Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики взаимодействия ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников.
Задачи:
1. Теоретический анализ специфики здоровья и здорового образа жизни.
2. Изучение роли семьи и семейного воспитания в формировании здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
3. Построение системы работы – сотрудничество ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни в дошкольном возрасте.

Файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 101.93 Кб (Скачать файл)

     Продолжительность 35-40 минут.

     В третьей, заключительной части подводятся итоги занятия.

     Родителям выдаются разнообразные памятки, методическая литература, рекомендации.

     Занятия в семейных клубах значительно повышают как уровень развития физических качеств детей, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком делают этот процесс весьма эффективным.

     Результаты  диагностики, проведённой после  всего цикла занятий, показали, что  дети в достаточной степени овладели знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье, изменили своё отношение  к физическому, психическому, социальному  здоровью. У них появилась дружелюбность  по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабельность, готовность помочь и т.п.

      Результаты  проведения констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной  группе.

     В экспериментальной группе:

высокий уровень - 7 детей, что составляет 70%;

средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;

низкий  уровень - отсутствует, что составляет 0%.

     В контрольной группе:

высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

средний уровень - 5 детей, что составляет 50%;

низкий  уровень - 5 детей что составляет 50% (таблица 6).

Таблица 6

Группы Экспериментальная Контрольная 
Всего чел.  

"Изучение  социальных эмоций"

10  10
В 70%  0%
С 30%  50%
Н 0% 50%

 

     В экспериментальной группе:

высокий уровень - 7 детей, что составляет 70%;

средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;

низкий  уровень - отсутствует, что составляет 0%.

     В контрольной группе:

высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

средний уровень - 6 детей, что составляет 60%;

низкий  уровень - 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 7).

Таблица 7

Группы Экспериментальная Контрольная 
Всего чел.  

"Изучение  эмоциональ-ного поведения детей при восприятии литера-турных произведений"

10 10 
В 70% 0% 
С 30% 60% 
Н 0% 40%

     В экспериментальной группе:

высокий уровень - 8 детей, что составляет 80%;

средний уровень - 2 ребёнка, что составляет 20%;

низкий  уровень - отсутствует, что составляет 0%.

     В контрольной группе:

высокий уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;

средний уровень - 4 ребёнка, что составляет 40%;

низкий  уровень - 3 ребёнка, что составляет 30% (таблица 8). 

Таблица 8

Группы Экспериментальная Контрольная 
Всего чел.  

"Изучение  социальных эмоций"

10  10 
В 80%  30% 
С 20%  40% 
Н 0% 30%

     В экспериментальной группе:

высокий уровень - 7 детей, что составляет 70%;

средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;

низкий  уровень - отсутствует, что составляет 0%.

     В контрольной группе:

высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

средний уровень - 6 детей, что составляет 60%;

низкий  уровень - 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 9).

Таблица 9

Группы Экспериментальная Контрольная 
Всего чел.  

Активность  в решении проблемных ситуаций

10 10
В 70% 0%
С 30% 60%
Н 0% 40%

     Из  таблицы видно, что у детей  произошли заметные изменения в  культуре здоровья. Наиболее значительные - отсутствие числа детей, которые  в начале опытно-экспериментальной  работы были отнесены к группе с  низким уровнем культуры здоровья, увеличением числа детей со средним  уровнем и появлением детей с  высоким уровнем культуры здоровья.

     Таким образом, полученные результаты подтвердили  гипотезу нашего исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Актуальность  проблемы исследования обусловлена  социальным заказом на формирование культуры здоровья у детей в период дошкольного детства; отношением к  дошкольному возрасту как уникальному  периоду развития личности; а также  возможностью совершенствования качества воспитания ценностного отношения  к здоровью у детей старшего дошкольного  возраста путем создания специальных  условий в ДОУ.

     Исходя  из определения понятий "здоровье" и "культура здоровья", мы определили содержание понятия "культура здоровья" как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.

     Анализ  программ помог нам прийти к выводу о том, что процесс формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста включает в  себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного  поведения.

     Таким образом, ребенку должна быть предоставлена  возможность получать информацию о  физическом, психическом и социальном здоровье, должен быть обеспечен процесс  активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, поступки и формировать отношение и создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий.

     Разработанная нами модель формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного  возраста представляет систему взаимосвязанных  структурно-функциональных блоков, состоящих  из совокупности элементов: целевой (цель, задачи, принципы); содержательный, отражающий смысл, вкладываемый как в общую  цель, так и в каждую конкретную задачу; процессуальный (педагогические условия, этапы, методы); оценочно-результативный (результат и критерии его оценки, уровни) и системообразующие связи между ними).

     Исходя  из того, что объектом нашего исследования является процесс формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного  возраста, то основное внимание мы уделяем  рассмотрению процессуального компонента, условиям формирование культуры здоровья в период дошкольного детства  через сотрудничество педагогов  и родителей.

     Исследование  проводилось на базе МДОУ "Белочка" села Бургуй Закаменского района Республики Бурятия. Исследованием было охвачено 20 детей в возрасте 5-6 лет.

     Для выявления уровня сформированности культуры здоровья использовались следующие критерии и показатели:

     Критерий  достаточности знаний (наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье).

     Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками).

     Критерий  отношения (значимость здорового образа жизни, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью).

     Позитивные  действия, как в реальной, так  и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций).

     Результаты  констатирующего эксперимента позволили  прийти к выводу о том, что большинство  испытуемых находятся на среднем  и низком уровне культуры здоровья.

     Для формирования культуры здоровья нами был проведён формирующий эксперимент, в процессе которого была реализована  модель формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного  возраста в процессе сотрудничество педагогов и родителей, через  проведение родительских собраний, спортивных мероприятий с участием родителей  и воспитанников. Результаты контрольного эксперимента показали повышение уровня культуры здоровья у детей экспериментальной  группы.

     К значимым результатам исследования можно отнести:

Описание  модели формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного  возраста и возможностей её реализации.

Разработку  занятий под общим названием "Ключи  жизни" (период дошкольного детства), соответствующей основной концепции  программы Линды Сибли, Дэвида Сибли, Розмари Тиш, Джулии Скайл и др. (Био-психо-социо-духовное единство здорового образа жизни) по четырем уровням: физический, психический, социальный, духовный.

     Результаты  исследования с позиций познавательного  и личностно-творческого развития дошкольников:

поиск детьми нового знания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности;

изменение позиции дошкольников в процессе обучения (становятся более инициативными  и самостоятельными);

главный результат - овладение здоровыми  жизненными навыками, изменение отношения  к физическому, психическому, социальному  здоровью (повышение жизнестойкости, дружелюбность по отношению к  взрослым и другим детям, коммуникабельность, готовность помочь, дисциплинированность, уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и  отклоняющегося поведения у детей и т.п.), то есть ребёнок, способный к осознанию ценности своего здоровья; обладающий здоровыми жизненными навыками; способный к рефлексии, умеющий оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; способный к пониманию, сочувствию, состраданию другому; способный получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.

     Если  говорить об общих направлениях развития дошкольника (развития культуры познания, культуры чувств, волевой культуры, освоении различных сфер действительности и формировании отношения к ним - к природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений - как это  обозначено в "Концепции дошкольного  воспитания"), то понятно, что все  они могут быть реализованы через  внедрение модели формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного  возраста.

     Таким образом, на основе проведённой опытно - экспериментальной работы по формированию культуры здоровья можно сделать  вывод, что выявленные нами и реализованные  условия являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и