Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики взаимодействия ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников.
Задачи:
1. Теоретический анализ специфики здоровья и здорового образа жизни.
2. Изучение роли семьи и семейного воспитания в формировании здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
3. Построение системы работы – сотрудничество ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни в дошкольном возрасте.

Файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 101.93 Кб (Скачать файл)

     Средний уровень: к этому уровню относятся  дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о физическом, психическом, социальном здоровье. Однако ребенок  не всегда может развернуть знания в ряд последовательных шагов. Проявляется  эмоциональная реакция на новизну  материала, способность к сочувствию, наличие положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками, но интерес к физическому, психическому, социальному здоровью не устойчивый.

     Низкий  уровень: к этому уровню относятся  дети, у которых отсутствуют знания о физическом, психическом, социальном (духовном) здоровье. Эмоциональная  реакция на новизну материала, любознательность способность к сочувствию проявляются  не всегда. Отсутствует интерес к  физическому, психическому, социальному  здоровью.

     С целью выявления уровня сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста мы использовали диагностические методики С.Е. Шукшиной, А.Д. Кошелевой, Г.А. Урунтаевой и др.

1. Методика "Что я знаю о своём организме" (автор С.Е. Шукшина)

     Цель: выявить уровень знаний о человеческом организме у детей старшего дошкольного  возраста.

     Исследование  проводилось индивидуально с  каждым ребёнком. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся человеческого организма.

     Если  ребёнок затруднялся, ему задавались наводящие вопросы. Например, какую  роль играет сердце в организме человека? Ты знаешь, что у человека есть сердце? А как ты думаешь, зачем оно  нам? и т.п. (см. анкету в приложении 4).

     Результаты  проведения констатирующего эксперимента.

     В экспериментальной группе:

высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;

низкий  уровень - 7 детей, что составляет 70%.

     В контрольной группе:

высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

средний уровень - 5 детей, что составляет 50%;

низкий  уровень - 5 детей, что составляет 50%.

Таблица 1

Группы Экспериментальная Контрольная
Всего чел./уровни знаний о человеческом организме 10 10
В 0% 0%
С 30% 50%
Н 70% 50%

 

     Качественный  анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что при  проведении бесед испытуемые № 2, 4, 9, 10 нуждались в незначительной помощи взрослого в виде наводящих вопросов: Из чего состоит тело? Для чего мы должны питаться? Испытуемые № 1, 3, 6 не могли ответить на вопросы 7,11. Затрудняются ответить на вопросы 1,2,3,5,7,9,10,11,13,15 или  вообще молчали.7 детей (испытуемые №  3,5,6,7,8,9,10) продемонстрировали низкий уровень знаний о человеческом организме.

     Методика 2. "Изучение эмоционального поведения  детей при восприятии литературных произведений" (автор А.Д. Кошелева).

     При чтении сказки С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" мы фиксировали особенности эмоционального поведения: вхождение в сказочный  сюжет, сопереживание и сочувствие персонажам, оценку событий.

     При обработке данных:

     Отмечали, сопровождается ли вхождение в сюжет  застыванием в одной позе (замиранием), двигательным беспокойством, неосознанными (положил локоть на плечо сверстника и оба не замечают этого) или неожиданными действиями (девочка внезапно громко хлопает в ладоши в неподходящий момент и сама вздрагивает от произведённого звука).

     Обращали  внимание, проявляется ли более определённое сопереживание и сочувствие персонажам по мере развития сюжета:

а) сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, превращающееся иногда в копирование  их действий (мальчик делает глоток воображаемой воды точно также, как гусь Мартин; у девочки, когда Нильс плачет, уголки губ опускаются, наполняются слезами, лицо страдающее; девочка прижимает ладони к лицу, как мать Нильса в момент отчаяния);

б) так  называемое реальное восприятие различных  эпизодов сказки, связанное с сопереживанием её персонажей (например, мальчик берёт  воображаемое ружьё и тихо стреляет из него в момент появления охотников);

в) желание  избежать сильного сопереживания (некоторые  дети ударяют себя, щиплют, закрывают  глаза).

     3. Фиксировали, сопровождается ли  появление эмоциональной оценки  событий необходимостью общаться  друг с другом, делиться своими  переживаниями и оценками (понимающие  переглядывания, взаимные подталкивания,  общий смех; восклицания, относящиеся  к конкретным персонажам, ситуациям  и соседям - зрителям).

     О появлении эмоциональной оценки, сочувствии персонажам мы могли судить по мимике испытуемых: на лицах не отражалась, например, гримаса плачущего, когда  плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т.е. и слёзы, и тёплое отношение  одновременно; появлялась улыбка в  ответ на удачное разрешение персонажем драматических ситуаций; облегчённые  вздохи, когда они избегают опасности  и т.д. Когда грозила опасность, дети пугались: широко раскрывались глаза, вскакивали, вздрагивали.

