Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики взаимодействия ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников.
Задачи:
1. Теоретический анализ специфики здоровья и здорового образа жизни.
2. Изучение роли семьи и семейного воспитания в формировании здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
3. Построение системы работы – сотрудничество ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни в дошкольном возрасте.

Файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 101.93 Кб (Скачать файл)

     Экспериментатор спрашивал детей о том, что  можно сделать, чтобы каждый, кто  попадёт в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. Обсуждались предложенные детьми варианты.

     Количественный  анализ результатов методики позволил сделать вывод:

     В экспериментальной группе:

высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

средний уровень - 7 детей, что составляет 70%;

низкий  уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%.

     В контрольной группе:

высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

средний уровень - 6 детей, что составляет 60%;

низкий  уровень - 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 4).

Таблица 4

Группы Экспериментальная Контрольная 
Всего чел.  

"Изучение  социальных эмоций"

10  10
В 0%  0%
С 70%  60%
Н 30% 40%

     Качественный  анализ результатов методики "Кораблекрушение" показал, что испытуемые со средним  уровнем (исп.3,7,9) планировали этапы  своих действий, аргументировали  свой выбор, но затруднялись находить нестандартные решения в проблемных ситуациях и определять задачи на основе поставленной проблемы. Испытуемые с низким уровнем (исп.1,5,6) испытывали затруднения при определении  задачи на основе поставленной проблемы, планировании этапов своих действий, аргументировании своего выбора, нахождении нестандартных решений в проблемных ситуациях и новых вариативных  способов использования обычных  вещей в решении проблемных ситуаций.

     Соотношение уровня сформированности культуры здоровья испытуемых на констатирующем этапе эксперимента (таблица 5)

Таблица 5

Группы КГ, ЭГ КГ, ЭГ КГ, ЭГ
Уровни Высокий Средний Низкий  
Кол-во испыт-х% 3
Кол-во испыт-х 30 70 
Кол-во испыт-х% 4
Кол-во испыт-х% 0 40 60

     Количественный  анализ результатов констатирующего  эксперимента позволил сделать вывод  о том, что в контрольной группе 70% (7детей) имеют низкий уровень сформированности культуры здоровья, 30% (3 ребёнка) имеют средний уровень, высокий уровень сформированности культуры здоровья не выявлен. В экспериментальной группе 60% (6детей) имеют низкий уровень сформированности культуры здоровья, 40% (4 ребёнка) со средним уровнем, высокий уровень сформированности культуры здоровья не выявлен.

     Как видно, большая часть испытуемых детей находится на среднем и  низком уровнях сформированности культуры здоровья, что подтверждает необходимость реализации условий, способствующих повышению уровня сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста. Об организации работы по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителе пойдет речь в следующем параграфе. 

2.2 Реализация условий  формирования 

культуры  здоровья детей дошкольного  возраста в процессе сотрудничества педагогов  и родителей 

     С целью повышения уровня культуры здоровья нами был поведён формирующий  этап эксперимента. В формирующем  эксперименте приняли участие только дети экспериментальной группы.

     В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия:

включение детей и их родителей в специальные  занятия по овладению знаниями о  физическом, психическом, социальном здоровье;

использование активных методов обучения (мозгового  штурма, эвристических и проблемно-поисковых  бесед, ролевых игр и т.п.);

широкое применение методов эмоционального воздействия.

     Занятия, направленные на овладение знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье, мы условно разделили на 3 блока:

     Блок 1. "Физическое здоровье".

     Блок 2. "Психическое здоровье".

     Блок 3. "Социально здоровье".

     Перечень  тем занятий был представлен  следующим образом:

"Здоровый  образ жизни", "Общение", "Чувства", "Защита чувств", "Управление  гневом", "Здоровый выбор", "Личные  границы", "Дружба", "Собственная  уникальность".

     На  занятиях на тему "Здоровый образ  жизни" дети овладевали знаниями о  здоровом образе жизни, о пользе физического (физические упражнения, здоровая пища, полноценный отдых, чистоплотность, безопасность), психического (возможность  делиться своими чувствами, радоваться, узнавать что-то новое, сознавать свою ценность, одаренность), социального  здоровья (внимательно относиться к  выбору друзей, сотрудничать с другими, быть другому помощником и т.п.).

     Значительные  трудности у исп.1,5,6 вызвали задания, требующие умения делиться своими чувствами, осознание своей ценности, умение давать положительную оценку.

     Работа  по теме "Здоровый выбор" предполагала знакомство с правилами решения  проблем (остановись, подумай, действуй, анализ), формирование умения обращаться за помощью сделать здоровый выбор к надежным людям. У исп.4,5,7 возникли трудности в применении правил решения проблем, проблемных.

     Научить детей пониманию того, что физически  их тела принадлежат им, и они  могут сами устанавливать свои собственные  физические границы, определять разницу  между приемлемыми и неприемлемыми  прикосновениями и тому, что они  имеют право контролировать прикосновения  к себе, а также говорить "нет" когда к ним прикасаются недопустимым образом, позволили занятия на тему "Личные границы". Исп.1,5,7 были активны в оказании помощи Мише в рассказе "Тётя Оля".

