Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:12, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;
2. Понять причины возникновения трудных подростков, рассмотрев различные подходы к изучению данной проблемы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8
1.1 Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации…………………………………………………………………………8
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»………………………13
1.3 Содержание деятельности школьного психолога с трудными подростками………………………………………………………………………...27
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками………35
2.3 Психотерапия и психокоррекция трудного поведения………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ раб. ПП-411 - 2012 г..docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ 

    1. Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации

 

 

Проблема определения отклоняющегося поведения в психологии решалась неоднозначно, а потому использовались самые разнообразные термины. В 1928 г. Л.С. Выготский поставил вопрос о необходимости разделения понятий «трудный» и «трудновоспитуемый ребёнок». По мнению автора, эти понятия не содержат психологического или педагогического смысла, а выдвинуты из-за практического удобства. Л.М. Зюбин предлагал различать понятия «трудный» (особенности воспитания, условия) и «педагогически запущенный» (как следствие) [4]. «Педагогическую запущенность – социальную запущенность – правонарушения несовершеннолетних» выделяет в отклоняющемся поведении И.А. Невский [5].  К понятию «социально-педагогически запущенный подросток» обращается А.С. Белкин [6]. Дети с аффективным поведением исследовались М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Л.И. Божович и её сотрудниками [7, 8, 9]. Некоторые авторы в своих исследованиях обращались к понятию «недисциплинированности» (Г.И. Кузнецова, В.Д. Харченко, А.С. Макаренко и др.).

В психологии нет единого  понимания  «трудного» ребенка,  единого  подхода  к  диагностике и коррекции его поведения и личностного развития.  Само понятие «трудный подросток» приняло  форму широко распространенного социального стереотипа.  Прежде всего, необходимо отделить понятие «трудный» от понятия «трудновоспитуемый». Трудновоспитуемость предполагает сопротивление  воспитательному воздействию,  вызванное самыми разными причинами, включая дефекты умственного и физического развития, педагогические просчеты, затрудненную социальную адаптацию к той или иной усваиваемой социальной роли, особенности характера,  темперамента,  другие  личностные особенности и, наконец, отклонения асоциального характера.  Как известно, сопротивление воспитательному воздействию не всегда связано с  социальной запущенностью, с отклонениями в сознании и поведении подростка. Оно может проявляться и как следствие педагогических просчетов, неумения осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.  Так,  скажем, особо одаренный учащийся может вызывать серьезные затруднения у педагога самостоятельностью своего мышления,  неприятием  привычных, трафаретных решений, объяснений отдельных явлений, склонностью к спорам, возражениям.  Конфликты,  возникающие в учебной  деятельности,  переносятся на взаимоотношения с педагогом, что также представляет особый вид трудновоспитуемости,  который не создает предпосылок  противоправного поведения.

Понятие «трудные» дети обязано своим происхождением педагогической практике и первоначально включало в себя все случаи отклонений в развитии ребенка. Комментируя основные положения плана педагогической исследовательской работы в области трудного детства, Л. С. Выготский в 1929 году писал: «Мы наметили следующие виды и типы трудного ребенка, подлежащие изучению: трудные дети в массовой школе, трудновоспитуемые дети в собственном смысле этого слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные), психо- и невропатические дети, умственно отсталые, слепые, глухонемые, логопаты, психически и физически больные» [10, с. 193]. 

Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от приинятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это – неотъемлемая часть процесса развития [11].

Понятие «трудный» — очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.

В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.

В какой же период жизни формируется ребенок с признаками «трудного». Почему-то считается, что трудные дети появляются в школе, а тянется с детского сада. Многие считают, что это просто детские шалости. Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте. Так как этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще А.С. Макаренко говорил о том, что «личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать».

Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков «трудности» являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды складывающейся в отношениях, в которой формируется личность, является семья [12].

Стереотип «трудный» предполагает набор вполне определенных типических и социальных качеств,  которые хорошо осознаются  как  самими ребятами, так и взрослыми и несет в себе определенные ожидания общественно опасного  поведения:

1. Для «трудного» ребенка  характерно включение в определенную  уличную субкультуру со своими  нормами,  понятиями «что хорошо, а что плохо», жаргоном, кличками,  авторитетами, которая заменяет  ему референтную группу и направляет  процесс его социализации.

