Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение специфики взаимодействия ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников.
Задачи:
1. Теоретический анализ специфики здоровья и здорового образа жизни.
2. Изучение роли семьи и семейного воспитания в формировании здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
3. Построение системы работы – сотрудничество ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
В
процессе исследования проблемы воспитания
ценностного отношения к
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: "Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей".
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей.
Объект исследования: процесс формирования культуры здоровья дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей.
Изучение
психолого-педагогической литературы
по теме исследования позволило выдвинуть
следующую гипотезу: процесс формирования
культуры здоровья дошкольников будет
осуществляться более успешно, если
реализованы следующие
использование активных методов обучения;
включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;
широкое применение методов эмоционального воздействия.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть
понятие "культуры здоровья"
в психолого-педагогической
2. Определить
особенности формирования
3. Выявить
педагогические условия
4. Теоретически
обосновать и экспериментально
проверить педагогические
Выдвинутые цели и задачи обусловили выбор методов исследования: теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент), математические методы обработки результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МДОУ «Белочка» села Бургуй Закаменского района Республики Бурятия.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – постановочный - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап - собственно-исследовательский - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий
этап - интерпретационно-
Научная
новизна исследования: исследования
состоит в том, что формирование
культуры здоровья дошкольников впервые
рассматривается как
Теоретическая
значимость: систематизированы и
расширены имеющиеся
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе дошкольного образования.
Структура
и объем работы: работа состоит
из введения, двух глав, заключения, библиографического
списка, включающего 54 наименования, приложения.
Работа включает таблицы. Общий объем
работы 58 страниц компьютерного текста.
Глава
1. Теоретические основы
формирования культуры
здоровья дошкольников
в процессе сотрудничества
педагогов и родителей
1.1
Понятие "культуры
здоровья" в психолого-педагогической
литературе
Здоровье - это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. При таком подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия "здоровье". Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего состояния.
Здоровье - это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
И.И. Брехман определяет здоровье, как "способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
В.П. Петленко предлагает понятие здоровья как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды.
Здоровье
- это базовая ценность и необходимое
условие полноценного психического,
физического и социального
Дошкольное
детство - период интенсивного роста
и развития организма и повышенной
его чувствительности к влияниям
природной и социальной среды, в
том числе, к профилактическим и
оздоровительным мероприятиям, проводимым
в детском саду. Эффективность
этих мероприятий во многом зависит
от того, насколько естественны и
адекватны условия
Из приведённых определений видно, что понятие "здоровье" отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни.
По статистике, XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. Основная проблема - низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья своих детей. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть - от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье дошкольников, совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести.
Современные дошкольные образовательные программы составлены достаточно грамотно и обоснованно, но они акцентированы на вопросах гигиены и безопасности. Это, конечно, чрезвычайно важные условия, как для нормальной адаптации ребёнка в обществе, так и для сохранения его жизни в целом. Но более глубокая задача привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным и не представляющим угрозы здоровью других членов общества. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь.
Известно,
что дошкольный возраст является
решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья.
Ведь именно до 7 лет человек проходит
огромный путь развития, не повторяемый
на протяжении последующей жизни. Именно
в этот период идет интенсивное развитие
органов и становление
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом ее формирования.
Компоненты здорового образа жизни:
правильное питание;
рациональная двигательная активность;
закаливание организма;
развитие дыхательного аппарата;
сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка.
Пути решения этой проблемы:
1. Начинаем с себя, самосовершенствуемся: перестраиваем мышление на здоровый образ жизни; пополняем собственный багаж теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.). Овладеваем оздоровительными системами и технологиями; приобретаем и закрепляем практические навыки здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений, психогимнастики и т.п.).
2. Работа
с родителями: проведение консультаций
по вопросам оздоровления (закаливание,
двигательная активность, питание,
аутотренинги, дыхательные системы).
Проводим практические
3. Организация здоровьесберегающего пространства: создание экологической и психологической комфортности образовательной среды; создание игровой и предметно-развивающей среды; обеспечение безопасности жизни детей; обеспечение условий для укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них. Выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
В
режиме дня и занятий рационально
используются двигательные и эмоционально-
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.