Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 05:46, курсовая работа
Актуальность исследования. Динамично развивающиеся рыночные отношения диктуют новые требования к управленческой деятельности и к руководящему составу на всех уровнях управления, независимо от сферы их занятости. В настоящее время, чтобы занимать лидирующие позиции и быть конкурентоспособным, недостаточно только интеллектуального потенциала руководителя. Успех приходит к тем, кто владеет способами разумного использования человеческого ресурса, кто способен заниматься не только расстановкой кадров, но и создавать благоприятную атмосферу для работы сотрудников, управлять их отношениями и эмоциональным состоянием, кто способен создавать целую гамму эмоций удовлетворенности, радости, интереса, показателем которых является высокая эффективность деятельности организации.
Все стоят в круге, плотно прижавшись друг к другу. В середине круга – участник с закрытыми глазами, расслабившись, падает на руки играющих. Они раскачивают его, стараясь не производить грубых движений. Игра продолжается, пока все не побывают в круге.
Участник с закрытыми глазами падает на спину. Его подхватывают члены группы. Нужно постараться, чтобы играющий упал как можно ниже.
Каждый делится своими чувствами относительно руководства и ответственности за благополучие других.
Процедура 2. Впечатления
Назначение:
• развитие умения открыто и честно высказывать свое мнение о другом;
• формирование умений вести себя в соответствии с принципом «здесь и теперь».
Участники делятся своими впечатлениями друг о друге.
Инструкция: «Один участник садится по очереди перед каждым членом группы. Внимательно глядя ему в глаза, прикасаясь к нему, надо рассказать, как ты его воспринимаешь, какие чувства вызывает у тебя его поведение. Говорить нужно достаточно громко, чтобы группа слышала. Когда первый закончит, следующий участник должен перемещаться по кругу, оказываясь каждый раз лицом к лицу только с одним человеком. Слушающему нельзя задавать вопросы, перебивать, спорить».
Модификация. Упражнение «Осознание». «Условно разделите мир вашего осознания на три зоны: внешнюю, внутреннюю и зону фантазий. Выберите себе партнера. Сядьте лицом друг к другу. Делитесь по очереди осознанием своего vis-a-vis. Начинайте свою речь словами: «Сейчас я осознаю, что...» и заканчивайте ее рассказом о своих представлениях о партнере. Осознайте по очереди внешнюю, внутреннюю и среднюю зоны. Обменяйтесь впечатлениями».
Информирование
Эмпатия – это способность понять другого человека, войти в его положение, представить себе чувства, позиции и намерения, предвидеть его поведение.
Научиться эмпатийному пониманию помогут следующие рекомендации.
• Сосредоточьтесь на вербальных и невербальных сообщениях и формах эмоциональной экспрессии другого человека.
• Попытайтесь использовать в своей речи парафразы.
• Старайтесь говорить на языке, созвучном собеседнику.
• Используйте эмоциональный тон, соответствующий тону собеседника.
• Уточняйте и расширяйте смысл высказываний собеседника.
• Старайтесь осознать и понять чувства и мысли, которые не были прямо высказаны собеседником, но подразумевались им.
Процедура 3. Игра «Эхо»
Назначение: отработка умений эмпатийного понимания.
Выступающий предъявляет группе и одному из участников свой рассказ на значимую для него тему. Слушающий должен повторить смысл сообщения, показывая, что понял и почувствовал его. После этого первый участник подтверждает, что был понят правильно, и отмечает те моменты, которые не были правильно поняты. Второй участник начинает свой рассказ.
Процедура 4. Понимание другого человека
Назначение: отработка средств общения по формированию эмпатийности.
Первый этап. Работа осуществляется в парах. Один из участников дает какую-либо информацию. Второй пытается продолжить разговор, своими словами повторяя сказанное партнером, чтобы показать, что он его слушает, задает наводящие вопросы. Через 5 мин участники меняются ролями.
Второй этап. Ролевая игра: учитель должен выяснить скрытый мотив, который лежит в основе поведения второго участника. Одного из играющих просят покинуть помещение. Группа разрабатывает ситуацию. После того как она придумана, приглашают участника, который находится за дверью, и разыгрывают эту ситуацию. Например: мать учащегося жалуется, что учителя не уделяют особого внимания ее сыну. Подлинная проблема в том, что у самой матери нарушен контакт с ребенком. Группа наблюдает за диалогом и отмечает те приемы эмпатийного понимания, которые использовал педагог.
Такую игру проводят 2–3 раза.
Примечания для ведущего.
Следует обсудить следующие вопросы:
• Насколько успешно протекало общение между участниками?
• В каких эго-состояниях пребывали участники?
• Какие приемы использовались для позитивного контакта?
• Если контакт не получился, то почему?
Рефлексия
Домашнее задание
Ассоциативное письмо. Группа выбирает участника и дома каждый пишет ему письмо, используя ассоциации, которые возникают в связи с данным человеком. В письме не должно быть никаких советов адресату, а только выражение собственных мыслей и чувств.
Занятия 9, 10. Проектирование средств общения Цели:
• отработка эффективных средств общения;
• отработка умения анализировать себя и другого в ситуации общения;
Рефлексия
Процедура 1. Аналитическая работа
Назначение: отработка умения давать обратную связь.
Анализируются ассоциативные письма. При обсуждении следует акцентировать внимание на следующих вопросах:
• Что неожиданного нашел для себя участник?
• Хочет ли он что-либо уточнить?
• Какие чувства испытывал при прочтении писем? Проводится работа над понятием «обратная связь».
Информирование
Обратная связь – это информация о таком влиянии нашего поведения на других людей, которое мы не осознаем; это выражение того, как один человек реагирует на другого.
Механизмы и функции обратной связи (по Л. А. Петровской)
1. Обратная связь носит описательный, а не оценочный характер.
2. Она скорее специфичная, чем общая.
3. Обратная связь должна учитывать потребности того, кто ее дает, а также того, кому она предназначена.
4. Обратная связь должна относиться к такому поведению, которое ее получатель может исправить.
5. Обратная связь приносит больше пользы в тех случаях, когда обращаются с просьбой о ней, чем тогда, когда ее навязывают.
6. Она должна быть своевременной.
1 Галенков Д.П. Персонал: стратегии развития социально-психологического климата в коллективе. - СПб., 2012. С. 23.
2 Виханкин Д.С. Современный менеджмент. – М., 2012. С. 52.
3 Денискин Ж., Филиппова А. Создание оптимального социально-психологического климата в компании // Кадры. 2010. № 11. С. 16-17.
4 Рак Н. Г. Методика комплексной оценки кадров управления. // Управление персоналом. 2011, №10, С. 14-17.
5 Денискин Ж., Филиппова А. Создание оптимального социально-психологического климата в компании // Кадры. 2010. № 11. С. 17.
6 Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. – М., 2010. С. 56.
7 Рак Н. Г. Методика комплексной оценки кадров управления. // Управление персоналом. 2011, №10, С. 14-17.
8 Денискин Ж., Филиппова А. Создание оптимального социально-психологического климата в компании // Кадры. 2010. № 11. С. 16.
9 Рак Н. Г. Методика комплексной оценки кадров управления. // Управление персоналом. 2011, №10, С. 14-17.
10 Москова П. Управление персоналом – путь к успеху // Управление персоналом. 2013. №5. С. 28-29.
11 Денискин Ж., Филиппова А. Создание оптимального социально-психологического климата в компании // Кадры. 2010. № 11. С. 17.
12 Москова П. Управление персоналом – путь к успеху // Управление персоналом. 2013. №5. С. 28-29.
13 Магур Н.И. Система управления кадрами.//Управление кадрами, 2013, № 1. С. 16-20.
14 Рак Н. Г. Методика комплексной оценки кадров управления. // Управление персоналом. 2011, №10, С. 14-17.
15 Рак Н. Г. Методика комплексной оценки кадров управления. // Управление персоналом. 2011, №10, С. 14-17.
16 Куратченков Ж.В. Персонал моей организации// Регион. 2012. № 3. С. 240.
17 Григорьева В.Р. Ключ для кадров//Службы кадров. 2013. № 4. С. 14.
18 Григорьева В.Р. Ключ для кадров//Службы кадров. 2013. № 4. С. 12-14.
19 Григорьева В.Р. Ключ для кадров//Службы кадров. 2013. № 4. С. 12-14.
20 Киляков О.А. Персонал организации: социально-психологический климат в коллективе//Кадры. 2010. №1. С. 34-38.
21 Киляков О.А. Персонал организации: социально-психологический климат в коллективе//Кадры. 2010. №1. С. 34-38.
22 Киляков О.А. Персонал организации: социально-психологический климат в коллективе//Кадры. 2010. №1. С. 34-38.
23 Рак Н. Г. Методика комплексной оценки кадров управления. // Управление персоналом. 2011, №10, С. 14-17.
24 Киляков О.А. Персонал организации: социально-психологический климат в коллективе//Кадры. 2010. №1. С. 34-38.
25 Рак Н. Г. Методика комплексной оценки кадров управления. // Управление персоналом. 2011, №10, С. 14-17.
26 Галенков Д.П. Персонал: стратегии развития социально-психологического климата в коллективе. - СПб., 2012. С. 113.
27 Постановление от 27.12.91 N 2122-1 «О пенсионном фонде РФ», в ред. от 27.09.2009.//СПС «Консультант Плюс»
28 Постановление от 27.12.91 N 2122-1 «О пенсионном фонде РФ», в ред. от 27.09.2009 г//СПС «Консультант Плюс»
29 Парыгин Б.Д. Психология эффективного управления. – М., 2012. С. 41-49.
30 Психологические программы развития личности /Под ред. И.В.Дубровиной. – М. 2012. С. 93.
31 Психологические программы развития личности /Под ред. И.В.Дубровиной. – М. 2007. С.343-346.
Информация о работе Оптимизация социально-психологического климата коллектива с помощью тимбилдинга