Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение специфики взаимодействия ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников.
Задачи:
1. Теоретический анализ специфики здоровья и здорового образа жизни.
2. Изучение роли семьи и семейного воспитания в формировании здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
3. Построение системы работы – сотрудничество ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
Экспериментатор спрашивал детей о том, что можно сделать, чтобы каждый, кто попадёт в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. Обсуждались предложенные детьми варианты.
Количественный анализ результатов методики позволил сделать вывод:
В экспериментальной группе:
высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;
средний уровень - 7 детей, что составляет 70%;
низкий уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%.
В контрольной группе:
высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;
средний уровень - 6 детей, что составляет 60%;
низкий уровень - 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 4).
Таблица 4
Группы | Экспериментальная | Контрольная |
Всего
чел.
"Изучение социальных эмоций" |
10 | 10 |
В | 0% | 0% |
С | 70% | 60% |
Н | 30% | 40% |
Качественный
анализ результатов методики "Кораблекрушение"
показал, что испытуемые со средним
уровнем (исп.3,7,9) планировали этапы
своих действий, аргументировали
свой выбор, но затруднялись находить
нестандартные решения в
Соотношение уровня сформированности культуры здоровья испытуемых на констатирующем этапе эксперимента (таблица 5)
Таблица 5
Группы | КГ, ЭГ | КГ, ЭГ | КГ, ЭГ |
Уровни | Высокий | Средний | Низкий |
Кол-во испыт-х% | 0 | 3 | 7 |
Кол-во испыт-х | 0 | 30 | 70 |
Кол-во испыт-х% | 0 | 4 | 6 |
Кол-во испыт-х% | 0 | 40 | 60 |
Количественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что в контрольной группе 70% (7детей) имеют низкий уровень сформированности культуры здоровья, 30% (3 ребёнка) имеют средний уровень, высокий уровень сформированности культуры здоровья не выявлен. В экспериментальной группе 60% (6детей) имеют низкий уровень сформированности культуры здоровья, 40% (4 ребёнка) со средним уровнем, высокий уровень сформированности культуры здоровья не выявлен.
Как
видно, большая часть испытуемых
детей находится на среднем и
низком уровнях сформированности культуры
здоровья, что подтверждает необходимость
реализации условий, способствующих повышению
уровня сформированности культуры здоровья
у детей старшего дошкольного возраста.
Об организации работы по формированию
культуры здоровья детей дошкольного
возраста в процессе сотрудничества педагогов
и родителе пойдет речь в следующем параграфе.
2.2 Реализация условий формирования
культуры
здоровья детей дошкольного
возраста в процессе
сотрудничества педагогов
и родителей
С целью повышения уровня культуры здоровья нами был поведён формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте приняли участие только дети экспериментальной группы.
В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия:
включение детей и их родителей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;
использование
активных методов обучения (мозгового
штурма, эвристических и проблемно-
широкое применение методов эмоционального воздействия.
Занятия, направленные на овладение знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье, мы условно разделили на 3 блока:
Блок 1. "Физическое здоровье".
Блок 2. "Психическое здоровье".
Блок 3. "Социально здоровье".
Перечень тем занятий был представлен следующим образом:
"Здоровый образ жизни", "Общение", "Чувства", "Защита чувств", "Управление гневом", "Здоровый выбор", "Личные границы", "Дружба", "Собственная уникальность".
На занятиях на тему "Здоровый образ жизни" дети овладевали знаниями о здоровом образе жизни, о пользе физического (физические упражнения, здоровая пища, полноценный отдых, чистоплотность, безопасность), психического (возможность делиться своими чувствами, радоваться, узнавать что-то новое, сознавать свою ценность, одаренность), социального здоровья (внимательно относиться к выбору друзей, сотрудничать с другими, быть другому помощником и т.п.).
Значительные трудности у исп.1,5,6 вызвали задания, требующие умения делиться своими чувствами, осознание своей ценности, умение давать положительную оценку.
Работа по теме "Здоровый выбор" предполагала знакомство с правилами решения проблем (остановись, подумай, действуй, анализ), формирование умения обращаться за помощью сделать здоровый выбор к надежным людям. У исп.4,5,7 возникли трудности в применении правил решения проблем, проблемных.
Научить
детей пониманию того, что физически
их тела принадлежат им, и они
могут сами устанавливать свои собственные
физические границы, определять разницу
между приемлемыми и
Физически-надежные друзья помогают жить здоровым образом, психически-здоровый образ жизни - выбирать надежных и заслуживающих доверие друзей, социально здоровый образ жизни - быть надежным другом - вот неполный перечень вопросов, которые обсуждались вместе с детьми в процессе работы над темой "Дружба".
Исп.3, 4, 6, 7, 9 не только смогли ответить на вопросы и пересказать близко к тексту рассказ "Три товарища", но и выполнить упражнение "Кто такой настоящий друг".
Обсуждение
вопросов, связанных с физической
уникальностью каждого
Программа "Формирование культуры жизни и здоровья детей дошкольного и школьного возраста" доступна в усвоении и приобретении практических навыков. В процессе занятий решаются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи, и рассчитана на усвоение детьми расширенных программных знаний с 4 лет жизни и проводятся на протяжении всего года.
Основные
направления программы "Формирование
культуры жизни и здоровья детей
дошкольного и школьного
1. Формирование культуры здоровья (Детям о здоровье)
2. Физическое здоровье человека
3. Психическое здоровье человека
4. Духовное здоровье человека
5. Природные условия здоровья
6.
Социально-экономические
7. Этическая культура здоровья
8.
Формирование культуры
9.
Основы безопасности
Основные направления развивающего обучения проводятся в двух взаимодополняющих аспектах: теоретическом и практическом - группы "Здоровье".
Каждый ребенок не повторим и поэтому, учитывая: возраст, знания, умения и возможности ребенка, а так же особенности его организма используется принцип индивидуализации.
Целью теоретического аспекта является дополнение и расширение жизненных знаний ребенка. С помощью, которых он имеет возможность быть здоровым и иметь психическое равновесие, которое защищает и охраняет его как человека думающего, желающего восстанавливать свое состояние, осуществляя регулирующие и координирующие действия организма путем умения самостоятельно регулировать свои эмоции, желания, принимая правильное решение, понимая конечный результат своих действий, не допуская ошибок приводящих к сбою в работе организма.
А так же дать возможность ребенку работать со своим внутренним и внешним миром. Дать знания мира и времени. Развить Человеческое Сознание как результат его собственных действий, которые возвращаются к нему. Дать знания глубокого анализа всех информационных импульсов, приводящих к восстановлению среды жизни, где живет человек.
Практические занятия - проведение групп "Здоровье".
Целью практического аспекта является восстановление функций организма, формирования здорового образа жизни, обучение жизнесберегающим технологиям, поддержание жизненного тонуса, формирование и укрепление мышечного корсета, предупреждение патологий осанки, предупреждение болезней, обучение детей принципам и методам профилактики заболеваний.
В группы "Здоровье" включены формирование устойчивого гармоничного психофизиологического состояния ребенка
При проведении программных занятий дети становятся дружнее, меняется общение между ними, меняются и отношения детей к родителям в диалоговую сторону, а так же происходят следующие положительные изменения:
повышается умственная активность на занятиях;
улучшается физическая активность и уменьшается утомляемость на занятиях по физической культуре;
у детей, имеющих проблемы с аллергией и пищеварительной системой, отмечается устойчивая положительная динамика, позволяющая им более полно усваивать пищу;
у детей с гипоавитаминозом происходит заполнение их организма недостающими витаминами;
у детей,
имеющих отклонения в физическом
развитии, происходит более быстрая
адаптация к действиям
дети и взрослые обучаются не сжигать и не расходовать необдуманно жизненные силы своего организма, а восстанавливать и сохранять их для создания добрых мыслей, слов и дел, которые помогают каждому думающему человеку быть здоровым.
После
обучения ребенок становиться
Работа с родителями. Родительское собрание на тему "Здоровье дошкольников" приведено в приложении 7.
Проведение индивидуальных работ и лекций по темам: "Здоровые родители - здоровые дети", "Мир семьи", "Здоровье и развитие ребенка", "Мир здоровья - жизнь без лекарств", "Формирование культуры здоровья детей в семье", "Здоровье и этика родителей - здоровье детей" и др.
При обучении родители получали представление о факторах риска (нарушении психологического и физического) здоровья у детей и о возможностях объединения их собственных усилий с работой воспитателей и педагогов.
На формирующем этапе эксперимента нами были проведены также занятия в семейных клубах, которые предусматривают теоретическую и практическую части. Общая их продолжительность 60 минут. Так в первой, теоретической части занятий семейного клуба "Здоровье" родителям предлагается сообщение или беседа специалиста (врача, психолога, логопеда и т.д.) по теме данного занятия.
Продолжительность 15-20 минут.
Затем
на второй, практической части подключаются
дети. Это было совместное выполнение
какого-либо комплекса лечебно-