Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение специфики взаимодействия ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников.
Задачи:
1. Теоретический анализ специфики здоровья и здорового образа жизни.
2. Изучение роли семьи и семейного воспитания в формировании здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
3. Построение системы работы – сотрудничество ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
Продолжительность 35-40 минут.
В третьей, заключительной части подводятся итоги занятия.
Родителям выдаются разнообразные памятки, методическая литература, рекомендации.
Занятия в семейных клубах значительно повышают как уровень развития физических качеств детей, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком делают этот процесс весьма эффективным.
Результаты диагностики, проведённой после всего цикла занятий, показали, что дети в достаточной степени овладели знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье, изменили своё отношение к физическому, психическому, социальному здоровью. У них появилась дружелюбность по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабельность, готовность помочь и т.п.
Результаты
проведения констатирующего эксперимента
в экспериментальной и
В экспериментальной группе:
высокий уровень - 7 детей, что составляет 70%;
средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;
низкий уровень - отсутствует, что составляет 0%.
В контрольной группе:
высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;
средний уровень - 5 детей, что составляет 50%;
низкий уровень - 5 детей что составляет 50% (таблица 6).
Таблица 6
Группы | Экспериментальная | Контрольная |
Всего чел.
"Изучение социальных эмоций" |
10 | 10 |
В | 70% | 0% |
С | 30% | 50% |
Н | 0% | 50% |
В экспериментальной группе:
высокий уровень - 7 детей, что составляет 70%;
средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;
низкий уровень - отсутствует, что составляет 0%.
В контрольной группе:
высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;
средний уровень - 6 детей, что составляет 60%;
низкий уровень - 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 7).
Таблица 7
Группы | Экспериментальная | Контрольная |
Всего
чел.
"Изучение эмоциональ-ного поведения детей при восприятии литера-турных произведений" |
10 | 10 |
В | 70% | 0% |
С | 30% | 60% |
Н | 0% | 40% |
В экспериментальной группе:
высокий уровень - 8 детей, что составляет 80%;
средний уровень - 2 ребёнка, что составляет 20%;
низкий уровень - отсутствует, что составляет 0%.
В контрольной группе:
высокий уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;
средний уровень - 4 ребёнка, что составляет 40%;
низкий
уровень - 3 ребёнка, что составляет
30% (таблица 8).
Таблица 8
Группы | Экспериментальная | Контрольная |
Всего
чел.
"Изучение социальных эмоций" |
10 | 10 |
В | 80% | 30% |
С | 20% | 40% |
Н | 0% | 30% |
В экспериментальной группе:
высокий уровень - 7 детей, что составляет 70%;
средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;
низкий уровень - отсутствует, что составляет 0%.
В контрольной группе:
высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;
средний уровень - 6 детей, что составляет 60%;
низкий уровень - 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 9).
Таблица 9
Группы | Экспериментальная | Контрольная |
Всего
чел.
Активность в решении проблемных ситуаций |
10 | 10 |
В | 70% | 0% |
С | 30% | 60% |
Н | 0% | 40% |
Из таблицы видно, что у детей произошли заметные изменения в культуре здоровья. Наиболее значительные - отсутствие числа детей, которые в начале опытно-экспериментальной работы были отнесены к группе с низким уровнем культуры здоровья, увеличением числа детей со средним уровнем и появлением детей с высоким уровнем культуры здоровья.
Таким
образом, полученные результаты подтвердили
гипотезу нашего исследования.
Заключение
Актуальность проблемы исследования обусловлена социальным заказом на формирование культуры здоровья у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования качества воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОУ.
Исходя из определения понятий "здоровье" и "культура здоровья", мы определили содержание понятия "культура здоровья" как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.
Анализ программ помог нам прийти к выводу о том, что процесс формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения.
Таким образом, ребенку должна быть предоставлена возможность получать информацию о физическом, психическом и социальном здоровье, должен быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, поступки и формировать отношение и создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий.
Разработанная нами модель формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста представляет систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков, состоящих из совокупности элементов: целевой (цель, задачи, принципы); содержательный, отражающий смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу; процессуальный (педагогические условия, этапы, методы); оценочно-результативный (результат и критерии его оценки, уровни) и системообразующие связи между ними).
Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста, то основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента, условиям формирование культуры здоровья в период дошкольного детства через сотрудничество педагогов и родителей.
Исследование проводилось на базе МДОУ "Белочка" села Бургуй Закаменского района Республики Бурятия. Исследованием было охвачено 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Для выявления уровня сформированности культуры здоровья использовались следующие критерии и показатели:
Критерий достаточности знаний (наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье).
Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками).
Критерий отношения (значимость здорового образа жизни, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью).
Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций).
Результаты констатирующего эксперимента позволили прийти к выводу о том, что большинство испытуемых находятся на среднем и низком уровне культуры здоровья.
Для формирования культуры здоровья нами был проведён формирующий эксперимент, в процессе которого была реализована модель формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в процессе сотрудничество педагогов и родителей, через проведение родительских собраний, спортивных мероприятий с участием родителей и воспитанников. Результаты контрольного эксперимента показали повышение уровня культуры здоровья у детей экспериментальной группы.
К значимым результатам исследования можно отнести:
Описание модели формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста и возможностей её реализации.
Разработку занятий под общим названием "Ключи жизни" (период дошкольного детства), соответствующей основной концепции программы Линды Сибли, Дэвида Сибли, Розмари Тиш, Джулии Скайл и др. (Био-психо-социо-духовное единство здорового образа жизни) по четырем уровням: физический, психический, социальный, духовный.
Результаты
исследования с позиций познавательного
и личностно-творческого
поиск детьми нового знания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности;
изменение позиции дошкольников в процессе обучения (становятся более инициативными и самостоятельными);
главный результат - овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому, социальному здоровью (повышение жизнестойкости, дружелюбность по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабельность, готовность помочь, дисциплинированность, уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и отклоняющегося поведения у детей и т.п.), то есть ребёнок, способный к осознанию ценности своего здоровья; обладающий здоровыми жизненными навыками; способный к рефлексии, умеющий оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; способный к пониманию, сочувствию, состраданию другому; способный получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.
Если говорить об общих направлениях развития дошкольника (развития культуры познания, культуры чувств, волевой культуры, освоении различных сфер действительности и формировании отношения к ним - к природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений - как это обозначено в "Концепции дошкольного воспитания"), то понятно, что все они могут быть реализованы через внедрение модели формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
Таким
образом, на основе проведённой опытно
- экспериментальной работы по формированию
культуры здоровья можно сделать
вывод, что выявленные нами и реализованные
условия являются эффективными. Полученные
результаты подтвердили гипотезу нашего
исследования.