Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 18:58, дипломная работа
Одиночество человека - сложная проблема, обусловленная социальными, психологическими экономическими и культурными факторами. Многие годы поддерживался тезис о том, что одиночество - неизменный спутник отчуждения - присуще только западному, капиталистическому миру, а в социалистическом обществе, в силу его гуманистического характера, одиночества быть не может. Тезис этот, однако, со всей очевидностью расходился с действительностью. Проблема одиночества, безусловно, существовала, т.к., во-первых, социально-экономические условия, хотя и играют важную роль, сами по себе не способны устранить из жизни человека все проблемы, а во-вторых, социализм вовсе не так идеален, каким его старались показать.
Введение 3
ГЛАВА I. Одиночество как социально-психологическая проблема у молодых людей 13
1.1. Социально-психологическая характеристика проблем у молодых
людей 13
1.2. Одиночество как феномен современной социальной психологии 36
1.3. Факторы, влияющие на появление одиночества у девушек и юношей 57
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование переживания одиночества у молодых людей 81
2.1. Особенности выборки и описание исследуемых методик 81
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 101
2.3. Тренинг по оптимизации переживания одиночества у молодых людей 122
Заключение 100
литературА 104
Для студенческой молодежи зависимое положение фазы юности искусственно продлевается более длительными сроками обучения. То обстоятельство, что молодые люди с опозданием могут занять ответственный пост со всеми его трудностями, надеждами и опасениями, означает более позднее включение и сферу реальной профессиональной и социальной деятельности. Впоследствии это может привести к замедлению темпов профессионального, социального и психологического развития.
В житейских представлениях людей возраст молодости окрашен в светлые тона. Молодость является наиболее ценимым возрастом; молодежь представляет собой ту социальную группу в обществе, на которую в первую очередь ориентируются композиторы, певцы, модельеры, предприниматели, политики. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к преобразованию окружающего мира, себя самого. Молодой человек максимально работоспособен: он достигает предельных показателей своего физического и психофизического развития. Он здоров, полон сил, ощущает себя способным на любые свершения; субъективно кажется, что нет никаких непреодолимых преград и трудностей. Во все свои дела и начинания молодые люди вкладывают большую энергию и напор. Для реализации своей идеи они готовы работать и днем и ночью, при этом неудачи в начинаниях пережинаются тяжело и часто выбивают из колеи.
В молодости происходит выравнивание отдельных сфер личности. Л.В.Толстых отмечает: «без качественных скачков, без известной неравномерности не обходится ни одно развитие. Все дело лишь в том, что в молодости «несовпадение во времени» неизбежно должно ослабляться, организовываться в гармонию неповторимой индивидуальности, особой личности» [35, с. 159].
В молодые годы и прежде всего в их второй половине внутренняя душевная жизнь впервые приобретает личные формы — возникает собственный уникальный внутренний мир. Появляется знание о собственной жизни как особой задаче, и не только знание, но и конкретный опыт о начале и конце жизни, о добровольно выбираемой ответственности в отношении людей и общественных институтов. Молодые люди чрезвычайно экспансивны в социальной сфере и в межличностных отношениях: у них широкий круг общения, они легко входят в различные сообщества и группы. Молодые люди легко знакомятся, устанавливают контакты, завязывают дружбу.
Тем не менее, выделяют следующие типичные проблемы студенческого возраста [128]:
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1. Открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется и чувство одиночества.
2. Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно, из мечты, все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана - важный элемент самосознания.
3. Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают, противоречивы («Я в своем представлении гений + ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самоуважение – обобщенное отношение к себе.
4. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека. Если зрелая половая любовь взрослых представляет собой гармоническое единство чувственно-сексуального влечения и потребности в глубоком духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юности эти два влечения созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей. Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение к физической близости, и значительно позднее возникает потребность в духовной близости, взаимопонимании. Потребность в душеном понимании и сексуальные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого – сексолога, «юноша не любит женщину, к которой его сексуально - физиологически влечет, и его не влечет сексуально к девушке, которую он любит, у него целомудренное отношение к девушке, вызывающей у него нежные чувства». Данные различия в формировании личности юношей и девушек влекут за собой некоторые последствия. Часто девушек интересуют юноши старшего возраста. И это вполне объяснимо. Как уже было сказано, девушки взрослеют морально и физически раньше юношей, поэтому чтобы получить нужное им внимание они находят его среди молодых парней. Часто это вызывает чувство неполноценности и комплекса у юношей.
Вузовское образование является важным и завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки молодого поколения и основной стадией профессиональной специализации. От качества организации процесса обучения на этой стадии во многом зависит дальнейшее комфортное пребывание человека в будущей профессиональной деятельности, а также его субъектные взаимоотношения с другими людьми.
На протяжении многих лет проблема студенчества является областью изучения педагогов и психологов. Интерес к данной проблеме не случаен и обусловлен прежде всего наличием большого количества типов студентов с учетом разнообразных критериев. Однако существует и множество общих характеристик, обусловленных периодом юности и непосредственным влиянием процесса обучения в вузе на психику студента и на развитие личности.
