Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 18:58, дипломная работа
Одиночество человека - сложная проблема, обусловленная социальными, психологическими экономическими и культурными факторами. Многие годы поддерживался тезис о том, что одиночество - неизменный спутник отчуждения - присуще только западному, капиталистическому миру, а в социалистическом обществе, в силу его гуманистического характера, одиночества быть не может. Тезис этот, однако, со всей очевидностью расходился с действительностью. Проблема одиночества, безусловно, существовала, т.к., во-первых, социально-экономические условия, хотя и играют важную роль, сами по себе не способны устранить из жизни человека все проблемы, а во-вторых, социализм вовсе не так идеален, каким его старались показать.
Введение 3
ГЛАВА I. Одиночество как социально-психологическая проблема у молодых людей 13
1.1. Социально-психологическая характеристика проблем у молодых
людей 13
1.2. Одиночество как феномен современной социальной психологии 36
1.3. Факторы, влияющие на появление одиночества у девушек и юношей 57
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование переживания одиночества у молодых людей 81
2.1. Особенности выборки и описание исследуемых методик 81
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 101
2.3. Тренинг по оптимизации переживания одиночества у молодых людей 122
Заключение 100
литературА 104
Перечисленные
психологические
Ю.М.
Орлов к основным
причинам одиночества
относит рассогласование Я-
Не менее важной причиной, влияющей на возникновение одиночества, признается фактор «личностного смысла», как индивидуализированного отношения личности к определённым объектам и ситуациям. В основе такого отношения лежат направленность личности, уровень ее притязаний, ценностные ориентации, социальные роли, и др., осознаваемые как «значение — для меня». Если такое значение придается личностью очень малому числу объектов и ситуаций, она оказывается предрасположенной к одиночеству [53], [13].
По мнению З.Н. Сафиной [81] одиночество личности в большей степени обусловлено трудностями в решении проблемы самореализации. Она считает, что рыночная экономика ведет к усилению прагматической направленности личности, и, в то же время, люди хуже осваивают элементарные принципы построения человеческих отношений, различные коммуникативные роли. Именно плохая коммуникабельность и коммуникативная некомпетентность, по ее мнению, осложняют человеческие взаимоотношения, порождают непонимание, отсутствие друзей, одиночество.
Последствия этого явления начинают особенно ярко проявляться в 30-40- летнем возрасте. Согласно полученным ею данным, в этой возрастной категории одна треть людей часто испытывает одиночество, и для 65% этот вопрос связан именно с самореализацией.
В ряде исследований указывается, что по мере взросления личностные черты, провоцирующие одиночество, углубляются. В то же время, И.С. Кон отмечает, что подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими [32]. Такие же данные приводит ряд зарубежных исследователей [16], [39], [71], а К.Рубинстайн и Ф.Шейвер пишут: «… мы получили отрицательный коэффициент корреляции возраста с одиночеством во всех обследованных нами городах. Согласно полученным результатам, одиночество в пожилом возрасте является следствием бедности и болезней респондента, а не характерной особенностью возраста как такового» [72]. В целом, такая точка зрения является более распространённой. На первый взгляд, это может показаться странным, поскольку у молодежи больше социальных и межличностных контактов.
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование одиночества у молодых людей
2.1. Особенности выборки описания исследуемых методик
В настоящее время
имеются трудности определения
и интерпретации сущности одиночества,
а также различные методологиче
В современных исследованиях различных аспектов одиночества авторы используют неопределенно широкие понятийные конструкты при описании или анализе терминов: «одиночество», «состояние одиночества», «одинокий человек». Подменяют термин «одиночество» другими понятиями, например, такими, как «изоляция» и «уединение», которые лишь указывают на временно пространственную невключенность личности в социум, не отражая при этом психологической специфики одиночества (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш).
В рамках данной работы одиночество рассматривается как субъективное переживание, характеризующееся определенными психологическими особенностями индивидов в зависимости от степени его проявления.
Мы полагаем, что изучение
различных социально-
Обозначив теоретическую основу подходов к проблеме одиночества, мы определили целью нашего исследования рассмотрение социально-психологических детерминаций одиночества как субъективного переживания.
Анализируя возрастные особенности проявления одиночества человека, Г. М. Тихонов отмечает, что одиночество в юности - широко распространенное и интенсивно протекающее явление. Молодые люди в целом проявляют более высокую уязвимость по отношению к одиночеству, чем зрелые или пожилые люди. «Находясь в ситуации экзистенциального надлома, у молодых людей теряются традиционные ориентиры и собственная идентификация. В результате повышается психологическая ранимость, а давление социального окружения становится особенно ощутимо» [1, с. 35].
Одиночество в юности во многом определяется объективными условиями: стремлением жить отдельно от родителей (быть независимыми от них); изменениями социальных (в том числе и межличностных) отношений; переживаниями, связанными с поиском смысла своего существования; вступлением в новые условия, связанные с учебой или профессией, и т. п.
