональные характеристики», связанные, по их мнению, с отсутствием позитивных и наличием негативных эмоций; 2) «тип ущербности», который определяет суть того, что не хватает человеку (отдельно рассматриваются отсутствие интимной привязанности, чувство опустошенности, чувство покинутости); 3) «временную перспективу», в зависимости от которой выделяются полностью не удовлетворённые своими отношениями безнадёжно одинокие люди, пассивно и устойчиво одинокие люди, периодически и временно одинокие люди [49]. В рамках этого измерения первым двум типам соответствует хроническое, долговременноединочество, третьему типу – ситуативное одиночество. Ко второй группе (пассивно и устойчиво одинокие) относятся люди, приспособившиеся к одиночеству и не делающие попыток изменить ситуацию, а к первой – сильно озабоченные своим положением. Это – существенное дополнение к другим классификациям, в которых позитивное и нейтральное отношение человека к своему одиночеству игнорировалось.

     Более четко  такое основание использовано в другой классификации, в которой выделяются активное (желанное, необходимое) и пассивное (вынужденное, пугающее) одиночество [45]. Автор придерживается позиции, что переживание одиночества носит не только негативный характер.

     Таковы основные точки зрения, имеющиеся в психологической литературе, которые в разных вариациях поддерживаются и другими авторами [44], [65], [66], [79], [94]. По-видимому, все они имеют право на существование, но ни одна не может претендовать на исключительное положение. Будучи сложным, многоаспектным социально-психологическим явлением, одиночество может быть описано в полном виде только с помощью многомерных классификаций.

Однако, в указанных  исследованиях мы видим еще одно подтверждение того, что одиночество – сложное и многообразное явление, возникновение которого   не   зависит   от   малого   количества   или   низкой   частоты коммуникативных актов.

Интерпретация данных, полученных в различных исследованиях, зависит  от понимания сущности самого явления. Проведенный нами анализ  литературы, свидетельствует о том, что большинство исследователей рассматривает одиночество как негативное явление. Так, К. Рубинстайн и Ф.Шейвер [73] включили в свою анкету 27 чувств, связанных с одиночеством, среди которых не было ни одного положительного. Между тем, авторы указывают на то, что 24,4% опрошенных, будучи одни, не испытывают неприятных переживаний. К.Рубинстайн и Ф.Шейвер называют это явление «активным уединением», которое связано с «творческим и плодотворным использованием времени в одиночестве», и тут же сочли его «альтернативой одиночеству» [98].

Другие    авторы     также   пытаются      провести     различие   между одиночеством, с одной стороны, и изоляцией, уединением, – с другой. Вот одно из типичных высказываний: «… уединение не обязательно связано с одиночеством; люди могут быть счастливы в затворничестве. Если же человек чувствует себя несчастным от того, что он все время оказывается один, то в этом случае наиболее вероятным диагнозом может быть одиночество» [64], [93]. Однако, на наш взгляд, в процитированной цитате наблюдается    смешение     данных       понятий.   Уединение      оказывается одновременно и одиночеством, и альтернативой ему, так как, если человеку хорошо одному, то это – уединение, а если плохо, – это одиночество.

     Трудно  согласиться с таким подходом  к пониманию явления, заключающимся  в исключительно негативной его  оценке. Таким образом, проведённый  анализ выявил странную ситуацию: в философии и теологии проблема  одиночества трактуется более широко, а в психологии уже. Как отмечают Д. де Джонг-Гирвельд и Д.Раадшелдерс, психологи, изучавшие проблему одиночества, «… уделяли основное внимание субъективным реакциям на действительный или воображаемый дефицит социальных отношений» [26]. По-видимому, это связано с тем обстоятельством, что большинство психологических исследований проблемы было проведено американскими учеными, а те же авторы указывают, что американцы воспринимают уединение как нечто глубоко негативное, связанное со страхом, тогда как, например, немцы нередко воспринимают его как позитивное явление, ассоциирующееся с силой и здоровьем.

 Итак, в психологии  сильны две тенденция в изучении  одиночества. Первая – трактовка  его как психического состояния  или субъективного переживания.   Вторая   –    трактовка    одиночества      как   исключительно негативного состояния и переживания. Если даже человек месяцами находится один, не поддерживает ни с кем никаких контактов, но чувствует себя при этом превосходно и не нуждается ни в какой помощи, он не считается находящимся в одиночестве.

Рассмотрев существующие подходы к исследованию одиночества, можно отметить следующее. На современном  этапе ослабевает роль тесных межличностных контактов, отношения все больше деперсонализируются, формализуются. Ослабевают связи в первичной группе, растет семейная лабильность. В растущем темпе общественной жизни люди превращаются в направленные вовне, постоянно адаптирующиеся. Люди обособляются от самих себя, не понимают своих собственных желаний. Все это порождает синдром обеспокоенности, к которому добавляется также потребность в постоянном внимании других людей к себе, которая никогда полностью не удовлетворяется. Потребности личности в общении, сопричастности и зависимости, в доверии к другому и со стороны другого недостижимы в современном обществе. Это порождает защитные механизмы в виде стремления отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости. Таким образом, все люди в современном обществе так или иначе, в большей или меньшей степени невротизированы. Одним из симптомов этого является одиночество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Факторы,  влияющие на появление одиночества  у девушек и юношей

 

Понятие одиночества  связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как  дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность - это депрессивная или подавленная личность, испытывающая дефицит умений и навыков общения.

Проблема одиночества  наиболее полно разработана зарубежными  исследователями. Среди известных теоретических подходов можно выделить: интеракционистский (Р. Вейс), когнитивный (Э. Пепло), социологический (Дж. Рисмен), психодинамический (Х.С. Салливан), феноменологический (К. Роджерс), экзистенциальный (К. Мустаскас), мотивационный (Дж. Эйсендорф).

Общим для всех вышеперечисленных  подходов является присутствие следующих составляющих:

  • выделение феномена «одиночество» как психологического состояния;
  • определение причин возникновения состояния одиночества;
  • характеристика личности, испытывающей состояние одиночества и определение основных проблем, связанных с одиночеством.

Исследования болгарского  психолога Л. Симеонова показывают, что для людей, жалующихся на свое одиночество, свойственны:

  • ненасытная потребность человека в самоутверждении;
  • однообразие в поведении. Человек не в состоянии выйти из некой выбранной им роли и потому не может позволить себе раскованность, раскрепощенность, естественность в контактах с другими людьми;
  • сосредоточенность на своих ощущениях. Такие люди мнительны, полны мрачных предчувствий, пленены паническим страхом за свое здоровье;
  • нестандартность поведения, когда мировосприятие и поступки не соответствуют установленным в данной группе правилам и нормам;
  • недооценка себя как личности, и отсюда боязнь быть неинтересным другим. Обычно такое поведение характерно для людей застенчивых, с заниженной самооценкой, стремящихся всегда держаться в тени;
  • конфликтность, повышенная агрессивность.

Информация о работе Одиночество как социальная проблема