     Количественный  анализ результатов методики позволил сделать вывод:

     В экспериментальной группе:

высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

средний уровень - 7 детей, что составляет 70%;

низкий  уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%.

     В контрольной группе:

высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

средний уровень - 6 детей, что составляет 60%;

низкий  уровень - 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 2)

Таблица 2

Группы Экспериментальная Контрольная 
Всего чел.  

"Изучение  эмоциональ-ного поведения детей при восприятии литера-турных произведений»

10  
10 
 
В 0% 0%
С 70% 60%
Н 30% 40%

      Качественный  анализ результатов методики "Изучение эмоционального поведения детей  при восприятии литературных произведений" показал, что у испытуемых со средним  уровнем (исп.3,7,9) недостаточно проявляется  сопереживание и сочувствие персонажам по мере развития сюжета; испытуемые не всегда принимали на себя чувства  другого, иногда проявляли помощь и  поддержку, но не всегда это приводило  к реальному содействию. У испытуемых с низким уровнем сформированности культуры здоровья (1,5,6) мы наблюдали безразличие к персонажам сказки, отсутствие каких-либо эмоциональных реакций, например, на лицах не отражалась, например, гримаса плачущего, когда плакал персонаж, отсутствие улыбки в ответ на удачное разрешение персонажем драматических ситуаций и облегчённых вздохов, когда они избегали опасности и т.д. Кроме того, отсутствовало желание оказать другому помощь и поддержку и готовность прийти на помощь другому человеку.

     Методика 3. "Изучение социальных эмоций" (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

     Цель: выявить уровень воспитанности  толерантности, эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

     Сначала мы наблюдали за детьми в разных видах деятельности. Затем проводили  индивидуально 2 серии.

     Первая  серия. Экспериментатор задавал  ребёнку вопросы:

Можно ли смеяться, если твой товарищ упал?

Можно ли обижать животных? Почему?

Нужно ли делиться игрушками с другими  детьми? Почему?

Если  ты сломал игрушку, а воспитатель  подумал на другого ребёнка, нужно  ли сказать, что это ты виноват? Почему?

Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал  у тебя игрушку? Почему?

Вторая  серия. Экспериментатор предлагал  ребёнку ряд ситуаций, а испытуемый должен был ответить на вопросы (описание ситуаций представлено в приложении 5).

Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводился по схеме:

Как ребёнок  относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому-то предпочтение и почему.

Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная: неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.).

Проявляет ли чувство долга по отношению  к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чём оно выражается и в каких ситуациях.

Замечает  ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.

Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его озаботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.

Как реагирует  на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует  неадекватно - завидует успеху другого, радуется его неудаче).

     Количественный  анализ результатов методики позволил сделать вывод о том, что:

     В экспериментальной группе:

высокий уровень - 2 ребёнка, что составляет 20%;

средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;

низкий  уровень - 5 детей, что составляет 50%.

     В контрольной группе:

высокий уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;

средний уровень - 4 ребёнка, что составляет 40%;

низкий  уровень - 3 ребёнка, что составляет 30% (таблица 3). 

 Таблица 3

Группы Экспериментальная Контрольная 
Всего чел.  

"Изучение  социальных эмоций"

10  10 
В 20%  20% 
С 30%  40% 
Н 50% 30%

 

     Качественный  анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что испытуемые № 1,2 смогли оказать помощь по собственному желанию, делали это охотно, проявляли  чувство долга, заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, замечали эмоциональное состояние других детей.

     Испытуемые  № 3, 6, 10 иногда проявляли чувство  долга, заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, но, как правило, оказывали помощь только по просьбе сверстника, начинали помогать с энтузиазмом, но это быстро им надоедало.

     Испытуемые  № 4,5,7,8,9 относились к сверстникам  отрицательно, оказывали помощь по предложению взрослого, делали это  формально, на успех и неудачи  других реагировали неадекватно (завидовали успеху другого, радовались его неудаче).

     С целью изучения позитивных действий, как в реальной, так и вербальной ситуации мы использовали методику "Кораблекрушение". Описание методики приведено в приложении 6.

     Цель: выявление активности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций, способности к определению  задач на основе поставленной проблемы, умения планировать этапы своих  действий, аргументировать свой выбор, находить нестандартные решения  в проблемных ситуациях, придумывать  новые вариативные способы использования  обычных вещей.

     Согласно  методике, дети оправились в плавание и потерпели бедствие. Бурей их выбросило на необитаемый остров.

     Определение проблемы: действия в экстремальной  ситуации.

      Постановка  задач: переждать бурю; подать знак терпящих бедствие; определить тактику  выживания на острове (найти воду, пищу, построить жильё); соорудить  плавсредство, чтобы покинуть остров.

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и