Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:26, дипломная работа
Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта.
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. 5
1.2 Клиническая характеристика……………………………………… 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика……………………….. 15
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 24
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
2.1. Основные понятия………………………………………………….. 25
2.2. Методики исследования…………………………………………… 36
2.3. Состояние эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………..
40
2.4. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….
44
Выводы по 2 главе……………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 54
Литература ……………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………. 61
1. Подготовка к проведению
2. Руководство сюжетно-ролевой игрой.
3.Учет особенностей развития детей.
4. Использование разных игр.
5. Поддержание интереса к игре.
6. Гуманное отношение к ребенку во время игры.
В приложении представлены игры, которые использовались на занятиях.
После проведения комплекса сюжетно-ролевых игр нами была проведена повторная диагностика развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с использованием ранее применяемых методик.
Сравнительные результаты
Таблица 2
Сравнительные результаты исследования особенностей волевых проявлений у детей старшего дошкольного возраста
параметры |
До, % |
После, % |
удержание и достижение цели |
30 |
50 |
умение сдерживать эмоции и желания |
30 |
50 |
сформированность волевых качес |
||
-дисциплинированность |
20 |
40 |
-самостоятельность |
30 |
50 |
-настойчивость |
30 |
40 |
-организованность |
20 |
40 |
-инициативность |
30 |
40 |
сформированность привычек: |
||
-поддержание чистоты тела |
30 |
50 |
-регулярный труд |
30 |
50 |
-к напряженной деятельности |
20 |
40 |
Результаты
распределились следующим
- 50% детей (на 20% больше, чем в констатирующем исследовании) способны удержать и достигать поставленную педагогом цель, некоторые самостоятельно способны ставить цели. Это хорошо проявлялось в игровой деятельности, в планировании своих действий. Видим ,что дошкольники стали более целеустремленными, что говорит об эффективности проведенной работы.
В ходе контрольного исследования выяснилось, что 50% детей (на 20 % больше, чем в констатирующем исследовании) умеют сдерживать свои эмоции и непосредственные желания, а остальные дети не проявили такой способности. Данные дети при выполнении трудных заданий могли бросить работу, порвать рисунок, кинуть мяч, уйти и т.д. При выполнении совместных игр в группе данные дети не всегда делали то, что требуется правилами игры, говоря, что они не хотят этого. Видим, что дошкольники после проведения цикла сюжетно-ролевых игр стали в большей мере проявлять сдержанность в эмоциональных проявлениях, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Было выявлено, что 40% дошкольников (на 20 % больше, чем в констатирующем исследовании) обладают дисциплинированностью. Дошкольники, не обладающие ею, проявили следующее: они не подчинялись правилам поведения, не выполняли требований воспитателей, родителей, реагируя на них криком, плачем и т.д. Таким образом, проведение комплекса сюжетно-ролевых игр с детьми позволила развить такое важное качество, как дисциплинированность, которое будет являться одним из условий успешного обучения в школе.
Самостоятельность в деятельности была выявлена у 50% дошкольников (на 20 % больше, чем в констатирующем исследовании). Данные дети вполне самостоятельно выполняют ряд требований взрослых, без напоминаний, доводят действия до конца сами. Дошкольники, которые не проявили признаков самостоятельности, напротив, нуждаются в напоминании, в руководстве взрослых (надень что-то из одежды, вымой руки, собери игрушки и т.д.). Видим, что дошкольники после проведения цикла сюжетно-ролевых игр стали в большей мере проявлять самостоятельность, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Настойчивость проявили 40% детей (на 10 % больше, чем в констатирующем исследовании). Данные дети в ситуации неуспеха смогли мобилизоваться, проявить упорство. Для достижения успеха они могли еще раз спросить у воспитателя, посидеть, самостоятельно подумать. Использование сюжетно-ролевых игр явилось результатом развития настойчивости у детей, что говорит об эффективности проведенной работы с использованием сюжетно-ролевых игр.
Организованность проявили 40% детей (на 20 % больше, чем в констатирующем исследовании) . Данные дошкольники смогли рационально организовать свою деятельность. Например, при подготовке к занятиям данные дети самостоятельно подготовили столы, необходимые инструменты, разложили все на своем рабочем месте. Некоторые из них даже устно проговорили, что будут делать и в какой последовательности. Видим, что дошкольники после проведения цикла сюжетно-ролевых игр стали в большей мере, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Инициативность была прослежена у 40% детей (на 20 % больше, чем в констатирующем исследовании) и 55% КГ (без изменений). Чаще всего инициативность была при проведении свободных игр. Дети предлагали свои игры, методы игры и т.д. Была отмечена инициативность у некоторых детей на развивающих занятиях. Использование сюжетно-ролевых игр явилось результатом развития инициативности у детей ЭГ, что говорит об эффективности проведенной работы с использованием сюжетно-ролевых игр.
У детей произошло развитие привычек к регулярному труду, поддержанию чистоты тела. Так дети стали чаще, чем раньше мыть руки, стали более активны во время работы в уголке природы, в оказании помощи воспитателю.
Таким образом, использование сюжетно-ролевых игр послужило средством для развития волевых проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
Следующим шагом исследования стало проведение методики «Изучение произвольного поведения». Сравнительные результаты исследования отражены на рисунке 2 в обобщенном виде.