Процесс развития личности в рамках любого возрастного периода определяется, в первую очередь, особенностями социальной ситуации развития. Сегодня, в условиях нестабильности общества, именно подростки и юноши в большей степени восприимчивы по отношению к происходящим в разных сферах жизни переменам, наиболее остро и непосредственно реагируют на новые для нашего общества социальные проблемы. В этих условиях традиционный конфликт поколений, проблема отцов и детей проявляется, пожалуй, особенно ярко. В связи с этим существенным представляется то, что взрослые, непосредственно заинтересованные в полноценном личностном развитии студентов и призванные обеспечить соответствующие условия для этого развития (учителя, родители), имеют зачастую искаженные, неадекватные представления о проблемах подрастающего поколения. Некоторые из этих проблем явно преувеличиваются, другие, не менее острые, напротив, затушевываются, остаются без внимания взрослых. На наш взгляд, знание ключевых характеристик данного периода является необходимым, прежде всего для педагогов, с целью разностороннего понимания личности студента, предотвращения или исправления конфликтных ситуаций и, в конечном счете, для оптимизации процесса обучения.
Прежде всего, в данной возрастной категории у молодежи возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек ищет свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие, характеризующие личность категории, остро волнуют его в юности. В этот период у человека расширяется диапазон добра и зла до предельных границ, он испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного и злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении – во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Имеет существенное значение как для самого юноши, так и для всего человечества, если он выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. В то же время, как бы ни была юность направлена на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей. Кроме того, именно в юности по–настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность – период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку [4], [5].
Кроме того, как отмечается в отечественных психологических исследованиях, для возрастного периода 18—25 лет свойственно усиленное развитие психических функций, их фронтальный прогресс. В этот период наиболее интенсивно развиваются память и мышление. Преобладающее значение в познавательной деятельности молодых людей начинает приобретать абстрактное мышление, формируются обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. При сопоставлении особенностей развития памяти у студентов и работающих молодых людей оказалось, что все процессы памяти в студенческой группе отличаются более высокими показателями развития. Наибольшие различия обнаруживаются в долговременной памяти.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Молодость — время, когда интенсивно развивается внутренняя жизнь во всем ее многообразии и проявляется в целях, ориентированных вовне. Ощущение себя личностью, находящейся в стадии становления, вначале является неустойчивым, что проявляется в сильном колебании чувств и в стремлении испытать собственные способности в более близких человеческих отношениях и в профессиональной жизни. В 18-22 года жизнь чувств еще интенсивна и неустойчива. Самооценка человека в этой фазе еще очень зависит от реакции на его действия и деятельность. Молодой человек стремится проявить себя в различных ситуациях, чтобы понять и познать себя и свои способности, найти свое призвание.
К концу периода молодости приходит ощущение устойчивости своего отношения к миру, своего социального и профессионального Я. Зарождается чувство хозяина своей жизни, социальная ответственность за себя и за дело, продолжается профессиональное самоопределение и уточняются критерии оценки себя как профессионала. В этот период формируется индивидуальный стиль деятельности.
В молодые годы человек стремится к самостоятельности, независимой жизни, осознает себя взрослым и полноправным. Происходит включение во все виды социальной активности и овладение различными социальными ролями.
Одиночество является серьезной проблемой в среде студентов и взрослых. С большой вероятностью можно предположить, что с завершением обучения в школе, когда молодые люди вступают в самостоятельную жизнь, все более ощущается проблематичность самой жизни, актуальными становятся вопросы самореализации и осуществления жизненных планов.
Во время обучения в вузе изменяется объективное социальное положение юношей и девушек, структура их социальных и межличностных связей.
Друзья детства
чаще всего находятся далеко
и начинают новую жизнь в
других городах. Многие
1.2. Одиночество как феномен современной социальной психологии
Проблема одиночества является предметом разностороннего научного исследования в ряде наук о человеке: философии, психологии, медицине, теологии, педагогике. У каждой из них есть своя специфика, вносящая в изучение феномена новый аспект, обогащающая подходы к его пониманию.
Теоретическое и художественное осмысление проблемы имеет древние традиции. Об этом свидетельствуют мифы разных народов, библейские и коранические тексты, сочинения теологов, древние восточные литературные произведения, подтверждающие факт острого восприятия одиночества людьми той эпохи.
Не меньший интерес эта проблема вызывает и в наши дни у философов, ученых, деятелей литературы и искусства, а миллионы людей сталкиваются с ней в своей собственной жизни.
Феномен одиночества имеет сложное содержание, включает в себя множество форм, каждая из которых может по-разному переживаться людьми. В силу этого, данное понятие часто превращается в безразмерную метафору, что осложняет его научный анализ. Исследование проблемы одиночества затрудняется и тем, что в разных цивилизациях и обществах сложились определённые культурно-исторически и психологически обусловленные формы одиночества, а также способы отношения к нему и его переживания.
В современном понимании проблема никак не вписывается в традиционные формы. В мире остается мало места пространственно- временному одиночеству. В то же время, всё больше возрастает роль духовного и психологического одиночества. Можно сказать, что оно из явления в большей степени объективного превратилось в преимущественно социально-психологическое и личностное. Проблемой стало, в сущности, не само одиночество, а отношение к нему и его переживание.
В первую очередь, это связано с тем, что внешние обстоятельства жизни потеряли решающее значение для человека, а современные средства связи позволяют легче, чем раньше, решать проблему коммуникации.
Многогранная личность
нашего времени нуждается в
обособлении от других, добровольно
ищет уединения. В то же время,