2. «Трудного» ребенка  характеризует активное сопротивление  воспитательному воздействию со  стороны школы,  семьи,  неприятие  социальных ценностей, не включенных  в собственную субкультуру. Он  не просто плохо учится, а  гордится  этим; не просто употребляет алкоголь, курит, сквернословит, а бравирует  этим.

3. У «трудного» весьма  затруднен процесс формирования  самосознания.  Он либо не способен  к реальной критической самооценке  своего поведения, либо оценивает  себя с позиции своей неформальной  группы, либо пользуется  различными  приемами психологической защиты.

Поэтому ресоциализация (организованный социально-педагогический процесс восстановления заново  социального  статуса,  утраченных либо несформированных социальных навыков)  «трудного» подростка в первую очередь должна быть связана с заменой института социализации - той непосредственной среды,  в  которой протекает его общение, и реализуются основные потребности его возраста и которая выступает в качестве референтной группы, задавая основные нормы, эталоны поведения. В трудновоспитуемом подростке, как в фокусе, соединяются психолого-педагогические, медико-биологические, социальные проблемы детства.

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные» дети. Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Это мы находим у О.П. Морозовой [13, с. 137].

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины - «делинквентность» и «девиантность». Данное объяснение можно найти у Р. Мертона, Р. Линтона, У. Миллера, Г. Беккера [14, с. 336]. Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.

Под девиантностью подразумевается отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основам девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные» дети и «педагогически запущенные дети» [15, с. 169]. «Педагогически запущенные дети» не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

В-третьих, трудные – это  дети, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.  Это не плохие, безнадежно испорченные подростки, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих [16].

Понятие трудные дети имело широкое распространение в довоенное время. Оно возникло не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время это понятие исчезло, а в 50-60-х годах XX века вновь появилось. В настоящее время этот термин прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии. Но и сегодня среди ученых идет дискуссия о целесообразности его использования.

Все ли дети трудные? Конечно, в течение жизни все дети и взрослые нередко встречаются с серьезными препятствиями, переживая при этом отрицательные эмоциональные состояния и преодолевая сложности в отношениях с окружающими. Кроме того, они проходят через определенные трудности внутреннего развития, в частности через возрастные кризисы. Поэтому, естественно, все дети на определенном этапе своего психического развития бывают «трудными». Но в разной степени и относительно кратковременно. При учете индивидуальных и возрастных особенностей и достаточном педагогическом мастерстве работать с подавляющим большинством подростков педагогу не только легко, но и радостно. Поэтому есть смысл говорить о трудном подростке лишь при наличии у него устойчивых недостатков в характере и поведении. С таким учащимся бывает сложно обращаться и умелому педагогу.

Нередко разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции бывает весьма трудно, а подчас эффективные воспитательные способы воздействия наукой еще не найдены. Поэтому предлагаются не категоричные психолого-педагогические рекомендации, а обсуждение возможного применения тех или иных способов решения определенных психолого-педагогических проблем психодиагностики и психокоррекции. Это обсуждение предполагает дальнейшее самостоятельное продумывание данных проблем педагогом и окончательную обработку им конкретной технологии воспитания [17].

Понятие «отклоняющееся поведение» надо отличать от терминов «отклонение в развитии», «задержка развития», «отставание в развитии». Последние три термина часто употребляются в научной литературе как синонимы. Они обычно обозначают детей с дефектами развития. Конечно, нередко такие дети становятся трудными, но коррекция их поведения требует участия специалистов-дефектологов [18].

Отрочество — этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет (V-VIII классы). Понятие отрочества объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый возраст.

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

Главная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека [19].

Важный фактор психического развития в подростковом возрасте — общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.

 «Трудный» ребёнок - это  тот ребёнок, которым взрослые  занимаются мало. Растут они сами  по себе. Нередко дети вынуждены  воровать, просить милостыню у  прохожих, заниматься бродяжничеством. Они агрессивны, озлоблены, практически  знакомы с теневыми сторонами  жизни. Рано начинают курить, употреблять  спиртные напитки, приобщаются к  наркотикам. Подрастая, сбиваются в  организованные группы, совершают  кражи, грабежи и даже убийства. Поведение детей в таких случаях  характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой  формой девиации [20].

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей [19, 20]. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову [3, с. 58]. Он выделяет такие типы трудных детей:

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками