Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:12, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;
2. Понять причины возникновения трудных подростков, рассмотрев различные подходы к изучению данной проблемы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8
1.1 Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации…………………………………………………………………………8
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»………………………13
1.3 Содержание деятельности школьного психолога с трудными подростками………………………………………………………………………...27
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками………35
2.3 Психотерапия и психокоррекция трудного поведения………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ раб. ПП-411 - 2012 г..docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8

1.1 Определение понятия  трудный подросток. Типология подростковой  дезадаптации…………………………………………………………………………8

1.2 Причины возникновения  поведения «трудных детей»………………………13

1.3 Содержание деятельности  школьного психолога с  трудными  подростками………………………………………………………………………...27

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34

2.1 Содержание и организация  занятий по коррекции трудного  поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34

2.2 Проведение психокоррекционной  работы с трудными подростками………35

2.3 Психотерапия и психокоррекция  трудного поведения………………………46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей» неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по «Интернету» или играют в компьютерные игры.

Стоит ребенку однажды попасть в список «трудных детей», часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники, и даже священники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.

Существенные изменения, происходящие в жизни всего нашего общества, сопряжены со многими трудностями не только в экономической, политической, социальной сферах, но и в этико-психологической. Наиболее острые проблемы касаются подрастающего поколения.

Поведение современных детей и подростков отличается повышенной нервозностью, чрезмерной чувствительностью, вспыльчивостью, конфликтностью. Педагогов, психологов, социальных работников, широкую общественность тревожат такие проявления поведенческой активности подростков, как цинизм, агрессивность, жестокость, отчуждённость, духовная опустошённость.

В последние годы в связи с общим кризисом общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики трудного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Подобный подход определяется его новизну и стимулирует заметное развитие теорий психологии трудного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов психологов (М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др.) [ ], педагогов (М.И. Рожкова, Л.С.  Славина, Э.Ш. Натанзан, В.А. Татенко и др.) [ ], юристов (Ю.М. Антонян, И.П. Башкатов, В.Н. Кудрявцев, Л.М. Зюбин и др.) [ ], социальных работников (Л.М. Семенюк, Н.В. Конончук, П.X. Массен) [ ] , медиков (Б.Д. Карвасарский, К.С. Лебединская, М.М. Райская и др.) [ ] и др.

В психолого-педагогической литературе значительное внимание уделяется проблеме отклоняющегося поведения подростков (М.А. Алемаскин, В.И. Войтко, О.И. Зотова, В.Г. Кондрашенко, В.А. Татенко и др.) [ ], проблеме диагностики и коррекции «трудных» [Г.Ю. Айзенк, С.А. Беличева, Е.В. Землянская, А.Г. Ковалев, А.Е. Личко, Н.Ю. Максимова, Н. Роджерс и др.]. Психологическим исследованиям личности подростков с отклоняющимся поведением посвящены работы Л.С. Выготского, Л.М. Зюбина, И.П. Крейдун, Э. Натанзон, М. Раттера и др. Также изучалась психологическая направленность личности «трудных» [Г.Г. Бочкарева, К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский, В.Н. Мясищев, А.С. Макаренко и др.].

Ряд исследований посвящён проблеме роли направленной мотивации в становлении личности вообще [Л.И. Божович, А.К. Дусавицкий, А.Н. Леонтьев, А.К. Макарова, М.С. Неймарк, Г.Г. Петренко, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.) и личности трудных подростков в частности (Г.Г. Бочкарёва, К.Е. Игошев, В.Ф. Пирожков, О.Г. Солодухова и др.].

Выражение «трудные» дети очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию. Для того чтобы рассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные» дети или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества [1].            

К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих «трудных» подростков, можно выделить следующие:

· отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

· незнание их интересов и потребностей;

· политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

· усиление влияния псевдокультуры;

· неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

· отсутствие контроля над поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

· чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

· сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

· «эпидемия» разводов;

· потеря эмоциональных контактов с детьми.

Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло [2].

Таким образом, подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. В целом, под трудными школьниками понимаются такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Ребенок становится трудным, как отмечает А.И. Кочетов, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. У таких детей наблюдаются следующие личностные особенности: подвижность, акцентуация характера, неадекватная самооценка, повышенная агрессивность, раздражительность, повышенная конфликтность, эмоциональная неустойчивость, наличие четко выраженных эгоистических потребностей, ослаблен социально позитивный познавательный интерес, крайний индивидуализм, большая невнимательность [3].

Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

Прежде всего, задача психолога состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выявить причины отклоняющегося поведения. В ходе решения этой проблемы необходимо в первую очередь выделить те случаи анти- и асоциального поведения, которые имеют патопсихологическую природу. Исследования показывают, что многие виды психических заболеваний проявляются в школьных возрастах именно в хулиганстве, различных девиантных формах поведения. Такие случаи, которые внешне проявляются как трудновоспитуемость, по существу относятся к области медицины.

Проблема, рассматриваемая в нашей дипломной работе не нова. Проблема трудных подростков широко рассматривается в научной [А.Т. Акажанова, А.Д. Гонеев, Л.К. Керимов, А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская, В.Г. Степанов и др.] и зарубежной [А.Г. Лидерс, М. Раттер, Г. Шенфельд и др.] психологии. Исследованием различных аспектов поведения трудных подростков занимались разные науки: правоведение [Л.Ф. Анн, А.М. Прихожан, Л.С. Славина и др.],  психология коррекции [Л.И. Божович, В.А. Татенко, В.В. Лебединский, О.С. Никольский и др.]. Трудное поведение подростков как процесс, изучается, прежде всего, психологией. В Казахстане психология трудного поведения имеет теоретический и эмпирический опыт на пути становления и развития [Г.И. Досманбетов, А.Т. Акажанова, Т. Шалгымбаев, Л.К. Керимов, Ш.Е. Джаманбаева и др.].

The aim of the work: to identify the significance of using games in the middle level of teaching.

Предмет исследования: using different types of games in the middle level of teaching English language.

Объектом исследования: коррекционная деятельность в становлении личности подростков в средней школе.

Гипотеза исследования: психокоррекция поведения трудных подростков будет осуществляться успешно, если:

- будет разработана целенаправленная  система коррекционных занятий  с трудными подростками;

- использование комплекса  коррекционных занятий будет  определяться с учетом личностно-ориентированного  подхода и станет органичным  компонентом воспитательного процесса  в школе.

Задачи исследования:

1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;

2. Понять причины возникновения  трудных подростков, рассмотрев  различные подходы к изучению  данной проблемы;

3. Проанализировать этапы  психологической помощи при профилактике  трудного поведения, и диагностическую  работу с подростками, имеющими  отклонения в поведении;

4. Разработать систему  коррекционных занятий психического  развития «трудных подростков».

Методологической основой нашего исследования явились теоретические, педагогические и психологические концепции: о противоречивом развитии и формировании личности [В.Г. Степанов, 2001; Е.В. Змановская, 2003; Б.Н. Алмазов, 1987]; положение о ведущих видах деятельности [В.В. Давыдов, 1996; Л.С. Выготский, 2000]; педагогическое наследие А.С. Макаренко [1983], А.М. Прихожан, [2000] относящееся к проблеме теории и практики работы с трудными детьми; труды, посвященные предупреждению и психологической коррекции поведения трудных подростков [А.И. Захаров, 1993; А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская, 1986; М. Раттер, 1987; Л.Ф. Анн, 2005].

Выборка испытуемых: подростки в возрасте от 15 до 17 лет.

Методы:

- изучение и анализ  научной, педагогической, психологической и социальной литературы по проблеме;

- наблюдение за деятельностью  детей;

- беседы;

- тестирование;

- анкетирование;

- анализ продуктов деятельности  детей.

Научная новизна исследования:

- выявлена совокупность  положений, составляющих методологическую  и теоретическую основы коррекционной  работы трудных подростков;

- раскрыты социально-педагогические  и психологические особенности  трудных подростков, их интеллектуальные  предпочтения и интересы, причины  и факторы;

- обоснованы условия, принципы  и способы коррекции поведения  трудных детей.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении научно-педагогических основ коррекционной  работы с трудными детьми.

Практическая значимость исследования характеризуется тем, что основные научные выводы и результаты могут использоваться в практике  для проведения коррекционной работы.

Апробация: статья по теме исследования была опубликована в ежегодной Республиканской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Молодежь и наука в современном мире».

Структура дипломной работы: состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками