Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 18:58, дипломная работа
Одиночество человека - сложная проблема, обусловленная социальными, психологическими экономическими и культурными факторами. Многие годы поддерживался тезис о том, что одиночество - неизменный спутник отчуждения - присуще только западному, капиталистическому миру, а в социалистическом обществе, в силу его гуманистического характера, одиночества быть не может. Тезис этот, однако, со всей очевидностью расходился с действительностью. Проблема одиночества, безусловно, существовала, т.к., во-первых, социально-экономические условия, хотя и играют важную роль, сами по себе не способны устранить из жизни человека все проблемы, а во-вторых, социализм вовсе не так идеален, каким его старались показать.
Введение 3
ГЛАВА I. Одиночество как социально-психологическая проблема у молодых людей 13
1.1. Социально-психологическая характеристика проблем у молодых
людей 13
1.2. Одиночество как феномен современной социальной психологии 36
1.3. Факторы, влияющие на появление одиночества у девушек и юношей 57
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование переживания одиночества у молодых людей 81
2.1. Особенности выборки и описание исследуемых методик 81
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 101
2.3. Тренинг по оптимизации переживания одиночества у молодых людей 122
Заключение 100
литературА 104
Одиночество можно рассматривать как вид обратной связи, т. к. оно обращает человека к самому себе, активизирует внутренний диалог, заставляет задуматься об основах своего существования, глубже понять себя и раскрыть свои возможности. Субъектная активность в студенческом возрасте может способствовать преодолению чувства одиночества.
Эмпирическое исследование одиночества студентов проводилось в Балтийском федеральном университете им. И.Канта. В ходе исследования участвовали студенты в количестве 60 человек в возрасте 17-20 лет.
В соответствии с целью и задачами проводимого исследования использовались следующие методики: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона, в которой предлагается ряд утверждений, характеризующих степень одиночества (высокую, среднюю, низкую) и опросник для определения вида одиночества С.Г.Корчагиной, в которой выделяются три вида - диффузное, отчуждающее, диссоциированное одиночество. На основании проведенного теоретического анализа мы пришли к предположению, что одиночество как психическое явление имеет несколько видов, а каждый из них - глубину проявления, континуум.
Согласно данной методике, первый вид состояния одиночества связан с преимущественным действием механизмов обособления в психологической структуре личности, крайней формой которых выступает отчуждение: от других людей, норм, ценностей, определенной группы, мира в целом. В данном случае процессы идентификации действуют в пределах своего «Я», человек осознает свое состояние и часто понимает, чем оно обусловлено. Этот вид состояния получил название отчуждающее одиночество.
Само слово «отчуждающее», по сравнению со словом «отчужденное», предполагает протяженность процесса и состояния во времени. Этот термин как бы подчеркивает динамику процесса отчуждения, то есть не просто констатирует вид одиночества, но и предполагает его углубление. Кроме того, здесь подразумевается двусторонний характер действия механизма отчуждения: со стороны субъекта и со стороны объекта, что непременно увеличивает психологическую дистанцию между ними. Чем больше отчужденных объектов в жизни человека, тем вероятнее переживание одиночества. Конечно, здесь имеется в виду не отчуждение от аморальной или безнравственной среды, а отчуждение от тех объектов, которые ранее были близки, нужны, симпатичны.
Крайняя степень отчуждения от мира всегда вызывает остро переживаемое чувство одиночества. Выраженное отчуждение приводит к потере эмоциональной связи с другими людьми, знакомыми местами, дорогими прежде воспоминаниями, ситуациями и переживаниями, которые становятся чуждыми для индивида, а взаимоотношения с ними -бессмысленными. Постепенно происходит накопление в сознании отчужденных объектов, действие механизма отчуждения становится все шире, глубже, и субъект уже начинает как бы терять связь с окружающим миром. Осознавая физическую реальность объектов, он не допускает возможности психологической близости с ними, всегда соблюдая им же установленную дистанцию. В зависимости от индивидуальных особенностей это может проявляться в высокой тревожности, страхе, агрессивности, недоброжелательности, скепсисе, потерянности и т. д.
Интуитивно человек, испытывающий отчуждающее одиночество, понимает, что в его жизни что-то не так, иначе он бы не обратился за психологической помощью. Бесперебойное действие механизма отчуждения приводит к переживанию отчужденности от мира в целом. Человек (иногда с ужасом) начинает понимать, что мир для него практически потерян, хотя внешне все остается на своих местах, функционирует и взаимодействует, но без его участия. Человек ощущает внутреннюю пустоту, которую уже невозможно заполнить новым отчуждением. И все же длительное время образующийся вакуум требует заполнения, и заполняется, к сожалению, не всегда социально приемлемым способом, например, употреблением алкоголя, наркотиков с целью «забыться», снять невыносимое напряжение.
