Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:26, дипломная работа
Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта.
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. 5
1.2 Клиническая характеристика……………………………………… 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика……………………….. 15
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 24
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
2.1. Основные понятия………………………………………………….. 25
2.2. Методики исследования…………………………………………… 36
2.3. Состояние эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………..
40
2.4. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….
44
Выводы по 2 главе……………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 54
Литература ……………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………. 61
Анализ психологической литературы позволяет выделить три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника:
– расстройства настроения;
– расстройства поведения;
– нарушения психомоторики.
К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение, что отмечается в работах Т.В. Аникеевой и А.М. Прихожан.
Как подчеркивает Т.И.Бабаева,
Нарушения эмоционального
I. Конституциональные причины (
II. Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением. Дошкольник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным:
А. Роженко, психолог
Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, неготовности преодолевать трудности, снижении потребности в достижении успеха, повышенной агрессивности, недоверии к окружающим, чрезмерной импульсивности, эмоциональной холодности, нарушении эмоциональных контактов с окружающими.
Таким образом, к концу
дошкольного возраста
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.
Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
1.Игра выступает самостоятельн
2.Игра детей есть самая
3.Игра – первая ступень
4.Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
5.Игра – свобода
6. Игра – главная сфера общения
детей; в ней решаются
Игровая деятельность влияет
на формирование
Существует метод игротерапии для развития эмоционально-волевой сферы, который широко использует Л.М. Костина [26 ,с.40].
Опишем более подробно метод
игротерапии. Игровая терапия
требует от специалиста
Для лучшей организации игрового процесса целесообразно придерживаться определенных правил (по А. И. Захарову):
1. При выборе игровых тем следует учитывать интерес ребенка и их значимость для коррекции.
2. Игра должна строиться таким образом, чтобы способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей.
3. Специалист не должен комментировать игру.
Таким образом, для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников существует ряд методов, но самым, на наш взгляд, эффективным и доступным в условиях дошкольного образовательного учреждения коррекционного вида является введение в образовательный процесс сюжетно-ролевых игр.
2.2. Методики исследования
Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить состояние эмоционально
2. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач в начале исследования использовалась совокупность методов исследования:
- теоретические: теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- экспериментальные: наблюдение; тестирование; констатирующий и формирующий эксперименты;
- методы анализа экспериментальных данных: статистическая обработка, интерпретация результатов.
Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход опытно-экспериментального исследования, которое проводилось в три взаимосвязанных этапа в течение 2009 г.
В исследовании
использовались следующие
1. Констатирующий эксперимент, который проводился в начале исследования и был направлен на выяснение уровня развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
2. Формирующий эксперимент,
3. Контрольный эксперимент,
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева) [51].
2. Методика «Изучение произвольного поведения» (Г.А. Урунтаева) [51].
Рассмотрим методики более подробно.
1. Методика «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева).
Цель: изучение волевой регуляции дошкольников.
Проводят наблюдение за
Анализ данных проводят по схеме:
1. Умеет ли ребенок удерживать
и достигать цели, поставленной
взрослым, а также самостоятельно
ставить цель и
2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди).
3. Какие волевые качества у ребенка сформированы:
-дисциплинированность: подчиняется
ли ребенок правилам поведения
и деятельности; выполняет ли
требования взрослого, и
- самостоятельность: умеет ли
ребенок действовать без
- настойчивость: умеет ли
- организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, действовать сосредоточенно;
- инициативность: умеет ли ребенок проявлять инициативу; в каких видах деятельности и как она проявляется.
4. Какие волевые привычки
Делают выводы о том, насколько сформированы и развиты волевые качества и привычки.
2. Изучение произвольного
Подготовка исследования. Подобрать конструктор, привлекательные, интересные игрушки.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. Он состоит из двух серий.
Первая серия. «Не
Вторая серия. «Дождись своей
очереди». В опыте участвуют двое
детей. Экспериментатор
В обеих сериях фиксируют
время, в течение которого
Примечание. Самостоятельные действия — действия, совершаемые во время ожидания, средства организации своего поведения:
запрещающие — ограничение возможности видеть действия взрослого, создание внешнего запрета;
замещающие — ребенок
Обработка данных. Сравнивают количественные показатели выполнения заданий. Устанавливают отличия по признаку произвольности поведения детей.
Итак, нами подобраны методики исследования, которые позволяют решить поставленные задачи.
2.3. Состояние эмоционально-
Констатирующий этап исследования с использованием вышеуказанных методик позволил выявить следующие особенности развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования особенностей волевых проявлений, полученных по методике «Изучение волевых проявлений» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования особенностей волевых проявлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
параметры |
количество детей, % |
Чел. | |
удержание и достижение цели |
30 |
3 | |
умение сдерживать эмоции и желания |
30 |
3 | |
сформированность волевых |
|||
-дисциплинированность |
20 |
2 | |
-самостоятельность |
30 |
3 | |
-настойчивость |
30 |
3 | |
-организованность |
20 |
2 | |
-инициативность |
30 |
3 | |
сформированность привычек: |
|||
-поддержание чистоты тела |
30 |
3 | |
-регулярный труд |
30 |
3 | |
-к напряженной деятельности |
20 |
2 | |