Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 18:58, дипломная работа
Одиночество человека - сложная проблема, обусловленная социальными, психологическими экономическими и культурными факторами. Многие годы поддерживался тезис о том, что одиночество - неизменный спутник отчуждения - присуще только западному, капиталистическому миру, а в социалистическом обществе, в силу его гуманистического характера, одиночества быть не может. Тезис этот, однако, со всей очевидностью расходился с действительностью. Проблема одиночества, безусловно, существовала, т.к., во-первых, социально-экономические условия, хотя и играют важную роль, сами по себе не способны устранить из жизни человека все проблемы, а во-вторых, социализм вовсе не так идеален, каким его старались показать.
Введение 3
ГЛАВА I. Одиночество как социально-психологическая проблема у молодых людей 13
1.1. Социально-психологическая характеристика проблем у молодых
людей 13
1.2. Одиночество как феномен современной социальной психологии 36
1.3. Факторы, влияющие на появление одиночества у девушек и юношей 57
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование переживания одиночества у молодых людей 81
2.1. Особенности выборки и описание исследуемых методик 81
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 101
2.3. Тренинг по оптимизации переживания одиночества у молодых людей 122
Заключение 100
литературА 104
С течением времени вынужденное одиночество становится привычным и болезненное состояние переходит во вторую фазу, в которой страх одиночества дополняется или заменяется страхом межличностных контактов, социальной фобией. Симптоматика этой болезни выражается в устойчивом страхе перед различными общественными ситуациями и действиями, например, такими как знакомство с новыми людьми, публичные выступления или участие в собраниях и т.п. Социальная фобия способна серьезно расстроить учебу, профессиональные перспективы, семейную жизнь и эмоциональную сферу индивида [5].
В чем же причины данного
состояния? Какие факторы способствуют
возникновению одиночества? Одиночество
как социально-психологическое
С.В. Малышева и Н.А. Рождественская [2] выделили четыре причины, обусловливающие возникновение чувства одиночества юношей и девушек:
Таким образом, одиночество - это негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении и понимании человека значимыми людьми. Одиночество - это особая форма переживания и осознания самого себя как покинутого, оторванного, забытого, обделенного, потерянного, ненужного. Это раскол отношений и связей с внешним миром. Именно этот период является самым тяжелым и опасным для студента. Своевременная помощь окружающих людей, в частности, родителей, преподавателей и др., может предотвратить необдуманные поступки молодых людей и значительно ослабить негативное влияние данного состояния на личность.
В юношеском возрасте
люди пытаются как-то систематизировать
представления о своем
Сложившееся положение осложняется тем, что духовные переживания подрастающего поколения, его внутренний мир, эмоциональная сфера остаются без достаточного внимания общества. Практически отсутствует развитая инфраструктура социальной защиты молодежи, крайне непрочны семейные связи - дети и взрослые отчуждены друг от друга. К тому же, невысок уровень психолого-педагогической культуры многих родителей. Проблема одиночества молодых людей недостаточно учитывается при организации социальной работы с ними и не рассматривается в качестве задачи психологической помощи людям.
Испытываемые подростками и молодыми людьми негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или "уход" от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др.
Вместе с тем, нельзя забывать о том, что люди испытывают определенную потребность в одиночестве. Это касается не только лиц с развитыми творческими способностями: писателей, поэтов, художников, ученых и т.д., но и людей, не обладающих выраженными талантами. Известно, что в развитии личности наступает период, когда потребность в одиночестве актуализируется: человек начинает испытывать необходимость в том, чтобы побыть одному, наедине со своими мыслями и переживаниями. Отсутствие возможностей для ее удовлетворения также вызывает негативные последствия.
В связи с этим, проблема одиночества и его переживания в подростковом и юношеском возрасте является далеко неоднозначной. Практическая актуальность разработки различных ее аспектов выходит за пределы собственно психологии так же, как за ее пределы выходят пути и способы преодоления одиночества. Однако именно психология и, прежде всего, социальная психология, является наукой, в рамках которой проблема одиночества может быть наиболее полно исследована и определены основные направления ее решения.