Иногда человек оправдывает свое пристрастие к психоактивным веществам (ПАВ) тем, что без них он может потерять «человеческий облик», становясь агрессивным, неприятным, даже непереносимым для окружающих, а иногда - тем, что без этого (алкоголя, например) ему просто не выжить. Так начинает развиваться зависимость. Причем, в данном случае, она возникает сразу и представляет собой самый страшный, но, к сожалению, самый распространенный вариант - психологическую зависимость. Человек использует ПАВ для того, чтобы с их помощью хотя бы на время изменить свою картину мира так, чтобы она перестала его травмировать.
Итак, за данным видом одиночества стоит, как отмечалось, двусторонний, обоюдный, взаимный процесс отчуждения. Отчуждающее одиночество как состояние осознается тогда, когда объект отчуждения отвечает взаимностью, и субъект постепенно остается в исходном, экзистенциальном смысле - одинок.
Когда объекты отчуждения - другие люди - все реже идут на контакт, перестают предлагать субъекту свое участие, он начинает чувствовать «смутную тоску», беспокойство без причин, тревогу (так определяли свое состояние многие наши клиенты). Объекты отчуждения - это близкие люди, друзья, родные, знакомые. Они вполне хорошо знают характер, привычки, образ жизни субъекта одиночества и могут испытывать душевную боль, психологический дискомфорт от его прогрессирующей отчужденности и далекости. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда-нибудь они начинают платить ему той же монетой - с помощью тех же психодинамических механизмов они также способны отчуждаться.
Длительное по времени, настойчивое и однозначное отчуждение неизбежно вызовет взаимное отчуждение со стороны своих объектов в лице живых людей. Когда субъект отчуждения - человек, переживающий одиночество, становится объектом отчуждения близких ему людей, он начинает испытывать еще более острые приступы этого состояния. Конечно, такие люди вызывают сочувствие, как и другие, переживающие одиночество, но помочь им сложнее, так как отлаженный и двусторонний механизм отчуждения препятствует взаимному открытию и принятию. Здесь необходимо использование специальных психотехник, чтобы выйти на должный для помощи уровень межличностного взаимодействия с клиентом.
Второй вид обусловлен преимущественным действием механизмов идентификации. В результате человек, привыкая отождествлять себя с другими людьми, группой, постепенно теряет свое «Я», которое становится чуждым, непонятным и пугающим. Так как доминирование одной тенденции не означает полную блокировку другой, то механизмы обособления все же проявляют себя, но диапазон их действия крайне узок и определяется размытыми, нечеткими границами собственного «Я». Вследствие того, что данный вид состояния одиночества обусловлен субъективной потерей собственного «Я», его растворением в социуме, обезличенностью общения, отчуждением от себя самого, он получил номинацию - диффузное (от лат. diffusio - распространение, растекание).
Согласно модели С.Г. Корчагиной, диффузное одиночество возникает при преобладании у субъекта тенденции идентифицировать себя с другими людьми, социальными группами, идеями и т. д.
Впервые понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом для интерпретации явлений патологической депрессии. Это дает основание считать крайние формы идентификации одной из причин возникновения пограничных психических состояний и расстройств. Почему же такое происходит? Что лежит в основе этого?
Понятно, что человек, идентифицирующий себя с другим, отказывается от проявлений своих собственных истинных особенностей, стремлений, интересов. Он не просто подражает другому, он «вживается» в него. Человек начинает жить не «от себя», а от объекта своей идентификации. Что здесь первично: потеря «Я» или преобладание идентификации?
На самом деле - это замкнутый круг: одно ведет за собой другое, и не просто ведет, но и усиливает. Пусковым моментом здесь является недовольство собой, неудовлетворенность собственной жизнью. Непринятие себя побуждает человека либо искать пути самосовершенствования, либо копировать того (тех), кто кажется успешным или просто довольным жизнью.
Процесс самосовершенствования достаточно сложный, требующий не только времени, но и волевых и интеллектуальных усилий, выработки эмоциональной устойчивости и много другого. Кроме того, здесь абсолютно необходимо глубокое самопознание, а именно это вызывает дискомфорт, приносит боль, потому что познавать-то, по сути, нечего. Нечего - в смысле ничего хорошего - человек не знает в себе, не находит в виду закрытости, нереализованности светлого потенциала, а от плохого в себе он хочет спрятаться, укрыться под маской другой личности, якобы успешной или просто хорошей. Поэтому чаще всего человек, избавляясь от боли осознания собственного несовершенства, уходит от себя, заполняя образовавшийся вакуум чужой экзистенцией. А это всегда трагично. Возможно, что ничего более трагичного для человеческой души и нет. Человек и в костюме чужом чувствует себя неуютно.
