Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики взаимодействия ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников.
Задачи:
1. Теоретический анализ специфики здоровья и здорового образа жизни.
2. Изучение роли семьи и семейного воспитания в формировании здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
3. Построение системы работы – сотрудничество ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни в дошкольном возрасте.

Файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 101.93 Кб (Скачать файл)

социально-культурный - зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

социально-экономический - определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

технико-гигиенический - зависит от условий проживания, обстановки жилища, особенностей образа жизни;

демографический - определяется структурой семьи.

     В семье формируются фундаментальные  ценностные ориентации человека, определяющие его культуру здоровья, сферы и  уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Значимость семьи в формировании культуры здоровья её членов в историческом аспекте легко подтверждается примером расслоения общества на культурно-бытовой  основе через череду русских фамилий: Чистовы и Грязновы, Безруковы  и Добронравовы и т.п. Современные  семьи весьма разнообразны вследствие расслоения общества. Соответственно у представителей различных слоев  различные представления о культуре здоровья. И, тем не менее, семья как  социальный институт в формировании культуры здоровья, играет, и будет  играть кардинальную роль. Если семью условно можно назвать "первичной территорией формирования культуры здоровья", то следующей за ней можно рассматривать "территорию" ближайшего соседского окружения и микросоциума.

     Для детей соседство не только среда  жизнедеятельности, но и мощный фактор формирования культуры здоровья. Общение  детей с соседями-сверстниками - это выход за рамки семьи, знакомство с различными стилями жизни, приобретение социального опыта. В общении  они получают представление о  жизненных ценностях, отличных от семьи, усваивают нормы и стиль поведения.

     Для детей соседское общение имеет  большой объективный смысл, ибо  дает им чувство принадлежности к  обществу сверстников. Определить границы  микросоциума не всегда просто. В крупных городах, определение границ общения подростков, как правило, не поддается контролю со стороны взрослых и родителей.

     Влияние микросоциума на формирование культуры здоровья людей зависит как от объективных характеристик микросоциума, так и субъективных характеристик самого человека. То есть влияние микросоциума зависит от его культурно-рекреационных возможностей - наличия и качества работы учебно-воспитательных учреждений; кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, музеев, библиотек и т.п.; от состава его жителей: их этнической принадлежности, социально-профессионального состава, состава семей и т.п.; а так же от интеллектуального и образовательного уровня развития самого ребенка, от возможностей и желания в удовлетворении возрастных потребностей в социальном, культурном и физическом развитии.

     В последние десятилетия общество сверстников стало одним из решающих микрофакторов формирования культуры здоровья подрастающих поколений.

     Урбанизация привела к тому, что дети, живущие  в городах, все больше времени  проводят вне школы и семьи; к  тому, что возрастает удельный вес  общества сверстников, которое во многих случаях перевешивает влияние учителей и родителей. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность  в таких группах, где он получает возможность реализовать себя, ощутить  себя ценным. Группы "равных" объединяет общность культуры здоровья. Молодые  люди имеют некоторую свободу  выбора индивидуального стиля жизни. На них оказывают большое влияние их сверстники, склоняющие их поступать в соответствии с принятыми в данной группе системой ценностей, стереотипом поведения.

     Особенностью  такой молодежной среды является то, что она формируется, как правило, не на основе учебной деятельности, как важнейшей для человека, а  на основе разнообразных занятий  по интересам (спорт, музыка, "фанатство", "тусовка").

     Молодежная  среда - общество сверстников - явление  многоплановое и не всегда несущее  положительный импульс. Изучая её, мы можем влиять на формирование культуры здоровья детей и подростков, задавая  этому процессу позитивную направленность.

     Влияние на формирование культуры здоровья детей  и подростков, общество и государство, могут осуществлять через систему  образования и воспитания, которая  включает в себя большой спектр различных  учреждений и организаций (учреждения дошкольного, общеобразовательного и  дополнительного образования, лицеи, гимназии, профессиональные училища, вузы, учреждения культуры, спортивные, общественно-политические и клубные организации, оздоровительные, коррекционные и реабилитационные учреждения и т.п.).

     Детский сад является местом активной деятельности дошкольников в наиболее интенсивный  период их развития и должен создавать  условия, гарантирующие охрану и  укрепление здоровья воспитанников. Так как ведущими каналами формирования культуры здоровья, как и всего процесса социализации в дошкольном учреждении, выступает не только ценность, но и деятельность, то одним из основных направлений педагогической поддержки социального становления дошкольников является целенаправленная организация учебно-воспитательной деятельности дошкольников, в которой важно обеспечить ребенку позитивное восприятие себя и деятельности, в которую он включен. Когда дошкольник осознает цели, активно участвует в деятельности, выполняя роли не только исполнителя, но и организатора, умея при этом объективно оценивать результаты этой деятельности, тогда учебно-познавательная и оздоровительная деятельность становится реальным сотрудничеством дошкольников друг с другом и педагогом.

     Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию  педагога на семью, поскольку во главу  угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую  сферу деятельности педагога называли "работа с семьей" Для экономии сил и времени "обучение" велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях  и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе  стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.).

     В социальном аспекте здоровой жизни  каждого человека образ жизни  и создание условий для формирования стиля культуры здоровья зависит  от многих внешних и внутренних факторов и общественных институтов, но, прежде всего:

от экологических  условий окружающей среды;

от конкретных исторических условий и культурных традиций государства;

от экономического положения каждой семьи;

от места  здоровья в иерархии потребностей конкретной семьи;

от установок  самой личности в вопросе определения  места здоровья в иерархии потребностей;

от согласованности  действий всех институтов воспитания на формирование культуры здоровья.

     Таким образом, констатируя множественность  факторов и институтов формирования культуры здоровья, было бы неправильным указывать, какой из них важнее. Правомернее  было бы говорить об оценке степени  эффективности каждого из институтов. Чтобы координировать их усилия, необходимо знать, в чем они принципиально  взаимозаменимы, в чем уникальны. Однако ни один институт в отдельности нельзя считать полностью ответственным за конечный результат социально-педагогического процесса.

     Формирование  культуры здоровья - это результат  системного воздействия всех его  факторов и основных институтов и  самой личности. 
 
 

1.2 Педагогические условия  формирования 

культуры  здоровья детей дошкольного  возраста

в процессе сотрудничества педагогов и родителей 

     Условие - это то, от чего зависит нечто  другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Педагогические условия - это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т.п.) процесса.

     Успешность  выполнения семьей ведущей функции  по воспитанию детей, их всестороннему  развитию и подготовке к жизни  в современном обществе в значительной мере зависит от воспитательного  потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, которые в совокупности и составляют педагогические возможности семьи: тесные и систематические контакты между родителями и детьми в осуществлении поставленных целей; отношения, построенные на взаимном доверии и доброжелательности; опора в совместной деятельности на то положительное, что имеется в ребенке, и умение показать пути его развития; вера родителей в успех сотворчества с ребенком и постоянная работа, направленная на повышение культуры здоровья (физической, психической, нравственной) в семье.

     Педагогам и родителям в вопросах воспитания и формирования культуры здоровья необходимо сотрудничество. Развитие ребенка в  дошкольном возрасте - залог успешного  воспитания и обучения его в последующие годы. Гармоничное развитие возможно только при согласованности действий родителей и педагогов.

     Как правило, педагоги могут назвать  достаточно большое количество форм и методов работы с родителями.

     Как традиционные:

Консультации  через зоны сотрудничества с родителями;

Выступления на родительских собраниях;

Тетради взаимодействия с родителями;

Психологическая диагностика детей в присутствии  их родителей;

Открытые занятия;

Информационные  письма и памятки;

Анкетирование;

“Почтовые Ящики" и др.

     Так и нетрадиционные:

Тренинги;

Семинары-практикумы;

Конкурсы среди  родителей;

Деловые игры;

Фотовыставки  и фотоконкурсы;

Родительско-детские тренинги;

Круглые столы  и др.

     В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: "Семья и детский  сад в хронологическом ряду связаны  формой преемственности, что облегчает  непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагога. Здесь важен не принцип  параллельности, а принцип взаимопроникновения. Важнейшим условием преемственности  является установление доверительного делового контакта между семьей и  д/садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

     Все это требует переосмысления и  изменения содержания и форм работы с семьей.

     Ни  одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная  программа не сможет дать полноценных  результатов, если она не реализуется  совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов  каждого, его прав и обязанностей.

     Организуя сотрудничество с семьей по формированию культуры здоровья ребенка и глубоко  понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной  программы детского сада, надо особое внимание уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних  воздействий, мониторинге состояния  здоровья каждого ребенка, учете  и использовании особенностей его  организма.

     Таким образом, совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию  и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность  и последовательность работы (в  соответствии с контрольным планом) в течении всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3. Индивидуальный  подход к каждому ребенку и  к каждой семье на основе  учета их интересов и способностей.

4. Взаимное  доверие и взаимопонимание педагогов  и родителей на основе доброжелательной  критики и самокритики. Укрепление  авторитета педагога в семье,  а родителей в детском саду.

     В соответствии с этими основными  положениями система работы с  семьей включает:

Ознакомление  родителей с результатами диагностики  состояния здоровья ребенка и  его психомоторного развития;

Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей; целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и