     Физически-надежные друзья помогают жить здоровым образом, психически-здоровый образ жизни - выбирать надежных и заслуживающих доверие  друзей, социально здоровый образ  жизни - быть надежным другом - вот неполный перечень вопросов, которые обсуждались  вместе с детьми в процессе работы над темой "Дружба".

     Исп.3, 4, 6, 7, 9 не только смогли ответить на вопросы  и пересказать близко к тексту рассказ "Три товарища", но и  выполнить упражнение "Кто такой  настоящий друг".

     Обсуждение  вопросов, связанных с физической уникальностью каждого человека, признанием уникальности других позволило  всем испытуемым детям получить представления  о том, что каждый имеет особенные  качества и таланты и важно  не только любить и уважать себя, но и признавать уникальность другого.

     Программа "Формирование культуры жизни и  здоровья детей дошкольного и  школьного возраста" доступна в  усвоении и приобретении практических навыков. В процессе занятий решаются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи, и рассчитана на усвоение детьми расширенных программных знаний с 4 лет жизни и проводятся на протяжении всего года.

     Основные  направления программы "Формирование культуры жизни и здоровья детей  дошкольного и школьного возраста":

     1. Формирование культуры здоровья (Детям о здоровье)

     2. Физическое здоровье человека 

     3. Психическое здоровье человека

     4. Духовное здоровье человека

     5. Природные условия здоровья

     6. Социально-экономические условия  здоровья

     7. Этическая культура здоровья

     8. Формирование культуры здоровья  детей в семье "Я - здоровая  семья"

     9. Основы безопасности жизнедеятельности.

     Основные  направления развивающего обучения проводятся в двух взаимодополняющих  аспектах: теоретическом и практическом - группы "Здоровье".

     Каждый  ребенок не повторим и поэтому, учитывая: возраст, знания, умения и возможности  ребенка, а так же особенности  его организма используется принцип  индивидуализации.

     Целью теоретического аспекта является дополнение и расширение жизненных знаний ребенка. С помощью, которых он имеет возможность быть здоровым и иметь психическое равновесие, которое защищает и охраняет его как человека думающего, желающего восстанавливать свое состояние, осуществляя регулирующие и координирующие действия организма путем умения самостоятельно регулировать свои эмоции, желания, принимая правильное решение, понимая конечный результат своих действий, не допуская ошибок приводящих к сбою в работе организма.

     А так же дать возможность ребенку  работать со своим внутренним и внешним  миром. Дать знания мира и времени. Развить  Человеческое Сознание как результат  его собственных действий, которые  возвращаются к нему. Дать знания глубокого  анализа всех информационных импульсов, приводящих к восстановлению среды  жизни, где живет человек.

     Практические  занятия - проведение групп "Здоровье".

     Целью практического аспекта является восстановление функций организма, формирования здорового образа жизни, обучение жизнесберегающим технологиям, поддержание жизненного тонуса, формирование и укрепление мышечного корсета, предупреждение патологий осанки, предупреждение болезней, обучение детей принципам и методам профилактики заболеваний.

     В группы "Здоровье" включены формирование устойчивого гармоничного психофизиологического  состояния ребенка

     При проведении программных занятий  дети становятся дружнее, меняется общение  между ними, меняются и отношения  детей к родителям в диалоговую сторону, а так же происходят следующие  положительные изменения:

повышается  умственная активность на занятиях;

улучшается  физическая активность и уменьшается  утомляемость на занятиях по физической культуре;

у детей, имеющих проблемы с аллергией  и пищеварительной системой, отмечается устойчивая положительная динамика, позволяющая им более полно усваивать  пищу;

у детей  с гипоавитаминозом происходит заполнение их организма недостающими витаминами;

у детей, имеющих отклонения в физическом развитии, происходит более быстрая  адаптация к действиям различных  сред.

дети  и взрослые обучаются не сжигать  и не расходовать необдуманно  жизненные силы своего организма, а  восстанавливать и сохранять  их для создания добрых мыслей, слов и дел, которые помогают каждому  думающему человеку быть здоровым.

     После обучения ребенок становиться любознательнее, приобретает навыки саморегуляции, может перерабатывать достаточно быстро новую информацию и работать с ней. Реально и мудро может сориентироваться в различных ситуациях, не вредя себе и другим, принимая верное решение.

     Работа  с родителями. Родительское собрание на тему "Здоровье дошкольников" приведено в приложении 7.

     Проведение  индивидуальных работ и лекций по темам: "Здоровые родители - здоровые дети", "Мир семьи", "Здоровье и развитие ребенка", "Мир здоровья - жизнь без лекарств", "Формирование культуры здоровья детей в семье", "Здоровье и этика родителей - здоровье детей" и др.

     При обучении родители получали представление  о факторах риска (нарушении психологического и физического) здоровья у детей  и о возможностях объединения  их собственных усилий с работой  воспитателей и педагогов.

     На  формирующем этапе эксперимента нами были проведены также занятия  в семейных клубах, которые предусматривают  теоретическую и практическую части. Общая их продолжительность 60 минут. Так в первой, теоретической части  занятий семейного клуба "Здоровье" родителям предлагается сообщение  или беседа специалиста (врача, психолога, логопеда и т.д.) по теме данного занятия.

     Продолжительность 15-20 минут.

     Затем на второй, практической части подключаются дети. Это было совместное выполнение какого-либо комплекса лечебно-профилатических упражнений в спортивном, тренажерном залах.

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и