Одиночество как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

Одиночество человека - сложная проблема, обусловленная социальными, психологическими экономическими и культурными факторами. Многие годы поддерживался тезис о том, что одиночество - неизменный спутник отчуждения - присуще только западному, капиталистическому миру, а в социалистическом обществе, в силу его гуманистического характера, одиночества быть не может. Тезис этот, однако, со всей очевидностью расходился с действительностью. Проблема одиночества, безусловно, существовала, т.к., во-первых, социально-экономические условия, хотя и играют важную роль, сами по себе не способны устранить из жизни человека все проблемы, а во-вторых, социализм вовсе не так идеален, каким его старались показать.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. Одиночество как социально-психологическая проблема у молодых людей 13
1.1. Социально-психологическая характеристика проблем у молодых
людей 13
1.2. Одиночество как феномен современной социальной психологии 36
1.3. Факторы, влияющие на появление одиночества у девушек и юношей 57
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование переживания одиночества у молодых людей 81
2.1. Особенности выборки и описание исследуемых методик 81
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 101
2.3. Тренинг по оптимизации переживания одиночества у молодых людей 122
Заключение 100
литературА 104

Файлы: 1 файл

Diplom_Pishenina.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)

     У   современного    человека   одиночество    нередко     оказывается добровольным и исполненным внутреннего смысла. Этот сознательный выбор может быть связан с выполнением хорошо оплачиваемой или общественно значимой профессиональной деятельности, с реализацией поставленных человеком перед собой целей, в том числе духовных. В этом случае человек познаёт себя, свой собственный внутренний мир. Такое одиночество приносит немалую пользу, т.к. даёт возможность оценить дружбу, товарищество, человеческое общение, и, наконец, любовь. Люди творческие обычно дорожат минутами уединения, для них временное одиночество во благо. Именно в такие периоды у них появляется озарение [34], [28].

        Для людей,  которые по складу характера  склонны к уединению, пространственно-временное  одиночество – норма жизни.  Они не просто хорошо его  переносят, но и сами к нему стремятся, в том числе выбирают соответствующие профессии. Тенденцию к полной физической изоляции от людей можно наблюдать в редких случаях у личностей, находящихся на грани патологии. С другой стороны, в обыденном сознании миллионов людей, особенно молодых, одиночество продолжает оставаться связанным преимущественно с негативными переживаниями, со страстным желанием не находиться   одному  и  трагедийным   переживанием    невозможности

практически осуществить это желание. Не случайно проблема одиночества рассматривалась в психологии сначала как частный аспект проблемы общения, и только позже стало очевидно, что она связана не только с общением, но и с социальными проблемами, а также со свойствами личности.

Такое    одиночество           связано   с   «переживанием   человеком     его оторванности от сообщества людей семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания» [35], [29]. Оно не обязательно возникает в физической изоляции от других. Как уже было отмечено, многие испытывают одиночество как раз находясь в центре группы, в кругу семьи, в обществе родных и знакомых. Поэтому социально-психологическое одиночество, в    отличие  от  объективной    изолированности   отражает отсутствие   у  человека   развитых   аффилиативных    потребностей   или внутренний разлад человека с самим собой, воспринимаемый им как неполноценность своих отношений с миром, как кризис ожиданий. В последнем варианте одиночество представляет угрозу для самореализации личности.

      Понятием  «одиночество»    можно      обозначить  разные,   весьма отличающиеся друг от друга явления. В одних случаях под ним подразумевается пространственно-временная (физическая) изолированность человека от других людей. В других – отсутствие у него близких отношений, взаимопонимания с людьми при наличии для этого всех объективных возможностей.     Одиночеством        называют,    и   добровольный     отказ   отвзаимодействий с социальным окружением или сознательное нежелание сближаться с кем бы то ни было, и вынужденное ограничение моторно- визуальных и (или) информационных связей на тот или иной промежуток времени. Как об одиноком, говорят и том, кто тяжело переживает даже  кратковременную физическую или психологическую (или и ту, и другую) изолированность, и о том, кто стремится к уединенности и искренне радуется ей.

 В рамках разных  наук могут быть правомерны  различные подходы, но, поскольку  данное исследование является  психологическим, необходимо отдельно  говорить о пространственно-временном  и собственно психологическом  одиночестве как о различных  явлениях, которые могут совпадать, но могут существовать и независимо друг от друга. Каждое из них может возникать по разным причинам, не имеющим никакого отношения к психологии. Но каждое из них может вызывать различное отношение, и по-разному переживаться конкретной личностью. Каждое из них, следовательно, может быть предметом психологического исследования, но, если в первом случае проблема одиночества оказывается более тесно связана с изучением процессов интеракции и коммуникации, то во втором – с изучением процессов формирования межличностных отношений и взаимопонимания между людьми.

 В первом случае  одиночество как объективный  феномен, описываемый в пространственных  и временных параметрах, оказывается  условием, на фоне которого протекают  различные психические явления, в том числе отношение к собственному одиночеству и его переживание. Однако это условие носит не частный характер; оно затрагивает не какой-то отдельный аспект жизни, а всю ее целиком. Причина этого явления заключается в том, что вся специфика пространственных и временных параметров такого одиночества состоит в отсутствии вокруг людей. Люди же – важнейший элемент внешней среды для человека. Их наличие или отсутствие создает совершенно разные социально-психологические ситуации.

     Во втором  случае объективно обусловленной ситуации одиночества нет: вокруг человека много разных людей, но либо взаимодействие и коммуникация с ними приобретают эпизодический характер, либо являются поверхностными. Результатом становится то, что, как и в первом случае, человек начинает испытывать ощущение (чувство) своей изолированности: как будто между ним и другими существует какая-то невидимая стена.

Безусловно, эта ситуация отличается от предыдущей. В ней  присутствуют люди, но дело в другом: в мере психологической близости с ними. Заметим, что наличие хотя бы одного - двоих близких людей при достаточно частых встречах с ними для многих полностью снимает проблему. Поэтому суть одиночества   в   данном   смысле   состоит   в   отсутствии   у   человека психологически и духовно близких людей, причем возможны два варианта: а) их полное отсутствие, б) временная оторванность от них, невозможность интеракции и коммуникации с ними.

     Итак, две  основные формы одиночества имеют  хорошо заметные отличия друг  от друга. Первая форма проще  для описания и диагностики: например, любого человека, по какой-то причине ведущего обособленный образ жизни, можно считать одиноким (так и делает официальная статистика). Вторая форма сложнее: она не имеет никаких легко фиксируемых признаков, с помощью которых можно было бы определить того или иного человека в качестве одинокого.

     Психологических     и     социально-психологических    исследований интересующей нас  проблемы недостаточно. В первую  очередь, это касается отечественных  исследований. Так, за последние 30 лет опубликовано всего лишь несколько психологических и педагогических работ, в которых слово «одиночество» вынесено в заголовок [19], [71],[20]. Возможно, это связано с тем, что данная проблема выглядит чисто прикладной, психотерапевтической, а в практической психологии этот термин проработан слабо.

     Отметим,  впрочем, что имеются социологические  исследования, в которых используются  термины «одинокий», «одиночество».  Но дело в том, что социологи  часто вкладывают в них формальный  смысл – тот, который они имеют в языке официальной статистики и демографии. В качестве  одиноких рассматриваются все люди, не имеющие семьи: так и не создавшие  ее, разведенные, вдовцы и вдовы и т.д. Однако, как показывает проведённый  нами анализ, проблема одиночества гораздо сложнее, и социолого-демографическое ее понимание не отражает всей сложности  опроса.

 В зарубежной науке  тоже нет большого потока публикаций  в данной области. Еще 20 лет  назад ряд исследователей с  удивлением отмечали явный недостаток  и теоретических разработок, и эмпирических данных [101], [102], [16], [17]. Тем не менее, Д.Перлман и Л.Э. Пепло выделили восемь     теоретических подходов к проблеме: психоаналитический, феноменологический, экзистенциальный, социологический, интеракционный, когнитивный, интимный и системный. В виду различной степени их разработанности мы остановимся только на некоторых и, кроме того, обратим внимание на взгляды А.Маслоу, развивавшиеся в рамках гуманистической психологии.

 Тема одиночества  очень хорошо вписывается в общие рамки психологической теории З.Фрейда, хотя в теоретическом плане специально не анализировалась ни им самим, ни его последователями. Наиболее полный обзор исследований проблемы с психоаналитических и психодинамических позиций был выполнен П.Лидерманом , который осуществил также попытку выстроить относительно целостную концептуальную модель.

     Одной     из     центральных    идей        психоанализа    является    тезис   о непрерывном  противостоянии между бессознательными  инстинктами и влечениями человека, с одной стороны, и усвоенными им морально- этическими императивами, – с другой. Эта идея уже предполагает возможность отчуждения и обособления личности как одного из вариантов развития  такого  противостояния. Но одиночество, психологами фрейдистского направления всегда рассматривалось как патология.

Э.Фромм, например, писал  об огромном значении «первичных связей»  человека с миром: «…человек, у которого нет такой связи, является, по определению, душевнобольным», он «…нуждается в  том, чтобы преодолеть чувство устрашающего одиночества» [22],[ 24]. Поскольку Э.Фромм, прежде всего, психотерапевт, то одиночество, которое не устрашает, им не замечается. Но «психотерапии нужны заранее заданные приоритеты», т.к. ее целью является не познание человека, а его изменение [34],[35]. Как мы увидим     далее,   подавляющее  большинство  исследователей  проблемы одиночества исходят из логики именно психотерапевта, а не ученого.

