Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики взаимодействия ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников.
Задачи:
1. Теоретический анализ специфики здоровья и здорового образа жизни.
2. Изучение роли семьи и семейного воспитания в формировании здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
3. Построение системы работы – сотрудничество ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни в дошкольном возрасте.

Файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 101.93 Кб (Скачать файл)

     Ознакомление  родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной  работой в д/саду.

     Обучение  конкретным приемам и методам  оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания).

     Ознакомление  с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в д/саду, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма. В этих целях хорошо используются: информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада.

     Различные консультации, устные журналы и дискуссии  с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также  родителей с опытом семейного  воспитания.

     Семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед  с детьми; "открытые дни" родителей  с просмотром и проведением разнообразных  занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур.

     Совместные  физкультурные досуги, праздники.

     Анкетирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка.

     Анкетирование показало, что хотя многие родители имели высшее и среднее образование, уровень знаний и умений большинства  из них в области воспитания здорового  образа жизни невысок, а интерес  к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется  медицинская или психологическая  помощь.

     Поэтому индивидуальные программы оздоровления предусматривают не только "гибкий режим дня", закаливающие процедуры  и разнообразные формы физкультурно-оздоровительной  и лечебно-профилактической работы с конкретным ребенком, но и участие  его семьи как в общих и  индивидуальных мероприятиях для родителей (которые я уже перечислила), так  и в семейных клубах: "Здоровье", "Папа, мама и я - спортивная семья" и т.д.

     Причем  темы занятий в клубах и формы  их проведения выбирают сами родители через анкетирование и "Книгу  предложений".

     Самой эффективной формой работы в семье  являются занятия в семейных клубах, позволяющие осуществить полноценный  индивидуальный подход к физическому  и психическому развитию ребенка  через взаимодействие родителей, досконально  знающих особенности своего ребенка, педагогов, медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.

     Одним из условий формирования культуры здоровья является использование активных методов  обучения. Большая педагогическая энциклопедия трактует активные методы обучения как  методы, при использовании которых  учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. К  активным методам обучения относятся  проблемный рассказ, эвристическая  и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного  спора, метод аналогий, метод анализа  на занятиях жизненных ситуаций, метод  мозгового штурма, элементы дискуссии, проблемные ситуации и др.

     Преимущества  использования активных методов  обучения состоят в следующем. Во-первых, основу содержания обучения составляют базовые знания. Во-вторых, в обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы (способы) работы с  этими базовыми знаниями. Усвоение того и другого открывает перед  ребенком огромные возможности для  самостоятельного движения в данной области. В-третьих, процесс обучения построен так, что ребенок усваивает  знания и умения через их применение. На всех этапах процесса усвоения вводятся задачи. Решая эти задачи, ребенок  одновременно усваивает и знания, и умения. В результате обучение идет без заучивания, но в то же время  обеспечивает прочное запоминание. В-четвертых, важное значение имеют коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества и с воспитателем и со сверстниками.

     Основными путями такого обучения являются диалогический  тип общения взрослых и детей; рефлексивное взаимодействие, при которых  дети ведут самостоятельный поиск, творчески применяют и добывают знания.

     Так основанная особенность метода "мозгового  штурма" состоит в том, что он позволяет детям в поисках  решения научиться проявлять  творческий потенциал в большей  степени, чем обычно. Его несомненное  достоинство в том, что самооценка творческого участия ребенка  высока, независимо от реального вклада в общее решение.

     Метод активизирует мышление благодаря введению четырех правил: можно высказывать  любую мысль, никто не назовет  ее плохой; можно комбинировать, модифицировать, улучшать высказывание других идей; чем  больше идей, тем лучше.

     Эффективность данного метода связана с наличием творческой среды. При этом творческая среда, характеризуется:

доброжелательностью взрослого, отказом от критики ребенка  и его идей;

новизной  и разнообразием окружающей предметной среды

постоянным  поощрением творческой инициативы, оригинальности идей;

принятием любого творческого продукта независимо от его качества;

поощрением  любых вопросов со стороны ребенка;

использованием  вопросов, предполагающих несколько  ответов;

личным  творческим подходом взрослого к решению проблем.

     Ролевая игра - способ расширения опыта детей  посредством предъявления им неожиданной  ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выбрать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.

     Беседа - это целенаправленный, заранее  подготовленный разговор воспитателя  с детьми на определённую тему. Значение беседы в воспитательно-образовательной  работе с детьми раскрыли в своих  работах Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова и др. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. Беседа будет педагогически ценной, если она пробудит активную работу мысли и поможет выработать у ребёнка определённое отношение к обсуждаемым явлениям.

     Для понимания специфики предлагаемых нами занятий существенное значение имеет обращение к рассмотрению методов эмоционального воздействия.