Итак, потребность в идентификации с другим естественным образом связана с потерей человеком собственного «Я», что приводит к чувству глубокого экзистенциального одиночества, затерянности в мире и боязни этого мира. Подобное описано Д. Рисменом в книге «Одинокая толпа»: утрата собственной индивидуальности либо неосознанность таковой делает человека одиноким. Формальное объединение таких людей создает «одинокую толпу», которая функционирует согласно законам толпы, а не сознательной группы или общества. Бытие индивидов, составляющих «одинокую толпу», характеризуется переизбытком формального общения, активным поиском интимности и приватности, острой потребностью в единении с другим человеком и, что самое страшное, невозможностью последнего.
Единение одного человека с другим возможно лишь на основе сопричастности двух индивидуальностей идее взаимного разделенного бытия. Единение - это прерогатива развитых личностей, это осознанный выбор самосознающих субъектов. Единение недоступно для тех, кто недостаточно осознает себя, а тем более потерял собственное «Я».
Таким образом, напрашивается вывод: развитие самопознания и самосознания - естественный процесс психологически здоровой личности, а значит, диффузное одиночество ей свойственно быть не может и является показателем обратного, то есть психологического неблагополучия - нездоровья.
Теперь более подробно
остановимся на том, что же происходит
с человеком в состоянии
Личностный рост и развитие возможно только через осознание себя, своих особенностей, качеств, черт, стилей общения, стратегий поведения и т. д. Это нужно в том числе и для того, чтобы самостоятельно проводить личностную коррекцию, если таковая окажется актуальной. Спонтанная коррекция собственного поведения, эмоционального реагирования и других форм проявления личности8 - естественный процесс для любого субъекта, наделенного сознанием. Нельзя что-либо исправить, подправить, изменить в системе, не зная ее свойств и исходного состояния. Поэтому ограничение самопознания (вследствие ограничения обособления и преобладания идентификации) постепенно приводит к потере своего «Я», что существенно тормозит развитие личности. Человек оказывается в личностной стагнации, что не только тягостно, но и разрушительно для него. Кроме того, все вышеперечисленное, как правило, не осознается человеком, что усложняет и отягощает ситуацию.
В состоянии диффузного одиночества человек стремится к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение своего бытия в мире, собственной значимости. Когда это не удается сделать, все более растет тревожащее чувство потери собственного «Я». А не удается это сделать, как минимум, по двум причинам.
Во-первых, субъекту диффузного одиночества, если можно так выразиться, нечем общаться. Ведь общение - это деятельность, предполагающая своего субъекта, то есть того, кто осуществляет эту деятельность своей личностью и сознанием10. Если человек идентифицирует себя с другим, значит, он отказывается от себя, принимая и примеряя при этом чужую личность и чужое сознание.
Общение можно понимать как особый вид взаимодействия двух субъектов - носителей психики. Психика, как субъективный образ объективного мира, по определению уникальна, неповторима в гораздо большей степени, чем, например, отпечатки пальцев. Если же один из этих субъектов общения (человек, переживающий диффузное одиночество) отказывается от собственной уникальности и неповторимости, то истинное общение с ним становится невозможным. Вновь получаем взаимоисключающие факторы - желание истинного общения и невозможность его осуществления вследствие вышеуказанных причин, сочетающиеся в одном человеке - субъекте диффузного одиночества.
Вторая причина заключается в том, что нечего подтверждать, кроме собственного отсутствия. Потеря своего «Я», уход от собственной экзистенции делают невозможным подтверждение того и другого в обычном, специально не организованном (профессиональном) общении.
Круг замыкается: нечем общаться и нечего подтверждать. Нет в индивидуальном восприятии себя - некому общаться. Отсутствует восприятие себя, не работает самосознание, не существует «Я-концепция» - значит, и подтвердить собственное экзистенциальное бытие невозможно -нечего подтверждать. Вот и получается, что «то, неизвестно что, ищет неизвестно чего». Мало этого, еще и «неизвестно где, в ком (чем) и у кого». Человек, интуитивно предполагая, предчувствуя свое одиночество, еще, конечно, не осознавая его, уже испытывает тревогу и даже страх и также интуитивно ищет пути избавления от этого страха, часто просто пытаясь «убежать» от него к людям. Он стремится быть «полезным» людям, по сути, желая лишь обрести собственную экзистенцию.
Человеку в таком состоянии важно ситуативно определить и выделить те моменты, где его присутствие в качестве сопереживающего будет принято, одобрено, значимо. Свою значимость субъект хочет видеть наглядно, например, в виде изменения состояния объекта идентификации. Именно поэтому он выбирает для выражения себя ситуации, где могут быть востребованы его готовность к выслушиванию, пониманию, сочувствию и полному вживанию в проблему11. Чаще всего это бывают ситуации, связанные с сильными эмоциональными переживаниями, как положительными, так и отрицательными. Живя какое-то время чувствами другого, субъект диффузного одиночества как бы заполняет свой экзистенциальный вакуум чувством нужности другим.