Особенно очевидным это становится тогда, когда речь заходит о решении проблемы применительно к конкретной личности. Как мы уже указывали, человек может чувствовать себя одиноким (либо, напротив, остро ощущать недостаток одиночества) при любых социально-экономических и материальных условиях жизни. Дело в том, что если даже допустить возможность построения идеального общества, способного гарантировать свободу и социальную защищенность каждой личности в любой период ее жизни, личные проблемы людей, связанные с особенностями их характера и отношениями с другими людьми не исчезнут. В этом смысле проблема одиночества во всех своих аспектах оказывается сугубо психологической (социально-психологической).
Однако проблема одиночества
является одной из наименее изученных,
о чём свидетельствует
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям: открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется и чувство одиночества.
Появляется осознание
необратимости времени, пониман
Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана - важный элемент самосознания. 3. Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества.
Юношеские самооценки часто бывают, противоречивы («Я в своем представлении гений + ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самоуважение – обобщенное отношение к себе. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека.
Если зрелая половая любовь взрослых
представляет собой гармоническое
единство чувственно-сексуального влечения
и потребности в глубоком духовном
общении и взаимопонимании
Потребность в душеном понимании и сексуальные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого – сексолога, «юноша не любит женщину, к которой его сексуально - физиологически влечет, и его не влечет сексуально к девушке, которую он любит, у него целомудренное отношение к девушке, вызывающей у него нежные чувства».
Данные различия в формировании личности юношей и девушек влекут за собой некоторые последствия. Часто девушек интересуют юноши старшего возраста. И это вполне объяснимо.
Девушки взрослеют морально и физически раньше юношей, поэтому чтобы получить нужное им внимание они находят его среди молодых парней. Часто это вызывает чувство неполноценности и комплекса у юношей. Общение и обособление в ранней юности. Несмотря на распространенность мнения о том, что одиночество чаще всего испытывают люди пожилого возраста, многие психологи (И. С. Кон, И. В. Дубровина, С. В. Кривцова и др.) считают это переживание возрастным новообразованием - специфическим свойством, появляющимся впервые в подростковом возрасте в результате развития познавательной и эмоциональной сферы личности и перехода подростка на новый уровень самосознания. Причем большинство авторов подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на студента: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии и суициду.
Представляет интерес анализ причин, приводящих к одиночеству. В психологии для объяснения многих явлений традиционно выделяются две большие группы факторов: ситуационных (внешних, объективных) и личностных (внутренних, субъективных, характерологических).
Исследования проблем
Поскольку ситуационные
факторы разнообразны и всегда
выступают в качестве внешнего
условия для психологических
явлений, психологами
Л. Симеонова [96] сделала попытку сгруппировать людей, подверженных к одиночеству, по их характерным поведенческим особенностям и выделила следующие типы:
1. Люди с ненасытной потребностью в самоутверждении, у которых в центре внимания стоит только собственный успех.
2. Люди с
сильно выраженной стереотипиза
3. Люди, отличающиеся, напротив,
сильной нестандартностью в
4. Люди, сосредоточенные
на своём внутреннем мире, представляющие
события собственной жизни и
свои внутренние состояния
5. Люди застенчивые, с заниженной самооценкой, недооценивающие себя как личность и в силу этого боящиеся быть неинтересными, стремящиеся всегда держаться в тени. В результате они действительно никем не замечаются, что, в свою очередь, болезненно переживается.
Представляют интерес
данные, касающиеся
Среди характеристик, наиболее отрицательно влияющих на психологическую адаптируемость, им были выделены следующие: ощущение себя неудачником, жалость к себе, стремление держаться с людьми на расстоянии, избегание близкого общения, лживость, ненадёжность, враждебность к другим людям [96].
Л.Э. Пепло, М.Мицели
и Б.Мораш анализируют
одинокие люди получают при тестировании более высокие баллы по признаку «враждебность – покорность», и при этом они менее других способны сдерживать гнев, не обладают развитым умением заводить и налаживать межличностные отношения [80]. На эти же факты обращают внимание Л.М. Хоровиц, Р. де С.Френч и К.А. Андерсон: «…такой человек с большей готовностью отказывается или, по возможности, избегает ситуаций межличностного характера» [92]. В ракурсе нашего исследования представляют значимость данные К.И. Кутрона. Им были проанализированы личностные причины одиночества среди первокурсников колледжа, и средства к которым прибегают студенты для его избежания или преодоления. Результаты, полученные ею несколько отличаются от тех, которые были приведены выше. В ее исследовании оказалось, что одинокие студенты менее самолюбивы, менее самоуверенны, более чувствительны к отказу, в большей степени являются интровертами [31].