З. Фрейд считал, что  разлад и нарушения в системе  связей человека с ближайшим социальным окружением, которые возникли в раннем возрасте, и причины которых перестали осознаваться, могут приводить к формированию обостренного чувства отчужденности, страха сближения, а неумение и неспособность строить близкие отношения с людьми на фоне наличия потребности в них становится базой для развития невротических состояний.

Причины таких нарушений  и расстройств он видел в сексуальной  сфере, точнее в негативном опыте  сексуальных переживаний детства, связанных с впечатлениями, полученными  в конкретных ситуациях, с культурными запретами на проявления сексуальности и чувством вины в связи с их нарушением, перенесенными наказаниями и т.д. [91]. Одиночество личности оказывается следствием развившихся у нее невротических черт и, в свою очередь, способствует дальнейшему их усилению. Таким образом, одиночество – то, что плохо переносится личностью, то, от чего она страдает, и что нуждается в преодолении. Позитивные формы его переживания в рамках фрейдистской теории можно рассматривать как примеры сильной психологической защиты.

     Безусловно,    изложенное     понимание     проблемы      представляет  значительный интерес, особенно  в прикладном плане, т.к. уделяет  огромное внимание глубинным  психологическим причинам возникновения  явления, но  очевидно, что оно  принижает позитивную сторону феномена одиночества.

Одиночество расценивается  как явление патологического  происхождения,  в результате чего даже не возникает вопроса о том, возможно ли «здоровое», не невротическое  одиночество?

     Развернутый  анализ проблемы одиночества проведён в рамках интеракционизма. Здесь одиночество рассматривается тоже в негативном плане как тяжелое психическое состояние, вызванное социальной или эмоциональной изоляцией. Р.С. Вейс пишет: «Я убежден, что существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как «одиночество». Я называю эти состояния соответственно эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией. Первое, как мне кажется, вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе – отсутствием доступного круга социального общения» [77], [62]. Более подробно эта позиция изложена им в другой работе, в которой он указывает, что при первом типе изоляции человек ощущает внутреннюю пустоту, оцепенение, апатию, а при втором – скуку, ощущение бесцельности жизни [13], [80], [55].

     Понимание одиночества  как некоего психического состояния  распространено и на научном,  и на бытовом уровнях. Однако, оно создает теоретические сложности. 

Это тот случай, когда первоначальный смысл слова был перенесен с обозначения объективного состояния изоляции на обозначение наиболее типичного комплекса чувств и переживаний, возникающих у человека при изоляции. Но поскольку изоляция (по крайней мере, временная) может приводить к появлению не только фрустрирующих, но и позитивных психических состояний, возникает необходимость обозначить их другим понятием.

 Стабильного термина до сих  пор никем не предложено. Из  имеющихся вариантов оптимальным,  на наш взгляд, является «уединение»,  однако, оно используется в языке для обозначения не комплекса переживаний, а социальной, как правило, временной и, как правило, добровольной   изоляции (хотя   говорят   и   о   вынужденному единении). Таким образом, эти термины в рамках понятийного аппарата, развиваемого Р.С. Вейсом, оказываются не рядоположенными.

     Главная сложность,  впрочем, заключается в другом. Если одиночество – психическое  состояние, оно должно характеризоваться  специфическими только для него  параметрами. Различные типы и  параметры одиночества изучались  как отечественными, так и зарубежными специалистами, разработавшими    различные       теории     психических     состояний. 

  Однако, одиночество не вписывается  ни в одну из них. Например, А.О. Прохоров пишет: «С позиций  системного подхода и концепций  самоорганизации неравновесные состояния представляют собой функциональную структуру, образующуюся при нарушении симметрии между организмом и средой»[1], [11], [37].  С этих позиций одиночество может быть рассмотрено, скорее, как одна из разновидностей нарушения указанной симметрии, на базе которой и возникают различные психические состояния. Иными словами, одиночество – причина, вызывающая возникновение психических состояний, но оно не является самим состоянием.

     Невозможно определить  одиночество и как переживание. У.А.Садлер и Т.Б. Джонсон указывают: «В противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество – субъективное внутреннее переживание» [23], [42]. Как о переживании, говорит об одиночестве также В.Серма: «… одиночество, – скорее, субъективное   переживание,   чем   внешнее   состояние,    которое   могут наблюдать и оценивать беспристрастные судьи» [76], [77]. Но проблема в том, что такое специфическое переживание выделить невозможно. Более того, как справедливо отмечают другие исследователи, «не существует какого-либо уникального набора эмоций, ассоциируемого с одиночеством» [59], [87]. Действительно, при одиночестве человек испытывает массу разных переживаний. Если даже согласиться с тем, что они носят исключительно негативный характер, они будут разнообразны: грусть, печаль, обида, раздражение, тревога, отчаяние, самоуничижение и т.д. Но отдельной эмоции или чувства под названием «одиночество» не существует.    

Информация о работе Одиночество как социальная проблема