Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:26, дипломная работа
Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта.
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. 5
1.2 Клиническая характеристика……………………………………… 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика……………………….. 15
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 24
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
2.1. Основные понятия………………………………………………….. 25
2.2. Методики исследования…………………………………………… 36
2.3. Состояние эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………..
40
2.4. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….
44
Выводы по 2 главе……………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 54
Литература ……………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………. 61
В последние годы многие
отечественные и зарубежные
Термином «умственная
1.2 Клиническая характеристика
Рассмотрим причины возникновения нарушения интеллекта. Преобладающее большинство детей с нарушением интеллекта составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2 — 3 лет). Это так называемые дети-олигофрены. Данный термин был предложен немецким психиатром Э.Крепелином в начале XX в. для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие [38].
Изучение специфики
Г. Е. Сухарева, преследуя задачи
выявления клинических
По мнению Л.М. Шипицыной,
причины нарушения интеллекта
заключаются в неправильном
В.Г. Петрова отмечает, что при нарушении интеллекта страдают те функции психики, которые обеспечивают нормальное развитие человека [38]. Привести к повреждению головного мозга, обусловливающему нарушении интеллекта, могут различные факторы, действующие на зародыш и плод в периоде внутриутробного развития, во время родов или в послеродовом развитии. Различного рода интоксикации, заболевания матери во время беременности, травмы, полученные плодом в период внутриутробного развития и родов могут быть причиной умственной отсталости. Наиболее частыми причинами умственной отсталости являются тяжелые нейроинфекции, черепно-мозговые травмы.
Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка минимален.
При общем психическом
Нарушение интеллекта, возникшее в более позднем возрасте, встречается относительно редко. Оно входит в ряд понятий, среди которых определенное место занимает деменция (слабоумие). При деменции нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5 —7 и более лет). Деменция может являться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом отмечается про-грессирование заболевания. В отдельных случаях с помощью лечения в благоприятных педагогических условиях можно добиться некоторой стабилизации состояния психических функций больного.
Не относятся к числу
Особыми являются также
Остановимся на причинах, вызывающих у ребенка нарушение интеллекта. Они многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:
тяжелые инфекционные
различные интоксикации, т. е.
болезненные состояния
тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;
заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числу принадлежит токсоплазмоз, являющийся паразитарным заболеванием, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров или от диких — мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз);
при заболевании беременной
женщины сифилисом нередко
травматические поражения
среди внутренних причин, обусловливающих
возникновение нарушения
к числу внутренних причин
относятся также нарушения
воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), возникшие у младенца, нередко служат причинами умственной отсталости;
в последние годы нарушение
интеллекта детей все в
По замечаниям исследователей (И.Ю. Левченко, Л.М. Шипицыной и других) клиническая картина нарушения интеллекта проявляется не только в общей психической неполноценности, но и в различных неврологических и соматических симптомах, что является показателем недоразвития и неправильного развития не только головного мозга, но и всего организма [28,54]. Особенно это положение касается тех случаев, когда имеет место биологическое повреждение зародыша [54].Больные нередко обращают на себя внимание уже своим внешним видом: непропорциональное телосложение, череп то значительно уменьшен (микроцефалия), то увеличен (гидроцефалия), выражение лица тупое, рот полуоткрыт, конечности короткие, движения неловкие, угловатые, часто недостаточно координированные. Нередко имеются дефекты слуха, зрения, речи, пороки развития внутренних органов.
Итак, причины возникновения нарушения интеллекта многообразны, они могут быть как приобретенного так и врожденного характера.
1.3 Психолого-педагогическая
Для определения направлений работы по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста, необходимо знать их физические и психологические особенности.
Физическое состояние данной категории детей обусловлено своеобразными морфологическими, биохимическими, физиологическими изменениями в центральной нервной системе, вследствие её органического поражения. Это становится заметным уже в раннем возрасте. У многих детей задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) развитие прямостояния, т.е. они позже, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после трех лет у детей наблюдается плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервнозность. Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей. У некоторых детей надолго задерживается процесс окостенения скелета. При относительно хорошей сформированности основных локомоторно-статических функций и самостоятельного передвижения многие дети имеют выраженные дефекты двигательной сферы, вплоть до спастической гемиплегии. В целом у детей не наблюдается выраженных нарушений моторики. Однако, наблюдаемая соливация, носовой оттенок речи, специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, а также трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности, плохая координация движений свидетельствуют о наличии парциальных двигательных нарушений [53].
Иногда наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной системы: учащение дыхания, неровный его ритм, добавочные дыхательные движения - придыхания. У многих детей доминирует ротовой (оральный) тип дыхания, что способствует развитию патологии верхних дыхательных путей. Для сердечно-сосудистой системы может быть характерным неравномерность сердечного ритма, чрезмерная его лабильность (неустойчивость), гипер- и гипотонии. Как правило такие дети жалуются на головные боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость.
Кроме того, сопутствующим основному
дефекту, могут выступать
Таким образом,