Г. М. Тихонов считает, что высокая вариабельность и многогранность одиночества молодых людей вырастает из множества способствующих появлению этого феномена факторов, которые в общем можно разделить на три тематические части:
Испытываемые молодыми людьми негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения к обществу, к развитию форм поведения, направленных на противоборство с ним или «уход» от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др. Вместе с тем нельзя забывать, что люди испытывают определенную потребность в одиночестве. Хорошо известно, что в развитии личности наступает период, когда такая потребность актуализируется: человек начинает испытывать необходимость в том, чтобы побыть наедине со своими мыслями и переживаниями. Поэтому проблема одиночества и его переживания в юношеском возрасте является неоднозначной.
Мы опираемся на понимание сущности одиночества как специфической ситуации, сложившейся в системе социальных, культурных, межличностных связей и отношений человека, для которой характерно его изолированное положение в тех или иных аспектах этих связей и отношений. Центральным, таким образом, оказывается понятие ситуации, которая понимается как такое взаимодействие субъекта с окружающим миром, основные параметры которого характеризуются относительной неизменностью, благодаря чему оно имеет целостное содержание и смысл (Б.С.Алишев, 2001). Ситуация в строгом смысле не может рассматриваться ни как объективное явление, ни как субъективное. В ней происходит слияние и взаимное проникновение того и другого. В силу того, что взаимодействие людей с внешним миром подчиняется определенным общим закономерностям, возникают типичные ситуации, которые часто повторяются.
Это дает возможность классифицировать ситуации. Одиночество - одна из типичных ситуаций жизнедеятельности, в которой оказываются многие люди. В свою очередь оно имеет ряд разновидностей.
Классифицируют виды одиночества по трем основаниям:
а) по уровням взаимодействия человека с окружающим социальным миром. В рамках первого основания классификация выделяют ситуации одиночества 4 уровней:
б) по временной протяженности (длительности). Второе основание классификации позволяет говорить об эпизодическом и хроническом одиночестве.
в) по происхождению (причинам). По третьему из приведенных оснований нами выделяются две отличающиеся друг от друга в субъективном восприятии и оценке разновидности одиночества: добровольное и вынужденное.
Одиночество в студенческом возрасте включает в себя три компонента:
Таким образом, одиночество - это состояние, обусловленное осознанием происходящих изменений в собственной личности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями, чувством изоляции и проявляющееся в стремлении к уединению.
Очевидно, что психологические следствия, вытекающие из ситуаций одиночества, также являются когнитивными, эмоциональными и поведенческими, причем эти аспекты могут рассматриваться и в отдельности, и в комплексе. Одиночество нельзя сводить только к его эмоциональной составляющей и понимать в качестве некоего чувства или психического состояния, отличающегося от всех других чувств и состояний. В одиночестве у человека возникают разные эмоции и чувства, разные психические (эмоциональные, в том числе) состояния, но эти же чувства, эмоции и состояния могут возникать и в иных ситуациях.
Отсюда следует ряд выводов. Во-первых, не существует особого чувства или психического состояния одиночества, которое можно было бы отделить от всех других, или особых эмоций, характерных только для одиночества. Во-вторых, человек связывает свои чувства и эмоции с ситуацией одиночества, в которой себя осознает, и только найдя причину он соединяет чувство, эмоцию с причиной в одно целое. В-третьих, в протяженной жизненной ситуации, идентифицируемой индивидом как одиночество, у него возникают разные эмоции и чувства, которые могут и накладываться друг на друга во времени, и следовать друг за другом. Исходя из сказанного, мы считаем, что наиболее точным понятием, обозначающим целостную реакцию человека на ситуацию одиночества, является понятие «переживание».
Одиночество в объективном понимании представляет собой специфическую ситуацию, сложившуюся в системе социальных, культурных, межличностных связей и отношений человека, для которого характерно его изолированное положение в тех или иных аспектах этих связей и отношений. На переживания одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальные представления о том, какими они должны быть, то есть способ переживания зависит не от меры реального одиночества, а от оценки его меры в сопоставлении с идеалом. Изменение социальной ситуации приводит к появлению неуверенности, дискомфорта, растерянности у большинства людей, в частности студентов, поэтому одной из основных проблем современного образования является вопрос о том, какими средствами можно улучшать процесс адаптации.
Одиночество у студентов - это результат действия многих социально-культурных и психологических факторов. Осознание собственного материального неблагополучия, неудачи в установлении контактов со сверстниками и старшими по возрасту людьми являются предпосылками, способствующими возникновению чувства одиночества в студенческом возрасте. Данные предпосылки могут спровоцировать появление одиночества в том случае, когда они попадают в соответствующие условия: дисгармоничное развитие личности студента, ограниченный круг контактов вплоть до изоляции, неудачное профессиональное самоопределение, отсутствие коммуникативных умений - и выступают условиями появления одиночества в юнощеском возрасте.
Несомненно, одиночество нарушает внутреннюю целостность личности, результатом чего являются дисгармония внутреннего мира личности студента. Но, с другой стороны, при осознании и положительном восприятии одиночества и нахождении его мотивов оно становится условием самопознания личности и саморегуляции ее субъектной активности. Одиночество актуализирует внутренний диалог, интегрирует знания о себе в целостный образ Я и отношение к себе, способствует объединению свободы и ответственности в процессе саморегуляции личности.