Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:26, дипломная работа
Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта.
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. 5
1.2 Клиническая характеристика……………………………………… 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика……………………….. 15
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 24
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
2.1. Основные понятия………………………………………………….. 25
2.2. Методики исследования…………………………………………… 36
2.3. Состояние эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………..
40
2.4. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….
44
Выводы по 2 главе……………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 54
Литература ……………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………. 61
Результаты
распределились следующим
- 30% детей способны удержать и достигать поставленную педагогом цель, некоторые самостоятельно способны ставить цели. Это хорошо проявлялось в игровой деятельности, в планировании своих действий.
Дети, которые не проявили
В ходе исследования выяснилось, что 30% детей умеют сдерживать свои эмоции и непосредственные желания, а остальные дети не проявили такой способности. Данные дети при выполнении трудных заданий могли бросить работу, порвать рисунок, кинуть мяч, уйти и т.д. При выполнении совместных игр в группе данные дети не всегда делали то, что требуется по правилам игры, говоря, что они не хотят этого.
Было выявлено, что 20% дошкольников обладают дисциплинированностью. Дошкольники, не обладающие ею, проявили следующее: они не подчинялись правилам поведения, не выполняли требований воспитателей, родителей, реагируя на них криком, плачем и т.д.
Самостоятельность в деятельности была выявлена у 30% дошкольников. Данные дети вполне самостоятельно выполняют ряд требований взрослых, без напоминаний, доводят действия до конца сами. Дошкольники, которые не проявили признаков самостоятельности, напротив, нуждаются в напоминании, в руководстве взрослых (одень что-то из одежды, вымой руки, собери игрушки и т.д.).
Настойчивость проявили 30% детей. Данные дети в ситуации неуспеха смогли мобилизоваться, проявить упорство. Для достижения успеха они могли еще раз спросить у воспитателя, посидеть, самостоятельно подумать. При возникновении препятствий в деятельности
(в игре, например) они могли найти выход из ситуации, используя дополнительные резервы (взять еще один стул, лист бумаги, игрушку и т.д.).
Организованность проявили 20% детей.
Данные дошкольники смогли
Инициативность была прослежена у 30% детей . Чаще всего инициативность была при проведении свободных игр. Дети предлагали свои игры, методы игры и т.д. Была отмечена инициативность у некоторых детей на развивающих занятиях.
Анализируя сформированность привычек детей, видим, что наиболее сформированы такие привычки, как: поддержание чистоты тела. Почти все дети почти без напоминаний моют руки перед приемом пищи, после прогулок. Дети привыкли, что они участвуют в подготовке к сервировке стола перед приемом пищи, и делают это без каких-либо затруднений.
В целом, подводя итог результатам, оценивающим особенности волевых проявлений у детей, видим, что отмечаются некоторые трудности в сформированности регуляции своей деятельности, в проявлении излишних эмоций у некоторых детей, в организации работы, в доведении дела до конца, в сдерживании своих эмоций и т.д. Данные особенности примерно одинаково проявились у детей каждой из исследуемых групп.
Следующим шагом исследования стало проведение методики «Изучение произвольного поведения». После проведения данной методики нами были сформированы три группы детей. В первую группу (высокий уровень развития произвольного поведения) вошли дети, которые смогли ожидать в течение 3 и более минут, подглядывали один раз, не проявляли самостоятельных действий.
Во вторую группу (средний уровень развития произвольного поведения) вошли дети, которые смогли ожидать в течении 1,6- 3 минут, при этом подглядывали 2-4 раза, проявили только одно самостоятельное действие.
В третью группу (низкий уровень развития произвольного поведения) вошли дети, которые смогли ожидать менее 1,6 минут, при этом подглядывали более 4 раз, проявили более одного самостоятельного действия. На рисунке 1 отражены результаты исследования.
Рис. 1. Результаты исследования по методике
«Изучение произвольного поведения»
Итак, результаты распределились следующим образом. Оказалось 60% детей с низким уровнем развития произвольного поведения. Данные дети при проведении исследования не смогли проявить волю и ожидать длительное время с закрытыми глазами. Они часто подсматривали, проявляли нетерпение, говорили, что тоже хотят поиграть, злились, делали много произвольных движений руками.
Средний уровень развития произвольного поведения показали 30% детей . Данные дети при проведении исследования смогли проявить некоторую волю и ожидали своей очереди в течение 1,6-3 минут, при этом они немного подглядывали и иногда могли сделать непроизвольное движение за конструктором.
Высокий уровень развития произвольного поведения показали 10% детей . Данные дети при проведении исследования смогли проявить волю и ожидали своей очереди в течении 3 минут и более, при этом они не подглядывали и не делали произвольных самостоятельных движений.
Итак, данная методика позволила выявить следующие особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста: старшие дошкольники испытывают трудности в произвольности поведения, не всегда могут сдерживать свои эмоциональные проявления, что может быть причиной при последующем обучении в школе.
Коррекционная работа по развитию
эмоционально-волевой сферы
После проведения диагностики дошкольников для детей были подобраны сюжетно-ролевые игры. Проведение игр осуществлялось следующим образом. Три раза в неделю в течение двух месяцев были организованы занятия для детей с использованием сюжетно-ролевых игр, основанные на ниже описанных принципах.
В процессе развивающей
1. Снять чрезмерное напряжение, страхи и тревожное состояние у детей.
2.
Создать положительное
3. Снять состояние психического дискомфорта.
4.
Помочь справиться с
5.
Дать возможность
6.
Формировать адекватную
7.
Развивать навыки общения,
8.
Осуществлять профилактику
9.
Развивать произвольное
Принципы построения работы с использованием сюжетно-ролевых игр.
1. Принцип ведущей деятельности, которая на каждом возрастном этапе выступает основным механизмом формирования психологических новообразований (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Предпочтение следует отдавать тем из них, которые могут быть лучше организованы взрослым и к которым испытывает большую склонность сам ребенок [67].
2. Принцип управления
3. Принцип смены психологической позиции связан с изменением отношения ребенка к себе, с развитием у него позиции субъекта деятельности. Освоив игровые, познавательные и иные действия, ребенок на заключительном этапе работы с готовностью идет на изменение принятой ранее позиции ведомого, принимает роль ведущего, организатора игры, учебного общения и т. д.
К принципам осуществления развивающей работы педагога относятся следующие [53].
1. Обеспечение чувства
2. Установление и поддержание продуктивного контакта. Темп речи, как и интенсивность невербальных проявлений (мимика, жесты) должны быть оптимальными для восприятия конкретного ребенка, иначе возникнут реакции утомления и дискомфорта. Устанавливая контакт, важно не рационализировать, не говорить «как надо», а обращаться к нему, используя образный строй речи без опасения потерять солидность и внушительность взрослого. Кроме того, необходимо уметь правильно «дозировать» психологическое воздействие и вовремя переключаться с одной формы работы на другую. Одному ребенку необходима поддержка, и он нуждается в «исповеди» и продолжительной беседе,. тогда как другому трудно «раскрыться» на первой же встрече и долго общаться на вербальном уровне, поэтому, работая с ним, важно не затягивать предварительную беседу и перейти к символическим формам самовыражения (рисунок и т. п.).
3. Эмпатия. Умение
4. Субъектное отношение к
5. Соответствие применяемых методов возрастным и индивидуальным особенностям детей. Учет возрастных особенностей и кризисов развития легко соотносится с принципом «присоединения» [22,с. 79]. Развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода с учетом зоны ближайшего развития.
В ходе работы мы соблюдали следующие принципы психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей:
1. Стимуляция и поддержка
Осознавая важность игры, необходимо не только специально создавать игровые ситуации и обеспечивать ребёнка игрушками, но и быть готовым обыграть любую текущую ситуацию. Игровые действия взрослого при этом должны быть выразительными, адекватными возможностям ребёнка.
2. Недирективность в игровом взаимодействии с ребёнком.
Признавая добровольность
3. Уважительное отношение к игре ребёнка и к самому ребёнку.
Ребенок может выбирать «глупую», «примитивную» с точки зрения родителей игру. Но это выбор ребёнка, на который он имеет право. Ребёнок вряд ли будет играть в то, что не имеет для него никакого смысла. В этой ситуации взрослый должен постараться понять эту игру, стать её участником и лишь только после установления партнёрских отношений показать возможности её модификации, т.к. игра действительно может быть слишком бедна и монотонна. Необходимо быть чрезвычайно чувствительным к сигналам ребёнка, показывающим его отношение к игре и игрушкам. Особенно недопустимы проявления критики к действиям малыша, необоснованное прерывание детской игры.
4. Адекватность игр и игрушек
уровню и особенностям
Каждый ребёнок рождается
со своими задатками.
5. Оптимальная организация
В ходе работы с детьми были соблюдены педагогические условия: