Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики взаимодействия ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников.
Задачи:
1. Теоретический анализ специфики здоровья и здорового образа жизни.
2. Изучение роли семьи и семейного воспитания в формировании здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
3. Построение системы работы – сотрудничество ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни в дошкольном возрасте.

Файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 101.93 Кб (Скачать файл)

Введение

В современном  обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда  ранее актуальной. Это объясняется  тем, что к ним предъявляются  весьма высокие требования, соответствовать  которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой  умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных  исследований свидетельствуют: уже  в дошкольном возрасте здоровых детей  становится все меньше. Высок процент  физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста  функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 20% детей имеют  дефицит массы тела. Ведущими среди  функциональных отклонений являются нарушения  опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий — болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что  «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке  основы физического, психического и  интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте». Семья  для ребенка – это первая и  иногда почти единственная среда, формирующая  его образ жизни.

Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность  родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность [2]. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Для дошкольного  учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся  представлений о семье в свете  современных подходов, расширения представлений  о содержании, формах и методах  взаимодействия с семьей и выработке  индивидуального подхода к ней  в плане формирования здорового  образа жизни дошкольников. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н. Дороновой, О.И. Давыдовой, Е.С. Евдокимовой, О.Л. Зверевой, и др.

Целью данной работы является изучение специфики  взаимодействия ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового  образа жизни у старших дошкольников.

Задачи:

1. Теоретический  анализ специфики здоровья и  здорового образа жизни.

2. Изучение  роли семьи и семейного воспитания  в формировании здорового образа  жизни в дошкольном возрасте.

3. Построение  системы работы – сотрудничество  ДОУ и родителей, направленного  на формирование здорового образа  жизни в дошкольном возрасте.

1. Теоретические  основы проблемы формирования  здорового образа жизни у дошкольников

1.1. Анализ  медико-психолого-педагогической литературы

История психологии хранит имена исследователей, определявших неразрывную связь  психической и физической сущности в человеке. Данное концептуальное положение реализует принцип природосообразности, обоснованный еще Я.А.Коменским в его «Великой дидактике». Суть этого принципа — в возможно более полном развитии природных задатков человека при соблюдении законов природы и педагогики [24].

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье - это состояние полного  физического, психического и социального  благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”[7].

Данное  определение крайне сложно применить  к здоровью граждан России, живущих  в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более  адекватно сформулированное профессором  С. М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

   Важным  в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как  к динамичному процессу, что допускает возможно 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1.  Теоретические основы формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей…………10

    1. Понятие « культуры здоровья » в психолого-педагогической

литературе……………………………………………………………………….10

1.2.Педагогические условия формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей……………………………….…………………………………………11 

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей…………………………………………………………………………34

2.1 Диагностика  уровня сформированности культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей………………………………………………………………………….34

2.2 Реализация  условий формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей………………………………………………………………………….44

Заключение………………………………………………………………………..53

Список  использованной литературы…………………………………………….57

Приложения……………………………………………………………………….59 
 

Введение 

     Здоровье  и благополучие детей – главная  забота семьи, государства и общества в целом, так как дети составляют единственный резерв страны, который в недалёком будущем будет определять её благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние науки и культуры.

     В соответствии с концепцией по охране здоровья здорового человека в основе должен быть здоровый образ жизни  и здоровая семья, правильно организованный труд, отдых и питание, экологическое  благополучие.

     Настоящее время достаточно быстро характеризуется  изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой  на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз  повторить: забота о здоровье ребенка  — это важнейший труд воспитателя».

Здоровье  рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

     Для достижения гармонии с природой, самим  собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

     Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

     Актуальность. Дошкольный возраст характеризуется  бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и  обеспечивают здоровье ребенка в  течение всего последующего его  развития.

     В последние годы наблюдается тенденция  увеличения количества детей, имеющих  недостатки в физическом и психическом  развитии. Проблема рождения здорового  ребенка, его воспитания и обучения давно вышла за рамки медицинской  и превратилась в социальную.

     По  данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и  молодежи за последние десятилетия  состояние здоровья дошкольников резко  ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 % до 15,1 %) и  увеличилось число детей, имеющих  различные отклонения в состоянии  здоровья (2-я группа — с 60,9 % до 67,6 %) и хронические заболевания (3-я  группа — с 15,9 % до 17,3 %). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

     Именно  поэтому в настоящее время  ведется активный поиск педагогических технологий, способствующих формированию и укреплению здоровья дошкольников, не требующих особых материальных затрат и рассчитанных как на коммерческие, так и на государственные дошкольные учреждения.

     Наиболее  перспективным путем обновления содержания дошкольного образования  является  системная интеграция психолого-педагогических и естественных наук с целью создания единого  информационного пространства для  обучения основам здорового образа жизни,  формирования мотивации к  нему и коррекции нарушенных функций  детей дошкольного возраста. Таким  образом, актуальность исследования определяется рядом факторов: социальным заказом на воспитание здоровых граждан общества в течение всей их учебной и трудовой деятельности; необходимостью создания целостной системы формирования здорового образа жизни подрастающего поколения, где дошкольное образование занимает ключевую позицию.

     Таким образом, отсутствие целостной концепции  формирования здорового образа жизни  дошкольников, и, соответственно, разработанной  педагогической системы и технологии её реализации, существенно затрудняет решение обозначенных социальных и  государственных задач. Именно в  этом и заключается главная проблема, решению которой и посвящается  представленная дипломная работа.

     Объект  исследования – формирование здорового  образа жизни в дошкольных образовательных  учреждениях.

     Предмет исследования -  средства, методы, формы  организации и факторы, обеспечивающие формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного  возраста.

     Цель  исследования — разработать и  научно обосновать педагогическую систему  формирования основ здорового образа жизни детей в учреждениях дошкольного образования.

     Задачи  исследования:

1. Выявить сущностные признаки здорового образа жизни, систематизировать теоретико-методологические основы его формирования.

2.Раскрыть  условия, обеспечивающие функционирование  системы формирования здорового  образа жизни в дошкольных  учреждениях.

3.Определить содержание целенаправленной подготовки детей к здоровому образу жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения на базе теоретических обобщений, учитывающих роль межпредметных связей и поисковых методов обучения.

4.Разработать и обосновать концепцию рационального формирования основ здорового образа жизни для детей в дошкольных образовательных учреждениях.

     Методологической  и теоретической основой исследования являются общетеоретические положения  отечественной психологии о высокой  восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), философские, психологические и педагогические теории отношений (А.Г. Здравомыслов, В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, И.Ф. Харламов, Л.В. Занков), теоретические концепции ценностей (Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, О.Г. Дробницкий, Я.М. Архангельский).

     Культура  здоровья личности является важнейшей  качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущности сил, способностей; она предстает  в процессе воспитания как преемственное  освоение различных сфер жизнедеятельности, что возможно лишь при развитии ее социальной активности. При этом формируется  не только потребность в тех или  иных видах активности, но и умение их реализовать, что является одним  из основных направлений становления  культуры современной конкурентоспособной  личности.

     Индивидуализация  общественной и экономической жизни  России, глубокие противоречия, наслоившиеся в идеологии, культуре, образовании, предъявляют качественно новые  требования к воспитанию детей.

     Негуманистическая ориентация общества, экономический  кризис, отсутствие в течение десятилетия  альтернативы коммунистическому воспитанию, отсутствие продуманной экологической  политики, нравственный дискомфорт и череда стрессов привели подрастающее поколение, как отмечают исследователи, к уходу в виртуальный мир - в мир алкоголизма, наркомании, асоциальности во всех ее проявлениях. О здоровье подрастающего поколения, в абсолютном его понимании, говорить не приходится. Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления. Согласно исследованиям (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.) ведущими среди причин, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья детей, являются: неправильный образ жизни, выражающийся в гиподинамии, чрезмерной учебной нагрузке, неправильном питании, а также отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у учащихся, педагогов и родителей, отсутствие системности в процессе формировании культуры здоровья.

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и