     Метод эмоционально-сенсорного воздействия  строится на механизме кратковременных  эмоциональных реакций. Этот метод  является начальным во всей совокупности методов, направленных на актуализацию кратких эмоциональных реакций  в процессе образования, и используется с младшего дошкольного возраста.

     Метод контрастного сопоставления строится на механизме эмоциональной дифференциации - пробуждении противоположных эмоций с целью развития эмоционально - ценностного отношения к познаваемым  объектам, явлениям и процессам. Вводится в практику образования начиная со среднего дошкольного возраста.

     Метод побуждения к сопереживанию строится на механизме идентификации, побуждающей  эстетические, нравственные эмоции. Вводится в практику начиная со среднего дошкольного возраста.

     Метод эмоционально - образного воздействия  строится на механизме эмоционального обособления. Он направлен на побуждение детей к передаче эмоциональных  переживаний в образном воплощении. Актуализации субъективного содержания испытываемой ребёнком эмоции.

     Сущность  метода эмоционально - сенсорного воздействия  заключается в побуждении детей  к эмоциональному реагированию путём  воздействия на сенсорику - процессы ощущения и восприятия.

     Метод контрастного сопоставления заключается  в постижении содержания образования  посредством сопоставления противоположных  образов, способов действий, пробуждения  к ним адекватных эмоций и на этой основе формирования эмоционально-ценностного  отношения к познаваемым объектам, явлениям и процессам.

     Сущность  метода побуждения к сопереживанию  заключается в пробуждении у  ребёнка - дошкольника эмоциональных  реакций через репрезентацию  субъекту эмоциональных состояний  другого, идентификацию себя с другим.

     Метод эмоционально - образного воздействия  направлен на побуждение детей к  передаче эмоциональных переживаний  в образном воплощении посредством  отожествления себя с природным  объектом, сказочным персонажем и  прочим. Метод успешно реализуется  через "погружение" детей в  воображаемую ситуацию, обеспечение  актуализации эмоциональных переживаний  в образном воплощении. Эмоциональные  проявления детей связаны с продуктивным воображением, которое выступает "механизмом появления эмоций", "клеточкой, из которой развивается всё богатство субъективного мира ребёнка".

     Предполагаемые  результаты:

поиск детьми нового знания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности;

изменение позиции дошкольников в процессе обучения (становятся более инициативными  и самостоятельными);

главный результат - овладение здоровыми  жизненными навыками, изменение отношения  к физическому, психическому, социальному  здоровью (повышение жизнестойкости, дружелюбность по отношению к  взрослым и детям, коммуникабельность, готовность помочь, дисциплинированность, уменьшение факторов риска употребления ПАВ), то есть ребёнок, способный к  осознанию ценности своего здоровья; обладающий здоровыми жизненными навыками; способный к рефлексии, умеющий  владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; способный к пониманию, сочувствию, состраданию другому.

     Таким образом, активное использование педагогами разнообразных, прежде всего, нетрадиционных форм работы с родителями позволяет  успешно решать задачи формирования культуры здоровья дошкольников, способствует укреплению сотрудничества между родителями и педагогами (снижая проблемы общения  между педагогами и родителям  и повышая чувство педагогической компетентности у педагогов) и улучшает отношение родителей к ДОУ  в целом, что положительно влияет на готовность к положительному сотрудничеству в перспективе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Опытно-экспериментальное  исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей 

2.1 Диагностика уровня  сформированности

культуры  здоровья детей дошкольного  возраста в процессе сотрудничества педагогов  и родителей 

     Исследование  уровня сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МДОУ «Белочка» села Бургуй Закаменского района Республики Бурятия.

     В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в  количестве 20 человек.

     Для решения поставленных задач опытно - экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий  и контрольный этапы.

     Для выявления уровня сформированности культуры здоровья использовались следующие критерии и показатели:

     Критерий  достаточности знаний (наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье).

     Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками).

     Критерий  отношения (значимость здорового образа жизни, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью).

     Позитивные  действия, как в реальной, так  и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций).

     На  основе выделенных критериев и показателей  были определены следующие уровни сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

     Высокий уровень: к этому уровню относятся  дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о физическом, психическом, социальном здоровье. Ребёнок знает  правила ухода за своим телом (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения), бережно относится  к своему здоровью. Сформировано положительное  представление о самом себе. Ребенок  умеет общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения, способен излагать свои знания компактно, умеет развернуть их в ряд последовательных шагов. Проявляется эмоциональная  реакция на новизну материала  о физическом, психическом, социальном здоровье, способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при  общении со сверстниками, устойчивый интерес к здоровью, активность при  решении проблемных ситуаций.

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и