Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта.
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. 5
1.2 Клиническая характеристика……………………………………… 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика……………………….. 15
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 24
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
2.1. Основные понятия………………………………………………….. 25
2.2. Методики исследования…………………………………………… 36
2.3. Состояние эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………..
40
2.4. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….
44
Выводы по 2 главе……………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 54
Литература ……………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………. 61

Файлы: 1 файл

Диплом по эмоц вол сферы!!!))).doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 Анализ психологической литературы позволяет выделить три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника:

– расстройства настроения;

– расстройства поведения;

– нарушения психомоторики.            

 К расстройствам поведения  можно отнести гиперактивность  и агрессивное поведение, что  отмечается  в  работах Т.В. Аникеевой   и А.М. Прихожан.        

 Как подчеркивает Т.И.Бабаева,  условием социально-эмоционального  развития ребенка выступает его  «способность «прочитывать» эмоциональное  состояние окружающих людей, сопереживать  и, соответственно, активно на  это откликаться » [4, с.26]. Поэтому к нарушениям  в эмоциональном развитии дошкольника можно отнести и трудности  в адекватном определении эмоциональных состояний людей, так как  в практике обучения и воспитания детей задача формирования эмоциональности решается лишь фрагментарно, а преимущественное внимание уделяется развитию мыслительных процессов. Одна из причин такого положения заключается  в недостаточной освещенности вопроса об эмоциональном воздействии.         

 Нарушения эмоционального развития   в дошкольном  возрасте обусловлены двумя группами причин, указывает А.Д. Кошелева [23, с.45].

I. Конституциональные причины (тип  нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то  есть нарушение функционирования  каких-либо органов).

II. Особенности взаимодействия  ребенка с социальным окружением. Дошкольник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным:         

 А. Роженко, психолог областного  социально-реабилитационного центра  с. Кулешовка Ростовской области,  отмечает, что  часто поступают дети с различными видами депривации (материнской, социальной, сенсорной), что влечет за собой различные эмоциональные расстройства в структуре личности. Анализ диагностических данных, дефектов эмоционально-волевой сферы позволяет утверждать, что более 80% детей, проходящих реабилитацию в центре, нуждаются в коррекции эмоционально-волевой сферы личности. Обобщив данные исследования детей, пришли к выводу, что чаще всего имеем дело со следующими специфическими нарушениями эмоционально-волевой сферы личности: неуверенность в себе, снижение целеустремленности, нарушение социального взаимодействия, недостаточное развитие самостоятельности, неадекватность самооценки .        

 Нарушения подобного рода  проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, неготовности преодолевать трудности, снижении потребности в достижении успеха, повышенной агрессивности, недоверии к окружающим, чрезмерной импульсивности, эмоциональной холодности, нарушении эмоциональных контактов  с окружающими.         

 Таким образом, к концу  дошкольного возраста эмоционально-волевое  развитие должно быть на достаточно  высоком уровне для успешного  обучения  в школе ,что особо важно для  детей  с  нарушением интеллекта.  Психология располагает большим арсеналом методов для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы.

Дошкольный возраст считается  классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает  наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.     

 Из раскрытия понятия  игры педагогами, психологами различных  научных школ можно выделить  ряд общих положений:

1.Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

2.Игра детей есть самая свободная  форма их деятельности, в которой  осознаётся, изучается окружающий  мир, открывается широкий простор  для личного творчества, активности  самопознания, самовыражения.

3.Игра – первая ступень деятельности  ребёнка- дошкольника, изначальная  школа его поведения.

4.Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются,  и развиваются потому, что играют.

5.Игра – свобода самораскрытия,  саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

6. Игра – главная сфера общения  детей; в ней решаются проблемы  межличностных отношений, приобретается  опыт взаимоотношений людей.     

 Игровая деятельность влияет  на формирование произвольности  всех психических процессов –  от элементарных до самых сложных, отмечает Л.М. Костина [26, с.54]. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре. Кроме этого, разыгрывая роль, ребёнок стремится приблизить её к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребёнку постигать и учитывать нормы  и правила поведения .           

 Существует метод игротерапии  для  развития эмоционально-волевой сферы, который  широко использует Л.М. Костина [26 ,с.40].         

 Опишем более подробно метод  игротерапии. Игровая терапия  требует от специалиста эмоциональной  вовлеченности, способности к игровому перевоплощению, проявлению детской непосредственности.        

 Для лучшей организации игрового процесса целесообразно придерживаться определенных правил (по А. И. Захарову):

1.   При выборе игровых тем следует учитывать интерес ребенка и их значимость для коррекции.

2.   Игра должна строиться таким образом, чтобы способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей.

3.   Специалист не должен комментировать игру.        

 Таким образом, для развития  эмоционально-волевой сферы дошкольников  существует ряд методов, но самым, на наш взгляд, эффективным  и доступным в условиях дошкольного образовательного учреждения коррекционного вида    является  введение  в образовательный процесс  сюжетно-ролевых игр.  

2.2. Методики исследования

Цель работы:  изучить  особенности  эмоционально-волевой сферы  и подобрать  игры, направленные  на коррекцию эмоционально-волевой сферы  у  детей  старшего дошкольного возраста с  нарушением интеллекта.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы  старших дошкольников  с нарушением интеллекта.

2. Провести игры   с детьми, направленные на  коррекцию эмоционально-волевой сферы  у  детей  старшего дошкольного возраста с  нарушением интеллекта  и проанализировать полученные результаты.

Для решения поставленных задач в начале исследования использовалась совокупность методов исследования:

-  теоретические: теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;

- экспериментальные: наблюдение; тестирование; констатирующий и формирующий  эксперименты;

-   методы анализа экспериментальных данных: статистическая обработка, интерпретация результатов.        

 Выбранная методологическая  основа и поставленные задачи определили ход опытно-экспериментального исследования, которое проводилось в три взаимосвязанных этапа в течение 2009 г. 

 В исследовании  использовались следующие методы.         

1. Констатирующий эксперимент,  который проводился в начале исследования и был  направлен на выяснение уровня развития эмоционально-волевой сферы  детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.         

2. Формирующий эксперимент, который  позволил реализовать  педагогический эксперимент и проверить  на практике эффективность гипотетического предположения.           

3. Контрольный эксперимент, организованный  с целью проверки полученных  выводов и разработанной программы развития эмоционально-волевой сферы  детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.        

 В исследовании  были использованы  следующие  методики:

1. Методика  «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева) [51].

2.  Методика «Изучение произвольного поведения» (Г.А. Урунтаева) [51].        

 Рассмотрим  методики более подробно.        

 1. Методика  «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева).        

 Цель: изучение волевой регуляции  дошкольников.        

 Проводят наблюдение за ребенком  в разных видах деятельности (нами использовалось наблюдение  в игре, на занятиях, в  повседневной жизни).        

 Анализ данных проводят  по схеме:

1. Умеет ли ребенок удерживать  и достигать цели, поставленной  взрослым, а также самостоятельно  ставить цель и руководствоваться  ею в деятельности, добиваться  результата. Причины того, что цель не достигается.

2. Умеет ли ребенок сдерживать  свои эмоции (не заплакать, если  больно) и непосредственные желания  (помочь дежурным, когда хочется  играть; не выкрикивать на занятии,  а подождать своей очереди).

3. Какие волевые качества у  ребенка сформированы:

-дисциплинированность: подчиняется  ли ребенок правилам поведения  и деятельности; выполняет ли  требования взрослого, и насколько  точно; каковы причины невыполнения  требований взрослого; как реагирует на эти требования (выполняет сразу охотно, точно и правильно; выполняет неточно, после напоминаний; не выполняет; демонстрирует негативную реакцию); насколько осознанно подчинение правилам поведения и деятельности;

- самостоятельность: умеет ли  ребенок действовать без посторонней  помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и вида деятельности -указать каких), не умеет;

- настойчивость: умеет ли ребенок  достигать цели в условиях  неуспеха, затруднений, препятствий,  доводить дело до конца; как  реагирует на препятствия в  деятельности;

- организованность: умеет ли ребенок  рационально организовать свою  деятельность, действовать сосредоточенно;

- инициативность: умеет ли ребенок  проявлять инициативу; в каких  видах деятельности и как она  проявляется.