Рис. 2. Сравнительные результаты исследования по методике
«Изучение произвольного поведения»
Как показывает рисунок 2, результаты распределились следующим образом.
Было выявлено 20% детей, имеющих высокий уровень развития произвольного поведения, что на 10% больше, чем в констатирующем исследовании.
40% детей, имеющих средний уровень развития произвольного поведения, что на 10% больше, чем в констатирующем исследовании.
40% детей, имеющих низкий уровень развития произвольного поведения, что на 20% меньше, чем в констатирующем исследовании.
Таким образом, очевидно, что использование сюжетно-ролевых игр способствует развитию произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Итак, мы можем утверждать, что проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, способствует нормализации эмоционального состояния ребенка, которое проявляется в разных жизненных ситуациях.
В целом, подводя итог проведенной работе, мы можем говорить об ее эффективности, что проявилось в увеличении в среднем на 15%-20% количества детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, повысивших уровень развития эмоционально-волевой сферы.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
В ходе исследования было установлено, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта имеют особенности в развитии эмоционально-волевой сферы, которые проявились в уровне сформированности умений удержания и достижения цели, в степени владения эмоциями, в качестве их проявления. У ряда детей недостаточно сформированы такие волевые качества как: дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, организованность, инициативность.
Для развития эмоционально-волевой сферы нами были подобраны и проведены сюжетно-ролевые игры. При проведении сюжетно-ролевых игр мы соблюдали общие принципы развивающей работы с дошкольниками, принципы сопровождения игровой деятельности детей.
Использование сюжетно-ролевых игр позволило повысить уровень развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, который проявился в сформированности умений удержания и достижения цели, в степени владения эмоциями. У ряда детей были сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность настойчивость, организованность, инициативность. Итак, использование сюжетно-ролевых игр позволило на 15-20 % повысить количество дошкольников, которые показали достаточный уровень развития эмоционально-волевой сферы, стал более благоприятный эмоциональный фон детей. В соответствии с данными результатами можем утверждать, что выдвинутая гипотеза о том, внедрение в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения сюжетно-ролевых игр будет способствовать развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта, нашла свое полное подтверждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют важное значение. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Анализ литературы показал, что формирование, развитие эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте имеет первостепенное значение. Ученые доказали, что эмоциональное развитие человека заканчивается (в большинстве своем) в дошкольном возрасте, поэтому данный отрезок времени необходимо использовать максимально, обучая ребенка приемлемым способам поведения, сдерживанию своих эмоциональных проявлений, пониманию эмоций других и т.д. Эмоционально-волевая готовность является одним из показателей готовности к обучению в школе, что еще раз подчеркивает необходимость ее коррекции, что особенно важно для детей с нарушением интеллекта.
Исследование, проведенное на
детях старшего дошкольного
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза о том, что внедрение в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения сюжетно-ролевых игр будет способствовать развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта, нашла свое полное подтверждение.
Однако, несмотря на эффективность проведенной работы, считаем, что необходимо продолжать данное направление исследования. Мы видим это в следующем: в организации работы с родителями по вопросам развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, в обучении детей навыкам контроля эмоциональных проявлений, в обучении воспитателей детского сада методам организации и управления игровой деятельностью дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абромян, Л.А. Игра
2. Атавелян, О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развитияЪ О.К. Атавелян. -Челябинск, 1999.- 190 с.
3. Атавелян, М.Г. Практикум по
развитию социально-
4. Бабаева, Т.И. О социально-
5. Божович, Л.И. Проблемы
6. Бодалев, А. А. Общая
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И. Божович.- М.: Просвещение, 2007.- 283 с.
8. Выготский, Л.С.Вопросы детской психологии [Текст]/ Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997.- 224 с.
9. Голованова, Н.Ф. Социализация
и воспитание ребенка [Текст]/
10. Гуткина, Н. И.
11. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов [Текст]/ Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева.– М.: Воспитание дошкольника, 2002.- 203 с.
12. Ежкова, Н. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания [Текст]/ Н.Ежкова// Дошкольное воспитание.- 2008.- № 11.- С.62-67.
13. Запорожец, А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста [Текст]/ А.В. Запорожец.- М., 1999.- 240 с.
14. Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития лично- сти/Б.В. Зейгарник. – М.: Наука, 1980.- 198с.
15. Зейгарник, Б.В. Патопсихология/Б.В. Зейгарник.- М.: Эксмо-Пресс, 2000.- 284с.
16. Изард, К. Эмоции человека [Текст]/ К. Изард.- М.: Изд-во МГУ, 1980.- 431 с.
17. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст]/ Е.П. Ильин.- СПб.:ВЛАДОС, 2001.- 517 с.
18. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика/А.А. Катаева.- М.: Вла- дос, 2001.- 490с.
19. Ковалёв, В.В. Психиатрия
20. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка [Текст]/ А.Д.Кошелева //Психолог в детском саду.- 2000. -№ 2-3.-С.45-49.
21. Кошелева, А.Д. Эмоциональное
развитие дошкольника [Текст]/
22. Калинина, Р.Р. Развитие и коррекция
эмоциональной сферы
23. Катаева, Л.И. Коррекционно-