Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики взаимодействия ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников.
Задачи:
1. Теоретический анализ специфики здоровья и здорового образа жизни.
2. Изучение роли семьи и семейного воспитания в формировании здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
3. Построение системы работы – сотрудничество ДОУ и родителей, направленного на формирование здорового образа жизни в дошкольном возрасте.

Файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 101.93 Кб (Скачать файл)

     На  занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют  представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

     В ходе физкультурно-оздоровительной  работы развивают физические, психические  и нравственные качества детей, воспитывают  самостоятельность, творчество.

     Воспитание  культурно-гигиенических навыков  предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать  за полостью рта, пользоваться носовым  платком, правильно вести себя при  кашле и чихании.

     Занятия по изобразительной деятельности можно направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликации, поделках из пластилина, теста, глины.

     На  музыкальных занятиях у детей  формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.

     Досуги  способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению  полученных представлений и их систематизации. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному  поведению в природной среде, на формирование основ экологической  культуры личности.

     Использование театрализованной деятельности детей  и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих  ЗОЖ.

     Режимные  моменты используют для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических  навыков, опыта закаливания.

     Средствами  формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые  игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность. В сюжетно-ролевых играх "Больница", "Семья" следует формировать  у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра  телевизора, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.

     Созданию  позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о  ЗОЖ способствуют различные способы  организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов  педагогов с дошкольниками.

     Формирование  основ здорового образа жизни  дошкольников обеспечивает высокий  уровень реального здоровья воспитанников  и воспитание валеологической культуры, т.е. совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его.

     Условия детского сада должны соответствовать  возрастным потребностям роста и  развития ребенка и обеспечивать его гармоничное развитие, обучение и воспитание.

     Формирование  осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является также необходимым условием воспитания здорового ребенка в детском  саду. Оно осуществляется на всех этапах развития ребенка-дошкольника и  учитывает особенности его моторного  развития, познавательных функций и  речи. Дети активно вовлекаются в  творческий процесс созидания - дети рисуют, рассказывают истории и сочиняют рассказы о здоровье, а также придумывают  свои физические упражнения, особенно с предметами, и охотно делятся  своими "придумками" с ровесниками. Активное коллективное творчество детей - непременное условие успешности формирования культуры здоровья.

     Результативность  такого процесса во многом зависит  от того, насколько активно участвуют  в нем родители. Ведь творчество должно быть обязательно взаимным. Совместное участие родителей и  детей в праздниках, досугах и  викторинах, посвященных физической культуре и здоровью - неотъемлемая часть созидания здоровья.

     Культура  здоровья - это наука о закономерностях  формирования и сохранения здоровья. Введение этой науки в образовательный  процесс связано с современной  концепцией и стратегией здоровья, основанной на возрастающей социальной ценности здоровья человека. Теоретическое  и экспериментальное исследование феномена "культура здоровья" показало неразработанность данной проблемы, как в теории, так и в практике профессионального физкультурного образования. Интерес ученых к культуре здоровья человека вызван происходящими изменениями в социальной и образовательной сферах, связанных с полноценным использованием социальных институтов в обеспечении здоровья, качества жизни и воспитания "человека культуры". С целью изучения сущности данного феномена нами были рассмотрены понятия "здоровье" и "культура", позволившие сделать вывод о том, что культура здоровья - это интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности, универсальности ее связей с окружающим миром и людьми, а также способности к творческой и активной жизнедеятельности.

     Культура  здоровья - такой трезвый и здоровый образ жизни, который обеспечивает сочетание полноценной биологической  и социальной адаптации с возможностью максимального самовыражения нации, класса, социальной группы, отдельных  людей в конкретных условиях жизни  и который предопределяет дальнейшее трезвенное развитие общества.

     Культура  здоровья человека - это гармоничная  система естественных состояний  жизнедеятельности, характеризующийся  способностью организма к совершенной  саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций, в том числе, рождения и воспитания потомства. Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья. Полная утрата здоровья несовместима с жизнью.

     Помимо  медицинских и психологических  аспектов здоровье человека и его  образ жизни имеют и гуманитарный аспект. Курение, алкоголь, наркотики, переедание, проституция - явления не простые, причины их многообразны, но всегда имеют индивидуальный подтекст. В то же время в каждом из них  есть нечто общее - низкая культура человека, ограниченность воспитания, слабая сила воли в виде низкой мотивации. Последнее позволило установить личностное отношение детей к  здоровому образу жизни, выявив, что  большинство респондентов (98,3%) считают  необходимым соблюдение здорового  образа жизни для укрепления и  сохранения своего здоровья. Вместе с  тем 75,8% студентам не удается соблюдать  режим труда и отдыха; 78,7% - не соблюдают  режим питания; 55,6% - курят табачные изделия; 32,6% - неравнодушны к алкогольным  напиткам; 85,4% - не знают или не используют в повседневной жизни методы психологической  разгрузки; 41% - не используют методов  самоконтроля за состоянием своего организма; 50,6% - не применяют в своей повседневной жизни методы закаливания организма  и только 71,9% респондентов регулярно  занимаются физическими упражнениями, что подтверждает появление аномальных признаков в сознании и самосознании личности современного студента факультета физической культуры.

     Для сохранения и укрепления здоровья в  современной российской культуре, в  обществе в целом не сформирована в обыденном сознании мотивация здорового образа жизни. Какова же причина полученных результатов? С точки зрения психологов, социологов, педагогов, постиндустриальное общество характеризуется превалированием ценностей личностной индивидуальности над государственными ценностями. Поколение же обследуемых и их родителей воспитывалось в обществе, где государственные ценности преобладали над личностными, что исключало "культуру здоровья" из обыденного сознания как высшую личностную мотивацию, ибо формирование культуры на уровне сознания и самосознания происходило во имя высших интересов государства.

     Культура  здоровья представляет собой уровневую  интеграцию когнитивно-мотивационного, эмоционального и конативно-волевого компонентов.

     Культуру  здоровья последнего типа мы относим  к неопределенному уровню развития. Неопределенный уровень культуры здоровья отражает гетерохронность развития когнитивно-мотивационной, эмоциональной и характеристики конативно-волевой сфер жизнедеятельности личности при доминировании одной из них.

     Таким образом, культура здоровья представляет собой интегративное личностное образование, состоящее из когнитивно-мотивационного, эмоционального и конативно-волевого компонентов, которые, в свою очередь, отражают объем знаний, коммуникативную толерантность, эмоциональную устойчивость, активность и волевые качества, являющиеся неотъемлемой частью образа жизни специалиста по физической культуре и спорту в его индивидуальной культуре.

     Исходя  из вышеизложенного, культуру здоровья можно определить как процесс  осознания, объяснения, понимания субъектом  ценности своего здоровья (здорового  образа жизни), выраженный в желании  субъекта заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения) (авторское).

     Возможности сотрудничества педагогов и родителей  в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников.

     Сотрудничество - это общение "на равных", где  никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

     Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка  в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

     Перейти к новым формам отношений родителей  и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного  учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

     Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

     Пример  открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном  и пережитом в праздничные  дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

     Личной  готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей  на доверительное общение, и они  делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии  и т.д.

     "Открытость  детского сада внутрь" - это  вовлечение родителей в образовательный  процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно  разнообразить жизнь детей в  дошкольном учреждении, внести свой  вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое  мероприятие, которое по силам  каждой семье. Одни родители  с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес,  на речку, другие помогут в  оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

     Некоторые родители и другие члены семьи  включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную  работу с детьми. Например, ведут  кружки, студии, обучают малышей  некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и  т.д.

     От  участия родителей в работе дошкольного  учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они  узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

     Родительская  семья - важнейший институт формирования культуры здоровья подрастающих поколений. Воспитательный процесс в семье  не имеет границ, начала или конца, родители для детей - это жизненный "идеал", ничем не защищенный от пристального детского глаза. В семье  координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, сверстников. Семья создает для  ребенка ту модель жизни, в которую  он включается, и качество которой  определяется рядом параметров:

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и