4. Какие волевые привычки сформированы  у ребенка: культурно-гигиенические (привычки регулярно поддерживать чистоту своего тела), привычка к регулярному труду, к напряженной деятельности.

Делают выводы о том, насколько  сформированы и развиты волевые  качества и привычки.        

2. Изучение произвольного поведения         

 Подготовка исследования. Подобрать  конструктор, привлекательные, интересные игрушки.        

 Проведение исследования. Эксперимент  проводится индивидуально с каждым ребенком. Он состоит из двух серий.        

 Первая серия. «Не подглядывай». Экспериментатор сообщает ребенку, что принес интересную игру, но нужно подождать, пока он приготовит все необходимое. Главное — не подглядывать, что делает взрослый, «а то будет неинтересно играть». Взрослый предлагает ребенку посидеть 3 мин с закрытыми глазами, а сам в это время создает видимость активной подготовки к игре (перекладывает детали конструктора, роняет их, стучит). Через 3 мин ребенок получает обещанную игру. Если дошкольник не выдерживает и открывает глаза раньше, экспериментатор делает вид, что не замечает нарушения правил, и дает ему игру. Если дети все 3 мин не открывают глаза, можно продлить испытание до 4 мин, но не более.        

 Вторая серия. «Дождись своей  очереди». В опыте участвуют двое  детей. Экспериментатор предлагает  одному из них поиграть в новую игру, а другому (испытуемому) посидеть 3 мин с закрытыми глазами и, не подглядывая, подождать своей очереди.        

 В обеих сериях фиксируют  время, в течение которого ребенок может ждать с закрытыми глазами; количество подглядываний за 3 мин эксперимента; поведение в процессе ожидания, число и репертуар самостоятельных действий ребенка. Отмечается: время ожидания (мин.), число подглядываний, количество самостоятельных действий.         

 Примечание. Самостоятельные действия  — действия, совершаемые во время ожидания, средства организации своего поведения:

запрещающие — ограничение возможности  видеть действия взрослого, создание внешнего запрета;

замещающие — ребенок переключает  себя на другое занятие (внешние —  завязывает шнурки, рисует что-то пальцем  на столе, выстукивает рукой или  ногой какую-то мелодию и т.д.; внутренние — беззвучно шевелит губами, чуть слышно напевает, улыбается, как будто вспоминает что-то).        

 Обработка данных. Сравнивают  количественные показатели выполнения заданий. Устанавливают отличия по признаку произвольности поведения детей.        

 Итак, нами подобраны методики  исследования, которые  позволяют  решить поставленные задачи.

2.3. Состояние эмоционально-волевой  сферы у старших дошкольников  с нарушением интеллекта

Констатирующий этап исследования с использованием вышеуказанных методик  позволил  выявить следующие  особенности развития эмоционально-волевой  сферы детей  старшего дошкольного возраста.          

 Результаты исследования  особенностей волевых проявлений, полученных по методике «Изучение волевых проявлений» представлены в таблице 1. 

Таблица 1

Результаты исследования особенностей волевых проявлений  у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

параметры

количество детей, %

Чел.

удержание и достижение цели

30

3

умение сдерживать эмоции и желания

30

3

сформированность волевых качеств:

   

-дисциплинированность

20

2

-самостоятельность

30

3

-настойчивость

30

3

-организованность

20

2

-инициативность

30

3

сформированность привычек:

   

-поддержание чистоты тела

30

3

-регулярный труд

30

3

-к напряженной деятельности

20

2

       

Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта